Ростовская область, Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
основная общеобразовательная школа №20 х.Сальский Кагальник
«Утверждаю»
Директор МБОУ - ООШ №20
х. Сальский Кагальник
___________/Бунечко Е.В./
Приказ № от « » 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 9 КЛАССА
Количество часов: 98
Учитель: Трофимчук Татьяна Сергеевна
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:
-требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
-результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- рабочей программы И.Н. Политовой к линии УМК В.В. Бабайцевой «Русский язык. 5-9 классы». – М.: «Просвещение», 2017;
- «Положения о рабочей программе МБОУ – ООШ № 20 х. Сальский Кагальник»;
- учебников: «Русский язык: Практика. 9 класс»: Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Ю.С. Пичугова. – М. : Дрофа, 2019;
- «Русский язык: Русская речь. 9 класс»: Е.И. Никитина.- М.: Дрофа, 2019;
- «Русский язык: Теория. 5-9 классы», авт. В. В. Бабайцева, Л. Д, Чеснокова. – М.: Дрофа, 2018.
Цели и задачи учебного предмета «Русский язык »:
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Основные задачи курса:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Система работы по развитию связной речи учащихся 9 класса учитывает следующие положения:
связь работы по развитию речи с социальным опытом учащихся (тематика устных и письменных высказываний предлагается с учетом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, продумал, прочувствовал»).
взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи.
связь работы по развитию речи с изучением русского языка(фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка).
связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения(необходимая соотнесенность в тематике, жанрах художественных произведений и ученических сочинений, в работе над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения — близкого к тексту, сжатого, выборочного и т. п.).
Текст рассматривается в курсе изучения 9 класса как единица языка и речи. Как единица языка текст имеет типовые схемы, по которым строятся повествование, описание и рассуждение. Текст — продукт речевой деятельности учащихся.
Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографических и пунктуационных), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.
В данной рабочей программе существуют сокращения слов: р/р – это уроки развития речи.
Место учебного предмета в учебном плане
На основании учебного плана на изучение русского языка в 9 классе основной школы отводится 102 часа, из расчета 3 учебных часа в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2022-2023 учебный год на изучение русского языка в 9 классе отводится 98 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.
Рабочая программа И.Н. Политовой к линии УМК В.В. Бабайцевой «Русский язык. 5-9 классы». – М.: «Просвещение», 2017 г. предусматривает 105 часов.
Данная программа будет выполнена за 98 часов. Содержание, а также последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с программой «Русский язык: 5-9 классы» (105 часов), за исключением «Повторение » на 7 часов (в авторской программе - 24 часа, в данной программе - 17 час). Программа будет выполнена за 98 часов за счет объединения тем из раздела «Повторение» ( в конце учебного года).
Количество учебных часов – 98
из них:
развитие речи – 17 часов;
контрольные диктанты - 2 часа;
контрольные работы - 7 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
● содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
● содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
●содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Направления проектной деятельности по русскому языку в 9 классе
Темы проектов:
Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою группу личные имена.
Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе.
Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов.
Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Общие сведения о языке.
Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах
Роль языка в жизни человека и общества.
Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык - язык русской художественной литературы.
Понятие о русском литературном языке и его нормах.
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.
Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Основные формы существования национального
русского языка.
Повторение
Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения. Виды предложений по наличию главных членов. Виды односоставных предложений. Предложения с однородными членами и знаки препинания при них.
Предложения с обособленными второстепенными членами.
Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами вставными конструкциями.
Развитие речи: Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Стили речи.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения.
Виды сложных предложений Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях.
Развитие речи: Сжатое изложение.
Сложносочиненное предложение
Понятие о сложносочиненном предложении. Строение сложносочиненных предложений. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Союзы и значение сложносочиненных предложений. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем.
Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Средства связи простых предложений в составе сложносочиненного предложения. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении.
Развитие речи: Рассказ.
Сложноподчиненное предложение
Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение сложноподчиненного предложения. Средства связи его частей.
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.
Виды придаточных предложений, способы их различения. Однозначные и многозначные придаточные.
Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные.
Придаточные определительные. Придаточные обстоятельственные. Придаточные дополнительные.
Отличие сложноподчиненных предложений с придаточным сравнительным от простого предложения со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи.
Развитие речи: Сочинение-рассуждение на основе исходного текста. Воспоминание о книге. Рецензия на книгу. Аннотация. Портретный очерк. Портретная зарисовка.
Бессоюзное сложное предложение
Понятие о сложном бессоюзном предложении. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. Запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.
Тире в сложном бессоюзном предложении.
Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.
Значение сложных бессоюзных предложений, знаки препинания в них. Синтаксический и пунктуационный разбор.
Развитие речи: Сжатое изложение. Сочинение-рассуждение на основе исходного текста.
Сложные предложения с разными видами связи
Структурные особенности сложных предложений с разными видами связи. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях в тексте в зависимости от сочетания видов связи.
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Сочетание знаков препинания. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи. Смысловые отношения между частями сложного предложения.
Развитие речи: Разговорный стиль речи. Научный и официально-деловой стили речи.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
Строение предложений с прямой речью.
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.
Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании. Использование различных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
Развитие речи: Публицистический и художественный стили речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) Владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
2) Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
3) Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты:
- представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 9 классе;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Речь и речевое общение
Обучающийся научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Обучающийся получит возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Обучающийся научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Обучающийся получит возможность научиться: понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Обучающийся научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
• отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться: понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно- научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Обучающийся научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться: создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых 44 учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Обучающийся научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Обучающийся получит возможность научиться: писать рецензии, рефераты; составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Обучающийся научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Обучающийся получит возможность научиться: создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом вне- языковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Обучающийся научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально- делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Обучающийся получит возможность научиться: различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение- рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Обучающийся научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Обучающийся получит возможность научиться: характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Синтаксис
Обучающийся научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Выпускник получит возможность научиться: анализировать синонимические средства синтаксиса; опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться: демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Обучающийся научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать и сравнивать.
Тематическое планирование , 9 класс – 98 часов
№ урокап\п | Тема | Основные виды деятельности обучающегося | Формы контроля | Дата |
План | Коррекция |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ - 3 ЧАСА |
1. | Роль языка в жизни общества. | Чтение и анализ лингвистических текстов и создание собственных высказываний на лингвистические темы. | Текущий контроль | 02.09 | |
2. | Язык как развивающееся явление. | Анализ текста, определение темы и ключевых слов | Фронтальный опрос | 06.09 | |
3. | Русский язык в современном мире. | Устное монологическое высказывание на заданную тему. | Индивидуальный опрос | 07.09 | |
ПОВТОРЕНИЕ - 10 ЧАСОВ |
4. | Р/р Речевое общение. | Составление плана статьи. | Фронтальный опрос | 09.09 | |
5. | Р/р Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. | Составление плана учебной статьи, анализ статьи журнала. | Фронтальный опрос | 13.09 | |
6. | Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. | Сопоставление словосочетания и предложения. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. | Индивидуальный опрос | 14.09 | |
7. | Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | Синтаксический разбор простого предложения. | Текущий контроль | 16.09 | |
8. | Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | Анализ текста. Нахождение в предложениях грамматических основ. | Фронтальный опрос | 20.09 | |
9. | Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. | Составление схем предложений с однородными членами. | Текущий контроль | 21.09 | |
10. | Обособленные члены предложения. | Комментированное письмо. | Фронтальный опрос | 23.09 | |
11. | Обращения. Вводные слова и вставные конструкции. | Конструирование предложений. | Фронтальный опрос | 27.09 | |
12. | Контрольная работа по теме: «Повторение». | Применение правил орфографии и пунктуации в предложениях с однородными членами, обособленными членами предложения, вводными словами и вставными конструкциями. | Тест | 28.09 | |
13. | Р/р Творческое воображение и память – основа создания текста. | Создание текста изложения с элементами сочинения. | Индивидуальная работа | 30.09 | |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ – 68 ЧАСОВ Сложное предложение. Сложносочиненное предложение – 12 часов |
14. | Понятие о сложносочиненном предложении. Строение сложносочиненного предложения. | Составление таблицы «Группы сложносочиненных предложений». | Фронтальный опрос | 04.10 | |
15. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем. | Ответ на вопрос: что общего и в чем различие в постановке запятых между однородными членами и частями сложносочиненного предложения. | Индивидуальный опрос | 05.10 | |
16. | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. | Применение правил постановки запятых в сложносочиненных предложениях. | Текущий контроль | 07.10 | |
17. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Сложносочиненное предложение» (По В. Пескову). | Применение правил постановки запятых в сложносочиненных предложениях. | Диктант с грамматическим заданием | 11.10 | |
18. | Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом. | Работа с текстом, синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. | Индивидуальный опрос | 12.10 | |
19 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом. | Работа с текстом, синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. | Текущий контроль | 14.10 | |
20. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. | Индивидуальный опрос | 18.10 | |
21 | Повторение по теме: «Сложносочиненное предложение». | Применение правил постановки запятых в сложносочиненных предложениях и выполнения синтаксического разбора. | Фронтальный опрос | 19.10 | |
22. | Р/р Описание по картине. Психологический портрет. Рассказ. | Составление текста – описания, психологического портрета, анализ текстов. | Фронтальный опрос | 21.10 | |
23. | Повторение по теме: «Сложносочиненное предложение». | Применение правил постановки запятых в сложносочиненных предложениях и выполнения синтаксического разбора. | Текущий контроль | 25.10 | |
24. | Контрольная работа по теме : «Сложносочиненное предложение». | Применение правил постановки запятых между частями в сложносочиненных предложениях. | Тест | 26.10 | |
25. | Р/р Воспоминание о книге. Рецензия на книгу. Аннотация. | Составление рецензии на книгу. Составление аннотации. | Индивидуальный опрос | 28.10 | |
Сложноподчиненное предложение – 28 часов |
26. | Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение сложноподчиненного предложения. | Составление плана параграфа, иллюстрация пунктов плана своими примерами. | Фронтальный опрос | 08.11 | |
27. | Виды сложноподчиненных предложений. | Конструирование предложений по схемам. | Текущий контроль | 09.11 | |
28. | Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях. | Синонимическая замена сложносочиненных предложений простыми предложениями. | Фронтальный опрос | 11.11 | |
29. | Роль указательных слов. | Анализ текста, синонимическая замена сложносочиненных предложений простыми предложениями. | Индивидуальный опрос | 15.11 | |
30. | Особенности присоединения придаточных предложений к главному. | Анализ текста, синонимическая замена сложносочиненных предложений простыми предложениями. | Фронтальный опрос | 16.11 | |
31. | Р/р Сжатое изложение (По А.И. Куприянову). | Составление плана, выделение в тексте микротем, ключевых слов, компрессия текста | Сжатое изложение | 18.11 | |
32. | Р/р Сжатое изложение (По А.И. Куприянову). | Написание сжатого изложения. | Сжатое изложение | 22.11 | |
33. | Виды придаточных предложений. Сложноподчиненное предложение с придаточными подлежащными. | Понимание смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения, разграничение союзов и союзных слов, умение находить предложения с придаточными подлежащными. | Индивидуальный опрос | 23.11 | |
34. | Сложноподчиненное предложение с придаточными сказуемными. | Понимание смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения, разграничение союзов и союзных слов, умение находить предложения с придаточными сказуемными. | Индивидуальный опрос | 25.11 | |
35. | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | Понимание смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения, разграничение союзов и союзных слов, умение находить предложения с придаточными определительными | Фронтальный опрос | 29.11 | |
36. | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | Понимание смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения, разграничение союзов и союзных слов, умение находить предложения с придаточными определительными. | Текущий контроль | 30.11 | |
37. | Сложноподчиненное предложение с придаточными дополнительными. | Умение находить предложения с придаточными дополнительными. | Фронтальный опрос | 02.12 | |
38. | Сложноподчиненное предложение с придаточными дополнительными. | Понимание смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения, разграничение союзов и союзных слов, умение находить предложения с придаточными дополнительными. | Текущий контроль | 06.12 | |
39. | Придаточные обстоятельственные образа действия и степени. | Составление схем предложений с придаточными образа действия и степени. | Фронтальный опрос | 07.12 | |
40. | Сложноподчиненные предложения с придаточными места, времени. | Составление схем предложений с придаточными причины, сравнения, цели, условия, уступки. | Фронтальный опрос | 09.12 | |
41. | Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия. | Составление схем предложений с придаточным следствия. | Индивидуальный опрос | 13.12 | |
42. | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, сравнения. | Составление схем предложений с придаточными причины, сравнения. | Текущий контроль | 14.12 | |
43. | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, условия, уступки. | Составление схем предложений с придаточными цели, условия, уступки. | Фронтальный опрос | 16.12 | |
44. | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение однородное и неоднородное. | Конструирование предложений, составление схем, определение однородного и неоднородного соподчинения. | Индивидуальный опрос | 20.12 | |
45. | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | Конструирование предложений, составление схем, определение однородного и неоднородного соподчинения. | Фронтальный опрос | 21.12 | |
46. | Повторение по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными». | Конструирование предложений, составление схем, определение однородного и неоднородного соподчинения. | Текущий контроль | 23.12 | |
47. | Контрольная работа по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными». | Определение разных видов придаточных предложений в сложноподчиненном предложении. | Тест | 27.12 | |
48. | Р/р Портретный очерк. Портретная зарисовка. | Творческое списывание. Сочинение - портретный очерк | Текущий контроль | 10.01 | |
49. | Отличие сложноподчиненного предложения с придаточным сравнительным от простого предложения со сравнительным оборотом. | Составление памятки, схем сложноподчиненного предложения, отличие сложноподчиненного предложения с придаточным сравнения и простого предложения со сравнительным оборотом. | Фронтальный опрос | 11.01 | |
50. | Повторение по теме: «Сложноподчиненные предложения». | Конструирование предложений, составление схем, определение однородного и неоднородного соподчинения. | Текущий контроль | 13.01 | |
51. | Р/р Стили речи. Разговорный стиль. | Анализ текста, определение особенностей разговорного стиля. | Фронтальный опрос | 17.01 | |
52. | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Андрей Рублёв» по теме «Сложноподчинённое предложение». | Определение разных видов придаточных предложений в сложноподчиненном предложении, синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. | Диктант с грамматическим заданием | 18.01 | |
53. | Р/р Научный стиль речи. | Анализ текстов, определение особенностей научного стиля. | Фронтальный опрос | 20.01 | |
Сложное бессоюзное предложение – 12 часов |
54. | Понятие о сложном бессоюзном предложении. | Иметь представление о бессоюзном сложном предложении как о таком единстве предикативных частей. Составление схем бессоюзных сложных предложений. | Фронтальный опрос | 24.01 | |
55. | Запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении. | Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, составление схем бессоюзных сложных предложений. | Фронтальный опрос | 25.01 | |
56. | Запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении. | Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, составление схем бессоюзных сложных предложений. | Текущий контроль | 27.01 | |
57. | Тире в сложном бессоюзном предложении. | Составление тезисного плана параграфа, определение смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения, составление схем. | Фронтальный опрос | 31.01 | |
58. | Тире в сложном бессоюзном предложении. | Определение смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения, составление схем. | Текущий контроль | 01.02 | |
59. | Двоеточие в сложном бессоюзном предложении. | Определение смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения, схемы. | Фронтальный опрос | 03.02 | |
60. | Двоеточие в сложном бессоюзном предложении. | Определение смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения, составление схем. | Текущий контроль | 07.02 | |
61. | Повторение по теме: «Сложное бессоюзное предложение». | Моделирование сложных бессоюзных предложений, употребление их в речи, синонимия сложных предложений. | Индивидуальный опрос | 08.02 | |
62. | Р/р Основные жанры официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме). | Использование жанров официально-делового стиля | Фронтальный опрос | 10.02 | |
63. | Повторение по теме: «Сложное бессоюзное предложение». | Моделирование сложных бессоюзных предложений, употребление их в речи, синонимия сложных предложений. | Текущий контроль | 14.02 | |
64. | Контрольная работа по теме: «Сложное бессоюзное предложение». | Определение смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения, составление схем. | Тест | 15.02 | |
65. | Р/р Публицистический стиль речи. | Отличие жанров публицистического стиля. | Фронтальный опрос | 17.02 | |
Сложные предложения с разными видами связи - 6 часов |
66. | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. | Иметь представление о разных видах союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Опознавать сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Составлять схемы таких сложных предложений и моделировать предложения по заданным схемам. | Текущий контроль | 21.02 | |
67. | Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. | Находить сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции, расставлять знаки препинания. | Фронтальный опрос | 22.02 | |
68. | Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. | Умение выполнять синтаксический разбор сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. | Индивидуальный опрос | 28.02 | |
69. | Р/р Художественный стиль. | Отличие художественного стиля от других книжных стилей. Составление таблицы «Выразительные средства языка». | Текущий контроль | 01.03 | |
70. | Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи». | Проверить уровень усвоения сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи, синтаксический разбор подобных предложений | Тест | 03.03 | |
71. | Р/р Культура речи. Текст как продукт речевой деятельности. | Создание текстов разных стилей и жанров. | Индивидуальный опрос | 07.03 | |
Предложения с чужой речью - 10 часов |
72. | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. | Составление таблицы «Способы передачи чужой речи». | Фронтальный опрос | 10.03 | |
73. | Р/р Сжатое изложение (По Ю.В. Бондареву). | Составление плана, выделение в тексте микротем, ключевых слов, компрессия текста | Сжатое изложение | 14.03 | |
74. | Р/р Сжатое изложение (По Ю.В. Бондареву). | Написание сжатого изложения. | Сжатое изложение | 15.03 | |
75. | Предложения с прямой речью. | Анализ текста, постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью, составление схем. | Фронтальный опрос | 17.03 | |
76 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Анализ текста, постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью, составление схем. | Текущий контроль | 28.03 | |
77. | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи. | Индивидуальный опрос | 29.03 | |
78. | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании. | Пунктуационный разбор предложений. | Фронтальный опрос | 31.03 | |
79. | Знаки препинания при цитировании. | Конструирование предложений, пунктуационный разбор предложений. | Текущий контроль | 04.04 | |
80. | Р/р Основные виды переработки текста: план, конспект, аннотация. | Создание рекомендательной аннотации на книгу для стенда «Рекомендую прочитать». | Индивидуальный опрос | 05.04 | |
81. | Контрольная работа по теме: «Способы передачи чужой речи». | Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи. | Тест | 07.04 | |
Повторение – 17 часов |
82. | Русский язык как развивающееся явление. | Составление конспекта статьи | Индивидуальный опрос | 11.04 | |
83. | Система языка. Фонетика. Орофэпия. | Фонетический разбор слов | Текущий контроль | 12.04 | |
84. | Связь фонетики с графикой и орфографией. | Заполнение таблицы о правописании гласных в корне. | Фронтальный опрос | 14.04 | |
85. | Основные выразительные средства фонетики. | Фонетический разбор слов | Фронтальный опрос | 18.04 | |
86. | Проверочная работа по теме: «Фонетика». | Проверить знания по фонетике в практике правописания. | Тест | 19.04 | |
87. | Морфемика и словообразование. | Морфемный и словообразовательный разборы. | Фронтальный опрос | 21.04 | |
88. | Морфемика и словообразование. | Морфемный и словообразовательный разборы. | Текущий контроль | 25.04 | |
89. | Проверочная работа по теме: «Морфемика и словообразование». | Проверить знания по морфемике и словообразованию, выполнение морфемного и словообразовательного разбора. | Тест | 26.04 | |
90. | Лексика и фразеология. | Работа со словарем | Фронтальный опрос | 28.04 | |
91. | Фразеологизмы, их значение и употребление. Понятие об этимологии. | Написание сочинения на тему: «Фразеологизмы- неизменные спутники нашей речи». | Самостоятельная работа | 02.05 | |
92. | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | Составление сообщения: «Основные средства выразительности лексики и фразеологии». | Фронтальный опрос | 03.05 | |
93. | Морфология. Система частей речи в русском языке. | Морфологический разбор глагола, прилагательного, причастия. | Индивидуальный опрос | 05.05 | |
94. | Самостоятельные части речи. | Морфологический разбор деепричастия, наречия. | Фронтальный опрос | 10.05 | |
95. | Итоговая контрольная работа. | Применение правил орфографии и пунктуации. | Тест | 12.05 | |
96. | Служебные части речи. Союз. | Отличие служебных частей речи от самостоятельных. Составление таблицы служебных частей речи. Морфологический разбор союза. | Фронтальный опрос | 16.05 | |
97. | Предлог. Правописание предлогов. | Морфологический разбор предлога. | Фронтальный опрос | 17.05 | |
98. | Частица. Правописание частиц. | Морфологический разбор частицы. | Текущий контроль | 19.05 | |
Рассмотрено Согласовано
Руководитель МО Заместитель директора по УВР
______________/ Петренко С.Е. / __________ / Трофимчук Т.С. /
______________2022 г. ______________ 2022 г.
14