СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Шаги к успеху». 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шаги к успеху» для 1-4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Шаги к успеху». 1-4 класс»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»


Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20

сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19

электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26



«Утверждаю»
Директор школы

______________ /Курмышова О. А./
«______»____________2017




«Согласовано»
Заместитель директора по содержанию

_____________Сытдыкова М.А.




Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Шаги к успеху»

для 1-4 класса





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 30. 08. 17 г.



Москва

2017 г.

    1. Пояснительная записка

Программа курса "Шаги к успеху" обеспечивает регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Формирование метапредметных результатов обучающихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 66 часа (2 часа в неделю), во 2-4 классах – 68 (2 часа в неделю). Состав группы постоянный. Набор детей свободный.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей данной программы является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Данная программа состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Достаточное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью.

Результатами занятий в кружке «Учись учиться» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Учащиеся должны знать / уметь:

- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,

классификации, систематизации;

- сравнивать предметы, понятия;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

- находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

1 класс

Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности

2

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

2

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия

2

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

2

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

2

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

2

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию

2

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

2

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

2

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

2

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

2

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

2

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия

2

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию

2

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

2

Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта

2

Упражнения на развитие внимания

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

2

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

2

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

2

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

3

Итоговая диагностика и тестирование

1

2 класс

Знакомство с программой и обучением, инструктаж по технике безопасности

2

Начальная диагностика (тестирование)

2

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. Найди слово в слове

2

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. Преврати одни слова в другие

2

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. Замени, одним словом. Найди лишнее

2

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

2

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями

2

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза)

2

Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие логического мышления

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие быстроты реакции

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления

2

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

2

Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.

2

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями

2

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза)

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

2

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями

2

Упражнения на развитие внимания.

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез

2

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа

2

Упражнения на развитие внимания

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. Выбери правильный ответ

2

3 класс

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности

2

Начальная диагностика (тестирование)

2

Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений

2

Упражнения на развитие зрительной памяти

2

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

2

Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза

2

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

2

Упражнения на развитие внимания

2

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

2

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

2

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

2

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

2

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

2

Упражнения на установление связи между понятиями

2

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

2

Упражнения на развитие концентрации и избирательности

2

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти

2

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

2

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

2

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

2

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

2

Упражнения на установление связи между понятиями

2

Упражнения на развитие логического мышления

2

Упражнения на развитие зрительной памяти

2

Упражнения на развитие зрительной памяти

2

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

2

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

2

Упражнения на развитие логического мышления

2

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

2

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

2

Упражнения на развитие логического мышления

2

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

2

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

3

Диагностика, тестирование

1

4 класс

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности

2

Начальная диагностика (тестирование)

2

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на классификацию различным способом

2

Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему

2

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

2

Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему

2

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти

2

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений

2

Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации

2

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

2

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания

2

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на развитие ассоциативного мышления

2

Упражнения на развитие межпонятийных связей

2

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений

2

Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей

2

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей

2

Упражнения на развитие межпонятийных связей

2

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

3

Диагностика, тестирование

1


Методическое обеспечение программы:

Основные способы и формы работы с детьми:

  • индивидуальные и групповые;

  • практические и теоретические;

Формы занятий:

  • игра;

  • беседа;

  • работа с тренажерами;

  • практическая работа.


Учебно-методическая литература для учителя:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

  3. Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»).

  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).

  5. Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Москва: РОСТ книга, 2007 г


Учебно-методическая литература для учащихся:

  1. Татьяна Мишакина: Тренажер по математике для 1-4 класса, М., Ювента 2015

  2. Татьяна Мишакина: Тренажер по русскому языку для 1-4 класса, М., Ювента 2015

  3. Татьяна Мишакина: Тренажер по литературному чтению для -41 класса, М., Ювента 2015

  4. Татьяна Мишакина: Тренажер по окружающему миру для 1-4 класса, М., Ювента 2015

  5. Татьяна Мишакина: Тренажер по формированию универсальных учебных действий для 1-4 класса, М., Ювента 2015



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!