ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по квиллингу составлена в соответствии с нормативно-методическими материалами:
ФГОС НОО (приказ Минобрнауки от 06.10.2009г. №373)
Дополнительная общеобразовательная программа «Квиллинг»
создана на основе методического пособия А. Зайцевой «Искусство квиллинга: магия бумажных лент».
ООП НОО МБОУ «Руссковская CШ»
УП МБОУ «Руссковская СШ» на 2018-19 учебный год
Направленность программы –общекультурное.
Данная программа предназначена для обучения детей выполнению декоративных композиций в технике квиллинг.
Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Одно из величайших открытий человечества – изобретение бумаги дало начало различным ремёслам. Квиллинг (бумагокручение, или бумажная филигрань) искусство украшения витиеватыми кружками, завитками предметов интерьера и одежды. Сегодня бумажная филигрань находит всё больше своих последователей. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, квиллинг всегда был и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры всего человечества. В наши дни занятия квиллингом имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.
Новизна программы.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальность программы.
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия квиллингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Образовательная область программы.
Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения квиллинга, основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.
Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.
Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
Цель программы – развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы в технике квиллинг. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить. Эта цель обуславливает следующие задачи:
Задачи программы обучения:
Обучающие:
- формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг»;
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
- обращение с простейшими орудиями труда;
- формировать умения следовать устным инструкциям,
- обогащать словарь ребенка специальными терминами,
- создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
- развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать сенсорные и умственные способности;
- развивать пространственное воображение.
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение,
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»;
- совершенствовать трудовые навыки;
- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы обучения, используемые во время проведения занятий:
Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала – таблиц, схем, фотографий, работ детей и педагога, методических разработок, современных мультимедийных средств.
Принцип системности и последовательности – обучение ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач.
Принцип доступности – материал дается в доступной для детей форме, возможен вариант игры, викторины, коллективной работы.
Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии.
Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Возрастная категория детей –6- 16 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Форма и режим проведения занятий
Форма проведения занятий – групповая. Занятия квиллингом требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часау– 34 часа в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 1 года детьми разных возрастных групп. В зависимости от желания и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок, но не раньше 6 лет.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
1. История квиллинга
Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.
Знакомство с лучшими работами учащихся школы и педагога.
2. Материаловедение
Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными свойствами и качествами: бумага тонированная, цветная, серпантин.
Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.
Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.
Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.
3. Основы композиции и цветоведения.
Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.
Практическая работа: зарисовка композиций.
Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.
Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.
Знакомство с теплыми и холодными цветами Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст.
4. Техника выполнения квиллинга
Выполнение основных элементов квиллинга из бумаги - плотная катушка.
Практическая работа: техника выполнения плотной катушки
Выполнение основных элементов квиллинга - ажурные элементы.
Практическая работа: техника выполнения ажурных элементов
Практическая работа: выполнение листьев из листа бумаги
Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.
Практическая работа: техника выполнения эскиза композиции.
5. Цветочные композиции
Композиция «Розовый букет»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Розовый букет»
Изготовление ажурных элементов. Изготовление листьев.
Практическая работа: изготовление заготовок цветов и листьев.
Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
Композиция «Виноград»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: Разработка эскиза «Виноград» по предложенному образцу.
Изготовление необходимых элементов для композиции «Виноград»
Практическая работа: изготовление заготовок выпуклых катушек, сборка из них грозди винограда. Изготовление листьев из бумаги. Изготовление длинной спирали.
Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовок по разработанному эскизу.
Композиция «Тюльпаны»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Тюльпаны».
Изготовление необходимых элементов для композиции «Тюльпаны» Практическая работа: изготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из бумажных полосок
Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
Композиция «Одуванчики»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции
Изготовление необходимых элементов для композиции
Практическая работа: изготовление цветов приемом закручивания нарезанных полосок, стеблей и листьев из бумаги
Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
Композиция «Ромашки»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции
Изготовление необходимых элементов для композиции
Практическая работа: изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка
Изготовление необходимых элементов для композиции
Практическая работа: изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка
Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
Композиция «Подсолнухи»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Подсолнухи»
Изготовление необходимых элементов для композиции
Практическая работа: изготовление заготовок лепестков цветов, стеблей и листьев
Сборка цветов
Практическая работа: сборка цветов из заготовок лепестков
Составление композиции по эскизу
Практическая работа: составление композиции из заготовок
6. Итоговое занятие.
Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках школы, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
всего | теория | практика |
| Вводное занятие | 1 | 1 | |
1 | История квиллинга | 1 | 1 | |
1.1 | История возникновения квиллинга. | 1 | 1 | |
2 | Материаловедение | 2 | 1 | 1 |
2.1 | Знакомство с материалами и инструментами. Бумага тонированная, цветная, серпантин, картон цветной. Основные их свойства и качества. | 1 | 0,5 | 0.5 |
2.2 | Знакомство с различными дополнительными приспособлениями:. зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой Основные их свойства и качества. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Основы композиции и цветоведения | 4 | 2 | 2 |
3.1 | Основные законы композиции. | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. | 2 | 1 | 1 |
4. | Техника выполнения квиллинга | 6 | 3 | 3 |
4.1 | Основные элементы квиллинга: плотная катушка | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Основные элементы квиллинга: ажурные элементы | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Листья | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.4 | Эскиз | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Цветочные композиции | 19 | 6 | 13 |
5.1 | Композиция «Розовый букет» | 3 | 1 | 2 |
5.4 | Композиция «Виноград» | 3 | 1 | 2 |
5.7 | Композиция «Тюльпаны» | 3 | 1 | 2 |
5.10 | Композиция «Одуванчики» | 3 | 1 | 2 |
5.13 | Композиция «Ромашки» | 3 | 1 | 2 |
5.17 | Композиция «Подсолнухи» | 4 | 1 | 3 |
6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
| Итого: | 34 | 16 | 18 |
Предполагаемая результативность курса:
В результате обучения у учащихя:
- появятся представления об истории возникновения квиллинга,
- будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг,
- сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в технике «квиллинг»,
- научатся обращаться с простейшими орудиями труда,
- смогут создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок,
- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,
- разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер,
- разовьют сенсорные и умственные способности, пространственное воображение,
- научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- разовьют внимание, память, логическое и пространственное воображение,
- сформируется культура труда и трудовые навыки.
Оценка знаний обучающихся проводится визуально во время занятий, а также во время собеседований с преподавателем.
Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных выставках и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня.
При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 03.09 |
2 | История возникновения квиллинга | 10.09 |
3 | Посещение выставки (интернет-ресурсы). | 17.09 |
4 | Знакомство с материалами. | 24.09 |
5 | Знакомство с различными дополнительными приспособлениями. | 01.10 |
6 | Основные законы композиции. | 08.10 |
7 | Основные и составные цвета. | 15.10 |
8 | Цветовой круг. | 22.10 |
9 | Теплые и холодные цвета. | 29.10 |
10 | Основные элементы квиллинга – плотная катушка. | 12.11 |
11 | Основные элементы квиллинга – ажурные элементы. | 19.11 |
12 | Изготовление листьев | 26.11 |
13 | Выполнение эскиза. | 03.12 |
14 | Композиция «Розовый букет» | 10.12 |
15 | Изготовление ажурных элементов. Изготовление листьев. | 17.12 |
16 | Составление композиции | 24.12 |
17 | Композиция «Виноград» | 14.01 |
18 | Изготовление необходимых элементов для композиции «Виноград» | 21.01 |
19 | Составление композиции | 28.01 |
20 | Композиция «Тюльпаны» | 04.02 |
21 | Изготовление необходимых элементов для композиции «Тюльпаны» | 11.02 |
22 | Составление композиции | 18.02 |
23 | Композиция «Одуванчики» | 25.02 |
24 | Изготовление необходимых элементов для композиции | 04.03 |
25 | Составление композиции | 11.03 |
26 | Композиция «Ромашки» | 18.03 |
27 | Изготовление необходимых элементов для композиции | 01.04 |
28 | Изготовление необходимых элементов для композиции | 08.04 |
29 | Составление композиции | 15.04 |
30 | Композиция «Подсолнухи» | 22.04 |
31 | Изготовление необходимых элементов для композиции | 29.04 |
32 | Сборка цветов | 06.05 |
33 | Составление композиции по эскизу | 13.05 |
34 | Итоговое занятие. | 20.05 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:
Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
2. Необходимые условия реализации программы
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, компьютер, проектор, экран, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое.
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности.
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий
Бумажные полоски шириной 3 мм, 5мм, 7мм.
Полоски гофрированного картона
Зубочистки.
Пинцеты.
Цветной картон
Ножницы.
Клей
Рамки для оформления работ.
Карандаш,
Ластик.
Бумага для эскизов, калька.
Дидактические материалы:
- Наглядные пособия – таблицы, изготовлены преподавателем:
«Цветовой круг. Смешивание цветов»;
«Основные элементы квиллинга»;
Работы преподавателя
- Работы учащихся.
- Фотографии с различных выставок.
- Презентации :
История появления бумаги и картона,
История возникновения квиллинга,
Основные законы композиции.,
Цветовой круг,
Теплые и холодные цвета,
Основные элементы квиллинга: плотная катушка,
Основные элементы квиллинга: капля.
Ажурные элементы квиллинга.
Инструкции по технике безопасности.
Правила поведения в образовательном учреждении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.
Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.: «Юный художник», 2001.
Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 1998.
Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-
Дону: 2011
2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –
«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.:
Эксмо,2009.
4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО
Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008
5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 –
ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007
6. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. –
М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.