Рабочая программа по внеурочной деятельности
Нравственно-патриотическое направление
«Моя малая Родина»
2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» предназначена для учащихся 2 класса . Содержание программного материала соответствует возрасту младших школьников. Занятия рассчитаны на2 часа в неделю, 68 занятий в год.
Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края и состоит из следующих разделов: «Природа моей области», «Род, семья и я», «Мой город: прошлое, настоящее, будущее»,
Содержание программы имеет общеинтеллектуальную направленность: изучение истории своего края, географическое положения области, история образования и развития, становление производства и сельского хозяйства и т.д.
Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, городе, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.
Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.
Материал программы актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
Образовательные:
Научить первичным навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого материала.
Сформировать мотивацию к изучению истории и природы родного города, области.
Изучение истории и природы своего родного города, области.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к своей малой Родине.
Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения программы «Моя малая Родина» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий.
Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции на основе краеведческого материала.
Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Программа рассчитана на учащихся 2-4 классов. 2 часа в неделю. Срок реализации 3 года.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.
Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.
Условия для реализации программы.
Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:
Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).
На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.
Программа будет успешно реализована, если:
будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Принципы организации деятельности:
гуманизации
личностно-ориентированный подход
научность
доступность
дифференцированный подход
практическая направленность.
Формы организации деятельности:
групповые
коллективные
индивидуальные.
Формы занятий:
игра
экскурсия
беседа
практическая работа
творческая работа
викторина
проект
Т
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 7. Города и поселки Челябинской области
№ п/п | Дата | Наименование тем | Общее кол-во уч.часов (аудит/внеаудит) |
1 | | Вводное занятие: Что такое город, поселок? | |
2 | | Гороода Челябинской области | |
3 | | Поселки Челябинской области | |
4 | | Итоговое занятие. Фотовыставка «Города Челябинской области». | |
| ИТОГО | |
Раздел 7. Города и поселки Челябинской области
№ п/п | Дата | Наименование тем | Общее кол-во уч.часов (аудит/внеаудит) |
1 | | Вводное занятие: Что такое город, поселок? | |
2 | | Гороода Челябинской области | |
3 | | Поселки Челябинской области | |
4 | | Итоговое занятие. Фотовыставка «Города Челябинской области». | |
| ИТОГО | |
Раздел 1. Род, семья и я
№ п/п | Дата | Наименование тем | Общее кол-во уч.часов (аудит/внеаудит) |
1 | | Вводное занятие. | |
2 | | Моя родословная | |
3 | | Семейные традиции | |
4 | | Герб моей семьи. | |
5 | | Роль семьи в истории города | |
6 | | Итоговое занятие. Проект «Что в имени тебе моём …» | |
| ИТОГО | |
Раздел 2. Природа моей области
№ п/п | Дата | Наименование тем | Общее кол-во уч.часов (аудит/внеаудит) |
1 | | Вводное занятие: Что такое экология? Правила техники безопасности | |
2 | | Растительный мир. | |
3 | | Животный мир. | |
4 | | Красная книга нашей области | |
5 | | Итоговое занятие. Проект «Красная книга нашей области» | |
| Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года». ИТОГО | |
№ п/п | Дата | Наименование тем | Общее кол-во уч.часов (аудит/внеаудит) |
1 | | Вводное занятие. | |
2 | | Город, в котором мы живем. | |
2 | | Наша школа | |
3 | | Здравоохранение | |
4 | | Искусство | |
5 | | Спорт в городе | |
6 | | Много профессий хороших и разных | |
7 | | Улицы города Магнитогорска | |
8 | | Памятники города Магнитогорска | |
9 | | Никто не забыт, ничто не забыто! | |
10 | | Итоговое занятие. Проект «Чтобы помнили …»Фотовыставка «Мой город» | |
ИТОГО | |
Раздел 4. Озера, реки моей области
№ п/п | Дата | Наименование тем | Общее кол-во уч.часов (аудит/внеаудит) |
1 | | Вводное занятие: Что такое озеро, река? Правила техники безопасности | |
2 | | Озера Челябинской области | |
3 | | Реки Челябинской области | |
4 | | Работа с атласом и контурн.картой Челябинской области | |
5 | | Итоговое занятие. Проект «Легенды рек и озер Челябинской области» | |
| ИТОГО | |
Раздел 5.. Полезные ископаемые Челябинской области
№ п/п | Дата | Наименование тем | Общее кол-во уч.часов (аудит/внеаудит) |
1 | | Вводное занятие: Что такое полезные ископаемые? | |
2 | | Добыча полезных ископаемых в Челябинской области | |
3 | | Работа с атласом и контурной картой | |
4 | | Итоговое занятие. Сочинение « Роль полезных ископаемых в жизни человека» | |
| ИТОГО | |
Раздел 6.. Заповедники Челябинской области
№ п/п | Дата | Наименование тем | Общее кол-во уч.часов (аудит/внеаудит) |
1 | | Вводное занятие: Что такое заповедник? | |
2 | | Заповедники Челябинской области | |
4 | | Итоговое занятие. Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года». | |
| ИТОГО | |
Раздел 7. Города и поселки Челябинской области
№ п/п | Дата | Наименование тем | Общее кол-во уч.часов (аудит/внеаудит) |
1 | | Вводное занятие: Что такое город, поселок? | |
2 | | Гороода Челябинской области | |
3 | | Поселки Челябинской области | |
4 | | Итоговое занятие. Фотовыставка «Города Челябинской области». | |
| ИТОГО | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Природа моего села ( часов)
1. Вводное занятие.
Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология.
2. Растительный мир.
Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения.
3. Животный мир.
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села.
Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.
Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?
Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека.
4. Красная книга нашего села.
Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги своего села.
Раздел 2. Род, семья и я ( час)
1. Вводное занятие.
Понятия «род», «семья», «родословная».
2. Моя Родословная.
Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность.
Составление генеалогического древа.
Составление семейного альбома, устное описание родственников.
Выделение общих моментов в родословных различных семей.
Презентация результатов проекта.
3. Семейные традиции.
Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе до сих пор с целью их обогащения.
4.Семейные реликвии.
Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.
5. Роль семьи в истории села.
Изучение истории своей семьи в истории развития села.
6.Итоговое занятие.
Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».
Раздел 3. Моё село: прошлое, настоящее, будущее. ( часов)
История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители поселка. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Умельцы нашего поселка.