СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Смысловое чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Смысловое чтение»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа Гайтерского сельского поселения Комсомольского

муниципального района Хабаровского края



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ Гайтерского

сельского поселения

Андриянова Д.Д. /____________/

ФИО

«29» августа 2022 г.



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ

Гайтерского сельского поселения

Пономарева О.Ю. /____________/

ФИО

Приказ № ____ от «29» августа 2022 г.





ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Смысловое чтение»

для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Павленко Наталья Дмитриевна
учитель начальных классов





с.п.Гайтер 2022



Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности предназначена для реализации на начальном уровне образования и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Примерной основной образовательной программой начального общего образования (ПООП НОО) на основе программы Антошина М.К. «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 3-4 классы», М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная общеобразовательная программа имеет общеинтеллектуальную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению в 1-х – 4-х классах общеобразовательной школы. Разработана в соответствии с требованиями к результатам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий.

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Занятия имеют комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности детей — познавательные, практические, поисковые, игровые.

Объём учебного времени в 3-4 классах составляет 17 часа, 1 раз в 2 недели.

Внеурочная деятельность включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официально - деловыми текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Цель программы — формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.

Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и текста в целом.

Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти процессы имеют качественные характеристики, в первую очередь, скорость и точность.

Задача программы — полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности. Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и предполагает несколько этапов.

Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.

Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев. (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.

Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения сопорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.

Анализ языка произведения и средств художественной выразительности:работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.

Понимание духовно-нравственного содержания произведения.Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу, направленную на развитие:

— дыхания;

— артикуляционного аппарата;

— дикции;

— интонационного строя речи.

Ценностные ориентиры содержания курса «Грамотный читатель»

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д. Дидро). Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Планируемые результаты освоения учащимися

курса внеурочной деятельности.

Личностные

  • Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

  • Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

  • Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

Метапредметные

Регулятивные:

  • - формулировать учебную задачу, принимать её, сохранять на протяжении всего занятия, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

  • -читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  • - составлять план работы по решению учебной задачи занятия в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы занятия;

  • - выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

  • -оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

Познавательные:

  • Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое).

  • Воспринимать фактическое содержание художественного, научно-познавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.

  • Определять в произведении хронологическую последовательность событий,

находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).

  • Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.

  • Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.

  • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.

Коммуникативные:

  • высказывать свою точку зрения на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • понимать цель своего высказывания;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  • владеть монологической и диалогической формой речи.

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.





Формы работы:

Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Результаты работы: читательские дневники, фотографии, рисунки, проекты, исследовательские работы, результаты участия учащихся в конкурсах оформляются в виде итоговой выставки в уголке для чтения.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Структура курса

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Смысловое чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Разделы программы:

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

Учебно-тематический план





Раздел, тема

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Русский народный фольклор

2.

Друзья детства

3.

О хороших людях

4.

О наших сверстниках

5.

О природе

6.

Книги о животных

7.

Русская литература

8.

Зарубежная литература


Итого:

33ч.

34ч.

17ч.

34ч.



Содержание программы.

Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана , авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. 1-й -4 класс. -Москва,2016 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся с 1 – 4 классу.

Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.

В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен знаком «колокольчик». Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.













Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Смысловое чтение (чтение и работа с информацией)»



Дата

Тема учебного занятия

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Материал к уроку.

Стр.

1


Входной диагностический тест.

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге.
Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации.
Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию.
Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.


№ 1

2


Г. Скребицкий «Синица».

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге.
Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации.
Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию.
Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.

Презентация о синице
Книга Г. Скребицкого «Синица».

6-8

3


Э. Бауэру «Фламинго».

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге.
Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации.
Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию.
Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.

Презентация «Фламинго»

12-14

4


Тест с целью проверки смыслового понимания рассказа.

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

Регулятивные: освоение способов работы с книгой, выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: формирование навыка выразительного чтения.

Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах.

Тренажёр для учащихся 3 класса.

№ 2

5


А.Чехов. Белолобый.

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

Регулятивные: освоение способов работы с книгой, выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: формирование навыка выразительного чтения.

Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах.

Книга А. Чехова «Белолобый».Орфографический словарь. Таблица «Типы текста».

2325

6


По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» «Диковинное дерево».

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

Регулятивные: освоение способов работы с книгой, выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: формирование навыка выразительного чтения.

Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах.

Презентация «Разнообразие деревьев», энциклопедия «Что такое. Кто такой».

30-33

7


По материалам энциклопедии «Хочу всё знать». «Воздух находится повсюду …».

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

Регулятивные: освоение способов работы с книгой, выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: формирование навыка выразительного чтения.

Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах.

Презентация «Атмосфера»,

таблица «Стили текста», карточка «Определи стиль текста».

34-36

8


По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?». «Змеи»

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге.
Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации.
Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию.
Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Презентация о змеях, словарь синонимов, словарь толковый.

41-43

9


Тест с целью проверки смыслового понимания рассказа.

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

Регулятивные: освоение способов работы с книгой, выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: формирование навыка выразительного чтения.

Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах.

Тренажёр для учащихся 3 класса.

№ 4

10


По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?». «На арене цирка».

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге.
Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации.
Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию.
Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.

Презентация «Дрессированные животные» . Энциклопедия

«Что такое? Кто такой?», портрет дрессировщика Дурова.

47-50

11


По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?». «Радуга».

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

Регулятивные: освоение способов работы с книгой, выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: формирование навыка выразительного чтения.

Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах.

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» презентация «Радуга».

54-56

12


И. Соколов – Микитов

«Сосновый Бор».

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

Регулятивные: освоение способов работы с книгой, выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: формирование навыка выразительного чтения.

Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах.

Презентация «Сосновый бор»,

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», репродукция художника Шишкина «В сосновом лесу».

61-64

13


Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». «Дельфины».

Личностные: Формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

Регулятивные: Формирование умения выполнять задание в соответствии с целью.

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», презентация «Дельфины – высокоразвитые существа», словарь синонимов, толковый словарь.

65-67

14


С. Михалков «Осёл и бобр».

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

Регулятивные: освоение способов работы с книгой, выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: формирование навыка выразительного чтения.

Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах.

Презентация «Осёл и бобр» ,

Словарь синонимов, толковый словарь.

74-77

15


В. Осеева «На катке».

Личностные: Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные: Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, использовать в работе литературу.

Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать рассказ, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Портрет В. Осеевой, орфографический словарь, пословицы, словарь антонимов.

82-85

16


Проверочный тест.

Проверка навыка чтения.

Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.

Познавательные: анализировать художественный текст.

Тренажёр для учащихся 3 класса.

№ 7

17


Итоговая творческая работа.

Личностные: представлять своё творчество.

Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.

Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи.

Коммуникативные: уметь работать в парах и группах.

Сочинение загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
























Всего 17







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!