«Детство не время подготовки
к «взрослой» жизни, а сама жизнь,
полная ярких событий, совместных
со взрослыми значимых дел»
И. П. Иванов
Программа по развитию ДОО и МОО «школьный город» предлагает конструирование в игровой форме развитой инфраструктуры мегаполиса и организацию в ней детского коллектива школы, что дает неограниченные возможности для создания и функционирования многопрофильного ученического самоуправления.
Актуальность данной программы обосновывается необходимостью позитивно социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.
Современные детские и молодёжные общественные объединения выступают как основной социальный инструмент, решающий специфические задачи самостоятельными приёмами и методами.
Современная ситуация социального развития требует формирования самостоятельности личности как интегрального качества, способного принести успех в жизни, желающих сделать жизнь свою и своих товарищей насыщенной, целенаправленной, неповторимой, самостоятельной.
Модель «школьный город» позволяет создавать в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности. Яркие события школьной жизни, подготовленные сознательно и осуществлённые большинством содержат в себе нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства, позволяют перевести ценности системы в личностные ценности каждого участника.
Программа «Школьный город» - верный путь соединения и создания школьных объединений на длительное время, создания и расширения пространства, способствующего развитию личности.
Программа предназначена для всех детских объединений:
-м/район «Неугомонные» (1 – 4 кл.)
-м/район «Деловой улей» (5 – 7 кл.)
-м/район «Поколение NEXT» (8 – 11 кл.)
Программа опирается на:
Закон об общественных объединениях;
Конвенцию о правах ребенка
САНПИН;
Закон об образований.
Цель: создание условий для реализации возможностей и способностей обучающихся с учитыванием их детских интересов.
Задачи программы:
-обучить способам реализации своих прав в ученическом обществе, для расширения личностного и социального опыта общения;
-развить навыки лидерского общения и ответственности за свое дело;
-выбора стратегии жизненного пути, успешной профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты
Модель «Школьный город» дает возможность
Ученику Учителю
- реализовывать и развивать свои -развивать творческий
способности; потенциал;
- расширять знания об окружающем -совершенствовать
мире; организаторские
- приобретать навыки способности;
проектирования; -изучать классный
коллектив;
-проявлять организаторские -объединять учащихся и
умения; педагогов;
- закреплять коммуникативные -управлять процессом
умения и навыки; развития личности
учащихся;
- формировать способности -развивать
к рефлексии (анализу); рефлексивные
способности;
- формировать коллектив единомышленников;
- осваивать культурное пространство;
- формировать и развивать личность
Учебно-тематический план на
2014-2015 учебный год
План работы
объединения старших школьников
«Поколение NEXT”
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Торжественная линейка «Первый звонок» | 01.09.14 | Мокроусова Р.Г., Никитина О. Б. Батталова Г.М. |
2 | Проведение акции по экономии бумажной продукции | 2 неделя сентябрь | Батталова Г.М. |
3 | Конференция, посвященная выборам органов ученического самоуправления школы «Сделаем школьную жизнь интереснее», 8 – 11 классы | 3 неделя сентябрь | Мокроусова Р.Г. Батталова Г.М. |
4 | Выборы мэра школы | 3 неделя сентябрь | Мокроусова Р.Г. Батталова Г.М. |
5 | Семинар «Подготовка к празднованию Дня пожилого человека, Дня учителя ». Операция «Открытка». | 4 неделя сентябрь | Мэр Школьного города, отделы Школьного города Батталова Г.М.
|
6 | Операция «Вспомним всех поимённо...» | В течение месяца сентябрь | Батталова Г.М. |
7 | Участие в городской акции «Марафон добрых дел – Эстафета Победы» | 4 неделя сентябрь | Батталова Г.М. |
8 | Праздничный концерт, посвященный Дню пожилых людей | 02.10.14 | Мокроусова Р.Г., Никитина О. Б. Батталова Г.М. |
9 | Праздничный концерт, посвященный Дню Учителя | 03.10.14 | Мокроусова Р.Г., Никитина О. Б. Батталова Г.М. |
10 | Операция «Школьная форма», 8 – 11 классы | 1 неделя октябрь | Батталова Г.М. |
11 | Выбор органов школьного самоуправления, 8 – 11 классы | 1 неделя октябрь | Батталова Г.М., мэр, Школьная Дума |
12 | Акция «Спешите делать добро» | В течение месяца октябрь | Батталова Г.М. |
13 | День самоуправления | 2 неделя октябрь | Батталова Г.М., мэр, Школьная Дума |
14 | Конкурсная программа «Минута славы», 8 – 11 классы | В течение месяца октябрь | Батталова Г.М. |
15 | Участие в городском мероприятии «Торжественное вручение паспортов» | 10.10.14 | Батталова Г.М. |
16 | Операция «Школьная форма» | В течение месяца ноябрь | Батталова Г.М. |
17 | Заседание отделов Школьного городка. | 3 неделя ноябрь | Батталова Г.М., мэр, Школьная Дума |
18 | Участие в городком конкурсе «Пионерские состязания» | 4 неделя ноябрь | Батталова Г.М. |
19 | Участие в городской профильной смене | 4 неделя ноябрь | Батталова Г.М. |
20 | Семинар «Новогодние огоньки «Новый год к нам в дом стучится» (8 – 11 кл)" | 1 неделя декабрь | Батталова Г.М., мэр, Школьная Дума |
21 | Новогодняя дискотека «Вместе встретим Новый год», 8 – 11 классы | Последняя неделя месяца декабрь | Мокроусова Р. Г., Батталова Г.М. , классные руководители, отделы школьного города |
22 | Конкурс стенгазет, посвященных Новому Году, 7 – 9 классы | 3 неделя декабрь | Батталова Г.М., Абрамова В.П. |
23 | Участие в городском мероприятии «Торжественное вручение паспортов» | 1 неделя декабрь | Батталова Г.М. |
24 | Заседание Школьной Думы и отделов «Подготовка к Дню влюблённых, к 23 февраля» | Последняя неделя январь | Батталова Г.М., мэр, отделы Шк. города |
25 | Работа «Ящика доверия»: «Здесь тебе помогут» (профилактика суицида) | В течение месяца январь | Батталова Г.М. |
26 | Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!», 9-е классы | 2 неделя февраль | Батталова Г.М. |
27 | Операция «Открытка» | 2 неделя февраль | Батталова Г.М. |
28 | Заседание школьной думы и Совета Деловых ребят по организации празднования «8 Марта» (7 - 11 классы), «Операция «Открытка» | 2 неделя февраль | Батталова Г.М., мэр, Школьная Дума, Совет деловых ребят |
29 | День Святого Валентина. Конкурсная программа «Любовь с первого взгляда» (8 - 11 классы) | 1 неделя февраль | Батталова Г.М., мэр, Школьная Дума. |
30 | Участие в городском конкурсе смотра строя песни и речевки «Юные защитники Стерлитамака» | 2 неделя февраль | Батталова Г.М. |
31 | Конкурс юных прозаиков, поэтов, журналистов «Рыцарь золотого пера» | 2 неделя февраль | Батталова Г.М., учителя русского языка и литературы. |
32 | Операция «Открытка», 8 – 11 классы | 2 неделя март | Батталова Г.М., оформительский отдел Шк. города |
33 | День самоуправления | 1 неделя март | Батталова Г.М., отделы Шк. города, мэр |
34 | Конкурсная программа «А ну-ка, девочки» (9 кл.) | 3 неделя март | Батталова Г.М. |
35 | Участие в городском конкурсе лидеров и руководителей «Лидер 21 века» | 2 неделя март | Батталова Г.М. |
36 | Участие в городской профильной смене | 4 неделя март | Батталова Г.М. |
37 | Заседание Школьной Думы и Совета Деловых ребят «Твое здоровье - в твоих руках» | 2 неделя март | Батталова Г.М., мэр, Школьная Дума, Совет Деловых ребят |
38 | Акция «Сбор макулатуры» | 3 неделя апрель | Батталова Г.М. |
39 | Акция «Чистый двор, чистая улица, чистый город», 8 -11 классы | 4 неделя апрель | Мокроусова Р. Г., Батталова Г.М. |
40 | Заседание Школьной Думы и Совета Деловых ребят «Подготовка к празднику «День Победы» | 4 неделя апрель | Батталова Г.М., отделы Шк. города, мэр |
41 | Участие в городском конкурсе знаменных групп | 2 неделя апрель | Батталова Г.М. |
42 | Участие в городском конкурсе тимуровских команд «Тимуры 21 века» | 3 неделя апрель | Батталова Г.М. |
43 | Операции: «Салют Победы», «Поздравляем» | В течение месяца май | Батталова Г.М., кл. руководители. |
44 | Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы | 2 неделя май | Мокроусова Р.Г., Никитина О. Б. Батталова Г.М. |
45 | Итоговая конференция «Вместе многое мы сможем», награждение классов | 4 неделя май | Мокроусова Р. Г., Батталова Г.М., мэр |
46 | Праздник последнего звонка | 4 неделя май | Мокроусова Р. Г., классные руководители, Батталова Г.М. |
47 | Участие в городском мероприятии «Торжественное вручение паспортов» | 1 неделя май | Батталова Г.М. |
План работы с пионерами
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Торжественная линейка «Первый звонок» | 01.09.14 | Мокроусова Р. Г., Никитина О. Б. Батталова Г.М. |
2 | Проведение акции по экономии бумажной продукции | 2 неделя сентябрь | Батталова Г.М. |
3 | Выбор Совета деловых ребят, 5 – 7 классы, выборы младших вожатых | 2 неделя сентябрь | Батталова Г.М., Совет Деловых ребят |
4 | Операция «Вспомним всех поимённо...» | В течение месяца сентябрь | Батталова Г.М., классные руководители |
5 | Участие в городской акции «Марафон добрых дел – Эстафета Победы» | 4 неделя сентябрь | Батталова Г.М. |
6 | Акция «Спешите делать добро», 5 – 7 классы | В течение месяца октябрь | Батталова Г.М. |
7 | Семинар «Пионерия вчера и сегодня», 5 – 7 классы | 4 неделя октябрь | Батталова Г.М., Совет Деловых ребят |
8 | Конкурсная программа «Минута славы», 5 – 7 классы | В течение месяца октябрь | Батталова Г.М. |
9 | Операция «Школьная форма», 5 – 7 классы | В течение месяца октябрь | Батталова Г.М. |
10 | Акция «Чистый двор, чистая улица, чистый город» | В течение месяца октябрь | Батталова Г.М. |
11 | Операция «Школьная форма» | В течение месяца ноябрь | Батталова Г.М. |
12 | Участие в городком конкурсе «Пионерские состязания» | 4 неделя ноябрь | Батталова Г.М. |
13 | Участие в городской профильной смене | 4 неделя ноябрь | Батталова Г.М. |
14 | Операция «Поможем пернатым», операция «Ель» | В течение месяца декабрь | Батталова Г.М. |
15 | Семинар «Новогодние огоньки «Новый год к нам в дом стучится» (5 - 7 кл.,)" | 1 неделя декабрь | Батталова Г.М., Школьная Дума, Совет Деловых ребят |
16 | Конкурс стенгазет, посвященных Новому Году, 7 – 9 классы | 3 неделя декабрь | Батталова Г.М., Абрамова В.П. |
17 | Работа «Ящика доверия»: «Здесь тебе помогут» (профилактика суицида) | В течение месяца январь | Батталова Г.М. |
18 | Заседание Совета Деловых ребят «Подготовка к 23 февраля» | 4 неделя январь | Батталова Г.М., мэр. |
19 | Операция «Открытка», 5-е классы | 2 неделя февраль | Батталова Г.М., Абрамова В.П. |
20 | Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!», 7-е классы | 4 неделя февраль | Батталова Г.М. |
21 | Конкурс рисунков «Они защищали Родину», 5 – 6 классы | В течение месяца февраль | Батталова Г.М., Абрамова В.П. |
22 | Заседание Школьной Думы и Совета Деловых ребят по организации празднования «8 Марта» | 4 неделя февраль | Батталова Г.М., мэр, Совет Деловых ребят |
23 | Участие в городском конкурсе смотра строя песни и речевки «Юные защитники Стерлитамака» | 2 неделя февраль | Батталова Г.М. |
24 | Конкурс юных прозаиков, поэтов, журналистов «Рыцарь золотого пера» | 2 неделя февраль | Батталова Г.М., учителя русского языка и литературы |
25 | Заседание Совета «Деловых ребят»: «Подготовка к конкурсу «А ну-ка, девочки!» | 1 неделя март | Батталова Г.М., мэр, Совет Деловых ребят |
26 | Конкурсная программа «А ну-ка, девочки» (7 кл.) | 4 неделя март | Батталова Г.М. |
27 | Участие в городском конкурсе лидеров и руководителей «Лидер 21 века» | 2 неделя март | Батталова Г.М. |
28 | Участие в городской профильной смене | 4 неделя март | Батталова Г.М. |
29 | Заседание Школьной Думы и Совета Деловых ребят «Твое здоровье - в твоих руках» | 2 неделя апрель | Батталова Г.М., мэр, Школьная Дума, Совет Деловых ребят |
30 | Общешкольное мероприятие «В семье единой» | 3 неделя апрель | Мокроусова Р.Г., Батталова Г.М. |
31 | Операция «Ветеран в твоем доме» | В течение месяца апрель | Батталова Г.М. |
32 | Акция «Сбор макулатуры» | 3 неделя апрель | Батталова Г.М. |
33 | Заседание Школьной Думы и Совета Деловых ребят «Подготовка к празднику «День Победы» | 4 неделя апрель | Батталова Г.М. мэр, Совет Деловых ребят |
34 | Операция «Открытка», 5-е классы | В течение месяца апрель | Батталова Г.М., Абрамова В. П |
35 | Участие в городском конкурсе знаменных групп | 2 неделя апрель | Батталова Г.М. |
36 | Участие в городском конкурсе тимуровских команд «Тимуры 21 века» | 3 неделя апрель | Батталова Г.М. |
37 | Операции: «Салют Победы», «Поздравляем» | В течение месяца май | Мокроусова Р.Г., Батталова Г.М., кл. руководители |
38 | Заседание Неугомонных и Совета Деловых ребят «Торжественный приём в пионеры» | 2 неделя май | Батталова Г.М., Совет Деловых ребят |
39 | Акция «Чистый двор, чистая улица, чистый город», 5 – 7 классы | 2 неделя май | Мокроусова Р.Г., Батталова Г.М. |
40 | Итоговая конференция «Вместе многое мы сможем», награждение классов | 4 неделя май | Мокроусова Р.Г., Батталова Г.М. |
План работы
объединения «Неугомонные»
№ п/п | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1 | Торжественная линейка «Первый звонок» | 01.09.14 | Мокроусова Р. Г., Никитина О. Б., Батталова Г.М. |
2 | Проведение акции по экономии бумажной продукции | 2 неделя сентябрь | Батталова Г.М. |
3 | Операция «Вспомним всех поимённо...» | В течение месяца сентябрь | Батталова Г.М., кл. руководители |
4 | Участие в городской акции «Марафон добрых дел – Эстафета Победы» | 4 неделя сентябрь | Батталова Г.М. |
5 | Операция «Школьная форма», 1– 4 классы | В течение месяца октябрь | Батталова Г.М. |
6 | Акция «Спешите делать добро», 1 – 4 классы | В течение месяца октябрь | Батталова Г.М. |
7 | Акция «Чистый двор, чистая улица, чистый город» | В течение месяца октябрь | Батталова Г.М. |
8 | Операция «Школьная форма» | В течение месяца ноябрь | Батталова Г.М. |
9 | Праздничное мероприятие «Пусть всегда будет мама!», 1 – 4 классы | 4 неделя ноябрь | Батталова Г.М., кл. руководители |
10 | Экскурсия в пионерскую комнату для 2 – 4 классов «Удивительная страна Пионерия» | В течение месяца ноябрь | Батталова Г.М. |
11 | Операция «Поможем пернатым», операция «Ель» | В течение месяца декабрь | Батталова Г.М. |
12 | Участие в городском мероприятии «Торжественный прием в пионеры» | 1 неделя декабрь | Батталова Г.М. |
13 | Операция «Открытка», 4-е классы | 2 неделя февраль | Батталова Г.М., Абрамова В.П. |
14 | Конкурс рисунков «Они защищали Родину», 1 – 6 классы | В течение месяца февраль | Батталова Г.М., Абрамова В.П. |
15 | Конкурс рисунков «Моя любимая мама», 3 – 4 классы | 2 неделя март | Батталова Г.М., Абрамова В.П. |
16 | Участие в городской профильной смене | 4 неделя март | Батталова Г.М. |
17 | Конкурс чтецов «Великой Победе посвящается», 1 – 4 классы | 4 неделя апрель | Батталова Г.М., кл. руководители |
18 | Акция «Сбор макулатуры» | 3 неделя апрель | Батталова Г.М. |
19 | Операция «Ветеран в твоём доме». | В течение месяца апрель | Батталова Г.М. |
20 | Акция «Чистый двор, чистая улица, чистый город», 1 -4 классы | 2 неделя май | Мокроусова Р.Г., Батталова Г.М. |
21 | Городской торжественный приём в организацию «Пионеры Башкортостана» | 3 неделя май | Батталова Г.М. |
22 | Операции: «Салют Победы», «Поздравляем» | В течение месяца май | Мокроусова Р.Г., Батталова Г.М., кл. руководители |
23 | Итоговая конференция «Вместе многое мы сможем», награждение классов | 4 неделя май | Мокроусова Р.Г., Батталова Г.М. |
Содержание и механизмы деятельности
В структуру Школьного города входят 3 объединения:
-м/район «Неугомонные» (1 – 4 кл.)
-м/район «Деловой улей» (5– 7 кл.)
-м/район «Поколение NEXT» (8 – 11 кл.)
Им руководит орган самоуправления Школьная Дума, состоящих из трех советов:
-совет старшеклассников
-совет Деловых ребят
-совет младших вожатых
Микрорайон «Неугомонные»
В микрорайоне «Неугомонные» ребята начальных классов. За основу мы взяли город и героев книги Носова «Незнайка и его друзья», а также развивающую программу ФДО «Юная Россия», «4+3».
В начале 1 класса обучающиеся знакомятся с произведением «Незнайка и его друзья», выбирают героя и улицу, на которой живут до окончания 4 класса.
Каждый год в октябре месяце для первоклассников бывает открытие города Малышей. К ребятам – первоклассникам на праздник приходит Незнайка со своими друзьями, они рассказывают о том, что ждет малышей в городе, знакомят с законами, традициями города.
Для малышей 2-4 классов в ноябре проводится экскурсия в пионерскую комнату «Удивительная страна Пионерия». Ребята знакомятся с историей пионерской организации, с уставом Республиканской организации «Пионеры Башкортостана», с символами пионерской организации.
Постоянно действуют выставки детских рисунков «Вернисаж Тюбика», «Мир глазами детей».
У жителей города малышей есть карта путешествия. И ребята вместе с Незнайкой и его друзьями путешествуют по 7 тропинкам, в соответствии с программой Федерации детских организации «Юная Россия», «4+3».
1 тропинка – «Сами с усами»
2 тропинка – «Не опоздай»
3 тропинка – «Вот мой дом родной»
4 тропинка – «Хочу я взрослым стать»
5 тропинка – «Девчонок не берем»
6 тропинка – «Марья – искусница»
7 тропинка – «Приходите к нам»
Всю работу в городе малышей организуют вожатые из союза друзей малышей, совместно со старшей вожатой.
СДМ – это отряд учеников с 5-го по 7-ой классы, которые хотят работать с малышами. Они организуют и проводят все коллективные мероприятия для ребят начальных классов. Но самое важное, что эти ребята не просто организуют и проводят в этих классах мероприятия, помогают классным руководителям, ходят на экскурсии с малышами, а являются для них старшими друзьями. И эта дружба остается даже тогда, когда малыши переходят в среднее звено.
В СДМ есть свой командир, свои законы. На заседаниях союза вожатые учатся проводить мероприятия с детьми в классах, делятся своим опытом, обсуждают проведенные мероприятия.
Кроме этого СДМ организует интересный досуг для себя. Традиционно проводятся: «Посвящение в вожатые», «Дни именинника» и другие.
В классах (т.е. на каждой улице города Малышей) действует система Чередования поручений. Ребята, пройдя через эту систему получают представление о различных видах деятельности и могут выбрать ту, которая им по душе.
Микрорайон «Деловой улей»
Перейдя в 5-й класс, дети попадают в микрорайон «Деловой улей». Их улицы уже перерастают в город. Класс дает название городу, придумывает законы для него, вводит традиции. Обучающиеся 5-7 классов принимают активное участие в таких школьных мероприятиях как «Минута славы», «В семье единой» и др.
Микрорайон «Поколение NEXT»
Микрорайон «Поколение NEXT» включает в себя совет старшеклассников. Они организовывают и проводят мероприятия, конкурсы для старшего и среднего звена. В сентябре проводятся выборы мэра школы. После которого проводится городское собрание, на котором самые активные и ответственные обучающиеся старшего звена распределяются по отделам. В нашей школе их пять. Ученики старших классов проводят заседания отделов «Школьного города». Ведут работу по социальному проектированию.
Положение о финансово – экономической игре в Школьном городе
Общие положения
Денежная единица – «фисташка», является финансовой.
Для поощрения классным коллективам за отличную и хорошую учёбу в конце каждой четверти, участие в общественных делах, за успех в значимых школьных мероприятиях (за победы в учебных олимпиадах, сборе макулатуры, призовые места в многочисленных конкурсах), либо за проявленную личную деловую активность (организация игровых перемен, различных лотерей).
3.Выдается классу старшой вожатой за активное участие на мероприятиях и акциях, отмечается выдача на карте успеха.
Цель
Формирование активности и значимости каждого подростка и ребёнка в деятельности, стимулирование интереса к учению, учёта результативности труда членов детского объединения.
Механизм деятельности
Выдачу «фисташек» осуществляет Школьная Дума, с регистрацией в специальном журнале.
В классах ведётся перераспределение «фисташек» среди членов класса с учётом личного вклада каждого в учебный процесс и дела объединения с регистрацией в специальном журнале.
В конце учебного года происходит награждение классов и детей по карте успеха, набравших большее число «фисташек».
Школьная Дума распределяет денежную единицу «фисташку» по классным коллективам;
Члены классов:
принимают участие в распределении денежных средств;
вносят предложения по распределению денежных средств;
опротестовывают решения Школьной Думы о распределении «фисташек».
Система распределения денежных средств
Школьная дума выдает денежные средства на:
- Участие в школьных мероприятиях
-Участие в городских мероприятиях
За 1 место -3 фисташки
За 2 место-2 фисташки
3а 3 место -1 фисташка
За номинации на конкурсах-1 фисташка
За поведение-3 фисташки.
Методическое обеспечение
а) Формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала:
- организация кружков, КВН, игр-викторин: «Учиться, чтобы знать», «Азбука знаний» и др.;
- проведение бесед по научной организации труда: «Я, минута и знание», «Учись учиться с увлечением», «Как развивать память», «От знаний к будущей профессии», «Поиск нужной книги» и т.д.;
- проведение «Недели детской книги»;
- создание объединений и клубов любителей книги, клубов любознательных, организация читательских конференций;
- игры-беседы «Разгаданные и неразгаданные тайны», «Белые пятна на карте нашей области».
б) Формирование мотивационно-ценностного поведения:
- нравственное воспитание: деловые игры, сюжетно-ролевые игры по культуре общения, разыгрывание коммуникативных ситуаций «Я и мой класс»;
- классные часы, концерты, изготовление подарков, сувениров для ветеранов, малышей детского сада;
- проведение цикла этических бесед по культуре поведения « «Как себя вести», «Школа вежливости», «О правилах кошке расскажем немножко», тесты и исследования программы «Я и мы»;
- диагностика воспитанности школьников
- воспитание гражданственности и патриотизма:
- работа по программе «В мир русской народной культуры»;
- «символы государства» - беседы, изучение истории;
- классные часы, концерты, экскурсии в краеведческий музей, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; конкурсы чтецов, рисунков, сочинений на патриотическую тему;
- экскурсии по селу, городу, району; проектирование будущего своего края;
- воспитание культуры труда и формирование первых представлений об экономической культуре: хозяйственно-бытовой труд на закрепленном участке школьного двора, дежурство в классе, школе;
- работа по самообслуживанию «Школа – наш дом, мы - хозяева в нем»;
- работа по благоустройству школьного двора, изготовление скворечников, организация кружков, экскурсия на предприятия города Россошь и с. Евстратовка;
- профилактическая работа по предупреждению пожаров;
- организация «Бюро добрых услуг» (помощь по хозяйству одиноким людям, престарелым, инвалидам);
- экологическое воспитание: экскурсии, посещение зоосадов, занятия в кружках, проведение викторин на тему природы, работа с фенологическим календарем, внеклассные часы;
- праздники «День Птиц», «В гостях у старичка-лесовичка», «Осенний бал», «День Земли», «День воды» и др.;
- эстетическое воспитание: экскурсии в музеи, посещение выставок, концертов; занятия в кружках, изостудиях,; работа хорового кружка «Сверчки», кружка «Буратино», «Вязаная игрушка», «Палитра», проведение экскурсий «Самое красивое место нашего села, «Цветы наших полей», «Осенний букет»;
- организация работы кукольного театра, выставки работ юных художников;
- физическое воспитание: проведение бесед «Как стать сильным и ловким», соревнований «Рыцарский турнир», аттракционов «Снежная крепость», «Снежная эстафета»;
- соревнования, подвижные и спортивные игры на динамических паузах, школьные мероприятия «Веселые старты»; участие в спортивных секциях, клубах;
- работа по формированию здорового образа жизни;
- семейное воспитание: праздники, театрализация на тему семьи, выставки рисунков, поделок (семейные увлечения), «Реклама семейного чтения», «Твой режим дня», «Свободное время», праздник «День семьи», «День матери», составление родословных (генеалогическое дерево), составление рассказов и написание сочинений «Моя семья»; экскурсии на производство к родителям;
- игровые семейные конкурсы: «Папа и я - спортивная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек.
в) Процессуально-деятельностное направление:
- включение младшего школьника в различные виды учебной и внеклассной деятельности; развитие социальной активности личности школьника через индивидуальные и коллективные поручения, формирование качеств лидера, организатора и исполнителя;
- создание микроколлективов, введение элементов самоуправления.
Список литературы для педагов
Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 92 с.
Образование в сфере прав человека в школе. Сборник материалов. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 68 с.
Д.В.Рогаткин. Служба примирения в системе школьного самоуправления / Вестник восстановительной юстиции № 4, 2002. – М., Центр «Судебно-правовая реформа». – с. 52-5 9.
В.И.Бочкарев. Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001 – 192 с.
М.И.Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2002 – 160 с.
Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие / Л. И. Маленкова. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — С. 209—224.
Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 2
Список литературы для обучающихся
1. Авраменко А.И. Гонцы из неволи: Повесть/ А.И.Авраменко; Пер. с укр.; Рис. И.Пчелко.-М.: Молодая гвардия, 1981.-208с.: ил.-(Юные герои).
2. Богомолов В.О. Иван. Зося: повести/ В.О.Богомолов; авт. предислов. И.Дедкова; Илл. О.Верейской, А.Веркау.-М.: Дет. лит., 2004.-191с: ил.-(Школьная библиотека).
3. Большак В.Г. Проводник в бездну: Докум. повесть/ В.Г.Большак; Рис. И.Ушакова.-М.: Молодая гвардия, 1979.-160с.
4. Буравкин Г.Н. Три страницы из легенды/ Г.Н.Буравкин; Пер. с белорус.; Рис. Е.Лесничей.-М.: Молодая гвардия, 1983.-64с.: ил.-(Юные герои).
5. Валько И.В. Куда летишь, журавлик?: Докум. повесть/ И.В.Валько; Худож. П.Пинкисевич.-М.: Молодая гвардия, 1978.-174с.: ил.-(Юные герои).
6. Выговский В.С. Огонь юного сердца/ В.С.Выговский; Пер. с укр.; Рис. К.Безбородова.-М.: Дет.лит., 1968.-144с.: ил.-(Школьная библиотека).
7. Дети военной поры/ Сост. Э.Максимова.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1988.-319с.
8. Кассиль Л.А., Поляновский М.Л. Улица младшего сына: Повесть/ Л.А.Кассиль, М.Л.Поляновский; Рис. И.Ильинского.-М.: Дет.лит., 1985.-480с.: ил.-(Военная библиотека школьника).
9. Кеккелев Л.Н. Землячок: Повесть о П.Шепелеве/ Л.Н.Кеккелев.-3-е изд.-М.: Молодая гвардия, 1981.-143с.: ил.-(Юные герои).
10. Корольков Ю.М. Партизан Леня Голиков: Повесть/ Ю.М.Корольков; Рис. Г.Филатова.-М.: Молодая гвардия, 1985.-215с.: ил.-(Юные герои).
11 Лезинский М.Л., Эскин Б.М. Живи, Вилор!: Повесть/ М.Л.Лезинский, Б.М.Эскин.-М.: Молодая гвардия, 1983.-112с.: ил.-(Юные герои).
12. Логвиненко И.М. Багряные зори: Докум. повесть/ И.М.Логвиненко; Пер. с укр.; Рис. И.Ильинского.-М.: Дет.лит., 1972.-160с.: ил.