Рабочая программа по учебному предмету «Второй иностранный язык (немецкий язык)» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями и дополнениями), на основе примерной программы основного общего образования по второму иностранному языку и с учетом авторской рабочей программы.
Данная рабочая программа предназначена для 7 класса для изучения немецкого языка как второго иностранного.
Учебно - методический комплект «Немецкий язык» серии «Горизонты» для 5 - 9 классов под редакцией М.М. Аверина обеспечивает реализацию данной программы.
Программа рассчитана на 1 час в неделю; 35 часов за год обучения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Второй иностранный язык (немецкий язык)»
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Второй иностранный язык»;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Метапредметные результаты:
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
Предметные результаты:
Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Умение вести диалоги этикетного характера, диалог - расспрос, диалог - побуждение к действию, диалог - обмен мнениями. Объем диалога от 3 реплик до 4 - 5 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога 1,5 - 2 минуты.
Монологическая речь
Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой на прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или зрительную наглядность. Объем монологического высказывания от 7 до 10 фраз. Продолжительность монолога 1,5 - 2 минуты.
Аудирование
Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио - и видеотексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: рассказ, сообщение.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных на знакомом языковом материале и содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания текста - до 1 минуты.
Аудирование с пониманием основного содержания осуществляется на несложных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов - 1,5 минуты.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативной задачи): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием необходимой информации (просмотровое/ поисковое чтение).
Жанры текстов: научно - публицистические, художественные.
Типы текстов: рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, песня. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текстов осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающее некоторое количество незнакомых слов. Объем текстов для чтения - 300 - 400 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объем текста для чтения - 300 слов.
Чтение с выборочным пониманием предполагает умение просмотреть аутентичный текст или несколько коротких текстов и выбрать необходимую информацию. Объем текста для чтения - 350 слов.
Письменная речь
Учащиеся должны научиться:
делать выписки из текста для их дальнейшего использования в собственных высказываниях;
-писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объем - 30 - 40 слов, включая адрес);
заполнять несложные анкеты в форме, принятой в странах изучаемого языка (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес).
Языковые знания и навыки
Орфография
Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения; навыки их применения в рамках изучаемого лексико - грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух звуков немецкого языка. Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико - интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Словообразование
Владение основными способами словообразования:
1 ) Аффиксация:
существительные с суффиксами - ung (die Losung, die Vereinigung); - keit (die Feindlichkeit); - heit (die Einheit); - schaft (die Gesellschaft); - um ( das Datum); - or (der Doktor); - ik (die Mathematik); - e (die Liebe); - er (der Wissenschaftler); - ie (die Biologie)$
прилагательные с суффиксами -ig (wichtig); - lich (glucklich); - isch (typisch); - los (arbeitslos); - sam (arbeitsam); - bar (wunderbar);
существительные и прилагательные с префиксом - un (das Ungluck, unglucklich);
существительные и глаголы с префиксами vor - )der Vorort, vorbereiten); mit - (die Mitverantwortung, mitspielen);
глаголы с неотделяемыми и отделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzahlen, wegwerfen.
2) Словосложение:
существительное + существительное (das Arbeitszimmer);
прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);
прилагательное + существительное (die Fremdsprache);
глагол + существительное (die Schwimmhalle);
Грамматическая сторона речи
Нераспространенные и распространенные предложения:
безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer);
предложения с глаголами legen, stellen, hangen, требующими после себя дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hange das Bild an die Wand);
предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben, требующими после себя Infinitiv с zu;
побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!
все типы вопросительных предложений;
предложения с неопределенно - личным местоимением man (Man schmuckt die Stadt vor Weihnachten);
слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;
сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt;
Prateritum сильных и слабых глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;
глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Prasens, Perfekt, Prateritum;
распознавание и употребление в речи определенного, неопределенного, нулевого артиклей; склонение нарицательных существительных; склонение прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное управление; предлогов, требующих Dativ; предлогов, требующих Akkusativ;
местоимения: личные, притяжательные, неопределенные (jemand. niemand);
количественные числительные и порядковые числительные;
модальные глаголы в Prasens;
местоименные наречия (woruber, daruber, womit, damit);
придаточные предложения дополнения.
Содержание учебного предмета
«Второй иностранный язык (немецкий язык)»
| | |
1. | Знакомство (4 часа) | Речевые умения: научатся приветствовать людей, представляться и произносить имя по буквам; воспроизводить графически корректно все буквы немецкого алфавита и основные буквосочетания; общаться в ситуации знакомства; выразительно читать по образцу, звуко-буквенные соответствия, интернациональные слова; понимать на слух с выборочным пониманием содержания; понимать на слух тексты, полностью построенные на знакомом материале с общим и выборочным пониманием содержания; понимать на слух тексты, полностью построенные на знакомом материале с общим и выборочным пониманием содержания; писать слова и фразы, усвоенные в устной речи; корректировать графику. Грамматический материал: -личные местоимения: er, ich, du, Sie, sie/er, wir, ihr; спряжение глаголов: heiBen, wohnen, mogen, kommen, sein; вопросы с вопросительным словом (wie, was, wo, woher); порядок слов, интонация простого предложения |
2. | Мой класс (4 часа) | Речевые умения: научатся называть числа от 0 до 1000; диктовать телефонные номера, говорить о людях и предметах, говорить о своих предпочтениях; устной речи в этикетных ситуациях; научатся поддерживать контакт; выражать согласие и несогласие, возражать, настаивать, выражать свое отношение к чему - либо; научатся подтверждать или отрицать высказанное предположение; описывать предметы, благодарить и отвечать на благодарность; научатся устной диалогической речи в ситуации угадывания и выражения гипотез; выразительному чтению вслух небольших диалогических текстов с эмоциональной окраской; научатся просмотровому чтению; научатся понимать знакомые слова в потоке речи; понимать на слух диалогические тексты с общим пониманием содержания; - научатся аудированию с выборочным пониманием содержания текста. Грамматический материал: личные местоимения er, sie, wir, ihr; глаголы kommen, heiBen, mogen, sein; определенный и неопределенный артикли der, das, die, ein, eine; притяжательные местоимения mein, dein; предлоги in, auf; - порядок слов в предложениях с указанием времени; предлоги um, von ... bis, am. |
3. | Хобби (6 часов) | Речевые умения: вести диалоги о своем хобби, о том, что умеют и что не умеют делать; рассказывать о своем хобби, оперировать активной лексикой в процессе общения; договариваться о встрече; спрашивать разрешение, используя модальные глаголы; понимать речь учителя, высказывания одноклассников; читать и описывать статистическую информацию; читать предложения с правильным фразовым и логическим ударением. Грамматический материал: отрицание с nicht и kein; предлоги времени um, am; модальный глагол wollen; модальный глагол konnen; глаголы с изменяемой корневой гласной fahren, lesen, sehen; глаголы с отделяемой приставкой; спряжение глаголов haben и sein; вопросительные предложения с вопросительным словом (wie, was, wo, woher) и ответы на них; вопросительные предложения без вопросительного слова; Infinitiv с частицей zu. |
4. | Моя семья (6 часов) | Речевые умения: рассказывать о своей семье, используя, в том числе и названия профессий; описывать картинки; вести диалоги о семье, составлять мини - диалоги по образцу; читать и понимать небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; понимать на слух речь учителя и одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи; читать и описывать статистическую информацию; познакомятся со страноведческой информацией о семье в Германии. Грамматический материал: - притяжательные местоимения sein, ihr, unser; глаголы с изменяемой корневой гласной fahren, lesen, sehen; модальный глагол konnen. |
5. | Сколько это стоит? (6 часов) | Речевые умения: вести диалоги на основе изученного языкового материала (называть цену, спрашивать, сколько стоит; говорить, что нравится, что нет; что бы они хотели купить; говорить о деньгах на карманные расходы); познакомятся с немецкой традицией составления списка подарков ко дню рождения и писать аналогичные списки; обсуждать подарки друзьям ко дню рождения; учитывать их стоимость и пожелания друзей; читать тексты и находить запрашиваемую информацию; читать тексты с полным пониманием, используя словарь. Грамматический материал: спряжение глаголов essen, treffen, mochten; порядок слов в предложении, рамочная конструкция; Prateritum сильных и слабых глаголов; нулевой артикль; Magst du Kartoffeln? Ich esse gem Kase; речевые образцы в ответах с - ja - nein - doch; предлоги in, aus. |
6. | Мой дом (6 часов) | Речевые умения: научатся описывать свое место жительства; понимать пословицы о порядке; читать и понимать газетные объявления о сдаче в аренду и продажу жилья; самостоятельно определять значения слов с использованием словаря; систематизировать лексику по тематическому принципу; воспринимать на слух небольшие аутентичные тексты с пониманием основного содержания и фиксацией значимой информации в рабочей тетради; читать тексты с пониманием основного содержания, осуществляя поиск определенной информации в нем. Грамматический материал: модальные глаголы в Prasens; местоименные наречия; конструкция «Инфинитив с частицей /и»; модальные глаголы с неопределенно - личным местоимением man; придаточные предложения дополнения. |
7. | Итоговая диагностическая работа (1 час) | Лексико - грамматические задания по контролю сформированности навыков в аудировании, чтении, письме, говорении на изученном языковом и речевом материале. |
Рекомендуемое распределение
количества часов по темам в 7 классе
Тематическое планирование разрабатывается непосредственно учителем
на основе предложенных рекомендации по распределению количества часов по темам.
№ п/п | Тема (предметное содержание речи) | Количество часов |
1 | Знакомство | 4 |
2 | Мой класс | 4 |
3 | Хобби | 6 |
4 | Моя семья | 6 |
5 | Сколько это стоит? | 6 |
6 | Мой дом | 6 |
7 | Итоговая диагностическая работа | 1 |
8 | Итоговое повторение | 1 |
Формы контроля
Итоговый контроль охватывает все виды речевой деятельности и включает задания по аудированию, чтению, письму. Проверка навыков говорения разделяется на монологическую и диалогическую речь и включает три задания. В первом задании учащемуся предлагаются карточки с опорными словами/ вопросами. Учащийся должен уметь дать сведения о себе в 9 - 10 предложениях.
Во втором задании учащиеся получают карточки с темами и ключевыми словами и на их основе разыгрывают вопросо - ответный диалог. В третьем задании учащимся предлагаются карточки с ситуативными иллюстрациями. Выполняя данное задание, учащиеся беседуют друг с другом, используя карточки. Вопрос не конкретизируется ключевым словом, а только оговаривается речевая ситуация, в которой учащийся должен сориентироваться и применить свои знания, умения и навыки устной речи.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | Примечание |
Знакомство (4 ч) |
1/1 | Графика и чтение немецкого алфавита и основных буквосочетаний. Введение лексического материала по теме «Знакомство» | | |
2/2 | Развитие навыков диалогической речи по теме: «Знакомство. Приветствие людей». Употребление личных местоимений | | |
3/3 | Порядок слов. Интонация простого предложения. Активизация знаний изученного лексического материала | | |
4/4 | Спряжение глагола-связки «sein- быть». Спряжение модальных глаголов. | | |
Мой класс (4 ч) |
5/1 | Введение количественных и порядковых числительных. Употребление числительных в телефонных номерах. Личные местоимения. | | |
6/2 | Употребление определенного и неопределенного артиклей. Введение лексического материала по теме «Мой класс» | | |
7/3 | Притяжательные местоимения «мой, твой». Порядок слов в предложении с указанием времени. | | |
8/4 | Употребление предлогов um, von … bis, am. Развитие навыков монологической речи по теме «Мой класс» | | |
Хобби (6 ч) |
9/1 | Введение лексического материала по теме: «Хобби». Спряжение модальных глаголов: «wollen - хотеть» «konnen - мочь, уметь». | | |
10/2 | Употребление отрицаний. Употребление предлогов времени. | | |
11/3 | Множественное число имен существительных. Спряжение глагола haben. | | |
12/4 | Употребление глаголов с изменяемой корневой гласной. Глаголы с отделяемой приставкой. | | |
13/5 | Вопросительные предложения с вопросительным словом(wie, was, wo, woher) и ответы на них. Вопросительные предложения без вопросительного слова. | | |
14/6 | Систематизация изученного лексико-грамматического материала по теме «Хобби» | | |
Моя семья (6 ч) |
15/1 | Введение лексического материала по теме: «Семья». Притяжательные местоимения: sein, ihr, unser | | |
16/2 | Развитие навыков монологической речи по теме «Моя семья» | | |
17/3 | Развитие навыков аудирования с пониманием основного содержания по теме «Семьи в Германии» | | |
18/4 | Введение лексического материала по теме: «Профессии. Занятия людей» Глаголы с изменяемой корневой гласной: fahren, lesen, sehen | | |
19/5 | Активизация знаний лексического материала по теме «Моя семья» | | |
20/6 | Систематизация знаний изученного грамматического материала | | |
Сколько это стоит? (6 ч) |
21/1 | Введение лексического материала по теме «Сколько это стоит?». Спряжение глаголов: essen, treffen, mochten | | |
22/2 | Порядок слов в предложении, рамочная конструкция | | |
23/3 | Prateritum сильных и слабых глаголов | | |
24/4 | Речевые образцы в ответах с - ja – nein – doch | | |
25/5 | Неопределенно – личное местоимение man | | |
26/6 | Развитие навыков диалогической речи по теме: «Покупки в магазине. Предлоги in, aus. | | |
Мой дом (6 часов) |
27/1 | Введение лексического материала по теме «Мой дом». | | |
28/2 | Модальные глаголы в Prasens | | |
29/3 | Местоименные наречия | | |
30/4 | Модальные глаголы с неопределенно – личным местоимением man | | |
31/5 | Предлоги винительного и дательного падежей | | |
32/6 | придаточные предложения дополнения | | |
33 | Систематизация изученного лексико-грамматического материала | | |
34 | Итоговая диагностическая работа | | |
35 | Итоговое повторение | | |