ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ПРЕДМЕТОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА № 22»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор | ГБОУ ЛНР «АСОШ № 22» |
| В.Н. Коваленко |
«____»_______________ 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности |
|
«Декоративно-прикладное искусство» |
|
4 классы |
(параллель) |
Составители рабочей программы:
Кравченко Ирина Николаевна
Варибрус Лариса Владимировна
2018 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус программы
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности ориентирована на обучающихся 4 классов и разработана на основе:
Государственного образовательного стандарта начального образования;
авторской программы «Декоративно-прикладное искусство ».О.А. Кожина (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2010. – 111с.);
в соответствии с учебным планом ГБОУ «АСОШ № 22»;
с учетом методических рекомендаций НМЦРО ЛНР.
1.1.Актуальность,педагогическая целесообразность рабочей программы внеурочной деятельности
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Декоративно-прикладное искусство» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
1.2. Цель , задачи рабочей программы внеурочной деятельности
Цель программы- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание обучающихся;
развитие любви к природе;
воспитание любви и уважения к народной вышивке, национальному искусству.
воспитание интереса и уважения к традициям своего народа.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
1.3. Особенности возрастной группы
Программа кружка « Декоративно- прикладное искусство» рассчитана на детей 8-10 лет.
1.4.Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
1.5. Описание места курса в учебном плане
Программа кружка « Декоративно- прикладное искусство» рассчитана на детей 8-10 лет - 1 раз в неделю по 1 часу , всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы
2.Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.
Универсальные учебные действия
Познавательные:
Учащиеся научатся:
сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;
находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);
сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
- узнают о народных промыслах.
3.Содержание программы.
Класс- 4
Учебно– тематический план кружка «Декоративно-прикладное искусство»
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 2 |
2 | Работа с бумагой. | 6 |
3 | Работа с различными тканями. | 6 |
4 | Работа с природным материалом. | 6 |
5 | Кожная пластика. | 6 |
6 | Морские пришельцы (работа с ракушками). | 6 |
7 | Обобщение. Выставка работ школьников. | 2 |
| Итого | 34 |
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
1.Вводное занятие.
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсии. Сбор различных природных материалов. Правила подсушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок .Знакомство с образцами народного творчества.
2.Работа с бумагой.
Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, на «сверхдальний» полёт и др., корабликов разных типов ,модели робота, модели светофора и др.
3.Работа с различными тканями.
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
4.Работа с природным материалом.
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
5.Кожная пластика.
Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи..Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления различных миниатюрных сувениров.
6.Морские пришельцы (работа с ракушками).
Виды ракушек ,хранение и их обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации .Оформление объёмных поделок с использованием различных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделок.
7. Обобщение. Выставка работ школьников.
4. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№п\п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
| 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
1 | Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009. | Д |
2 | Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. — М., 2009 | Д |
3 | Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009. | Д |
4 | Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009. | Д |
5 | Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно- наглядное пособие для учащихся 1—4 классов / Е. И. Коротеева. —М., 2003. | Д |
6 | Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. — М., 2009 | Д |
7 | Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 2009г. | Д |
| 2. Печатные пособия | |
1 | Изобразительное искусство. Методическое пособие1-4классы. | Д |
2 | Книги о художниках и художественных музеях. | Д |
3 | Словарь искусствоведческих терминов | Д |
4 | Портреты русских и зарубежных художников. | Д |
5 | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. | Д |
6 | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству. | Д |
| 3. Технические средства обучения | |
1 | Мультимедийный компьютер с программным обеспечением. | 1 шт. 1 шт |
| 4. Экранно-звуковые пособия | 1 шт |
1. | Видеофильмы «Театр кукол своими руками» | Д |
2 | CD«Оригами» | Д |
3 | DVD -Декоративно-прикладное искусство | Д |
4 | DVD-фильмы- художественные музеи; | Д |
| 6. Оборудование класса | |
1 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. | 1 шт. |
2 | Персональный компьютер | 1 шт. |