СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное искусство"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен учителям ,преподающим внеурочную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное искусство"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ПРЕДМЕТОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА № 22»



УТВЕРЖДАЮ:

Директор

ГБОУ ЛНР «АСОШ № 22»


В.Н. Коваленко

«____»_______________ 2018г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности


«Декоративно-прикладное искусство»


4 классы

(параллель)





Составители рабочей программы:

Кравченко Ирина Николаевна

Варибрус Лариса Владимировна







2018 г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус программы

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности ориентирована на обучающихся 4 классов и разработана на основе:

  • Государственного образовательного стандарта начального образования;

  • авторской программы «Декоративно-прикладное искусство ».О.А. Кожина (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2010. – 111с.);

  • в соответствии с учебным планом ГБОУ «АСОШ № 22»;

  • с учетом методических рекомендаций НМЦРО ЛНР.




1.1.Актуальность,педагогическая целесообразность рабочей программы внеурочной деятельности

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Декоративно-прикладное искусство» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

1.2. Цель , задачи рабочей программы внеурочной деятельности

Цель программы- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:

  • закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

  • обучение умению планирования своей работы;

  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

  • обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

  • развитие образного мышления и воображения;

  • создание условий к саморазвитию учащихся;

  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;

  • формирование чувства коллективизма;

  • воспитание аккуратности;

  • экологическое воспитание обучающихся;

  • развитие любви к природе;

  • воспитание любви и уважения к народной вышивке, национальному искусству.

  • воспитание интереса и уважения к традициям своего народа.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.


1.3. Особенности возрастной группы

Программа кружка « Декоративно- прикладное искусство» рассчитана на детей 8-10 лет.



1.4.Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах;

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.



1.5. Описание места курса в учебном плане

Программа кружка « Декоративно- прикладное искусство» рассчитана на детей 8-10 лет - 1 раз в неделю по 1 часу , всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы



2.Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;

формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.


Универсальные учебные действия

Познавательные:

Учащиеся научатся:

сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;

находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);

сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;

анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;

выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.


Регулятивные:

Учащиеся научатся:

планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;

осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;

формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом.

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

- узнают о народных промыслах.



3.Содержание программы.

Класс- 4

Учебно– тематический план кружка «Декоративно-прикладное искусство»


№ п/п

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие.

2

2

Работа с бумагой.

6

3

Работа с различными тканями.

6

4

Работа с природным материалом.

6

5

Кожная пластика.

6

6

Морские пришельцы (работа с ракушками).

6

7

Обобщение. Выставка работ школьников.

2


Итого

34


Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

1.Вводное занятие.

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсии. Сбор различных природных материалов. Правила подсушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок .Знакомство с образцами народного творчества.

2.Работа с бумагой.

Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, на «сверхдальний» полёт и др., корабликов разных типов ,модели робота, модели светофора и др.

3.Работа с различными тканями.

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

4.Работа с природным материалом.

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

5.Кожная пластика.

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи..Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления различных миниатюрных сувениров.



6.Морские пришельцы (работа с ракушками).

Виды ракушек ,хранение и их обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации .Оформление объёмных поделок с использованием различных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделок.

7. Обобщение. Выставка работ школьников.








4. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество


1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


1

Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Д

2

Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. — М., 2009

Д

3

Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Короте­ева. — М., 2009.

Д

4

Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте­ева. — М., 2009.

Д

5

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно- наглядное пособие для учащихся 1—4 классов / Е. И. Короте­ева. —М., 2003.

Д

6

Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. — М., 2009

Д

7

Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 2009г.

Д


2. Печатные пособия


1

Изобразительное искусство. Методическое пособие1-4классы.


Д

2

Книги о художниках и художественных музеях.


Д

3

Словарь искусствоведческих терминов

Д

4

Портреты русских и зарубежных художников.


Д

5

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.


Д

6

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Д


3. Технические средства обучения


1

Мультимедийный компьютер с программным обеспечением.


1 шт.

1 шт


4. Экранно-звуковые пособия

1 шт

1.

Видеофильмы

«Театр кукол своими руками»


Д

2

CD«Оригами»

Д

3


DVD -Декоративно-прикладное искусство

Д

4

DVD-фильмы- художественные музеи;

Д


6. Оборудование класса


1

Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц. 

1 шт.

2

Персональный компьютер

1 шт.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!