СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы финансовой грамотности» для среднего общего образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, Примерной   программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации  программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций  по финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы финансовой грамотности» для среднего общего образования.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области "Новохоперская средняя общеобразовательная школа №2"


ПРИНЯТО

решением методического объединения

учителей гуманитарного цикла ПРОТОКОЛ № 1

от "30" августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Любич Н. П. " " 2022 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Основы финансовой грамотности»

для среднего общего образования.

Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)









Составитель: Шаповалов Александр Владимирович, учитель истории и обществознания





















Новохоперск 2022

СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка

3

Содержание учебного предмета

6

Планируемые результаты

7

Тематическое планирование

10

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.

Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательное освоение обучающимися элементов финансовой компетентности в сфере экономики семьи.

Учебная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Основы финансовой грамотности». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10– 11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому миимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

Программа и учебно-методический комплекс по финансовой культуре позволяют учителю реализовать образовательную технологию, в основе которой лежит системно-деятельностный подход, возможности информационно-коммуникационных технологий, применяемых как для организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так и практико-ориентированного функционального использования знаний о финансах в повседневной жизни.

Содержание программы учитывает возрастные особенности обучающихся и направлено на постепенное освоение всего комплекса метапредметных и предметных умений в контексте формирования финансовой культуры. Учебный материал для 5—6 класса носит вводный характер. Он включает вопросы основ финансового планирования и роли денег в жизни семьи и общества, а также обращение к ценностным основам финансового поведения школьников.


ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

• Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

• Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015

№1577);

• Авторская программа по финансовой грамотности, 10-11 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА- ПРЕСС» - 2017.

• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»);

• Образовательная программа среднего общего образования МОУ «Новохоперская СОШ № 2».


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Цель обучения: формирование у учащихся 10–11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Целями изучения курса «Основы финансовой грамотности» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи реализации учебного курса «Основы финансовой грамотности»:

  • формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся старшего школьного возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в области финансового планирования, осуществления банковских операций, роли денег в современном мире, роли государства в обеспечении финансовых отношений, социальной защиты, налогообложения, возможностей инвестирования, страхования, будущего пенсионного обеспечения;

  • развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в старшем школьном возрасте, становление её финансовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к финансовым технологиям, особенностям финансового планирования; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов;

  • освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных, при использовании интернет-сервисов, антикоррупционного поведения;

  • развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, банковских услугах; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного участия в экономической жизни общества, семьи;

  • создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;

  • формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Курс «Основы финансовой грамотности» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами, «Обществознание», «История», «Математика», «География».



МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение курса «Основы финансовой грамотности» базовым учебным планом: в 10—11 классах по 0,5 учебных часов в неделю при 34 учебных неделях. В 10 классе – 16 часов, в 11 – 18 часов. Итого 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

10 КЛАСС

Введение. (1 час)

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (5 часов)

Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, авто- кредитование, потребительское кредитование.

Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (5 часов)

Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX.

Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (4 часа)

Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация.

Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.

Обобщение (1 час)



11 КЛАСС

Введение. (1 час)

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (4 часа) Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия. Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании. Собственный бизнес: как создать и не потерять. (5 часов) Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес. Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение. Риски в мире денег: как защититься от разорения (4 часа) Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (3 часа)

Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение.

Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пен- сии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.

Обобщение (1 час)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение курса «Основы финансовой грамотности» в 10 – 11 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

    • сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

    • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

    • готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

    • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

    • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

    • мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

    • осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные. 1. Регулятивные универсальные учебные действия:
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;
  • умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • умение осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;
  • умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник научится:

Основные концепции экономики

  • определять границы применимости методов экономической теории;

  • анализировать проблему альтернативной стоимости;

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и характеризовать ее;

  • иллюстрировать примерами факторы производства;

  • характеризовать типы экономических систем;

  • различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства.

Микроэкономика

  • анализировать структуру бюджета собственной семьи;

  • строить личный финансовый план;

  • анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;

  • принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

  • владение умением решать практические финансовые задачи;

  • владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям;

  • определение стратегических целей в области управления личными финансами;

  • постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;

  • планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;

  • анализировать собственное потребительское поведение;

  • определять роль кредита в современной экономике;

  • применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;

  • объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;

  • определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;

  • различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства;

  • анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;

  • объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;

  • объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • сравнивать виды ценных бумаг;

  • анализировать страховые услуги;

  • определять практическое назначение основных функций менеджмента;

  • разрабатывать бизнес-план;

  • сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;

  • объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;

  • приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.

  • анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;

  • объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;

  • объяснять особенности современной экономики России.


Выпускник получит возможность научиться:

Основные концепции экономики

  • критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

  • анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

  • владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;

  • оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;

Микроэкономика

  • применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

  • оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

  • применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

  • понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;

  • оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;

  • рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

  • создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;

  • решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

  • грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

  • моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.

Макроэкономика

  • владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого экономического роста;

  • использовать нормативные правовые документы при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических задач;

  • анализировать события общественной и политической жизни разных стран с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

  • оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения;

  • использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик;

  • анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России;

  • решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные макроэкономические ситуации;

  • грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;

  • отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников;

  • аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


10 класс

п/п

Наименование разделов тем проёграммы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


всего

Контрольные работы

Практические работы


Раздел 1. Введение


1.1.

Введение

1





Итого по разделу

1



Раздел 2. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни


2.1.

Банковская система

1



www.ereport.ru

www.cmmarket.ru

www.beafnd.org

www.minpromtorg.gov.ru


2.2

Как сберечь деньги с помощью депозитов

1



www.ereport.ru

www.cmmarket.ru

www.beafnd.org

www.minpromtorg.gov.ru


2.3

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

1


1

www.ereport.ru

www.cmmarket.ru

www.beafnd.org

www.minpromtorg.gov.ru


2.4

Кредит: зачем он нужен и где его получить

1


1

www.ereport.ru

www.cmmarket.ru

www.beafnd.org

www.minpromtorg.gov.ru


2.5

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

1



www.ereport.ru

www.cmmarket.ru

www.beafnd.org

www.minpromtorg.gov.ru


Итого по разделу

5



Раздел 3. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов


3.1

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

1



www.ereport.ru

www.cmmarket.ru

www.beafnd.org

www.minpromtorg.gov.ru


3.2

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

1


1

www.ereport.ru

www.cmmarket.ru

www.beafnd.org

www.minpromtorg.gov.ru


3.3

Граждане на рынке ценных бумаг

1



www.ereport.ru

www.cmmarket.ru

www.beafnd.org

www.minpromtorg.gov.ru


3.4

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

1



www.ereport.ru

www.cmmarket.ru

www.beafnd.org

www.minpromtorg.gov.ru


3.5

Операции на валютном рынке: риски и возможности

1



www.ereport.ru

www.cmmarket.ru

www.beafnd.org

www.minpromtorg.gov.ru


Итого по разделу

5



Раздел 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата


4.1

Что такое налоги и почему их нужно платить

1



www.minpromtorg.gov.ru

http://www.minfin.ru/ru

www.ereport.ru


4.2

Основы налогообложения граждан

1



www.minpromtorg.gov.ru

http://www.minfin.ru/ru

www.ereport.ru


4.3

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

2



www.minpromtorg.gov.ru

http://www.minfin.ru/ru

www.ereport.ru


Итого по разделу

4




Обобщение

1


1


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

16


5



11класс

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Введение

1.1.

Введение

1




Итого по разделу

1


Раздел 2. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

2.1.

Страховой рынок России: коротко о главном

1



http://хочумогузнаю.рф/

2.2.

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

1



http://хочумогузнаю.рф/

2.3.

Если нанесён ущерб третьим лицам

1


1

http://хочумогузнаю.рф/

2.4.

Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика

1



http://хочумогузнаю.рф/

Итого по разделу

4


Раздел 3. Собственный бизнес: как создать и не потерять

3.1

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать

1


1

http://хочумогузнаю.рф/

3.2

Пишем бизнес-план

1



http://хочумогузнаю.рф/

3.3

Расходы и доходы в собственном бизнесе

1


1


3.4

Налогообложение малого и среднего бизнеса

1



https:// http://iloveeconomics.ru/

http://хочумогузнаю.рф/

https://www.nes.ru/

3.5

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

1



http://хочумогузнаю.рф/

Итого по разделу

5


Раздел 4. Риски в мире денег: как защититься от разорения

4.1

Финансовые риски и стратегии инвестирования

1



www.ereport.ru

www.cmmarket.ru

www.beafnd.org

www.minpromtorg.gov.ru

4.2

Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников

1



www.ereport.ru

www.cmmarket.ru

www.beafnd.org

www.minpromtorg.gov.ru

4.3

Виды финансовых пирамид

1




4.4

Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет

1




Итого по разделу

4


Раздел 5. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

5.1

Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия

1



http://хочумогузнаю.рф/

5.2

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

1



http://хочумогузнаю.рф/

5.3

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

1



http://хочумогузнаю.рф/

Итого по разделу

3





Обобщение

1




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПОПРОГРАММЕ

18


4


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
  1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: матери алы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
  1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: матери алы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.

  2. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методи ческие рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.

  3. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  4. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: кон трольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.

  5. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: матери алы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.

  6. Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАН- ХиГС, 2013.

  7. Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013.

  8. Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011.

  9. Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Бре- хова. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


1. www.ereport.ru

2. www.cmmarket.ru.

3. www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг .

4. www.stat.hse.ru.

5. www.cefir.ru.

6. www.beafnd.org

7. www.vopreco.ru

8. www.tpprf. ru.

9. www.rts.micex.ru.

10. www.economy.gov.ru/minec/ma.

11. www.minpromtorg.gov.ru .

12. www.fas.gov.ru.

13. http://www.minfin.ru/ru.

14. www.cbr.ru.

15. www.gks.ru.

16. www.nalog.ru.

17. www.wto.ru .

18. www.worldbank.org/eca/russian.

19. www.imf.org.





МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Печатные пособия раздаточные

  2. Печатные демонстрационные пособия

  3. DVD-фильмы

  4. Компакт-диски

  5. Интерактивные пособия

  6. Общее и вспомогательное оборудование для кабинета


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
  1. Классная магнитная доска.

  2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.

  3. Колонки

  4. Компьютер


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!