СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.Столярное дело 5 класс (по ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профильное обучение в специальной (коррекционной) школе является одним из важных предметов. Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.

Цель изучения предмета по профильному труду «столярное дело» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) в процессе формирования их трудовой культуры.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.Столярное дело 5 класс (по ФГОС)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2»


«Согласовано»

Руководитель МО

/_________/

Протокол №___от _______

__________________2022г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

ГБОУ «СКОШИ №2»

Л.А.Осколкова /________/

«__»______________2022г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «СКОШИ №2»

А.Н. Аюшеев /__________________/

Приказ №_____от «___» ____2022г.


М.П..




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


класс

предмет

количество часов

5 «а»

«Столярное дело»

5 класс - 204 часа при недельной нагрузке - 6 часов;



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №____от

«___» __________2022г.


Учитель: Мункуев Базар Дашиевич


















Улан-Удэ

2022г.

Пояснительная записка.

Столярное дело 5 класс (по ФГОС).

Статус документа

Программа создана на основе:

• Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.

• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) под ред. В.В. Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М. "Просвещение", 2014.

• Учебного плана ГБОУ СКОШИ №2 на 2022/2023 учебный год

• Годового календарного графика ГБОУ СКОШИ №2 на 2022/2023 учебный год


Профильное обучение в специальной (коррекционной) школе является одним из важных предметов. Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.

Цель изучения предмета по профильному труду «столярное дело» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) в процессе формирования их трудовой культуры.

Изучение этого учебного предмета в V классе способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и трудовых умений, и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.

Учебный предмет «столярное дело» способствует решению следующих задач:

― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);

― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;

― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;

― формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном труде;

― совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

― формирование коммуникативной культуры, развитие активности.

Основные направления коррекционной работы:

— коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки;

— развитие деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;

— коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Формы организации обучения:

 урок (40 минут) — основная форма;

 фронтальные занятия;

 комбинированное занятие;

 групповые занятия;

 индивидуальные занятия.

Основные технологии, применяемые на уроках столярного дела:

• личностно-ориентированное,

• деятельностный подход,

• уровневая дифференциация,

• ИКТ,

•здоровьесберегающие,

• игровые.

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Для учащихся с легкой степенью умственной отсталости характерно недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому на уроках учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом.

Содержание программы направлено на освоение у обучающихся знаний, умений и навыков на базовом уровне, на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, способствующих социальной адаптации. Программа составлена с учетом возрастных психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии. Преподавание базируется на знаниях, получаемых обучающимися на уроках математики, трудового обучения и др. предметов. С большинством профессиональных приемов обучающиеся знакомятся предварительно, упражняясь на заготовках для последующих работ, отходах материала, после чего используют эти приемы при изготовлении изделий общественно полезного характера. Учебный материал распределен по четвертям и темам. Основное время отводится на темы, цель которых – не только ознакомление обучающихся с новыми приемами труда, но и изготовление изделий, имеющих общественно полезное назначение. В каждой четверти предусматривается практическое повторение учебного материала, для совершенствования общетрудовых умений, навыков, повышение уровня трудового и нравственного воспитания. Учебную четверть завершает контрольная работа обучающихся.

Занятия по столярному делу проводятся в специальном кабинете (мастерской), в котором отведены места для обучающихся, для станков и оборудования обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учетом возможностей детей и зависимости от местных условий. В процессе обучения, обучающиеся знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Кроме того, обучающихся учатся работать на сверлильном станке, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется правилам безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиене.

Затронуто эстетическое воспитание (раздел «Выжигание») Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию обучающихся. Основной формой организации учебного процесса по предмету «Столярное дело» является – урок. Согласно Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение столярному делу в объеме 6 часов в неделю.


Личностные и предметные результаты.

Личностные результаты

Критерии

Индикаторы

1

Осознание себя как гражданина России;

формирование чувства гордости за свою Родину

Начальные представления о символах государства, области, города, района, школы. Уважительное отношение к государственной символике.

Начальные представления о героических страницах истории России

Выполнение поручений в семье, в школе.

2

Развитие адекватных представлений о

собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Умение понимать, что можно и что нельзя (в быту. в еде, в приеме лекарств и т.п.)

Умение рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома и школы, каким маршрутом добраться и т.д.).

Умение ориентироваться в классе, школе (знать, где классный кабинет, учителя, столовая, расписание уроков и т.д.)

3

Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Участие в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и школы

4

Владение навыками коммуникации и

принятыми ритуалами социального взаимодействия

Элементарные знания правил коммуникации

Способность обращаться за помощью

Умение выразить свои намерения, пожелания, опасения, благодарность, сочувствие.

5

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

Принятие и осознание социальной роли ученика

Знание правил поведения в школе, прав и обязанностей ученика

Соблюдение правил внутришкольной жизни

Ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания

Положительное отношение к школе и обучению

Проявление познавательной активности и заинтересованности на уроках

Проявление старательности и добросовестности в учебе

6

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях

Почтительное отношение к родителям и близким, уважительное отношение к взрослым

7

Формирование эстетических

потребностей, ценностей

и чувств

Посещение культурных центров (кино, театр, концерты, выставки, музеи, парки и т.п.)

Опрятность в одежде и аккуратность в делах

Участие в занятиях художественным творчеством

8

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Знание и соблюдение норм культурного поведения, Наличие культурных привычек

9

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на

результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям

Соблюдение режима дня, умение распределять время отдыха и учебных занятий

Соблюдение санитарно-гигиенических правил ухода за собой

Регулярные занятия физкультурой и спортом

Элементарные знания основ здорового образа жизни

Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях

Проявление бережного отношения к материалам, инструментам

Бережное отношение к школьному имуществу

Знание и соблюдение правил безопасности, охраны труда.





Предметные результаты


Должны знать:





Программа минимум (минимальный уровень )

Программа максимум (достаточный уровень)


-основные части дерева и породы древесины;

-основные виды пиломатериалов;

-назначение и использование шила;

-виды напильников и их назначение;

-устройство и назначение электровыжигателя;

-устройство и назначение лучковой пилы;

-назначение и устройство рубанка, правила безопасности;

-правила безопасности при пилении древесины, строгании, работе с молотком;

-виды брака при пилении;

-столярные инструменты и приспособления для пиления;

-понятие припуск на обработку; - основные части дерева и породы древесины;

-основные виды пиломатериалов;

-понятие о техническом рисунке;

-назначение и использование шила; - общие сведенья о сверлильном станке и видов сверл;

-виды напильников и их назначение;

-виды ручных сверлильных приспособлений и их назначение;

- устройство и назначение электровыжигателя;

-виды пиления;

-устройство и назначение лучковой пилы;

- назначение и устройство рубанка, правила безопасности;

Должны уметь:


-работать столярной ножовкой;

-шлифовать детали шкуркой;

-пилить под углом в стусле;

-работать рашпилем, напильником, коловоротом, шилом, отверткой, на верстаке;

-уметь работать выжигателем и раскрашивать рисунок;

-запиливать на определенную глубину в заданный размер.

-работать столярной ножовкой; - размечать длину деталей с помощью линейки и угольника;

-шлифовать детали шкуркой;

-пилить под углом в стусле;

-контролировать правильность размеров и форм деталей линейкой и угольником;

- работать на сверлильном станке;

- работать рашпилем, напильником, коловоротом, шилом, отверткой, на верстаке;

-собирать изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея;

-уметь работать выжигателем и раскрашивать рисунок;

-подготавливать к работе и пилить лучковой пилой;

-выполнять строгание рубанком;

-выполнять сверление ручной дрелью, коловоротом и зенкование отверстий;








Ресурсное обеспечение рабочей программы:

  1. Мирский, С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С.Д.Мирский; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Академии пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1990.

  2. Мирский, С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: книга для учителя / С.Л.Мирский. – М.: Просвещение, 1992.

  3. Журавлев, Б.А. Профессионально – трудовое обучение: столярное, слесарное, швейное дело, сельскохозяйственный труд, подготовка младшего обслуживающего персонала / Б.А.Журавлев, С.Л.Мирский // Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида. 5-9 кл. / под ред. В.В. Воронковой: в 2 сб. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  4. Журавлев Б.А. Столярное дело: учеб.пособие для учащихся 5-6 классов/ Б.А. Журавлев. – М.: Просвещение, 1992.

  5. «Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой, состав. С.Л.Мирского, Б.А.Журавлёва Сборник 2. – М., 2011.

  6. Трудовое обучение 5-9 классы «Столярное дело» Развернутое тематическое планирование. Составитель О.В. Павлова, Волгоград. Издательство «Учитель»-2011 год.

  7. С. Л. Мирский «Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе», Москва «Просвещение» 1988 г.

  8. С. Л. Мирский «Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении».

  9. Э.В. Рихвк Обработка древесины в школьных мастерских. - М.1984.

  10. А.В. Чурахин 22 урока геометрической резьбы по дереву. - Санкт-Петербург 2003г.

  11. Джон Хильер Поделки из дерева М. 2005г.

  12. А.Ю. Семенцов Резьба по дереву (альбом №1) Минск «Современное слово» 2007г.

  13. А.Ю. Семенцов Резьба по дереву (альбом №2) Минск «Современное слово» 2007г.

  14. А.Ю. Семенцов Резьба по дереву (альбом №3) Минск «Современное слово» 2007г.

  15. Столярное дело 7-8 кл. Журавлев Б.А., 1993г. Вспомогательная школа.

  16. Столярные и плотничные работы. Л.Н.Крейндлиц. Издат. Москва 1989г.

  17. Рабочая тетрадь по столярному делу А.Н.Перелетов Специальная (коррекционная) школа VIII вида. Владос 2005г.
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общие сведения по предмету.

Класс 5

Предмет «Столярное дело»

Количество часов: 204 часа, 6 часов в неделю.

I четверть- (48ч)

II четверть- (48ч)

III четверть- (66ч)

IV четверть- (42ч)

Особенности класса.

Содержание программы учебного предмета

5 КЛАСС

I четверть

Вводное занятие

Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.

Пиление столярной ножовкой

Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.

Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.

Столярные инструменты и приспособления

Виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку. Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.

Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки, и угольника.

Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.

Промышленная заготовка древесины

Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.

Игрушки из древесного материала

Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.

Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.

Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).

Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.

Самостоятельная работа. Игрушечная скамья.

II четверть

Вводное занятие

Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении II четверти. Правила безопасности при работе с инструментами.

Сверление отверстий на станке

Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).

Теоретические сведения. Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.

Умение. Работа на настольном сверлильном станке.

Практические работы. Разметка параллельных (одинаково удаленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины сверления.

Игрушки из древесины и других материалов

Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля.

Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы

Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Организовать работы на верстаке.

Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля, гусеничного трактора, грузовика.

Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея.

Выжигание

Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.).

Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.

Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие

Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа электровыжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.

Самостоятельная работа. Игрушечный стол.

III четверть

Вводное занятие

Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил безопасности.

Пиление продольной и поперечной пилой

Изделие. Заготовка деталей для будущего изделия.

Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.

Умение. Работа лучковой пилой.

Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности пропила угольником.

Строгание рубанком

Изделие. Заготовка деталей изделия.

Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.

Умение. Работа рубанком.

Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.

Соединение деталей с помощью шурупов

Изделие. Настенная полочка.

Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение.

Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.

Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная.

Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.

Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.

Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.

Самостоятельная работа. Санки для куклы.

IV четверть

Вводное занятие

Задачи обучения и план работы на IV четверть. Правила техники безопасности.

Изготовление кухонной утвари

Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству.

Теоретические сведения. Черчение: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.

Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.

Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.

Соединение рейки с бруском врезкой

Изделие. Подставка из реек для цветов.

Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки. Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.

Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений врезкой.

Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на отходах пиломатериалов).

Практические работы.

Строгание брусков и реек по чертежу.

Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.

Контрольная работа Модель молоковоза.

Тематический план

п/п

Раздел

Кол-во часов

1.

Введение

3

2.

Пиление столярной ножовкой

21

3.

Промышленная заготовка древесины

3

4.

Игрушки из древесного материала.

15

5.

Самостоятельная работа

6

6.

Введение

3

7.

Сверление отверстий на сверлильном станке

6

8.

Игрушка из древесины и других материалов

21

9.

Выжигание

12

10.

Самостоятельная работа

6

11.

Введение

3

12.

Пиление продольной и поперечной пилой

6

13.

Строгание рубанком

24

14.

Соединение деталей с помощью шурупов

27

15.

Самостоятельная работа

6

16.

Введение

3

17.

Изготовление кухонной утвари

15

18.

Соединение рейки бруском

18

19.

Самостоятельная работа

6


ИТОГО:

204



Столярное дело

Календарно-тематическое планирование 5 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов.

Виды деятельности учащихся

Дата проведения урока.

1 четверть(48 часов)

Планируемый.

Фактический.

Вводное занятие (3 ч)

1-3

Вводное занятие. План работы на 1 четверть. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. ТБ.

3

Знать: правила безопасного поведения в мастерской; правила безопасной работы инструментами



Пиления столярной ножовкой (21 ч)

4-6

Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы.

3

Знать: материал, инструменты для изготовления, возможные формы брусков. Уметь: выполнять технический рисунок брусков разной формы. Знать: правила безопасной работы при пилении. Уметь: выполнять пиление брусков; контролировать качество полученных заготовок



7-9

Зачистка деталей шлифовальной шкуркой.

3

Знать: способы шлифовки деталей. Уметь: выполнять шлифовку деталей.



10-12

Окраска деталей.

3

Знать: приемы окрашивания деревянных изделий. Уметь: выполнять окрашивать изделия.



13-15

Разметка деталей строительного материа-ла с острыми углами и круглой формы.

3

Знать: правила разметки и приемы ее выполнения. Уметь: выполнять разметку.



16-18

Изготовления деталей строительного материала.

3

Знать: правила безопасности при пилении ножовкой; устройство столярной ножовки.

Уметь: выполнять пиление деталей, строительного материла.



19-21

Изготовления деталей строительного материала.

3

Уметь: составлять последовательность изготовления деталей строительного материала под руководством учителя с опорой на

предметно-технологическую карту. Уметь: контролировать качество полученных

изделий.



22-24

Столярные инструменты и приспособления.

3

Знать устройство и назначение столярных инструментов и приспособлений, правила безопасной работы.



Промышленная заготовка древесины (3часа).

25-27

Промышленная заготовка древесины.

3

Знать: строение древесины; породы деревьев;

способы заготовки древесины, сферы ее использования, виды пиломатериала.

Уметь определять вид пиломатериала.



Игрушки из древесного материала (15 ч)

28-30

Игрушечный стул.

3

Знать детали, материалы, инструменты.

Уметь выполнять технический рисунок изделий.



31-33

Игрушечный стол.

3

Знать правила безопасности при работе ножовкой. Уметь выпиливать заготовки деталей изделия.



34-36

Игрушечный стол.

3

Знать последовательность сборки игрушечного стула. Уметь выполнять сборку и отделку игрушечного стула, оценивать качество игрушечного стула (сравнить с образцом).



37-39

Игрушечный шкаф.

3

Знать правила безопасности при работе ножовкой.

Уметь выпиливать заготовки деталей изделия.



40-42

Игрушечный шкаф.

3

Знать последовательность сборки игрушечного шкафа. Уметь выполнять сборку. Знать последовательность отделки игрушечного шкафа. Уметь выполнять отделку игрушечного шкафа.



Самостоятельная работа (6 ч)

43-45

Игрушечная скамья.

3

Знать план работы, детали, материалы, инструменты. Уметь выполнять технический рисунок изделий. Знать правила безопасности при работе с инструментами. Уметь выполнять технологическую операцию, во время изготовления игрушечной скамьи.



46-48

Игрушечная скамья.

3

Знать последовательность отделки игрушечной скамьи.

Уметь выполнять отделку игрушечной скамьи, оценивать качество игрушечной скамьи (сравнить с образцом).



2 четверть (48 ч)

Вводное занятие (3 ч)

49-51

Вводное занятие.

План работы на 2 четверть.

3

Знать правила безопасной работы в мастерской.



Сверление отверстий на станке (6 ч)

52-54

Подставка для карандашей.

3

Иметь представление о подставке для карандашей. Уметь: выполнять технический рисунок изделия; составлять последовательность изготовления подставки для карандашей по образцу, техническому рисунку.



55-57

Подставка для карандашей.




3

Знать правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.

Уметь выполнять сверления несквозных отверстий, выполнять отделку изделия, оценивать качество готового изделия (сравнить с образцом)



Игрушки из древесины и других материалов (21 ч)

58-60

Модель корабля.

3

Знать детали изделия и материалы. Уметь:

разработать форму модели корабля; выполнить технический рисунок модели корабля.



61-63

Модель корабля.

3

Знать последовательность выполнения разметки деталей корабля. Уметь выполнять разметку деталей.





64-66

Модель корабля.


3

Знать правила безопасной работы с инструментами.

Уметь выполнять детали корабля





67-69

Модель корабля.

3

Знать последовательность сборки и отделки модели трактора

Уметь выполнять сборку и отделку модели корабля, оценивать качество готового изделия (сравнить с образцом).





70-72

Модель трактора.

3

Знать детали изделия и материалы. Уметь:

-разработать форму модели трактора;

-выполнить технический рисунок модели трактора





73-75

Модель трактора.

3

Знать последовательность выполнения разметки деталей трактора. Знать правила безопасной работы с инструментами. Уметь выполнять детали трактора






76-78

Модель трактора.

3

Знать последовательность сборки и отделки модели трактора. Уметь выполнять сборку и отделку модели корабля, оценивать качество готового изделия (сравнить с образцом).





Выжигание (12 ч)

79-81

Выжигание.

3

Знать устройство электровыжигателя;

Уметь работать электровыжигателем.





82-84

Выжигание.

3

Знать правила безопасной работы электро-выжигателем. Уметь работать электро-выжигателем.





85-87

Выжигание.

3

Знать приемы перевода рисунка на поверхность изделия.





88-90

Выжигание.

3

Уметь выполнять отделку ранее изготовленного изделия выжиганием.





Самостоятельная работа (6 ч)

91-93

Игрушечный стол.

3

Знать план работы, детали, материалы, инструменты, правила безопасности при работе с инструментами.

Уметь выполнять технический рисунок изделий выполнять технологическую операцию, во время изготовления игрушечного стола.





94-96

Игрушечный стол.

3

Знать последовательность отделки игрушечного стола. Уметь выполнять отделку игрушечного стола, оценивать качество игрушечного стола (сравнить с образцом).



3 четверть (66 ч)

Вводное занятие (3 ч)

97-99

Вводное занятие.

План работы на 3 четверть.

Правила поведения в мастерской, повторение правил безопасности.

3

Знать правила безопасной работы в мастерской.




Пиления продольной и поперечной пилой (6 ч)

100-102

Пилы (поперечные, продольные и универсальные)

3

Знать: назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы.



103-105

Пиления продольной пилой.

3

Знать: стойка при пилении; стусла и другие приспособления для пиления вдоль и поперек волокон. Уметь: Пилить по риске, без риски, в стусле.



Строгание рубанком (24 ч)

106-108

Длина, ширина, толщина бруска (доски). Элементы бруска (доски)

3

Знать: знать элементы бруска, доски;

Уметь размечать толщину и ширину; последовательность разметки перед строганием.



109-111

Общее представление о строении древесины.

Устройство рубанка и правила безопасной работы с ним

3

Иметь представление о строение древесины.

Знать устройство рубанка; правила безопасной

работы с ним. Уметь подготовить рубанок к работе.



112-114

Строгание рубанком (на отходах материалов).

3

Знать: правила разметки заготовок с помощью линейки; правила безопасной работы рубанком.

Уметь выполнять операцию строгания с

контролем разметки заготовки.



115-117

Строгание рубанком (на отходах материалов).

3

Знать правила безопасной работы рубанком.

Уметь выполнять операцию строгания с

контролем разметки заготовки.



118-120

Строгание заготовок.

3

Знать правила безопасной работы рубанком.

Уметь выполнять операцию строгания с

контролем разметки заготовки.



121-123

Строгание заготовок.

3

Уметь выполнять операцию строгания с

контролем разметки заготовки.



124-126

Ручка для граблей.

3

Знать: назначение ручки для граблей;

материалы для изготовления изделия;

Уметь: выполнять операцию строгания с контролем разметки заготовки.



127-129

Ручка для лопатки.

3

Знать: назначение ручки для лопатки;

материалы для изготовления изделия;

Уметь: выполнять операцию строгания с контролем разметки заготовки.



Соединение деталей с помощью шурупов (27 ч)

130-132

Чертеж как основной документ для выполнения изделия.

3

Иметь представления о чертеже как основной документ для выполнения изделия.

Уметь читать простейшие чертежи.



133-135

Знакомства с изделием (настенная полочка).

3

Знать:

-назначения детали настенной полочки;

-материалы для изготовления изделия.

Уметь выполнить технический рисунок изделия с нанесением размеров.



136-138

Последовательность изготовления настенной полочки.

3

Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку.



139-141

Изготовления деталей изделия.

3

Знать размеры деталей изделия. Уметь заготавливать детали изделия.



142-144

Соединения деталей настенной полочки.

Соединение деталей с помощью шурупов.

3

Знать способы соединения деталей.

Уметь выбрать способ соединения деталей в зависимости от назначения изделия и материала, из которого оно изготовлено.



145-147

Выполнить отверстия с помощью шила буравчика. Устройство ручной дрели и приемы работы.

3

Знать назначение и сферу применения шила и буравчика; правила безопасной работы с ними. Уметь выполнять отверстия под шурупы шилом

(на отходах материалов). Знать: знать устройство ручной дрели; правила безопасной работы. Уметь подготовить дрель к работе.



148-150

Подготовка отверстий под шурупы на деталях полочки. Сборка изделия.

3

Знать правила безопасной работы шилом или ручной дрелью. Уметь выполнять отверстия под шурупы. Знать правила безопасной работы с отверткой. Уметь выполнить сборку деталей изделия.



151-153

Отделка изделия шлифовкой. Отделка изделия лакированием.

3

Знать правила безопасной работы во время шлифования. Уметь выполнить шлифование поверхности изделия. Знать правила безопасности при работе с лаком. Уметь выполнять окрашивание поверхности

настенной полочки.



154-156

Оценка качества готового изделия.

3

Знать последовательность изготовления настенной полочки. Уметь: оценивать качество изделия; сравнивать изготовленное изделие с образцом.



Самостоятельная работа (6 ч)

157-159

Санки для куклы.

3

Знать план работы, детали, материалы, инструменты, правила безопасности при работе с инструментами. Уметь выполнять технический рисунок изделий; выполнять технологическую операцию, во время изготовления санок для куклы.



160-162

Санки для куклы.

3

Знать последовательность сборки. Уметь выполнять сборку санок для куклы. Уметь выполнять отделку санок для куклы, оценивать качество изделия (сравнить с образцом).



4 четверть (42 ч)

Вводное занятие (3 ч)

163-165

Вводное занятие.

План работы на 4 четверть.

Правила поведения в мастерской, повторение правил безопасности.

3

Знать правила безопасной работы в мастерской.



Изготовление кухонной утвари (15 ч)

166-168

Построение чертежей. Знакомство с изделием (разделочная доска).

3

Уметь: выполнять чертежи простейших деталей;

читать чертеж. Знать: знать назначение кухонной утвари, материалы для ее изготовления; детали изделия. Уметь выполнять технический рисунок и чертеж изделия.



169-171

Последовательность изготовления изделия.

3

Знать план работы.

Уметь: составлять последовательность изготовления изделия; заполнять технологическую карту.



172-174

Изготовление разделочной доски.

3

Уметь выполнять технологические операции, во время изготовления разделочной доски.



175-177

Обработка торцов поверхностей рашпилем или шлифовальной шкуркой.

3

Знать правила безопасной работы рашпилем и шлифовальной шкуркой. Уметь выполнять обработку торцовых поверхностей рашпилем и шлифовальной шкуркой.



178-180

Шлифование изделия. Отделка изделия.

3

Знать последовательность шлифования изделия.

Уметь выполнять отделку изделия шлифованием. Знать: способы и технологию отделки изделия. Уметь: выполнять отделку изделия;

оценивать качество готового изделия.



Соединение рейки с бруском врезкой (18 ч)

181-183

Врезка как способ соединения детали. Стамеска. Правила безопасной работы с ней.

3

Иметь представление о врезке как способе

соединения деталей, сфере применения данного способа соединения. Уметь определять данный вид соединения деталей по образцам и техническому рисунку. Знать:

-назначения стамески, ее основные части;

-правила безопасной работы стамеской, приемы работы с ней.



184-186

Удаление стамеской подрезанного материала (на отходах материалов)

3

Знать правила безопасной работы ножовкой и стамеской. Уметь работать стамеской.



187-189

Знакомство с изделием (подставка из реек для цветов). Последовательность изготовления изделия.

3

Знать детали изделия; способ их соединения.

Уметь выполнять технический рисунок изделия с нанесением размеров. Знать размеры изделия.

Уметь составлять план работы.



190-192

Строгание брусков реек по чертежу.

3

Знать правила безопасной работы рубанком.

Уметь выполнять строгания брусков и реек.



193-195

Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнения пазов. Подгонка деталей соединения.

3

Знать: что точность разметки зависит качество и прочность соединения деталей. Уметь выполнять разметку. Знать: технологию выполнения пазов;

зависимость качества и прочности изделия от точности выполнения данной технологической операции; уметь выполнять паз на бруске.



196-198

Сборка изделия.

Оценка качества готового изделия

3

Знать последовательность сборки изделия. Уметь: выполнять соединения деталей врезкой, шлифовку изделия; оценивать качество готового изделия.



Самостоятельная работа (6 ч)

199-201

Модель молоковоза.

3

Знать: план работы, детали, материалы, инструменты; правила безопасности при работе с инструментами. Уметь выполнять технический рисунок изделий выполнять технологическую операцию, во время изготовления модели молоковоза.



202-204

Модель молоковоза.

3

Знать последовательность отделки модели молоковоза. Уметь выполнять отделку молоковоза, оценивать качество изделия (сравнить с образцом).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!