СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности " ЕГЭ на 100 баллов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности " ЕГЭ на 100 баллов"»







Содержание программы внеурочной деятельности «ЕГЭ на 100 баллов»



Пояснительная записка

С.3.

1. Планируемые результаты курса

С.4-5.

2.Содержание программы

С.5-6.

3.Тематическое планирование

С.6.

4.Календарно-тематическое планирование

С.6-8.












































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочный курс по русскому языку «ЕГЭ на 100 баллов» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа.

Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Актуальность выбора данного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит, своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.

Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.

Задачи курса:

  • изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

  • овладение основными нормами литературного языка;

  • создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;

  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

  • обучение анализу текста, его интерпретации;

  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;

  • развитие речевой культуры.

Методы, формы работы, используемые технологии

Методы:

1) объяснительно-иллюстративный;

2 )репродуктивный;

3) проблемное изложение изучаемого материала;

4) частично-поисковый, или эвристический;

5) исследовательский.



Используемые технологии:

1)развивающее обучение;

2) проблемное;

3) развитие критического мышления через чтение и письмо;

4) здоровьесберегающие



1.Планируемые результаты курса

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы базового уровня по русскому языку являются:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы базового уровня по русскому языку являются:

1)владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

- разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

- умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

- умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

- разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2)способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3)готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4)овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметные результаты

 В результате изучения курса учащиеся должны

знать / понимать

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • основные особенности функциональных стилей;

уметь:

  • оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

  • аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

  • оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Орфографические нормы (7 ч.) Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.

Пунктуационные нормы (4 ч.)

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст (4 ч.)

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи. (5 ч.)

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили речи (6 ч.)

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста..

Изобразительно-выразительные средства языка. (3 ч.)

Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция (5 ч.)

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.


Сроки реализации: 2023-2024 учебный год. Программа рассчитана на 34 недели- 34 часа (1 час в неделю)



3.Тематическое планирование

п/п

 Тематика курса

кол-во часов

теория

практика


11 класс

 



 1

Орфографические нормы

7

1

6

 2

Пунктуационные нормы

4

1

3

 3

Текст

4

1

3

 4

Функционально-смысловые типы речи

5

1

4

 5

Функциональные стили речи

6

1

5

 6

Изобразительно-выразительные средства языка

3

1

2

 7

Коммуникативная компетенция.

5

1

4


Всего

34

7

27







4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

К-во час.

Дата

план

факт

Примечание

I

Орфографические нормы

7




1.

Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок.

1




2.

Правописание корней. Безударные гласные корня.

1




3.

Гласные и, ы после приставок.

1




4.

Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.

1




5.

–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-);

1




6.

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.

1




7

Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.

1




II

Пунктуационные нормы

4




8.

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации.

1




9.

Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах;

1




10.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1




11.

Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи.

1




III

Текст

4




12.

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.

1




13.

Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста.

1




14.

Средства связи предложений в тексте.

1




15.

 Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

1




IV

Функционально-смысловые типы речи.

5




16.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.

1




17.

Повествование.

1




18.

Описание.

1




19.

Рассуждение.

1




20.

Предупреждение ошибок при определении типов речи.

1




V

Функциональные стили речи

6




21.

Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи.

1




22.

Разговорный стиль речи. Его особенности.

1




23.

Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста.

1




24.

Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля.

1




25.

Научный стиль, его особенности.

1




26.

Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста.

1




VI

Изобразительно-выразительные средства языка

3




27.

Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии.

1




28.

Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.

1




29.

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

1




VII

Коммуникативная компетенция

5




30.

Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)

1




31.

Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

1




32.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.

1




33.

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

1




34

Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. Психологическая подготовка к ЕГЭ.








Методическое обеспечение программы

Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений ученик получал в результате практической деятельности. Практические занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, написание сочинений, очерков- будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению русского языка,

Техническую оснащённость курса обеспечивают мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.

Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты и тесты.



Список рекомендуемой учебно-методической литературы


1.Е.С.Симакова. ЕГЭ.Русский язык. Комплексная поготовка. АСТ,2022.

2.И.В.Текучева. ЕГЭ.Русский язык. Полный курс в таблицах и схемах. АСТ,2022.

3.Д.Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. АСТ,2019.

4.Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2023. Легион,2022.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!