СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»»

10



























































































Содержание


1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля…………….4

2. Результаты освоения профессионального модуля……………………...8

3. Структура и содержание профессионального модуля………………….9

4. Условия реализации программы профессионального модуля………..14

5. Контроль и оценка результатов

освоения профессионального модуля

(вида профессиональной деятельности)…………………………………17

1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля

ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким

профессиям рабочих, должностям служащих

МДК.05.01 Теоретическое обучение по профессии

лаборант химического анализа


1.1 Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 18.02.03 Химическая технология неорганических веществ базовой подготовки, входящей в укрупнённую группу специальностей 18.00.00 Химические технологии, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,

должностям служащих и соответствующих профессиональных компетенций:

ПК 2.1. Проводить анализ сырья, материалов и готовой продукции.

ПК 2.2. Осуществлять обработку и оценку результатов анализов.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке лаборантов химического анализа.


1.2 Цели и задачи модуля – требования к результатам
освоения модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:


иметь практический опыт:

- пользования лабораторной посудой различного назначения;

- мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями химического анализа;

- выбора приборов и оборудования для проведения анализов;

- подготовки приборов и оборудования для анализа;

- взвешивания на технических и аналитических весах;

- приготовления растворов точной и приблизительной концентрации;

- определения концентрации растворов различными способами;

- отбора и приготовления проб к проведению анализов;

- подбора соответствующих средств и методов анализов в соответствии с типом веществ;

- проведения качественного и количественного анализа веществ;

- снятия показаний приборов;

- математической обработки результатов анализов;

- владения приемами техники безопасности при проведении химических анализов;

- использования первичных средств пожаротушения;

- оказания первой помощи пострадавшему;

уметь:

- готовить растворы для химической очистки посуды;

- мыть химическую посуду;

- обращаться с лабораторной химической посудой, запаянными ампулами фиксаналами;

- подготавливать лабораторное оборудование к проведению анализов;

- пользоваться лабораторными приборами и оборудованием;

- вести учет проб и реактивов;

- обращаться с химическими реактивами;

- готовить растворы различных концентраций;

- определять концентрации растворов;

- вести учет отобранных и разделанных проб и оформлять соответствующую информацию;

- рассчитывать результаты и оформлять протокол анализа согласно нормативной документации;

- соблюдать правила безопасности труда, промышленной санитарии и пожарной безопасности;

- обращаться с первичными средствами защиты и пожаротушения;

- соблюдать правила по охране окружающей микросреды;

- нейтрализовать и регенерировать сливы химических реактивов;

знать:

- назначение и классификацию химической посуды;

- правила обращения, хранения, сушки химической посуды;

- правила мытья химической посуды;

- механические и химические методы очистки химической посуды;

- назначение и устройство лабораторного оборудования;

- ассортимент химических реактивов, требования, предъявляемые к реактивам;

- правила обращения с реактивами и правила их хранения классификацию растворов;

- способы выражения концентрации растворов;

- способы и технику приготовления растворов;

- способы и технику определения концентрации растворов;

- методы расчета растворов различной концентрации;

- виды проб, способы отбора проб газообразных, жидких и твёрдых

веществ, требования, предъявляемые к качеству проб;

- правила учета проб и оформления соответствующей документации;

- методы расчета, виды записи результатов эксперимента;

- контроль качества результатов;

- правила оформления лабораторных журналов и другой отчетной документации;

- требования техники безопасности и охраны труда при работе с химическими реактивами и при выполнении химических операций;

- классификацию опасности веществ и влияние их на здоровье человека;

- порядок сдачи и регенерации химических реактивов.


1.3 Количество часов на освоение программы

профессионального модуля

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 108 часов,

в том числе:

обязательной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа;

из них: лабораторных работ - 20 часов;

практических занятий - 20 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 32 часа;

консультаций - 4 часа.


Квалификационный экзамен (ЭК) по профессиональному модулю в

4 - ом семестре.

2. Результаты освоения профессионального модуля


Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Проводить анализ сырья, материалов и готовой продукции

ПК 2.2.

Осуществлять обработку и оценку результатов анализов

ПК 4.4.

Проверять состояние охраны труда и промышленной безопасности

на рабочих местах

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности



3. Структура и содержание профессионального модуля


3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды

профессиональных компетенций

Наименование

профессионального

модуля, МДК

Всего,

часов

Объём времени, отведённый на освоение

междисциплинарного курса

Консуль

тации,

часов




Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

обучающегося

Самостоятельная работа

обучающегося

Учебная,

часов

Производ

ственная

(по про-

филю спе

циальности,

часов)


Всего, часов

в т. ч. лабораторные работы и прак-

тические

занятия,

часов

в т. ч. кур-

совая

работа (проект), часов

Всего,

часов

в т.ч.

кур-

совая

работа

(про-

ект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ПК 2.1. - ПК 2.2.

МДК.05.01 Теоретическое

обучение по профессии

лаборант химического анализа

108

72


40


-

32


-


4


-

-





Учебная практика, часов

252



252

-





Всего

360

72

40

-

32

-

4

252

-





3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)



Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

МДК.05.01 Теоретическая подготовка по профессии лаборант химического анализа

108


Введение

Общая структура предприятия. Цели и задачи заводской лаборатории

2

1

Тема 1.1. Правила техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности

Содержание

6


1

Техника безопасности и охрана труда при работе с химическими реактивами и при выполнении химических операций. Пожарная безопасность.

Электробезопасность

2

2

2

Классификация опасности веществ и их влияние на здоровье человека. Основы профгигиены

2

2

Практические занятия

2


1

Средства пожаротушения. Изучение устройства и порядка работы с огнетушителями

Тема 1.2. Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

Содержание

14

1

Назначение и классификация химической посуды; правила обращения, хранения, мытья и сушки химической посуды

2

2

2

Назначение и устройство лабораторного оборудования

2

2

3

Свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам; правила обращения с реактивами и правила их хранения

2

2

Лабораторные работы

4


.

Знакомство с посудой и оборудованием аналитической лаборатории

Практические занятия

4

1

Организация хранения и учета реактивов в аналитической лаборатории

Тема 1.3. Приготовление проб и растворов различных концентраций

Содержание

16


1

Классификация растворов и способы выражения концентрации растворов

2

2

2

Правила и способы отбора, транспортирования и хранения проб

2

2

3

Устройство оборудования для отбора проб

2

2


Лабораторные работы

6


1

Способы и техника приготовления растворов различных концентраций

Смешивание растворов, правило «креста»

2

Способы и техника определения концентрации растворов

3

Отбор проб воды и подготовка проб к анализу

Практические занятия

4


1

Пересчет концентраций из одной формы в другую

Тема 1.4. Качественный химический

анализ

Содержание

2


1

Понятие о качественном составе. Задачи качественного анализа. Качественные реакции

2

2

Тема 1.5. Количественный химический анализ

Содержание

22


1

Гравиметрический анализ

2

2

2

Титриметрический анализ: оборудование, методы, физико-химическая

основа, таблица индикаторов, работа с фиксаналами

2

2


2

2

3

Фотометрический анализ

2

4

Электрохимические методы анализа. Потенциометрия и кондуктометрия

2

Лабораторные работы

10


1

Определение жесткости воды

2

Кислотно-основное титрование (метод нейтрализации)

3

Гравиметрический анализ (определение кристаллизационной воды в

кристаллогидрате)

Практические занятия

4


1

Оформление лабораторных журналов и другой отчетной документации

Тема 1.6. Математическая обработка

экспериментальных данных



Содержание

10

1

Погрешности результатов измерений, систематическая и случайная.

Правильность и воспроизводимость результатов анализов. Дисперсия,
доверительный интервал. Определение грубых ошибок (промахов)

2

2



2

2

Понятие о стандартизации и контроле качества анализа


2

Практические занятия

6


1

Взвешивание образца и статистическая обработка результатов

2

Математическая обработка результатов количественного анализа

Самостоятельная работа

32


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  • Реферирование текста

  • Написание рефератов

  • Выполнение работ над ошибками

  • Выполнение расчетов на приготовление растворов

  • Дополнительное конспектирование материала по темам из рекомендуемой преподавателем литературы

  • Изучение теоретического материала тем и подготовка ответов на контрольные вопросы, выданные преподавателем

  • Обработка текста конспекта

  • Ознакомление с нормативными документами

  • Оформление лабораторно-практических работ, отчётов и подготовка к защите

  • Подготовка к лабораторным занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя

  • Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя

  • Подготовка к устным и письменным опросам, контрольным работам, экзамену

  • Подготовка ответов на контрольные вопросы, составление плана и тезисов ответов

  • Поиск информации с использованием интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией от преподавателя

  • Работа с учебником, конспектом, подготовка к тестированию по темам

  • Правила калибровки мерной посуды (конспект дополнительной литературы)

  • Выполнение статистической обработки результатов количественных определений

  • Методы визуальной колориметрии (конспект дополнительной литературы)

  • Выбор кюветы, оптимального спектра на фотометрических приборах (конспект дополнительной литературы)

  • Современные фотометрические анализаторы, применение в лабораторной практике (реферат)

  • Аналитические весы (конспект дополнительной литературы)

  • Виды дистилляции, условия проведения (конспект дополнительной литературы)

  • Уход за посудой. Правила нагревания лабораторной посуды (конспект дополнительной литературы)



Консультации


4


Всего


108

4. Условия реализации программы профессионального
модуля

4.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Реализация программы профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета, компьютерного класса, лаборатории аналитической химии.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- классная доска;

- экран;

- комплекты плакатов и иных демонстрационных материалов;

- комплекты учебных и методических раздаточных материалов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

- комплекты видеофильмов, электронных учебников, презентаций.

Оборудование лаборатории, необходимое для выполнения лабораторных и практических работ.


4.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов

Основные источники

1. Аналитическая химия. Под ред. проф. А.А. Ищенко. М., Академия, 2012.

2. Основы аналитической химии. Практическое руководство.

Под ред. Ю.А. Золотова. М., Высшая школа, 2003.

3. Гайдукова Б.М., Харитонов С.В. Техника и технология лабораторных работ.

М., Академия, 2006.

4. Хаханина Т.И., Никитина Н.Г. Аналитическая химия. Учебник и практикум для СПО. М., Юрайт, 2016.

5. Александрова Э.А., Гайдукова Н.Г. Аналитическая химия. Книга 1.

Химические методы анализа. Учебник и практикум для СПО. М., Юрайт, 2015.

6. Александрова Э.А., Гайдукова Н.Г. Книга 2. Физико-химические методы анализа. Учебник и практикум для СПО. М., Юрайт, 2015.

Дополнительная литература

1. Валова В.Д., Паршина Е.И. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. Практикум. М., Дашков и К, 2012.

2. Саенко О.Е. Аналитическая химия. Ростов-на Дону, Феникс, 2014.

3. Артеменко А.И. Справочник молодого лаборанта-химика. М. Высшая

Школа, 1985.

4. Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии. М., Альянс, 2013.

5. Колесникова А.М. Основы химических методов исследования состава веществ. М., Дрофа, 2011.

6. Физическая химия: сборник вопросов и задач. Ростов-на Дону, Феникс, 2014.

7. Дворкин В.И. Метрология и обеспечение качества количественного химического анализа. М., Химия, 2001.

8. Давыдов В.Н., Злотников Э.Г. Техника безопасности при работах по химии. М., Форум, 2010.

Интернет-ресурсы:

1. www.ХиМиК.ru/encyklopedia/271-html-Сайт о химии ХиМиК.ru

2. http://www.anchem.ru/chemanalysis/-Журнал «Химический анализ»

3. http://www.anchem.ru/labpractice/-журнал «Лабораторная практика»

4. Сайт журнала «Химия и химики» http://chemistry-chemists.com/

5. http://www.fptl.ru/biblioteka/labtehnika.html техника лабораторных работ

6. http://ido.tsu.ru/ техника лабораторных работ

7. http://otipb.ucoz.ru/ правила техники безопасности в аналитических лабораториях

8. http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/so-dokumenty/e2v.htm техника безопасности в химических лабораториях

9. http://www.niiot.ru/doc/catalogue/doc_arc2.htm нормативные документы по охране труда в лабораториях

10. www. zldm.ru/content/cont.php-журнал «Заводская лаборатория. Диагностика материалов».

Периодические издания

1. Журнал «Химия и жизнь - ХХI век», издательство научно-популярной литературы «Химия и жизнь».

2. Журнал «Химия в школе»- научно-теоретический и методический ежемесячный журнал. М: Центрхимпресс.

3. Журнал «Наука и техника» - ежемесячный журнал, издательство Наука.


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение данного модуля проходит после изучения общепрофессиональных дисциплин «Физическая и коллоидная химия», «Аналитическая

химия», «Метрология, стандартизация, сертификация», «Охрана труда».


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:

реализация профессиональной образовательной программы по специальности СПО должна обеспечиваться инженерно-педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).




5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального
модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1, ПК 2.2.,

ПК 4.4.

- правильно различать химическую посуду по назначению, знать название посуды, ассортимент, средства для мытья и методы сушки, безопасно использовать лабораторную посуду и

оборудование для проведения химических исследований в соответствии с правилами техники безопасности;

- понимать необходимость правильной подготовки посуды к отбору проб и проведению измерений;

- знать названия аналитических приборов, средств измерений, испытательного и вспомогательного оборудования

Наблюдение на лабораторной работе, оценка правильности и качества выполнения задания для самостоятельной работы, зачет по лабораторной работе, тестирование


- уметь проводить отбор проб различных материалов

Наблюдение на лабораторной работе,

практическом занятии

- знать возможные способы выражения концентрации растворов;

- быстро и правильно решать типовые задачи на вычисление концентрации по алгоритму;

- уметь устанавливать титр по определяемому веществу;

- уметь готовить растворы заданной концентрации

Наблюдение на лабораторной работе, оценка правильности выполнения индивидуального домашнего задания, зачет по лабораторной работе, практическое

занятие

- понимать сущность методов качественного и количественного химического анализа;

- уметь качественно определять наличие различных компонентов в пробе;

- уметь работать с аналитическими и техническими весами, владеть техникой взвешивания;

- уметь устанавливать точку эквивалентности в титриметрическом анализе, правильно применять индикаторы, знать области перехода окраски индикаторов;

- знать классификацию инструментальных методов анализа, возможности их применения

Наблюдение на лабораторных работах, защита реферата, зачеты по лабораторным работам



- уметь оформлять результаты анализа согласно требованиям нормативных документов на методики измерений

Собеседование, оценка выполнения практической работы


- знать и выполнять правила безопасности при работе в химической лаборатории;

- знать и выполнять правила личной гигиены;

- уметь пользоваться средствами пожаротушения, знать их виды;

- знать порядок действия при возникновении пожара;

- знать элементарные правила электробезопасности

Наблюдение на лабора-

торных и практических работах, тестирование, зачет


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результатов

Формы и методы контроля и оценки

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- правильный выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области химического производства;

- верная оценка эффективности и качества выполнения работ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы (на лабораторно-практических работах, во время учебной и производственной практик)


ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- быстрое решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области химического производства

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- эффективное взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями практики в ходе обучения

Наблюдение на практических и лабораторных работах, семинарах, теоретических экзаменах

ОК 9. Ориентироваться

в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

- адекватный анализ инноваций в области химического производства

Отчет по поиску новых решений в сфере химических технологий, курсовые проекты

























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!