СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Родная( русская) литература 9 класс 2023-2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 час-34 часа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Родная( русская) литература 9 класс 2023-2024»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Муниципальный район "Кизлярский район"

МКОУ "Новосеребряковская СОШ им.Крутова П.М."


РАССМОТРЕНО

На заседании МО

гуманитарного цикла

________________________

Магомедова Д.А.

Протокол №1 от «30» 08 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебной части

________________________

Наврузбекова З.М.

Протокол №1 от «30» 08 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Манапов А.Ш.

Приказ №6/8 от «30» 08 2023 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 2439597)

учебного предмета «Родная литература (русская)»

9 класс




с.Новая Серебряковка 2023г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 9 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.

Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».

Специфика курса родной русской литературы обусловлена:

  • отбором произведений русской литературы, в которыхнаиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;

  • более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.

Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».

Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.

В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):

  • «Россия — родина моя»;

  • «Русские традиции»;

  • «Русский характер — русская душа».



Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др.

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.

Проблемно-тематические блоки  объединяют  произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).

В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).

В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.


Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:

  • воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

  • формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;

  • осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;

  • развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:

  • приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;

  • осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

  • выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;

  • получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;

  • выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

  • формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;

  • формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из  различных  источников,  включая  Интернет, и др.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В 9 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю, суммарно изучение литературы в 9 классе по программе основного общего образования рассчитано на 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Гроза двенадцатого года
Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года (не менее одной). Например: «Как не две тученьки не две грозныя…»
Стихотворения (не менее двух). Например: В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» (в сокращении), А. С. Пушкин «Полководец», «Бородинская годовщина», М. И. Цветаева «Генералам двенадцатого года» и др.
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (один фрагмент по выбору).

Города земли русской
Петербург в русской литературе
Стихотворения (не менее трёх). Например: А. С. Пушкин «Город пышный, город бедный…», О. Э. Мандельштам «Петербургские строфы», А. А. Ахматова «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»), Д. С. Самойлов «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») и др.
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (одна глава по выбору, например, «Фонарики-сударики»).

Родные просторы
Степь раздольная
Русские народные песни о степи (одна по выбору). Например: «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…», «Ах ты, степь широкая…» и др.
Стихотворения (не менее двух). Например: П. А. Вяземский «Степь», И. З. Суриков «В степи» и др.
А. П. Чехов. «Степь» (один фрагмент по выбору).


Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Августовские Спасы
Стихотворения (не менее трёх). Например: К. Д. Бальмонт «Первый спас», Б. А. Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е. А. Евтушенко «Само упало яблоко с небес…» и др.
Е. И. Носов. «Яблочный спас».

Тепло родного дома
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (две главы по выбору).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).


Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Великая Отечественная война
Стихотворения (не менее двух). Например: Н. П. Майоров «Мы», М. В. Кульчицкий «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» и др.
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».

Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».

О ваших ровесниках
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (не менее одного фрагмента по выбору).

Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…»
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бродский «Мой народ», С. А. Каргашин «Я — русский! Спасибо, Господи!..» и др.















ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 8 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.         

Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:   

Гражданского воспитания:   

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

  • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;

  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

  • представление о способах противодействия коррупции;

  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);

Патриотического воспитания

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

  • ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

Духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

Эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; 

  • осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; 

  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; 

  • стремление к самовыражению в разных видах искусства;

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни; 

  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); 

  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; 

  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; 

  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

  • умение принимать себя и других, не осуждая;

  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 

Трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; 

  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; 

  • готовность адаптироваться в профессиональной среде; 

  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 

  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;     

Экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; 

  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; 

  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 

  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды; 

  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; 

  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; 

  • овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,

  • группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;     

  • способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

  • способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

  • навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

  • умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

  • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

  • умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

  • способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными учебными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

  • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;



  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.

1) Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; 

  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; 

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; 

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; 

  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; 

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; 

  • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); 

  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:


  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 

  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); 

  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; 

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; 

  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

1) Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; 

  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); 

  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; 

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; 

  • делать выбор и брать ответственность за решение.



2) Самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; 

  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; 

  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; 

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; 

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; 

  • оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; 

  • выявлять и анализировать причины эмоций; 

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; 

  • регулировать способ выражения эмоций.

4) Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению; 

  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого; 

  • принимать себя и других, не осуждая; 

  • открытость себе и другим; 

  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;

2) понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность русской литературы и культуры в контексте культур народов России; осознавать роль русских национальных традиций в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;

3) осмысливать характерные черты русского национального характера в произведениях о Великой Отечественной войне, о судьбах русских эмигрантов в литературе русского зарубежья; выделять нравственные проблемы в книгах о прощании с детством;

4) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и их воплощение в других искусствах; самостоятельно формировать круг внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

5) осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты, владеть навыками работы с разными источниками информации и различными способами её обработки и презентации.






Календарно-тематическое планирование 9 класс



Наименование разделов и тем программы

Количество часов




Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего

контрольные работы

практические работы

1


РОССИЯ — РОДИНА МОЯ


13

1

1

http://www.gramma.ru

2


РУССКИЕ ТРАДИЦИИ


9

1

1


3


РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

12

1

1

http://philologos.narod.ru

Всего 34

3

3







Поурочное планирование

Тема урока

Количество часов

Дата

Электронные цифровые образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

1

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе. Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня)

1



01.09


2

Образ Певца и Воинов в стихотворении В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (в сокращении)

1



08.09

http://www.gramma.ru

3

«Великий день Бородина» под пером А.С. Пушкина. Герои Отечественной войны в изображении.И.И. Лажечникова и М. И. Цветаевой

1



22.09

http://www.gramma.ru

4

Петербург в русской литературе:А. С. Пушкин «Город пышный, город бедный…»

1



29.09

http://www.gramma.ru

5

Исторические места Петербурга в изображении О. Э. Мандельштама. «Петербургские строфы»

1



06.10

http://www.gramma.ru

6

А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»). Авторская позиция.

1



13.10

http://www.gramma.ru

7

Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»)

1



20.10

http://www.gramma.ru

8

Картины старого города в книге Л. В. Успенского «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики- сударики»)

1



27.10

http://philologos.narod.ru

9

Степь раздольная. «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня)

1



10.11

http://philologos.narod.ru

10

Картины степной природы в стихотворении П. А. Вяземского «Степь».

1



17.10


11

И. З. Суриков «В степи». Основные мотивы стихотворения. А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)

1



24.10


12

Защита проекта «Образ степи в фольклоре и литературе народов России»

1


1

01.12

http://philologos.narod.ru

13

Проверочная работа № 1 по теме «Россия – родина моя»

1

1


08.12

http://philologos.narod.ru

14

. Августовские Спасы. Виды спасов, их своеобразие

1



15.12


15

Русские традиционные праздники в стихотворении К.Д. Бальмонта «Первый спас»

1



22.12


16

Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок». Анализ стихотворения.

1



29.12


17

Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…» Анализ стихотворения.

1



12.01

http://philologos.narod.ru

18

«Умение видеть в малом». Е. И. Носов. «Яблочный спас»

1



19.01

http://philologos.narod.ru

19

Родительский дом. А. П. Платонов «На заре туманной юности» (главы)

1



26.01


20

А. П. Платонов «На заре туманной юности» (главы)

1



02.02

http://philologos.narod.ru

21

Контрольная работа № 2 по теме «А. Платонов. «На заре туманной юности». Тестирование

1

1


09.02

http://philologos.narod.ru

22

. «Выражение русской души». В. П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка»(рассказ из повести «Последний поклон»)

1



16.02

http://philologos.narod.ru

23

. Великая Отечественная война. Н. П. Майоров. «Мы»

1



01.03


24

Что такое война? М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»

1



15.03


25

Военное поколение в рассказе Ю. М. Нагибина «Ваганов»

1



22.03


26

Вера в лучшее в рассказе Е. И. Носова «Переправа»

1



05.04

http://philologos.narod.ru

27

Проверочная работа № 3 по рассказам Ю.М. Нагибина «Ваганов» и Е. Носова «Переправа»

1

1


12.04

http://philologos.narod.ru

28

Трагическая судьба кавалерийской дивизии в романе А. Кешокова. «Сломанная подкова»

1



19.04

http://philologos.narod.ru

29

Судьбы русских эмигрантов. Что помогло выстоять русским людям, оказавшимся вдали от родины?

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»

1



26.04


30

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя». Страницы жизни русских эмигрантов.

1



02.05


31

А. Т. Аверченко. «Русское искусство». Средства создания комического.

1



03.05

http://philologos.narod.ru

32

Прощание с детством. Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент). Образ главного героя

1



10.05

http://philologos.narod.ru

33

И. А. Бродский. «Мой народ». Отношение поэта к народу.

1



17.05


34

Образы родины в стихотворении С. А. Каргашина «Я- русский! Спасибо, Господи!»

1



24.05



Всего

34

3

1












УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

"Литературное чтение на родном русском языке" для 9 класса/Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В./ Москва: «Просвещение 2023»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://ribc37.ru/article/e-learning-resources

  • Копилка уроков https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi

  • Начальная школа https://n-shkola.ru

  • Началочка https://nachalo4ka.ru

  • Учительский сайт «Инфоурок» http://infourok.ru

  • Учительский сайт «Первое сентября» https://1-sept.ru

  • Учителю начальной школы https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://urok.1sept.ru/primary-school








Лист коррекции



Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Реквизиты протокола заседания

РМО

Согласовано с заместителем директора по УР (дата, подпись, расшифровка подписи

Реквизиты протокола педсовета

Реквизиты приказа о внесении изменений, дополнений
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!