СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Родной язык (русский)". 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в конструкторе  (https://edsoo.ru/constructor/) в соответствии с требованиями новых ФГОС по учебному комплекту Александровой О.А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родной язык (русский)". 1 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Кузбасса

Крапивинский муниципальный округ


МБОУ "Банновская основная общеобразовательная школа"


РАССМОТРЕНО
ШМО учителей начальных классов
РуководительШМО
______________( Конева Е.В. )

Протокол№_____

от "__" ____ 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

________( Лыкашева А.В. )

Протокол№___

от "____" ____ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ "Банновская основная общеобразовательная школа"

________( Петренко Р.Н.)

Приказ№_____

от "____" ____  2022 г.



Рабочая программа

(ID 674472)
учебного предмета

«Родной язык (русский)»

для 1 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год





Составитель: Конева Елена Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории















с. Банново 2022





Содержание рабочей программы



1

Пояснительная записка


2

Содержание учебного предмета


3

Планируемые результаты освоения учебного предмета


4

Тематическое планирование










































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Текст ФГОС п.31.1. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русском) языке » обеспечивает достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования МБОУ «Банновская ООШ» и разрабатывается на основе требований ФГОС к результатам освоения программы начального общего образования.

Рабочая программа учебного предмета сформирована с учетом рабочей программы воспитания (спросить у завуча, в каком разделе их указать в РП) ПРИЛОЖЕНИЕ. Целевые приоритеты

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». 

Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса.

В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение  не  к  внутреннему  системному  устройству  языка,  а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского  языка,  в  частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;   изучение   исторических   фактов   развития   языка;

расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность.

В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский язык: прошлое и настоящее» — включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира. 

Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни. 

Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Целями изучения русского родного языка являются:

осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;

овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;

совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» в 1 классе рассчитано на общую учебную нагрузку в объёме 33 часа.















  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс (33 часа)

Русский язык: прошлое и настоящее.

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок Практическая работа. Оформление буквиц и заставок Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т д ) 2) как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сара- фан, лапти и т д ) Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках) Проектное задание. Словарь в картинках.

Язык в действии. 

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Секреты речи и текста. 

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге  (Как  вежливо  попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.

Универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия:

- сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;

- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы;

- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при - - работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану

проектное задание;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.



Коммуникативные универсальные учебные действия:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность:

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

- ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.



Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

- находить ошибки, допущенные при работе с языковым мате- риалом, находить орфографические и пунктуационные ошибки;

- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

































  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский) отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретением первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе и в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

- уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;

- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях.

Духовно-нравственного воспитания:

- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных  языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).

Эстетического воспитания:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

Трудового воспитания:

- осознание ценности труда  в  жизни  человека  и  общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений.

Экологического воспитания:

- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

- неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

- первоначальные  представления  о   научной   картине   мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования отражают:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 

1) базовые логические действия:

- сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;

- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы;

- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять  учебные  операции при анализе языковых единиц;

- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

2)базовые исследовательские действия:

- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на - основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

Общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

- признавать возможность существования разных точек зрения;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность:

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

- ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Овладение регулятивными универсальными учебными действиями:

Самоорганизация:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Предметные результаты освоения программы по годам обучения:

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

— понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

—осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

— осознавать смыслоразличительную роль ударения;

— соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

— выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

— различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

— уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и др.);

— владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

— использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

— владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

— анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.



4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды,

формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


всего

Контрольные

работы

Практические

работы


Раздел 1. Секреты речи и текста 

1.1.

Общение. Устная и письменная речь.

2

0

0


Беседа о видах речевой деятельности, их разграничение (говорение, слушание, чтение и письмо). Работа с иллюстрациями учебника.

Обсуждение распространенных жестов, которые сопровождают и дополняют нашу речь (жесты приветствия, прощания, согласия, одобрения и др ), их роли, ситуаций, когда люди к ним прибегают.

Устный опрос;

https://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/nasha-rech/rech-v-zhizni-cheloveka-rech-ustnaya-i-pismennaya



Устная и письменная речь.


1.2.

Стандартные обороты речи для участия в диалоге: Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить? Этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

2

0

0


Обсуждение различных ситуаций общения (ребенок — сверстник, ребенок — взрослый)

Рассказ учителя об истории вежливых слов.

Объяснение смысла крылатых выражений, учебный диалог о важности и силе доброго слова, уместности похвалы, скромности и умении не ждать похвалы за каждый добрый поступок.

Устный опрос

https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/obrashcheniya-rechevoj-etiket-formuly-privetstviya-proshchaniya-blagodarnosti

Урок Этикетные формы обращения.


1.3.

Правила корректного речевого поведения в ходе диалога; использование в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации общения. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.

1

0

0,5


Беседа о необходимости выбора правильных формул речевого этикета в зависимости от возраста, статуса, степени знакомства с собеседником, ситуации,в которой протекает общение (обращение на вы и на ты);

Практическая работа: по выбору речевых формул приветствия в зависимости от ситуации общения;

Устный опрос Практическая работа;

https://videouroki.net/razrabotki/rodnaia-riech-siekriety-dialogha.html

Урок Секреты диалога.


1.4.

Имена в малых жанрах фольклора

1

0

0


Беседа о том, зачем людям нужны имена;
о существовании разных вариантов звучания одного имени, особенностях использования краткой и полной форм имени в зависимости от возраста человека, ситуации общения.

Обсуждение имен сказочных персонажей, тренировка в образовании полных и кратких форм имени

Устный опрос

https://www.art-talant.org/publikacii/18147-prezentaciya-uroka-rodnogo-yazyka-zachem-lyudyam-imena

Презентация Зачем людям имена.


1.5.

Цели и виды вопросов: вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание.

2

0

0


Беседа «Почему мы задаём друг другу вопросы?»

Групповая работа: анализ текста стихотворения З Александровой. Беседа о целях вопросов, их адресате, использовании специальных вопросительных слов, которые помогают задавать вопросы.
Беседа о том, когда необходим полный, развернутый ответ на вопрос, а когда можно дать ответ одним словом.

Устный опрос

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-rodnomu-yazyku-na-temu-sprashivaem-i-otvechaem-4159683.html

Презентация Спрашиваем-отвечаем.


Итого по разделу:

8

 

Раздел 2. Язык в действии

2.1.

Роль логического ударения.

3

0

0,5


Беседа на основе вопросов учебника, уточнение значения слов изба — дом — жилище;;
Практическая работа: закрепление умения выделять голосом определённое слово, отработка навыка внимательного восприятия текста(на слух или при самостоятельном чтении)

Практическая работа;

https://videouroki.net/video/12-loghichieskoie-udarieniie.html

Презентация Логическое ударение


2.2.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

1

0

0


Беседа, Что такое звукопись, что лежит в ее основе и для чего писатели прибегают к этому приему;;
Наблюдение за приемом звукописи в тексте, определение звуков, при помощи которых происходит игра


Устный опрос;

https://infourok.ru/urok-rodnogo-yazyka-russkogo-na-temu-zvukopis-v-poeticheskih-tekstah-1-klass-4533630.html

Презентация Звукопись в поэтических текстах


2.3.

Как нельзя произносить слова: пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов. Смыслоразличительная роль ударения.

4

0

0


Учебный диалог, направленный на наблюдение и осмысление явления подвижности ударения в разных формах одного слова. Наблюдение над омографами, анализ значений слов в омонимических парах, обсуждение роли контекста в различении слов-омонимов

Устный опрос

https://infourok.ru/prezentaciya_po_obucheniyu_gramotena_temu_udarenie._smyslorazlichitelnaya_rol_udareniya_v-171421.htm

Презентация Смыслоразличительная роль ударения.


2.4.

Наблюдение за сочетаемостью слов: пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов.

2

0

0,5


Практическая работа, направленная на уточнение и разграничение слов, называющих похожие признаки или действия (шерстяной —меховой, мыть — стирать и др.) Учебный диалог, направленный на уточнение лексического значения слов-паронимов.

Практическая работа;

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-rodnogo-russkogo-iazyka-kak.html

Презентация Сочетаемость слов.


Итого по разделу:

10

 

Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее

3.1.

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Значение устаревших слов данной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с письменностью. Различные приёмы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. Различные приёмы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.

4

0

0,5


Беседа о том, как люди писали раньше, как пишут сейчас: ручкой на бумаге, что такое буквица, демонстрация различных вариантов ее оформления в древних книгах, рассказ об истории выражения «красная строка». Практическая работа: оформление буквиц и заставок.

Устный опрос;
Практическая работа

https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-otkuda-prishla-russkaia-azbuka.html

Презентация Откуда пришла русская азбука



https://uchitelya.com/istoriya/190888-prezentaciya-oformlenie-drevnerusskih-knig.html

Презентация Оформление древнерусских книг


3.2.

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.). Значение устаревших слов указанной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с жилищем. Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. Различные приемы научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.

4

0

0,5


Беседа о том, как назывались жилища людей в старину, как освещали свои дома люди в прошлом.;
Знакомство с лексическим значением слов, обозначающих части домов. Учебный диалог, направленный на выявление понимания значения слов горница, светёлка, светлица, сени, чулан, каморка.
Практическая работа, направленная на анализ текста, уточнение значения выделенных слов

Уточнение значения слов, обозначающих жилища людей, с помощью словарной статьи наглядного словаря учебника.

Устный опрос;

https://infourok.ru/urok-i-prezentaciya-po-rodnomu-yaziku-klass-dom-v-starinu-chto-kak-nazivalos-izba-terem-horomi-gornica-svetlica-svetec-luchina-i-3991300.html

Презентация Дом в старину. Что как называлось.



https://sur.ly/o/slovari.ru/AA000014


Определения слов по теме.


3.3.

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.). Значение устаревших слов указанной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с одеждой. Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.

4

0

0,5


Беседа о словах, называющих старинную одежду Использование словарных статей учебника для определения лексического значения слова.

Практическая работа: установление соответствий между современными старинным названием одежды.



Практическая работа;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-rodnomu-yazyku-v-1-klasse-na-temu-vo-chto-odevalis-v-starinu-4242145.html

Презентация Во что одевались в старину.

https://sur.ly/o/slovari.ru/AA000014

Словарная работа.


Итого по разделу:

12

 

Раздел 4. Секреты речи и текста

4.1.

Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности. Составление текстов. Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: выделение в нем наиболее существенных фактов.

1

0

0,5


Беседа по вопросам к тексту, определение цели создания и особенностей каждого текста;

Использование словарных статей учебника для уточнения лексического значения слов

Наблюдение за использованием слов и выражений для описания

различных явлений природы в текстах Рассказ учителя о том, что такое закличка.
Рассказ учителя о том, что такое закличка. Творческая работа: сочинение заклички.

Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-yazyku-na-temu-sravnivaem-teksty-1-klass-4268235.html

Презентация Сравниваем тексты.


Итого по разделу:

1

 

Резервное время

2

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

3

 



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!