СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Квиллинг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Квиллинг"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по квиллингу составлена в соответствии с нормативно-методическими материалами:

  • ФГОС НОО (приказ Минобрнауки от 06.10.2009г. №373)

  • Дополнительная общеобразовательная программа «Квиллинг»

создана на основе методического пособия А. Зайцевой «Искусство квиллинга: магия бумажных лент».

  • ООП НОО МБОУ «Руссковская CШ»

  • УП МБОУ «Руссковская СШ» на 2018-19 учебный год

Направленность программы –общекультурное.

Данная программа предназначена для обучения детей выполнению декоративных композиций в технике квиллинг.

Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Одно из величайших открытий человечества – изобретение бумаги дало начало различным ремёслам. Квиллинг (бумагокручение, или бумажная филигрань) искусство украшения витиеватыми кружками, завитками предметов интерьера и одежды. Сегодня бумажная филигрань находит всё больше своих последователей. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, квиллинг всегда был и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры всего человечества. В наши дни занятия квиллингом имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.

Новизна программы.

Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.

Актуальность программы.

Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном.

Педагогическая целесообразность программы.

Занятия квиллингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.

Образовательная область программы.

Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения квиллинга, основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.

Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что:

Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.

Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.

Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.

В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.

Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.

Цель программы – развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы в технике квиллинг. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить. Эта цель обуславливает следующие задачи:

Задачи программы обучения:

Обучающие:

- формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг»;

- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;

- обращение с простейшими орудиями труда;

- формировать умения следовать устным инструкциям,

- обогащать словарь ребенка специальными терминами,

- создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.

Развивающие:

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;

- развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

- развивать сенсорные и умственные способности;

- развивать пространственное воображение.

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение,


Воспитательные:

- воспитывать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»;

- совершенствовать трудовые навыки;

- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы обучения, используемые во время проведения занятий:

Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала – таблиц, схем, фотографий, работ детей и педагога, методических разработок, современных мультимедийных средств.

Принцип системности и последовательности – обучение ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач.

Принцип доступности – материал дается в доступной для детей форме, возможен вариант игры, викторины, коллективной работы.

Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии.

Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Возрастная категория детей –6- 16 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Форма и режим проведения занятий

Форма проведения занятий – групповая. Занятия квиллингом требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому.

Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часау– 34 часа в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.

Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 1 года детьми разных возрастных групп. В зависимости от желания и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок, но не раньше 6 лет.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Вводное занятие

1. История квиллинга

Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.

Знакомство с лучшими работами учащихся школы и педагога.

2. Материаловедение

Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными свойствами и качествами: бумага тонированная, цветная, серпантин.

Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.

 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.

Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.

3. Основы композиции и цветоведения.

Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.

Практическая работа: зарисовка композиций.

Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.

Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.

Знакомство с теплыми и холодными цветами Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст.

4. Техника выполнения квиллинга

Выполнение основных элементов квиллинга из бумаги - плотная катушка.

Практическая работа: техника выполнения плотной катушки

Выполнение основных элементов квиллинга - ажурные элементы.

Практическая работа: техника выполнения ажурных элементов

Практическая работа: выполнение листьев из листа бумаги

Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.

Практическая работа: техника выполнения эскиза композиции.

5. Цветочные композиции

Композиция «Розовый букет»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка эскиза композиции «Розовый букет»

Изготовление ажурных элементов. Изготовление листьев.

Практическая работа: изготовление заготовок цветов и листьев.

Составление композиции

Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу

Композиция «Виноград»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа: Разработка эскиза «Виноград» по предложенному образцу.

Изготовление необходимых элементов для композиции «Виноград»

Практическая работа: изготовление заготовок выпуклых катушек, сборка из них грозди винограда. Изготовление листьев из бумаги. Изготовление длинной спирали.

Составление композиции

Практическая работа: составление композиции из заготовок по разработанному эскизу.

Композиция «Тюльпаны»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа: разработка эскиза композиции «Тюльпаны».

Изготовление необходимых элементов для композиции «Тюльпаны» Практическая работаизготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из бумажных полосок

Составление композиции

Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу

Композиция «Одуванчики»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа: разработка эскиза композиции

Изготовление необходимых элементов для композиции

Практическая работа: изготовление цветов приемом закручивания нарезанных полосок, стеблей и листьев из бумаги

Составление композиции

Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу

Композиция «Ромашки»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа: разработка эскиза композиции

Изготовление необходимых элементов для композиции

Практическая работа: изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка

Изготовление необходимых элементов для композиции

Практическая работа: изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка

Составление композиции

Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу

Композиция «Подсолнухи»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа: разработка эскиза композиции «Подсолнухи»

Изготовление необходимых элементов для композиции

Практическая работа: изготовление заготовок лепестков цветов, стеблей и листьев

Сборка цветов

Практическая работа: сборка цветов из заготовок лепестков

Составление композиции по эскизу

Практическая работа: составление композиции из заготовок

6. Итоговое занятие.

Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках школы, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика


Вводное занятие

1

1


1

История квиллинга

1

1


1.1

История возникновения квиллинга.

1

1


2

Материаловедение

2

1

1

2.1

Знакомство с материалами и инструментами. Бумага тонированная, цветная, серпантин, картон цветной. Основные их свойства и качества.

1

0,5

0.5

2.2

Знакомство с различными дополнительными приспособлениями:. зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой Основные их свойства и качества.

1

0,5

0,5

3

Основы композиции и цветоведения

4

2

2

3.1

Основные законы композиции.

2

1

1

3.2

Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.

2

1

1

4.

Техника выполнения квиллинга

6

3

3

4.1

Основные элементы квиллинга: плотная катушка

2

1

1

4.2

Основные элементы квиллинга: ажурные элементы

2

1

1

4.3

Листья

1

0,5

0,5

4.4

Эскиз

1

0,5

0,5

5

Цветочные композиции

19

6

13

5.1

Композиция «Розовый букет»

3

1

2

5.4

Композиция «Виноград»

3

1

2

5.7

Композиция «Тюльпаны»

3

1

2

5.10

Композиция «Одуванчики»

3

1

2

5.13

Композиция «Ромашки»

3

1

2

5.17

Композиция «Подсолнухи»

4

1

3

6.

Итоговое занятие

1

1



Итого:

34

16

18





Предполагаемая результативность курса:

В результате обучения у учащихя:

- появятся представления об истории возникновения квиллинга,

- будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг,

- сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в технике «квиллинг»,

- научатся обращаться с простейшими орудиями труда,

- смогут создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок,

- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,

- разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер,

- разовьют сенсорные и умственные способности, пространственное воображение,

- научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

- разовьют внимание, память, логическое и пространственное воображение,

- сформируется культура труда и трудовые навыки.

Оценка знаний обучающихся проводится визуально во время занятий, а также во время собеседований с преподавателем.

Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных выставках и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня.

При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка.























Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Дата

проведения

1

Вводное занятие

03.09

2

История возникновения квиллинга

10.09

3

Посещение выставки (интернет-ресурсы).

17.09

4

Знакомство с материалами.

24.09

5

Знакомство с различными дополнительными приспособлениями. 

01.10

6

Основные законы композиции.

08.10

7

Основные и составные цвета.

15.10

8

Цветовой круг.

22.10

9

Теплые и холодные цвета.

29.10

10

Основные элементы квиллинга – плотная катушка.

12.11

11

Основные элементы квиллинга – ажурные элементы.

19.11

12

Изготовление листьев

26.11

13

Выполнение эскиза.

03.12

14

Композиция «Розовый букет»

10.12

15

Изготовление ажурных элементов. Изготовление листьев.

17.12

16

Составление композиции

24.12

17

Композиция «Виноград»

14.01

18

Изготовление необходимых элементов для композиции «Виноград»

21.01

19

Составление композиции

28.01

20

Композиция «Тюльпаны»

04.02

21

Изготовление необходимых элементов для композиции «Тюльпаны» 

11.02

22

Составление композиции

18.02

23

Композиция «Одуванчики»

25.02

24

Изготовление необходимых элементов для композиции

04.03

25

Составление композиции

11.03

26

Композиция «Ромашки»

18.03

27

Изготовление необходимых элементов для композиции

01.04

28

Изготовление необходимых элементов для композиции

08.04

29

Составление композиции

15.04

30

Композиция «Подсолнухи»

22.04

31

Изготовление необходимых элементов для композиции

29.04

32

Сборка цветов

06.05

33

Составление композиции по эскизу

13.05

34

Итоговое занятие.

20.05





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:

  1. Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.

  2. Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.

  3. Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.

  4. Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.

  5. Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.

  6. Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.

2. Необходимые условия реализации программы

Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, компьютер, проектор, экран, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое.

Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности.

Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий

  • Бумажные полоски шириной 3 мм, 5мм, 7мм.

  • Полоски гофрированного картона

  • Зубочистки.

  • Пинцеты.

  • Цветной картон

  • Ножницы.

  • Клей

  • Рамки для оформления работ.

  • Карандаш,

  • Ластик.

  • Бумага для эскизов, калька.

Дидактические материалы:

- Наглядные пособия – таблицы, изготовлены преподавателем:

«Цветовой круг. Смешивание цветов»;

«Основные элементы квиллинга»;

Работы преподавателя

- Работы учащихся.

- Фотографии с различных выставок.

- Презентации :

История появления бумаги и картона,

История возникновения квиллинга,

Основные законы композиции.,

Цветовой круг,

Теплые и холодные цвета,

Основные элементы квиллинга: плотная катушка,

Основные элементы квиллинга: капля.

Ажурные элементы квиллинга.

Инструкции по технике безопасности.

Правила поведения в образовательном учреждении.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.

  2. Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.: «Юный художник», 2001.

  3. Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

  4. Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

  5. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 1998.

  6. Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.

  7. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-

Дону: 2011

2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –

«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011

3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.:

Эксмо,2009.

4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО

Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008

5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 –

ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007

6. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. –

М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.




















Общие правила техники безопасности.


1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.


Правила обращения с ножницами.


1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением реза.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время резания.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.


Правила обращения с клеем.


1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клей на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.


Правила обращения с бумагой.


1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!

3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.
























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!