СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа театральной студии "Непоседы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа театральной студии "Непоседы"»

Отдел по образованию и молодёжной политике администрации Грибановского муниципального района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Листопадовская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района Воронежской области




Принята решением

Педагогического совета

(Протокол № )

от « » августа 2022 г.

Утверждаю

Директор школы

от «31» августа 2021 г. №65

____________ Л.А Чернавина

Приказ № ____

От …08.2022 г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Театральная студия «Непоседы»

Направленность: художественная

Вид программы: модифицированная

Возраст обучающихся: 10 - 14 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень освоения программы: ознакомительный









Составитель:

педагог дополнительного образования

МКОУ Листопадовская СОШ

Корчинская Екатерина Алексеевна







С. Листопадовка, 2022 год

Содержание


1.Пояснительная записка………………………………….……………3 стр.

2.Учебно-тематический план …………………………………...….…10 стр.

3.Содержание изучаемого курса……………………………….…......11 стр.

4.Ожидаемые результаты программы …………………………….….15 стр.

5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы………………………………………………………………16 стр.

6. Список литературы………………………………………………..…18 стр.











































1.Пояснительная записка


«Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»

К.Г. Паустовский

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива , расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная студия «Непоседы» (далее - Программа) по направленности - художественная.

Вид программы: Модифицированная.

Нормативно-правовой аспект

Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов:

1.      Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.      Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.   

4. "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20.

5. Федеральный проект "Успех каждого ребенка", утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».      

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 № 38 "О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467".

7. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» ,  рассмотрен и одобрен на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам в составе паспорта национального проекта «Образование» (протокол от 29 октября 2020 года № 11).

8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.  №09-3242

9.      Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

10. «Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах». Локальный акт МКОУ Листопадовской СОШ. Приказ № 71/1 от 28.08.2015 г.

11. Устав МКОУ Листопадовской СОШ, утверждённый Постановлением администрации Грибановского муниципального района Воронежской области от 09.10.2017 г. № 514.


Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий обучающиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической грамоты.Любой ребенок получит возможность отожествлять себя с театральным персонажем (перевоплощаться), а также научиться находить соответствующие выразительные средства для передачи образа в движении, мимике, жестах, интонациях.В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию.

Занятия детей в театральных студиях как нельзя лучше способствуют воспитанию этих драгоценных личностных качеств. Данная программа предусматривает включение детей в деятельность творческого объединения, с перспективой участия в совместных творческих проектах. Работа в группе, укрепляет «чувство локтя», дети ощущает свою необходимость, свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности. Все вышеперечисленные качества столь необходимы в современном обществе. Поэтому программа театральной направленности актуальна.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, чтобы создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. Методы и приемы, используемые в данной программе, обеспечивают быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу театра, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи. Эффективность использования театрализованной деятельности заключается в том, что уже в самих играх заложено разнообразие различных методов и приемов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка.

Уровень программы: стартовый.



Цель и задачи программы

Цель программы: творческое развитие личности ребенка, способной к успешной социальной адаптации посредством приобщения к театральному искусству.

Задачи:

Образовательные:

- Обучение детей элементарным актерским навыкам; совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, драматических сказок, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.

- Обучение детей четкой дикции, внятному произношению слов, активнойартикуляции.
- Ознакомление детей с терминологией театра.

- Обучение детей играть полноценный спектакль в коллективе.

Развивающие:

- Развитие умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

- Развитие творческого мышления, воображения, памяти.

- Развитие речевого аппарата, пластической выразительности.

Воспитательные:

- Воспитание культуры поведения на сцене и за кулисами.

- Воспитание чувства коллективизма.

- Воспитание коммуникативных способностей, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.

Отличительнаяособенность программы заключается в том, что она помогает ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои возможности, успехи и неудачи. При взаимном сотрудничестве с педагогом создаются условия, в которых дети смогут поверить в себя, в свои силы. Работа в объединении даёт эту возможность каждому обучающемуся. Дети с разными способностями могут реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение.

Адресат программы

В объединение принимаются все желающие дети в возрасте от 10 до 14 лет. Прием обучающихся производится на любом этапе учебного процесса. Без учёта творческих способностей и гендерного состава, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий театральной деятельностью.

Психологические особенности обучающихся 10-14 лет

Как и любой другой, подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.

Все то, к чему подросток привык с детства — семья, школа, сверстники, — подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.

«Вызов взрослым — не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению» (Ч. Шелтон).

Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент — отчуждение, т. е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях и ее совокупным результатом являются сложности при «врастании» в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях

подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются.


По срокам реализации.

Программа рассчитана на 1 год и осуществляется на базе МКОУ Листопадовской СОШ.

Форма обучения очная.

Количество обучающихся в объединении 10-15человек. Обучение проводится в 2-х направлениях:

  1. усвоение теоретических знаний;

  2. формирование практических навыков.


Обучение возможно с применением дистанционных технологий в период карантина, с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденные приказом Министерства образования науки РФ от 23.08.2017г. №816.


Формы и режим занятий:

Занятия проводятся в оборудованном кабинете 1 раз в неделю по 1,5 академических часа по 45 минут (54 часа в год). Занятия проводятся со всем составом объединения, с учётом индивидуальных способностей и запросов обучающихся.

Календарный учебный график:

Начало учебного года 01 сентября;

Окончание учебного года 31 мая;

Количество учебных недель: 36;

Количество учебных часов: 54

На занятиях используются следующие формы:

  • Теоретические и практические занятия.

  • Индивидуальные, групповые, коллективные.

  • Театральные игры.

  • Беседы.

  • Тренинги.

  • Спектакли.

  • Праздники.

На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.

На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

Обучение на занятиях осуществляется на основе как с коллективной работой с учащимися, так и индивидуальной. В театральную студию дети приходят с большим желанием приобщиться к прекрасному, играть и выступать. Атмосфера театральных занятий пробуждают в детях их творческое, художественное начало. Создается деловое сотрудничество: педагог – ребенок, режиссер – актер. Здесь каждый сможет полно выразить свои мысли и чувства, свои желания и возможности. Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу ребенка – индивидуальную, групповую или коллективную. Групповая работа предпочтительнее для ребят. Они с удовольствием общаются между собой, распределяя данные педагогом задания, роли. Это возможность не только хорошо узнать друг друга, но и сравнить себя с ними. Кроме того, этот принцип работы требует внимание, уважение и терпимость к чужой точке зрения, умение отстаивать свою. Ребята приходят к выводу, что их успех зависит от совместной коллективной работы, от их партнерства. Особенно это важно во время постановки спектакля. От этого зависит его результат. Поэтому обучающий процесс строится на основе групповых занятий, обеспечивая для них разнообразие ролевых игр, тренингов. Основное содержание занятий составляет работа по сценическому воплощению. Он строится на основе принципов реалистического искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно – воспитательных задач.

Программа учитывает основные принципы деятельности педагога дополнительного образования:

- гуманизации педагогического процесса;

- успеха;

- доступности;

- наглядности.

- креативности.

Вучебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности.

Основными методами реализации данной программы можно считать:

  • метод театрализации;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод работы «от простого к сложному»;

  • игру.

Метод театрализации заключается в синтезе звуков, света, мелодий, интонаций и пространстве времени, раскрывающих образ в разных вариациях, в пронесении их через единое «сквозное действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам театра.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Входной контроль осуществляется в начале учебного года в форме творческого задания.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии.

Промежуточная и итоговая аттестация проводятся по окончании первого и второго полугодия, соответственно.

Педагогические технологии используемые при реализации программы.

Здоровьесберегающие технологии - обеспечивают ребенку возможность сохранения здоровья и формируют знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Информационно-коммуникационные технологии-формируют основы информационной культуры ребёнка. Подбор материала к спектаклям и для оформления сцены.

Игровая технология

Система игровых заданий и различных игр направлены на усвоение детьми содержания программы.

Личностно-ориентированная технология –созданиеусловий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Алгоритм работы над пьесой.

1. Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

4. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

5. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.

6. Репетиция всей пьесы целиком.

7. Премьера.

Формы контроля: для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

 текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

 промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы;

 итоговый – открытые занятия, спектакли. Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в различных мероприятиях, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Программа является примерной и носит вариативный характер. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем. В течение года педагог может вносить в неё изменения в зависимости от учебного и воспитательного плана учреждения, а также запросов обучающихся, материальной обеспеченности, при этом решая основные задачи.

 


























2.Учебно-тематический план

п/п

Наименование тем/разделов

Количество часов

Форма аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

-

2

Основы театральной культуры

5

2

3

Викторина

3

Театральная игра

6

2

4

Творческая работа

4

Ритмопластика

6

2

4

Творческая работа

5

Культура и техника речи

7

2

5

Творческая работа

6

Выразительные средства в театре 

7

2

5

Творческая работа

7

Работа над спектаклем 

20

4

16

Показ спектакля

8

Подведение итогов 

1

-

1

Творческая работа


Итого

54

15

39























3.Содержание изучаемого материала.


Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.

Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:

  • выбор пьесы и обсуждение ее сдетьми;

  • деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;

  • работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;

  • поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;

  • создание совместно с детьми экскизов декораций и костюмов;

  • переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;

  • работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

  • репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;

  • рапетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;

  • назначение ответственных за смену декораций и реквизита;

  • премьера спектакля;

  • повторные показы спектакля.


Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются очередные страницы летописи школьного театра.

Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.







































4. Ожидаемые результаты программы

Личностные результаты:

•Уметь самоопределяться (делать выбор);

•Проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности; 

•Быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы;

•Активно участвовать в   социальной деятельности;

•Осознать ценность своей творческой деятельности для окружающих.

Метапредметные результаты:

• Планировать свои действия на отдельных этапах работы над спектаклем.

• Анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога

позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

• Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.

• Проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

• Включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и

активность.

• Работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.

• Слушать собеседника.

• Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению.

• Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

• Выразительному чтению.

• Различать произведения по жанру.

• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

• Видам театрального искусства, основам актёрского мастерства.

• Сочинять этюды по предлагаемым обстоятельствам.

• Уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,злоба, удивление, восхищение).
















5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы


Условия реализации программы

На каждый этап обучения предлагается определенный минимум умений, навыков, сведений по театральному искусству. Программа является основой занятий.Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, педагог, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий.

Материально-техническое обеспечение программы

1.Наличие просторной аудитории для групповых и индивидуальных занятий,гдедолжны быть стулья, столы,шкафы для хранения костюмов, реквизита, декораций, дидактического материала.

2. Наличие зала с достаточным количеством посадочных мест для прогонных репетиций и выступлений.

3. Микрофоны.

4. Ноутбук, колонки.

5. Мультимедийный проектор.

6.Экран.

7.Материалы для изготовления декораций (бумага, гуашь, карандаши, клей, картон, ватман, рейка)

8.Материалы для реставрации сценических костюмов (нитки, ткани, и др.)

9. Большое зеркало.

Формы аттестации обучающихся

1. Открытые занятия.

2.Отчетные спектакли.

3.Участие в концертах и праздниках

4. Индивидуальные задания различного вида.

Оценочные материалы

В качестве стартовой диагностики детям предлагается ряд заданий, позволяющих выявить начальный уровень подготовки в области актерского мастерства (задания на сценическую импровизацию) и художественного слова (прочесть прозаический отрывок, стихотворение, басню). По итогам изучения каждого раздела проводится оценивание результатов деятельности участников в форме самостоятельной показательной творческой работы.

Дляпромежуточной аттестации организуются коллективные обсуждения вопросов на практических занятиях; самостоятельная подготовка этюдов и упражнений. Обсуждение выполнения заданий проводится коллективно. Театрализованное представление.

Итоговой аттестацией по программе является отчетный спектакль.

По завершении обучения дети смогут продемонстрировать полученные знания, готовность к сценическому перевоплощению и выступлению перед аудиторией; способность ориентироваться в сценическом пространстве, работать с театральным реквизитом и костюмами; способность подбирать и анализировать поэтический и прозаический материал для индивидуального репертуара.


Диагностика.(Метод диагностики – наблюдение, собеседование)


ФИО

Познавательная активность

Сформированность самостоятельности

Коммуникативные умения


-Низкий уровень

-Средний уровень

-Высокий уровень

-Низкий уровень

-Средний уровень

-Высокий уровень

-Низкий уровень

-Средний уровень

-Высокий уровень


3 балла – высокий уровень

Ребенок инициативен; активно, самостоятельно с радостью участвует в драматизации; импровизирует, умеет взаимно действовать и «руководить» сразу несколькими играющими; понимает эмоциональное состояние героев.

2 балла – средний уровень

Активно участвует в драматизации, понимает эмоциональное состояние персонажей, старается выбирать адекватные выразительные средства, участвует в распределении роли.

1 балл – низкий уровень

Участвует в драматизации, может выражать свое мнение по поводу понравившихся персонажей, не активен в выборе выразительных средств.

Текущая диагностика осуществляется на протяжении всего курса обучения, данные о результатах творческой деятельности обучающегося в объединении заносятся в индивидуальную карточку.


Критерии

Диагностика

Полугодие

Конец года

Ф.И. ребенка

1

Уровень познавательного интереса:

интерес проявляется часто



редко



почти никогда



2

Проявление творчества:

всегда




иногда




никогда











6. Список литературы.

Для педагога:

  • Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

  • Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

  • Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.

  • Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста

  • Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.

  • Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.

  • Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.

  • Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.

  • Гурков А.Н. Школьный театр.-Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

  • Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг

  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006. – 208 с.

  • Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

  • Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.

  • Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.

  • Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А. Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.

  • Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.

  • Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.

  • Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.

  • Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.

  • Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.

  • Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.

  • Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с.

  • Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА-ПРЕСС.- 2000. – 144с.

  • Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.

  • Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.

  • Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

  • Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.

  • Холл Д.Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.

  • Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.

  • Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.

  • Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.

  • Я познаю мир: Театр: Дет.энцикл./ И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.

Для детей:

  • Я познаю мир: Театр: Дет.энцикл./И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.

  • Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.

  • Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.

  • Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.


















Приложение 1

Методические материалы

            1. Упражнение 1 (по системе Станиславского)

Актеры становятся друг напротив друга в два ряда. Первый делает какое-либо движение. Второй (стоящий напротив него) повторяет это движение. Третий (стоящий рядом с первым в противоположном ряду), наблюдая за вторым, делает то же движение. Так, движение, заданное первым, повторяется «зигзагом».

            1. Упражнение 2

«Зеркало». Это упражнение предложено Л. М. Шихматовым.

Два актера становятся друг против друга. Один как бы смотрится в зеркало, другой является «отражением» и повторяет все движения первого. Это упражнение имеет ту особенность, чти «зеркало» проделывает движения левой рукой в ответ на движение правой руки смотрящегося (как в настоящем зеркале). В этом упражнении важна одновременность, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы «зеркало» вовремя улавливало каждое движение. У «зеркала» движения должны точно совпадать с движениями смотрящегося. Можно делать перед зеркалом гимнастику, причесываться, пудриться, протирать стекло, завязывать галстук, бриться и т. п. Затем участники меняются местами. (Можно поставить пустую раму, и делать упражнение через раму.)

            1. Упражнение 3

Актеры разбиваются по двое-трое. Каждой группе дается предмет, который они рассматривают в течение нескольких минут. За это время они должны не только хорошо рассмотреть предмет, но и заглянуть в его прошлое, придумать ему «родословную». В конце упражнения каждая группа рассказывает про свой предмет. На основе этих историй все вместе сочиняют мини-пьесу, в которой принимают участие все предметы.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

   Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, педагог объясняет детям, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.

«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

   Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар.  Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется.  Главное – гримасничать как можно более активно.

«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная  со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».


ЭХО (по Н. Пикулевой)

В е д у щ и й                                                            Д е т и

Собирайся, детвора!                                               Ра! Ра!

Начинается игра!                                                     Ра! Ра!

Да лошадок не жалей!                                            Лей! Лей!

Бей в ладошки веселей!                                         Лей! Лей!

Сколько времени сейчас?                                      Час! Час!

Сколько будет через час?                                       Час! Час!

И неправда: будет два!                                           Два! Два!

Дремлет ваша голова!                                             Ва! Ва!

Как поёт в селе петух?                                            Ух! Ух!

Да не филин, а петух?                                             Ух! Ух!

Вы уверены, что так?                                              Так! Так!

А на самом деле как?                                              Как! Как!

Если кто – то закукарекал, отдаёт фант, и игра начинается  сначала.

Этюды

  • «Органическое молчание». Актеры взаимодействуют на сцене без возможности говорить. Невозможность говорить обеспечивается местом действия: читальный зал библиотеки, по разные стороны магазинной витрины, начальный период знакомства, шум на станции или в вагоне метро, зрительный зал театра, кинотеатра.

  • «Беспредметное действие». С воображаемыми предметами пришить пуговицу, поджарить яичницу, собрать чемодан и т.д. Особенно внимательно следить за тем, чтобы у актеров все время оставалось ощущение формы, объема, веса воображаемого предмета.

  • «Свяжи этюд». Даются три ничем не связанных между собой предмета, например, чемодан, иголка. Лампочка. Надо на них построить этюд. Причем эти же три слова являются единственными, которые можно произносить.

  • «Ожидание». Каждому участнику предлагается сыграть ожидание нескольких абсолютно разных вещей, например друга, поезда, пули. Остальные по этюду должны понять, когда какое ожидание было. Сам же участник с помощью руководителя должен проследить, как менялось его внутреннее состояние  в зависимости от объекта ожидания.

  • «Новый финал». Участники разбиваются на несколько групп. Каждая берет какой-то очень известный сюжет и пробует сделать другой финал. Причем сыграть его так, чтобы казалось, что ничего нового нет. Этот этюд необходим для того, чтобы актерам было легче отказываться от стереотипов и свободнее идти на новые нетривиальные решения там, где, казалось бы, все уже сто раз известно из тех же уроков литературы.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!