Согласовано Утверждаю
Заместитель руководителя по ВР Директор МБОУ«Мичуринская СОШ»
МБОУ « Мичуринская СОШ» Брянского района
Брянского района Мельникова Ю.Ю.
Васильева Е. В. Приказ №___«__»________2021г
«___»________ 2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Секции « Лёгкая атлетика 5-9 классы»
Руководителя Трапизон Виолетты Викторовны
2021-2022 учебный год
Рассмотрено заседании на ШМО
Учителей ОБЖ, физкультуры, технологии
Протокол №___от_____ 2021г.
__________ Береснев А.А.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделено спортивно – оздоровительное направление.
В рабочей программе представлены основные разделы спортивной подготовки легкоатлетов спортивно – оздоровительного этапа, изложенные на основе новейших данных в области теории физической культуры и спорта. Особое внимание уделяется планированию, построению и контролю процесса спортивной подготовки легкоатлетов.
Рабочая программа по « Лёгкой атлетике» предназначена для спортивно – оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Рабочая программа составлена на основе внеурочной деятельности учащихся. Лёгкая атлетика: пособие для учителей и методистов.
Цель программы:
Создание условий для массового привлечения детей и подростков к занятиям лёгкой атлетикой в спортивно – оздоровительных группах.
Результаты освоения курса:
1. Отбор способных к занятиям лёгкой атлетикой детей.
2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей ( гибкости, быстроты, выносливости, равновесия, координационных способностей)
5. Обучение основным приёмам техники бега, прыжков, метания.
6. Привитие навыков соревновательной деятельности.
Необходимость составления рабочей программы для спортивно – оздоровительного этапа подготовки на 5 лет обучения обусловлена рядом особенностей, присущих работе с детьми в условиях посёлка. Это, прежде всего объективные проблемы при наборе детей связанные с малой численностью детей одного года рождения, на этапе формирования групп спортивно – оздоровительной подготовки.
На спортивно – оздоровительном этапе требуется более вариативный подход к оценке уровня подготовленности детей по итогам учебного года. Ещё один важный фактор – нехватка больших спортивных залов и стандартных игровых площадок. Кроме того, значительно ограничены возможности в использовании специализированного инвентаря, приспособлений и тренажёров. В этой ситуации возникает необходимость разработки и использования методик, которые в некоторой мере сглаживают негативное влияние указанных факторов на уровень подготовки детей, прежде всего по физическим и специальным физическим показателям.
Спортивно – оздоровительный этап является первым звеном в системе многолетней подготовки юных легкоатлетов. В группы принимаются практически все желающие, так как этого требуют педагогическая этика и психологические законы спортивной ориентации. Подготовка детей в спортивно – оздоровительных группах подготовки является тем фундаментом, на котором в дальнейшем, на учебно – тренировочном этапе, строится подготовка легкоатлетов высокой квалификации.
В спортивно – оздоровительные группы зачисляются обучающиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом, имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно – оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и ознакомление с основами техники выбранного вида спорта – легкой атлетики.
Рабочая программа рассчитана на 69 часов подготовки. Систематический сбор информации об успешности образовательного процесса, контроль над состоянием физического развития, физической подготовленности обучающихся определяется контрольными испытаниями. Перечень и порядок проведения контрольных испытаний для обучающихся, а также нормативные требования по общей, специальной физической и технической подготовке для обучающихся спортивно – оздоровительного этапа, учитывают требования для данного биологического возраста детей и скорректированы с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Содержание курса:
1. Теоретическая подготовка
Тема 1. Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие лёгкой атлетики в России.
Содержание: Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития. Роль физической культуры в воспитании молодежи.
История развития лёгкой атлетики в мире и нашей стране.
Тема 2. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
Содержание: Мотивация к регулярным занятиям спортом. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к тренировкам.
Понятие об утомлении и переутомлении.
Тема 3. Гигиенические требования к занимающимся спортом.
Содержание: Понятие о гигиене. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Режим дня спортсмена. Вредные привычки – курение, употребление спортивных напитков. Профилактика вредных привычек.
Тема 4. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
Содержание: Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Тема 5. Ознакомление с правилами соревнований.
Содержание: Судейство соревнований в отдельных видах бега, ходьбы, в метании мяча, прыжках в длину, высоту.
2. Техника видов лёгкой атлетики
Бег на короткие дистанции
- Техника бега на короткие дистанции.
- Обучение технике бега по прямой, изучение техники высокого старта, низкого старта, установление стартовых колодок, выполнение стартовых команд.
- Типичные ошибки при обучении технике бега на короткие дистанции.
Прыжки в длину с разбега способом « согнув ноги »
- Техника прыжка в длину с разбега способом «согну ноги».
- Обучение технике прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».
- Типичные ошибки при обучении технике прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».
Длительный бег в равномерном темпе
- Техника бега на длинные дистанции.
- Обучение технике бега, изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног. Кроссовая подготовка.
- Типичные ошибки при обучении технике бега на длинные дистанции.
Эстафетный бег
- Техника эстафетного бега.
- Обучение эстафетного бега. Встречные эстафеты. Эстафеты по кругу и пересеченной местности.
- Типичные ошибки при обучении технике эстафетного бега.
Тематическое планирование
№ | Содержание | Количество Часов | Дата |
План | Факт |
1 | Введение в дисциплину. Структура предмета. | 1 | 01.09 | |
2 | Соревновательная деятельность и система соревнований в лёгкой атлетике. Углубленный отбор с дифференциацией по видам лёгкой атлетики. | 1 | 06.09 | |
3 | Развитие скорости. Отрезочная работа на короткие дистанции. | 2 | 08.09,13.09 | |
4 | Техника выполнения низкого старта. | 3 | 15.09,20.09, 30.03 | |
5 | Игровая тренировка. Старты. | 2 | 22.09,27.09 | |
6 | Обучение технике бега на средние и длинные дистанции. | 3 | 29.09,04.10, 04.04 | |
7 | Техника бега с максимальной скоростью по прямой дистанции. | 3 | 06.10,11.10, 06.04 | |
8 | Техника перехода от стартового разгона к бегу по дистанции. | 3 | 13.10,18.10, 11.04 | |
9 | Развитие силы. ОФП на все группы мышц. | 4 | 20.10,25.10, 27.10,13.04 | |
10 | Обучение спринтерскому бегу. | 3 | 01.11,03.11, 18.04 | |
11 | Техника движения рук в беге. | 3 | 08.11,10.11, 20.04 | |
12 | Тренировка на тактическое взаимодействие средневика и стайера (анализ) | 4 | 15.11,17.11, 22.11,25.04 | |
13 | Обучение техники эстафетного бега | 3 | 24.11,29.11, 27.04 | |
14 | Тренировка на взаимодействие в эстафетном беге. | 2 | 01.12,06.12 | |
15 | Развитие силовой выносливости. Круговая тренировка. | 3 | 08.12,13.12, 15.12 | |
16 | Развитие гибкости. Пассивные упражнения. | 2 | 20.12,22.12 | |
17 | Обучение техники прыжка в длину. | 3 | 27.12,29.12, 04.05 | |
18 | Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега «согнув ноги». | 2 | 10.01,12.01 | |
19 | Техники движения в полете в прыжках в длину с разбега. | 3 | 17.01,19.01, 11.05 | |
20 | Ритм последних шагов. | 2 | 24.01,26.01 | |
21 | Техника приземления. | 2 | 31.01,02.02 | |
22 | Кросс от 4 до 6 км | 2 | 07.02,09.02 | |
23 | Итоговая тренировка. Ручной мяч. | 2 | 14.02,16.02 | |
24 | Скоростно – силовая подготовка. Прыжковая тренировка ( в зале. По лестнице, барьеры) | 3 | 21.02,24.02, 16.05 | |
25 | Развитие гибкости. Статические упражнения. | 3 | 28.02,02.03, 18.05 | |
26 | Стартовый разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью. | 3 | 09.03,14.03, 23.05 | |
27 | Развитие выносливости. Общая выносливость. | 3 | 16.03,21.03, 25.05 | |
28 | Контрольные упражнения для определения уровня силовых способностей. | 3 | 23.03,28.03, 30.05 | |
| Общее количество часов | 83 | | |