СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Родная литература" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родная литература" 9 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Тульской области‌‌

Администрация муниципального образования г. Алексин‌

МБОУ "Спас-Конинская СОШ №24

имени Героя Советского Союза М.С. Поливановой"



РАССМОТРЕНО

педагогическим советом

________________________

Гагарина А.В.

Протокол №1

от «30» 08. 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Тихонова М.В.

Протокол №1

от «31» 08.2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

И.О. директора МБОУ "Спас-Конинская СОШ №24 им. Героя Советского Союза М.С. Поливановой"

________________________

Анохин А.Ю.

Приказ №293

от «31» 08. 2023 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Родная (русская) литература»

для обучающихся 8-9 классов

на 2023-2024 учебный год







Составитель: Тихонова Маргарита Викторовна

Учитель русского языка и литературы

.







Алексин‌ 2023



Пояснительная записка


Рабочая программа по родной (русской) литературе для 9 класса составлена в соответствии с нор мативно-правовыми документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;

  • Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования";

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, с изменениями от 28.11.2015;

  • Примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20);

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лицей № 3».

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и  родная литература».

Данная программа будет реализована на базовом уровне в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком ОУ в расчете – 1 час в неделю, 34 часа в год.

Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:

· воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

· формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;

· осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;

· развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:

· приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;

· осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

· выявление взаимосвязи родной русской литературы с  отечественной историей, формирование представлений  о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;

· получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;

· выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

· формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

· накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;

· формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

· развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.


Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года


Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

·    осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

·    способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;

·    формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

·    осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

·    развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

·    способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

·    неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.

Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

·  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

·    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

·   умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·   навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД

·   умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

·   формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) классической и современной литературы, литературных взаимосвязей и взаимовлияний;

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;

  • развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;

  • развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и презентации.

В результате освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Система оценивания результатов


При оценивании деятельности учащихся по предмету «Родная литература (русская)» необходимо учитывать достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. При этом предполагается понимание вопроса или задания, умение давать точный и четко мотивированный ответ, свободное владение собственной речью. При оценивании по пятибалльной системе:

  • оценка 5 ставится при верном понимании заданного вопроса и полном и обстоятельном ответе. При этом учитывается умение использовать убедительные доказательства и уместные примеры. Отличный ответ должен демонстрировать свободное владение речью, умение пользоваться цитатами из художественного текста в ходе своих рассуждений, экономно излагать необходимый материал;

  • оценка 4 предполагает наличие тех же положительных моментов, как и оценка 5, но допускает менее подробное и обстоятельное освещение материала;

  • оценка 3 ставится при наличии лишь самых необходимых сведений по предложенному вопросу. Допускается наличие стилистических неточностей или погрешностей в тексте ответа.

































Содержание учебного предмета


Содержание программы курса «Родная литература (русская)» определяется следующими принципами.

   1. Основу программы «Родная  литература (русская)» составляют произведения русских писателей, наиболее ярко воплотившие национальную специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений, представленных в Примерной программе (ПООП ООО) по учебному предмету «Литература».

Перечень имён писателей в программе курса русской родной литературы включает не только традиционно изучаемый в школе «первый ряд» национального литературного канона, но и авторов, составляющих «круг» классиков литературы, что позволяет дополнить тематические блоки новыми для школьной практики произведениями.

2. В программу учебного предмета «Родная литература (русская)» вводится большое количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы и культуры, но более близких и понятных современному школьнику, чем классика.

3. В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).

4. Произведения, входящие в каждый проблемно-тематический блок, могут служить аргументами при написании сочинения 9.3, т.к. раскрывают определённое понятие: «дружба», «любовь», «нравственность» и др.

5. В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства: живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).


Тематическое планирование

п/п

Раздел учебной программы

Кол-во часов

в том числе

РР

КР

1

Введение

1

-

-

2

Из литературы XIX века

4

-

-

3

Из литературы XX века

7

1

-

4

Современная литература

4

-

1

5

Поэты и писатели Тульской области

1

-

-


ИТОГО:

17

1

1

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе

Родная литература

9

Родная литература 9 2023-2024

Дата план

Дата факт

Раздел

Описание раздела

Тема урока



Введение

 

Родная литература как национально-культурная ценность народа. Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.



Из литературы XIX века

 

Л.Н. Толстой. Краткие сведения о писателе-земляке. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.).



 

 

А.П. Чехов. Краткие сведения о писателе-земляке. «В рождественскую ночь». Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.



 

 

Н.С. Лесков. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип.



 

 

Г.И. Успенский. Краткие сведения о писателе-земляке. Очерк «Выпрямила» (отрывок из записок Тяпушкина).



Из литературы XX века

 

В.В. Вересаев. Краткие сведения о писателе-земляке. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.



 

 

К.Д. Воробьёв. Краткие сведения о писателе. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.



 

 

В.Г. Распутин. Краткие сведения о писателе. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы. Р.р. Классное сочинение «Диалог поколений».



 

 

Р.р. Классное сочинение «Диалог поколений».



 

 

Д.С.Лихачёв. Краткие сведения о писателе. Нравственные уроки доброты в «Письмах о добром».Б. Л. Пастернак. Краткие сведения о писателе. Обзор книги «Письма из Тулы».



 

 

Б. Л. Пастернак. Краткие сведения о писателе. Обзор книги «Письма из Тулы».



 

 

К.Г. Паустовский. Краткие сведения о писателе. Книга «Золотая роза» как попытка постигнуть тайны литературного творчества.



Современная литература

 

Т.Н. Толстая. Краткие сведения о писателе. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки».Б.П. Екимов. Краткие сведения о писателе. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.



 

 

Б.П. Екимов. Краткие сведения о писателе. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.



 

 

Захар Прилепин. Краткие сведения о писателе. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.



 

 

Контрольная работа. Защита творческих проектов «Литературные места Тулы».



Поэты и писатели Тульской области

 

В.В. Лихачёв. Сборник «Молитесь за меня». Особенности прозы писателя. «Рассказы-минутки». «Дневник путника». «Старая фотография».





Список научно-методической литературы


1.Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник образования России. 2020. №14. С. 55-63.

2. Аристова М. А., Беляева Н. В. Ценностный потенциал родной литературы как хранительницы культурного наследия народа // Надькинские чтения. Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства. Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. Саранск, 2019. С. 260-265.

3. Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального самоопределения // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», С. 890-902.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!