СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа русский язык 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа русский язык 9 класс»



Ростовская область, Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

основная общеобразовательная школа №20 х.Сальский Кагальник



«Утверждаю»

Директор МБОУ - ООШ №20

х. Сальский Кагальник

___________/Бунечко Е.В./

Приказ от « » 2022 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



для 9 КЛАССА







Количество часов: 98


Учитель: Трофимчук Татьяна Сергеевна













2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:


-требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

-результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- рабочей программы И.Н. Политовой к линии УМК В.В. Бабайцевой «Русский язык. 5-9 классы». – М.: «Просвещение», 2017;

- «Положения о рабочей программе МБОУ – ООШ № 20 х. Сальский Кагальник»;

- учебников: «Русский язык: Практика. 9 класс»: Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Ю.С. Пичугова. – М. : Дрофа, 2019;

- «Русский язык: Русская речь. 9 класс»: Е.И. Никитина.- М.: Дрофа, 2019;

- «Русский язык: Теория. 5-9 классы», авт. В. В. Бабайцева, Л. Д, Чеснокова. – М.: Дрофа, 2018.



Цели и задачи учебного предмета «Русский язык »:

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Основные задачи курса:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных;

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Система работы по развитию связной речи уча­щихся 9 класса учитывает следующие положе­ния:

связь работы по развитию речи с социаль­ным опытом учащихся (тематика устных и пись­менных высказываний предлагается с учетом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, ви­дел, пережил, продумал, прочувствовал»).

взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи.

связь работы по развитию речи с изучением русского языка(фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка).

связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения(необходимая соотнесенность в тематике, жанрах художествен­ных произведений и ученических сочинений, в ра­боте над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения — близкого к тексту, сжатого, выборочного и т. п.).

Текст рассматривается в курсе изучения 9 класса как единица языка и речи. Как единица языка текст имеет типовые схемы, по которым строятся повествование, описание и рассуждение. Текст — продукт речевой деятельнос­ти учащихся.

Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографических и пунктуационных), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.

В данной рабочей программе существуют сокращения слов: р/р – это уроки развития речи.




Место учебного предмета в учебном плане


На основании учебного плана на изучение русского языка в 9 классе основной школы отводится 102 часа, из расчета 3 учебных часа в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2022-2023 учебный год на изучение русского языка в 9 классе отводится 98 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.

Рабочая программа И.Н. Политовой к линии УМК В.В. Бабайцевой «Русский язык. 5-9 классы». – М.: «Просвещение», 2017 г. предусматривает 105 часов.

Данная программа будет выполнена за 98 часов. Содержание, а также последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с программой «Русский язык: 5-9 классы» (105 часов), за исключением «Повторение » на 7 часов (в авторской программе - 24 часа, в данной программе - 17 час). Программа будет выполнена за 98 часов за счет объединения тем из раздела «Повторение» ( в конце учебного года).


Количество учебных часов – 98

из них:


развитие речи – 17 часов;

контрольные диктанты - 2 часа;

контрольные работы - 7 часов.











Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

● содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

● содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; 

●содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.























Направления проектной деятельности по русскому языку в 9 классе

Темы проектов:


  1. Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою группу личные имена.

  2. Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе.

  3. Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов.

  4. Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.

  5. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.






























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Общие сведения о языке.

Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах

Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык - язык русской художественной литературы.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Основные формы существования национального

русского языка.

Повторение

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения. Виды предложений по наличию главных членов. Виды односоставных предложений. Предложения с однородными членами и знаки препинания при них.

Предложения с обособленными второстепенными членами.

Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами вставными конструкциями.

Развитие речи: Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Стили речи.

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения.

Виды сложных предложений Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях.

Развитие речи: Сжатое изложение.

Сложносочиненное предложение

Понятие о сложносочиненном предложении. Строение сложносочиненных предложений. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Союзы и значение сложносочиненных предложений. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем.

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Средства связи простых предложений в составе сложносочиненного предложения. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении.

Развитие речи: Рассказ.

Сложноподчиненное предложение

Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение сложноподчиненного предложения. Средства связи его частей.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

Виды придаточных предложений, способы их различения. Однозначные и многозначные придаточные.

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные.

Придаточные определительные. Придаточные обстоятельственные. Придаточные дополнительные.

Отличие сложноподчиненных предложений с придаточным сравнительным от простого предложения со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи.

Развитие речи: Сочинение-рассуждение на основе исходного текста. Воспоминание о книге. Рецензия на книгу. Аннотация. Портретный очерк. Портретная зарисовка.

Бессоюзное сложное предложение

Понятие о сложном бессоюзном предложении. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. Запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.

Тире в сложном бессоюзном предложении.

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

Значение сложных бессоюзных предложений, знаки препинания в них. Синтаксический и пунктуационный разбор.

Развитие речи: Сжатое изложение. Сочинение-рассуждение на основе исходного текста.

Сложные предложения с разными видами связи

Структурные особенности сложных предложений с разными видами связи. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях в тексте в зависимости от сочетания видов связи.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Сочетание знаков препинания. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи. Смысловые отношения между частями сложного предложения.

Развитие речи: Разговорный стиль речи. Научный и официально-деловой стили речи.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

Строение предложений с прямой речью.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании. Использование различных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

Развитие речи: Публицистический и художественный стили речи.


















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»



Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) Владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.

2) Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

3) Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные результаты:

- представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:

- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

- усвоение основ научных знаний о родном языке;

- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 9 классе;

- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Речь и речевое общение

Обучающийся научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Обучающийся получит возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование


Обучающийся научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Обучающийся получит возможность научиться: понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.



Чтение


Обучающийся научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать

• отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться: понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно- научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение


Обучающийся научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться: создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых 44 учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо


Обучающийся научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Обучающийся получит возможность научиться: писать рецензии, рефераты; составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст


Обучающийся научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Обучающийся получит возможность научиться: создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом вне- языковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.


Функциональные разновидности языка


Обучающийся научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально- делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Обучающийся получит возможность научиться: различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение- рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке


Обучающийся научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Обучающийся получит возможность научиться: характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.


Синтаксис

Обучающийся научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Выпускник получит возможность научиться: анализировать синонимические средства синтаксиса; опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Обучающийся получит возможность научиться: демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Обучающийся научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать и сравнивать.

Тематическое планирование , 9 класс – 98 часов

урокап\п


Тема


Основные виды деятельности обучающегося




Формы

контроля



Дата


План

Коррекция

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ - 3 ЧАСА

1.



Роль языка в жизни общества.

Чтение и анализ лингвистических текстов и создание собственных высказываний на лингвистические темы.



Текущий контроль

02.09


2.

Язык как развивающееся явление.


Анализ текста, определение темы и ключевых слов


Фронтальный опрос

06.09


3.

Русский язык в современном мире.

Устное монологическое высказывание на заданную тему.

Индивидуальный опрос

07.09


ПОВТОРЕНИЕ - 10 ЧАСОВ

4.

Р/р Речевое общение.

Составление плана статьи.

Фронтальный опрос

09.09




5.

Р/р Основные особенности

разговорной речи,

функциональных стилей

(научного,

публицистического,

официально-делового),

языка художественной

литературы.

Составление плана учебной статьи, анализ статьи журнала.

Фронтальный опрос

13.09


6.

Синтаксис.

Словосочетание и

предложение как основные

единицы синтаксиса.

Сопоставление словосочетания и предложения. Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Индивидуальный опрос

14.09


7.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Синтаксический разбор простого предложения.

Текущий контроль

16.09


8.

Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Анализ текста. Нахождение в предложениях грамматических основ.

Фронтальный опрос

20.09


9.

Однородные члены

предложения.

Обособленные члены

предложения.


Составление схем предложений с однородными членами.

Текущий контроль

21.09


10.

Обособленные члены предложения.

Комментированное письмо.

Фронтальный опрос

23.09


11.

Обращения. Вводные слова и вставные конструкции.

Конструирование предложений.

Фронтальный опрос

27.09


12.

Контрольная работа по теме: «Повторение».

Применение правил орфографии и пунктуации в предложениях с однородными членами, обособленными членами предложения, вводными словами и вставными конструкциями.


Тест

28.09


13.

Р/р Творческое воображение и память – основа создания текста.

Создание текста изложения с элементами сочинения.

Индивидуальная работа

30.09


СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ – 68 ЧАСОВ

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение – 12 часов

14.

Понятие о сложносочиненном

предложении. Строение

сложносочиненного

предложения.

Составление таблицы «Группы сложносочиненных предложений».

Фронтальный опрос

04.10


15.

Сложносочиненное

предложение. Знаки препинания в нем.

Ответ на вопрос: что общего и в чем

различие в постановке запятых между однородными членами и частями сложносочиненного предложения.

Индивидуальный опрос

05.10


16.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Применение правил постановки запятых в сложносочиненных предложениях.

Текущий контроль

07.10


17.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Сложносочиненное предложение» (По В. Пескову).

Применение правил постановки запятых в сложносочиненных предложениях.

Диктант с грамматическим заданием

11.10


18.

Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.

Работа с текстом, синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

Индивидуальный опрос

12.10


19

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.

Работа с текстом, синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

Текущий контроль

14.10


20.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.


Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

Индивидуальный опрос

18.10


21

Повторение по теме: «Сложносочиненное предложение».

Применение правил постановки запятых в сложносочиненных предложениях и выполнения синтаксического разбора.

Фронтальный опрос

19.10


22.

Р/р Описание по картине. Психологический портрет. Рассказ.

Составление текста – описания, психологического портрета, анализ текстов.

Фронтальный опрос

21.10


23.

Повторение по теме: «Сложносочиненное предложение».

Применение правил постановки запятых в сложносочиненных предложениях и выполнения синтаксического разбора.

Текущий контроль

25.10


24.

Контрольная работа по теме : «Сложносочиненное предложение».

Применение правил постановки запятых между частями в сложносочиненных предложениях.

Тест

26.10


25.

Р/р Воспоминание о книге. Рецензия на книгу. Аннотация.

Составление рецензии на книгу. Составление аннотации.

Индивидуальный опрос

28.10


Сложноподчиненное предложение – 28 часов


26.

Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение сложноподчиненного предложения.

Составление плана параграфа, иллюстрация пунктов плана своими примерами.

Фронтальный опрос

08.11


27.

Виды сложноподчиненных предложений.

Конструирование предложений по схемам.

Текущий контроль

09.11




28.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях.

Синонимическая замена сложносочиненных предложений простыми предложениями.

Фронтальный опрос

11.11



29.

Роль указательных слов.



Анализ текста, синонимическая замена сложносочиненных предложений простыми предложениями.


Индивидуальный опрос


15.11


30.

Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Анализ текста, синонимическая замена сложносочиненных предложений простыми предложениями.


Фронтальный опрос

16.11


31.

Р/р Сжатое изложение (По А.И. Куприянову).

Составление плана, выделение в тексте микротем, ключевых слов, компрессия текста

Сжатое изложение

18.11


32.

Р/р Сжатое изложение (По А.И. Куприянову).

Написание сжатого изложения.

Сжатое изложение

22.11


33.

Виды придаточных предложений. Сложноподчиненное предложение с придаточными подлежащными.

Понимание смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения, разграничение союзов и союзных слов, умение находить предложения с придаточными подлежащными.

Индивидуальный опрос

23.11


34.

Сложноподчиненное предложение с придаточными сказуемными.

Понимание смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения, разграничение союзов и союзных слов, умение находить предложения с придаточными сказуемными.

Индивидуальный опрос


25.11


35.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Понимание смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения, разграничение союзов и союзных слов, умение находить предложения с придаточными определительными

Фронтальный опрос

29.11


36.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Понимание смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения, разграничение союзов и союзных слов, умение находить предложения с придаточными определительными.

Текущий контроль

30.11


37.

Сложноподчиненное предложение с придаточными дополнительными.

Умение находить предложения с придаточными дополнительными.

Фронтальный опрос

02.12


38.

Сложноподчиненное предложение с придаточными дополнительными.

Понимание смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения, разграничение союзов и союзных слов, умение находить предложения с придаточными дополнительными.

Текущий контроль

06.12


39.

Придаточные обстоятельственные образа действия и степени.

Составление схем предложений с придаточными образа действия и степени.

Фронтальный опрос

07.12


40.

Сложноподчиненные предложения с придаточными места, времени.

Составление схем предложений с придаточными причины, сравнения, цели, условия, уступки.

Фронтальный опрос

09.12


41.

Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия.

Составление схем предложений с придаточным следствия.

Индивидуальный опрос

13.12


42.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, сравнения.

Составление схем предложений с придаточными причины, сравнения.

Текущий контроль

14.12


43.

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, условия, уступки.

Составление схем предложений с придаточными цели, условия, уступки.

Фронтальный опрос

16.12


44.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение однородное и неоднородное.

Конструирование предложений, составление схем, определение однородного и неоднородного соподчинения.

Индивидуальный опрос

20.12


45.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Конструирование предложений, составление схем, определение однородного и неоднородного соподчинения.

Фронтальный опрос

21.12


46.

Повторение по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».

Конструирование предложений, составление схем, определение однородного и неоднородного соподчинения.

Текущий контроль

23.12


47.

Контрольная работа по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».

Определение разных видов придаточных предложений в сложноподчиненном предложении.


Тест

27.12


48.

Р/р Портретный очерк. Портретная зарисовка.

Творческое списывание. Сочинение - портретный очерк

Текущий контроль

10.01


49.

Отличие сложноподчиненного предложения с придаточным сравнительным от простого предложения со сравнительным оборотом.

Составление памятки, схем сложноподчиненного предложения, отличие сложноподчиненного предложения с придаточным сравнения и простого предложения со сравнительным оборотом.

Фронтальный опрос

11.01


50.

Повторение по теме: «Сложноподчиненные предложения».

Конструирование предложений, составление схем, определение однородного и неоднородного соподчинения.

Текущий контроль

13.01


51.

Р/р Стили речи. Разговорный стиль.

Анализ текста, определение особенностей разговорного стиля.

Фронтальный опрос

17.01


52.

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Андрей Рублёв» по теме «Сложноподчинённое предложение».

Определение разных видов придаточных предложений в сложноподчиненном предложении, синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.


Диктант с грамматическим заданием

18.01


53.

Р/р Научный стиль речи.

Анализ текстов, определение особенностей научного стиля.


Фронтальный опрос

20.01


Сложное бессоюзное предложение – 12 часов

54.

Понятие о сложном бессоюзном предложении.

Иметь представление о бессоюзном сложном предложении как о таком единстве предикативных частей. Составление схем бессоюзных сложных предложений.

Фронтальный опрос


24.01


55.

Запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.

Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, составление схем бессоюзных сложных предложений.

Фронтальный опрос


25.01


56.

Запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.

Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, составление схем бессоюзных сложных предложений.

Текущий контроль

27.01


57.

Тире в сложном бессоюзном предложении.

Составление тезисного плана параграфа, определение смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения, составление схем.

Фронтальный опрос



31.01


58.

Тире в сложном бессоюзном предложении.

Определение смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения, составление схем.

Текущий контроль

01.02


59.

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

Определение смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения, схемы.

Фронтальный опрос


03.02


60.

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

Определение смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения, составление схем.

Текущий контроль

07.02


61.

Повторение по теме: «Сложное бессоюзное предложение».

Моделирование сложных бессоюзных предложений, употребление их в речи, синонимия сложных предложений.


Индивидуальный опрос

08.02


62.

Р/р Основные жанры

официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Использование жанров официально-делового стиля

Фронтальный опрос

10.02


63.

Повторение по теме: «Сложное бессоюзное предложение».

Моделирование сложных бессоюзных предложений, употребление их в речи, синонимия сложных предложений.


Текущий контроль

14.02


64.

Контрольная работа по теме: «Сложное бессоюзное предложение».

Определение смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения, составление схем.

Тест

15.02


65.

Р/р Публицистический стиль речи.

Отличие жанров публицистического стиля.

Фронтальный опрос

17.02


Сложные предложения с разными видами связи - 6 часов


66.

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Иметь представление о разных видах союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Опознавать сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Составлять схемы таких сложных предложений и моделировать предложения по заданным схемам.

Текущий контроль

21.02


67.

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

Находить сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции, расставлять знаки препинания.

Фронтальный опрос

22.02


68.

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

Умение выполнять синтаксический разбор сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Индивидуальный опрос

28.02


69.

Р/р Художественный стиль.

Отличие художественного стиля от других книжных стилей. Составление таблицы «Выразительные средства языка».

Текущий контроль

01.03


70.

Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи».

Проверить уровень усвоения сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи, синтаксический разбор подобных предложений


Тест

03.03


71.

Р/р Культура речи. Текст как продукт речевой деятельности.

Создание текстов разных стилей и жанров.

Индивидуальный опрос

07.03


Предложения с чужой речью - 10 часов


72.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Составление таблицы «Способы передачи чужой речи».

Фронтальный опрос

10.03


73.

Р/р Сжатое изложение (По Ю.В. Бондареву).

Составление плана, выделение в тексте микротем, ключевых слов, компрессия текста

Сжатое изложение

14.03


74.

Р/р Сжатое изложение (По Ю.В. Бондареву).

Написание сжатого изложения.

Сжатое изложение


15.03


75.

Предложения с прямой речью.


Анализ текста, постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью, составление схем.

Фронтальный опрос

17.03


76

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Анализ текста, постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью, составление схем.

Текущий контроль

28.03


77.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи.

Индивидуальный опрос

29.03


78.

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.


Пунктуационный разбор предложений.

Фронтальный опрос

31.03


79.

Знаки препинания при цитировании.


Конструирование предложений, пунктуационный разбор предложений.

Текущий контроль

04.04


80.

Р/р Основные виды переработки текста: план, конспект, аннотация.

Создание рекомендательной аннотации на книгу для стенда «Рекомендую прочитать».

Индивидуальный опрос

05.04


81.

Контрольная работа по теме: «Способы передачи чужой речи».

Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи.

Тест

07.04


Повторение – 17 часов


82.

Русский язык как развивающееся явление.

Составление конспекта статьи

Индивидуальный опрос

11.04


83.

Система языка. Фонетика. Орофэпия.

Фонетический разбор слов

Текущий контроль

12.04


84.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Заполнение таблицы о правописании гласных в корне.

Фронтальный опрос

14.04


85.

Основные выразительные средства фонетики.

Фонетический разбор слов

Фронтальный опрос

18.04


86.

Проверочная работа по теме: «Фонетика».

Проверить знания по фонетике в практике правописания.

Тест

19.04


87.

Морфемика и словообразование.

Морфемный и словообразовательный разборы.


Фронтальный опрос

21.04


88.

Морфемика и словообразование.

Морфемный и словообразовательный разборы.


Текущий контроль

25.04


89.

Проверочная работа по теме: «Морфемика и словообразование».

Проверить знания по морфемике и словообразованию, выполнение морфемного и словообразовательного разбора.

Тест

26.04


90.

Лексика и фразеология.

Работа со словарем

Фронтальный опрос

28.04


91.

Фразеологизмы, их значение и употребление. Понятие об этимологии.

Написание сочинения на тему: «Фразеологизмы- неизменные спутники нашей речи».

Самостоятельная работа

02.05


92.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Составление сообщения: «Основные средства выразительности лексики и фразеологии».

Фронтальный опрос

03.05


93.

Морфология. Система частей речи в русском языке.

Морфологический разбор глагола, прилагательного, причастия.

Индивидуальный опрос

05.05


94.

Самостоятельные части речи.


Морфологический разбор деепричастия, наречия.

Фронтальный опрос

10.05


95.

Итоговая контрольная работа.


Применение правил орфографии и пунктуации.

Тест

12.05


96.

Служебные части речи. Союз.

Отличие служебных частей речи от самостоятельных. Составление таблицы служебных частей речи. Морфологический разбор союза.

Фронтальный опрос

16.05


97.

Предлог. Правописание предлогов.

Морфологический разбор предлога.

Фронтальный опрос

17.05


98.

Частица. Правописание частиц.


Морфологический разбор частицы.

Текущий контроль

19.05


Рассмотрено Согласовано

Руководитель МО Заместитель директора по УВР

______________/ Петренко С.Е. / __________ / Трофимчук Т.С. /

______________2022 г. ______________ 2022 г.























14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!