СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ"»







Содержание программы внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ»



Пояснительная записка

С.3.

1. Планируемые результаты курса

С.4-6.

2.Содержание программы

С.6-7.

3.Тематическое планирование

С.7.

4.Календарно-тематическое планирование

С.7-8.












































Пояснительная записка

Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Программа внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению обучающихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.

Цель занятий:

- повышение орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки к прохождению государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.

Задачи курса:

- обобщение и систематизация орфографических и пунктуационных правил русского языка, совершенствование грамотности обучающихся;

- развитие творческих способностей обучающихся, коммуникативных умений и навыков;

-формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение государственной итоговой аттестации.



Методы, формы работы, используемые технологии

Методы:

1) объяснительно-иллюстративный;

2 )репродуктивный;

3) проблемное изложение изучаемого материала;

4) частично-поисковый, или эвристический;

5) исследовательский.



Используемые технологии:

1)развивающее обучение;

2) проблемное;

3) развитие критического мышления через чтение и письмо;

4) здоровьесберегающие

1. Планируемые результаты курса



Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

-достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

- владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

 -владение разными видами чтения;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, сайта ФИПИ и др.учебных пособий;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор-мулировать их в устной и письменной форме;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного, литературы и др.);



- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

- владение всеми видами речевой деятельности;

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; 

- навык воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- навык создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;



- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения; осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.



2.Содержание учебного предмета

Введение

Раздел 1. Собеседование

Итоговое собеседование по русскому языку включает в себя четыре задания:

1. Чтение текста. 2. Пересказ текста с использованием дополнительной информации.

3. Монолог. 4. Диалог с экзаменатором-собеседником.

Раздел 2. Тестовая часть. ОГЭ-2024

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-12). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Раздел 3. Сжатое изложение

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных навыков, важнейшими из которых являются следующие:

—точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

—адекватно воспринимать авторский замысел;

—вычленять главное в информации;

—сокращать текст разными способами;

—правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

—находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Раздел 4. Сочинение

Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (13.1, 13.2, 13.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст.



Сроки реализации: 2023-2024 учебный год. Программа рассчитана на 34 недели- 34 часа (1 час в неделю)

3.Тематическое планирование



Разделы

Кол-во часов

теория

практика

Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания.

1

1

0

Собеседование

5

1

4

Тестовая часть

21

9

12

Сжатое изложение

3

1

2

Сочинение

4

0

4

Всего

34

12

22

















4.Календарно-тематическое планирование



Тема


Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания.

1






Собеседование

5



2

Собеседование по русскому языку. Требования и критерии оценивания устного собеседования. Задание 1. Чтение текста

1



3

Задание 2.Пересказ с использованием цитаты

1



4

Задание 3. Монолог

1



5

Задание 4. Диалог

1



6

Пробное собеседование

1



Тестовая часть

21



7-8

Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения. Задание 2

2



9-10

Синтаксический анализ. Характеристика предложений. Задание 3

2



11-12

Пунктуационный анализ. Соответствие между пунктуационными правилами и предложениями. Задание 4

2



13-14

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложении. Задание 5

2



15-16

Орфографический анализ. Задание 6

2



17-18

Орфографический анализ. Задание 7

2



19-20

Основные грамматические (морфологические) нормы современного русского литературного языка. Задание 8

2



21

Синтаксический анализ. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Задание 9

1



22

Анализ содержания текста. Задание 10

1



23-24

Анализ средств выразительности. Задание 11

2



25-26

Лексический анализ слова. Задание 12

2



27

Практическая работа с тестовыми заданиями. Работа с бланками

1



Сжатое изложение

3



28

Критерии оценки изложения. Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема исключение

1



29

Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение.

1



30

Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема обобщение.

1



Сочинение

4



31

Задание 13.1.

1



32

Задание 13.2.

1



33

Задание 13.3.

1



34

Отработка навыка написания сочинения.

1



Всего

34






Методическое обеспечение программы

Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений ученик получал в результате практической деятельности. Практические занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, написание сочинений, очерков- будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению русского языка,

Техническую оснащённость курса обеспечивают мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.

Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты и тесты.




Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1.И.П.Цыбулько: Русский язык. ОГЭ-2022. Типовые экзаменационные варианты. – М.: Национальное образование, 2021.

2.И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Д.А.Хаустова: Русский язык. Сборник заданий. ОГЭ-2022. – М.: Экзамен, 2021.

3.Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru. ОГЭ. Русский язык

4.Русский язык. ОГЭ 2022. Драбкина С.В., Субботин Д.И.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!