СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Трудные вопросы орфографии" 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Трудные вопросы орфографии" 8 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.

Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса, которым предстоит сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, рассчитана на 34 часа (1час в неделю).

Элективный курс поможет обучающимся комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, научит избежать грамматических и речевых ошибок, построить высказывания с соблюдением норм, составить тексты и сообщения, отредактировать их.

Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены школьниками в процессе изучения базового курса русского языка.

Цель изучения курса

Данный элективный курс направлен на обеспечение качественной подготовки обучающихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Задачи изучения курса

Основные образовательные задачи курса:

  • расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;

  • повысить уровень логического мышления обучающихся;

  • создать условия для формирования языковой компетенции ;

  • восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;

  • выработать навык комплексного анализа текста;

  • совершенствовать навыки работы над изложением.

Развивающие задачи курса:

  • развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;

  • способствовать развитию речи обучающихся;

  • совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);

  • способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.

Воспитательные задачи курса:

  • формировать ключевые компетенции;

  • повышать интерес к гуманитарному образованию;

  • воспитывать грамотного гражданина РФ.

По окончании курса обучающиеся должны знать:

  • принципы русской орфографии и пунктуации;

  • основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность;

  • алгоритм написания сжатого изложения.

По окончании курса обучающиеся должны уметь:

  • использовать основные приемы информационной переработки текста;

  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

  • использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;

  • применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике;

  • применять алгоритм написания сжатого изложения;

  • уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;

  • грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;

  • владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).

Основные формы организации занятий - семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения, презентации, письменные работы и тесты в формате ОГЭ.

Планируемые результаты

Главным результатом освоения курса является готовность обучающихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.

Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • строить жизненные планы во временной перспективе;

  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

Предметные:

Ученик 8 класса научится:

  • владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

  • моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

  • работать над расширением словарного запаса;

  • применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

иметь представление:

  • о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

  • о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

  • о нормах речевого поведения в различных сферах общения.

определять:

  • основные понятия культуры речи, основные качества речи;

  • показатели индивидуальной культуры человека;

  • языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

  • изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

  • основные нормы литературного языка;

  • назначение речевого этикета;

  • значение различных видов словарей в жизни человека.

  • качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

Содержание программы

Раздел 1. Введение. (1 час)

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.

Раздел 2. Построение сжатого изложения. (5 часов)

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Раздел 3. Орфография. (14 часов)

Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н - нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц.

Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Раздел 4. Пунктуация. (10 часов)

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные члены предложения. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении, в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. Тире и двоеточие в предложениях. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме ОГЭ.

Раздел 5. Тестирование. (4 часа)

Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче Государственной итоговой аттестации.

Тематическое планирование

Наименование разделов, тем

Ко-во часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Введение.

1

1


2

Построение сжатого изложения.

5

4

1

3

Орфография.

14

11

3

4

Пунктуация.

10

8

2

5

Тестирование.

4


4


Итого

34

24

10









Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Литература для учителя

1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. : Просвещение, 2011;

2) Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений». Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2002;

3) Е.П. Черногрудова. «Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык.9 кл.»».М.: Экзамен, 2013;

4) М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому языку.9класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 9класс»». М.: Экзамен, 2014;

5) Е.В.Петрова. «Тесты по русскому языку.9 класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой и др.».М.: Экзамен, 2011;

6) Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические материалы. 9класс», М.: Просвещение, 2013;

7) Н.Н.Соловьева. «Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс».М.: Просвещение, 2012.

8) ОГЭ – 2017: Экзамены в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты/ авт.- сост. И. П. Цыбулько, Л. С. Степанов – М. АСТ: Астрель, 2016, - ФИПИ;

9) Львова С. И. комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. – М., 2004;

10) Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. – М. 1983;

11) Панов М. В. Занимательная орфография. – М., 1984;

12) Розенталь Д. Э. А как сказать лучше? – М., 1988.


Литература для учащихся

1) Г.Г. Граник. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991;

2) Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 1986;

3) Голуб И. Б. , Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. – М. 1989;

4) Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. М.: Просвещение, 2006;

5) Голуб И. Б. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 2005.


Справочная литература для учащихся

1) Д.Н. Ушаков. Орфографический словарь. М.: Просвещение, 1990 (41 изд.);

2) М.Т. Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. М., Просвещение, 2007 (11 изд);

3) Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.М.,1991;

4) М.С.Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1998 ( 3 изд) ( под редакцией Ф.П.Филина);

5) В.В. Одинцов и др. Школьный словарь иностранных слов. Под редакцией В.В. Иванова.-8 изд..- М.: Просвещение, 2006;

6) М.Т. Баранов. Школьный словарь образования слов русского языка.- 4 изд.- М.: 2006;

7) З.А.Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка.- 2 изд.- М.: Просвещение, 1998;

8) А.Н.Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- 2 изд., перераб. -М. :Просвещение, 1991;

9) В.П. Жуков. А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка.- 5 изд., перераб. и дополн. -М.: Просвещение, 2005;

10) М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка.- 8 изд., испр. и дополн. -М.: Просвещение, 2006;

11) Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1997;

12) П.А. Лекант, В.В. Леденева. Школьный орфоэпический словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006;

13) Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-XIX вв.).М.: Просвещение, 1996;

14) М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: справочные материалы. Под редакцией Н. М. Шанского- 10 изд.-М.: Просвещение, 2007;

15) А.А. Семенюк, А.А. Матюшина. Школьный толковый словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006.



Мультимедийные пособия.

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».

  4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

  5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.

  6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс. Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся.

  7. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Интернет- ресурсы:

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

Русское слово http://www.rusword.com.ua




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!