СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Риторика" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая программа «Риторика» разработана в соответствии с учебным планом школы как программа комплексной гуманитарной направленности и предназначена для групп переменного состава, участвующих в практических работах по русскому языку.

Программа рассчитана на 34 учебных часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Риторика" (5 класс)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 34 имени Н.Г. Божененко

г. Новороссийска




Рассмотрено и Утверждаю

рекомендовано приказ № ___________

на заседании МС от « _»________2022 г

протокол № ___ Директор школы

« »_______2022 г. ________/А.А. Спичакова/

Руководитель МС

______/_______________/







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РИТОРИКА»

5 класс

на 2022-2023 учебный год

(1 час в неделю)






Составитель: учитель русского языка и литературы Сечина Алина Сергеевна







Новороссийск, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа «Риторика» разработана в соответствии с учебным планом школы как программа комплексной гуманитарной направленности и предназначена для групп переменного состава, участвующих в практических работах по русскому языку.

Программа рассчитана на 34 учебных часа. При разработке рабочей программы были использованы следующие нормативно-правовые документы:

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.

При составлении данной программы автором использованы следующие нормативно-правовые документы:

-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…»

-«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”

-Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

-Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ».

Культурная речь – необходимое свойство каждого воспитанного человека любой страны, так как без речевой культуры невозможно общение, невозможно совершенствование и развитие общей культуры.

Искусство живого слова всегда воздействовало на умы и сердца людей. Человек, владеющий поставленной речью, воздействует на слушателя, заставляет видеть его картину происходящего. Поэтому вся творческая деятельность оратора направлена к максимальному воздействию на аудиторию. Слово — это основа творческого материала. Оно передаёт логику мыслей и чувств, воздействует на аудиторию и воспитывает её.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения речевыми компетенциями.

Цель обучения:

Углубить и расширить получаемые в школьном курсе теоретические знания в области речевой и мыслительной деятельности, способствовать более успешному обучению в школе, развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребность в речевом самосовершенствовании; стимулировать творческую активность ребёнка, развивать индивидуальные задатки, создать условия для его самореализации; воспитать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; учить выражать собственные мысли собственными словами.

 Задачи обучения:

• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

• формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; совершенствование умений и навыков письменной речи;

• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

В разработанной рабочей программе выделяются два смысловых блока: «Общение» и «речевые жанры». Первый блок даёт представление о взаимодействии между людьми, которое называется общением; о коммуникативной ситуации и деятельности, о её компонентах и видах общения, о качествах речи – на основе чего у детей формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение, оценивать степень их реализации в общении.

Второй блок - «Речевые жанры» содержит понятия о стилях языка и речи, тексте как продукте речевой деятельности, типологии текстов и речевых жанров.

Курс носит практический характер, центральное место в программе занимает развитие коммуникативных умений анализировать и оценивать общение, создавать текст, говорить, слушать, писать, читать.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учениками личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

  • гражданское воспитание

формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, социальные компетенции;

формирование активной гражданской позиции и ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

  • патриотическое воспитание

осознание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире и в жизни человека; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • духовно-нравственное воспитание

представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;

  • эстетическое воспитание

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.



Метапредметные результаты:

– формулирование темы урока после предварительного обсуждения;

– определение степени успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

– критическое осмысление своего опыта общения, выявление причин удач и неудач при взаимодействии;

– осознание разнообразия текстов (жанров);

– умение подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;– анализ информации, представленной в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлечение сведений, необходимых для решения коммуникативных задач;

– перерабатывание информации: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

– анализирование структуры рассуждения, выявление уместности приводимых аргументов, правомерность выводов;

– аргументирование своей точки зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

– знания основных приёмов подготовки устного выступления (компоненты речевой ситуации,  ключевые слова, план); 

– использование приёмов подготовки устного выступления.

Предметные результаты

– умение отличать подготовленную и неподготовленную речь;

– знание особенностей неподготовленной речи;

– осознание важности соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

– знание особенности этикетных жанров комплимента, поздравления и умение использовать их с учётом коммуникативной ситуации;

– знания особенности диалога и монолога;

– знание основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.)



Содержание курса учебного предмета «Риторика»

5 класс (34 часа)



Раздел 1. Речевая ситуация (2часа)

Тема 1. Вспоминаем – знакомимся с новым (1час)

Общение как процесс взаимодействия людей. Речевая ситуация как один из главных компонентов общения. Понятия: «Общение», «адресат», «адресант», «коммуникативное намерение», «коммуникативная задача», «информация». Два вида информации, передаваемой в процессе общения. Способы выражения коммуникативных намерений. Техника речи. Презентация – представление.

Тема 2. Когда и где мы общаемся. Будем знакомы (1час)

Понятия «общение», «речевое намерение», «сигналы речи», «речевая задача»; способы выражения коммуникативных задач, интонация истинного коммуникативного намерения. Правила знакомства.

Раздел 2. Виды общения (1час)

Тема 1. Вспоминаем изученное, узнаём новое (1час)

Понятия «личное общение», «публичное общение», правила личного и публичного общения. Словесные и несловесные виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль.

Тема 2. И личное, и публичное общение. Просто личное общение (1час)

Официальное и неофициальное общение. Публичное и личное общение. Правила поведения в официальной обстановке и общественных местах. Выразительное чтение текстов публичных выступлений.

Раздел 3. Вежливое возражение (1час)

Тема 1. Вежливое возражение (1час)

Речевые формулы согласия и несогласия; аргументы несогласия; правила вежливого возражения. Аргументы для выражения несогласия.

Раздел 4. Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос (2час)

Тема 1. Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос (1час)

Отражение чувств в голосе говорящего. Речевая задача и возможности голоса. Интонационный, тембральный, громкостный рисунок голоса; голосовые средства воздействия на слушателя.

Раздел 5.Жесты вместе с мимикой (1 час)

Тема 1. Помощники слова. Контакт начинается со взгляда (1час)

Жесты и мимика как невербальные средства общения. Однозначные и многозначные жесты. Уместные и неуместные жесты. Роль жестов в речевом общении. Использование жестов в речевом общении.

Раздел 6. Учимся отвечать (1час)

Тема 1. Определение. Мы строим определения и правила (1час)

Определение. Части определений. Виды определений. Языковые модели, позволяющие строить определения. Построение определений. Правило. Конструирование правил. Редактирование речевых ошибок.

Раздел 7. От души посоветовать (1час)

Тема 1. Советы бывают разными (1час)

Что такое совет. Цели совета. Общее и различное между советом и другими речевыми действиями. Советы разных видов. Пожелания советчикам. Решение коммуникативных задач. Коммуникативные игры.

Раздел 8. Качества речи (1час)

Тема 1. Д Достоинства и недостатки речи. Уместность речи и её соответствие ситуации и стилю высказывания (1час)

Виды речи. Правильная речь. Достоинства и недостатки речи. Уместность как одно из важнейших качеств речи. Соответствие речи стилю высказывания и ситуации общения.

Раздел 9. Я – редактор (1час)

Тема 1. Редактирование текста (2часа)

Условные знаки правки текста. Лексический повтор. Недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и собственных текстов. Работа по редактированию письменного речевого высказывания.

Раздел 10. Учимся читать учебную книгу (2часа)

Тема 1. Виды чтения. Приёмы осмысления учебного текста. Выписки (2часа)

Чтение. Виды чтения. Ознакомительное и изучающее чтение. Задачи читающего. Понимание основной мысли текста. Приёмы осмысления учебного текста. Выписки.

Раздел 11. Изобретения (2часа)

Тема 1. Изобретения. Обратимся к примерам. Что в имени тебе моём? (2часа)

Две разновидности определений: логические и риторические. Понятие «пример», виды примеров. Понятие «топонимика». Творчество.

Раздел 12. Заголовок (1час)

Тема 1. Заголовки и названия (1час)

Заголовки и названия. Заголовок-прогноз и заголовок-ассоциация. Виды заголовков и их отличительные особенности. Подбор заголовков в соответствии с темой, идеей и основной мыслью текста. Выразительное чтение текст. Построение устных монологических высказываний.

Раздел 13. Необычные тексты (2часа)

Тема 1. Каким должно быть слово рядом с фотографией? (2часа)

Фотография и слово. Фотография и текст. Необычность текста, созданного к фотографии. Замысел и речевая ситуация. Фотозарисовка. Жанровые и языковые особенности письменных высказываний, создаваемых по фотографиям.

Раздел 14. Коллективный дневник (1час)

Тема 1. Дневниковые записи (1 час)

Дневниковые записи. Правила ведения дневников. Коллективный дневник.

Раздел 15. Чужая речь в моём тексте (1час)

Тема 1. Что такое чужая речь? (1час)

Понятия «чужая речь», «цитата». Речевые задачи цитат. Цель использования чужой речи цитат. Правила цитирования. Использование чужой речи в собственном тексте в соответствии с правилами цитирования.

Раздел 16. От отзыва к рецензии (2часа)

Тема 1. Рецензия на сочинение товарища (2часа)

Аннотация, отзыв и рецензия как речевые жанры. Речевые задачи аннотации, отзыва и рецензии. Составление рецензии. Языковые штампы, используемые при рецензировании. Составление рецензии.

Раздел 17. Деловой стиль (2часа)

Тема 1. Заявление (1час)

Понятие «деловой стиль речи». Заявление. Составные части заявления. Языковые штампы деловой письменной речи.

Тема 2. Объяснительная записка (1час)

Объяснительная записка. Составные части объяснительной записки. Языковые штампы объяснительной записки.

Раздел 20. Учимся спорить (2часа)

Тема 1. Настоящий спор и его основные признаки (2часа)

Спор. Отличия спора от ссоры. Основные компоненты спора. Задачи спора. Правила ведения спора. Тезисы и аргументация собственного мнения. Речевые стереотипы, помогающие ввести тезис в аргументируемый текст. Виды аргументов.

Раздел 21. Газетная информация (2часа)

Тема 1.Информационные газетные жанры (2часа)

Понятия «информация», «СМИ». Виды информации, основные газетные жанры. Хроника. Заметка. Обязательные элементы хроники и заметки. Языковые средства, используемые для создания хроники и заметки.

Раздел 18. Личное письмо (2 часа)

Тема 1. Личные письма. Письмо-поздравление (1часа)

Письмо. Характеристика письма. Одинаковые части письма: приветствие, вступление, основная часть, заключение, подпись, дата. Коммуникативная задача письма.

Тема 2. Благодарственное письмо и письмо-просьба (1час)

Этикетные слова, выражающие благодарность. Этикетные слова, выражающие просьбу.

Раздел 19. Дневниковые записи (1часа)

Тема 1. Дневниковые записи (1час)

Дневниковая запись. Что, как и зачем записывать в дневнике. Дневники писателей.

Раздел 20. Похвальное слово (1час)

Тема 1. Комплимент и похвальное слово (1час)

Положительная оценка собеседника. Комплимент. Что такое комплимент, языковые средства создания комплиментов. Похвальное слово, языковые средства создания похвальных слов.

Раздел 21. Интервью (2часа)

Тема 1. Интервью в нашей жизни (2часа)

Интервью. Отличия беседы от интервью, особенности интервью, признаки беседы и интервью, правила ведения интервью.

Раздел 22. Репортаж (2часа)

Тема 1. Репортаж (2часа)

Репортаж. Особенности жанра репортажа. Законы создания репортажа. Языковое своеобразие и стилевые особенности жанра. Создание собственного репортажа в соответствии с правилами, языковыми и стилевыми особенностями. Использование языковых средств в соответствии с коммуникативным намерением. Имидж репортёра.

Раздел 23. Уроки житейской мудрости (1час)

Тема 1. Уроки житейской мудрости (1час)

Жанр притчи. Строение «классической» притчи: аллегорическое повествование и толкование. Двухчастное и трёхчастное строение питчи. Мораль притчи и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира притчи. Выражение народного духа и народной мудрости в притчах. Моделирование притчевых ситуаций и решение коммуникативных задач.

Раздел 24. Итоговые задания (1час)

Тема 1. Итоговые задания (1час)

Понятия «коммуникабельность», «контактность». Риторический анализ текстов. Редактирование. Речевая ситуация и речевое взаимодействие.



Тематическое планирование по дисциплине

«Риторика. 5 класс»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Контроль знаний

Творческие работы, ч.

Проверочная работа, ч.

Дата проведения

1.

Понятие о риторике

1

-

-


2.

Виды общения.

1

-

-


3.

Правила вежливого поведения во время разговора.


1

-

-


4.

Устная речь. Громко–тихо.

Быстро–медленно.

2

-

-


5.

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.


1

-

-


6.

Учимся отвечать. Согласие или отказ.

Отказывай, не обижая.

Ответы на отказ.

1

-

-


7.

От души посоветовать. Мы слушаем – нас слушают.

Сигнал принят, слушаю!

1

-

-


8.

Качества речи. Неподготовленная речь. Подготовленная речь.

Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко.

1

-

-


9.

Я - редактор. Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.


1

-

1


10.

Правила разговора по телефону.

2

-

-


11.

Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.


2

-

-


12.

Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки.


1

-

-


13.

Необычные тексты. Тема, основная мысль. Опорные слова

2

-

-


14.

Коллективный дневник.

1

-

-


15.

Чужая речь в моём тексте.

1

-

-


16.

От отзыва к рецензии.

2

-

-


17.

Деловой стиль.

2

-

-


18.

Учимся спорить.

2

-

-


19.

Газетная информация. О чём нам говорит шрифт.

Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы…

1

1

-


20.

Интервью.

1

-

-


21.

Репортаж.

1

-

-


22.

Похвальное слово.

1

-

-


23.

Личное письмо.

2

-

-


24.

Дневниковые записи.

1

-

-


24.

Уроки житейской мудрости.

1

-

-


25.

Итоговое занятие.

1

-

1



Всего:

34

1

2







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!