Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа для творческого объединения в рамках внеурочной деятельности в основной школе составлена на основе примерных программ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения)
2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.
Актуальность программы: на протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Сейчас, в современном мире, в век новых технологий, существует много возможностей украсить себя, но стремление к индивидуальности подвигнет участников кружка к созданию своих собственных, неповторимых изделий. Украшения из атласных лент необыкновенно разнообразны. Они могут придать шарм самым привычным, примелькавшимся предметам одежды, и, самое главное, они недороги и легки в исполнении.
Вооружившись простейшими инструментами и освоив нехитрые методы работы, можно создать своими руками брошь, ожерелье, колье, браслеты, оформить в подарок простую фото рамку и многое другое. Воспитанники смогут позволить себе роскошь иметь оригинальный комплект украшений (а то и не один) к каждому наряду. Милые неповторимые мелочи, изготовленные детьми, надолго сохранят тепло рук, вложенную фантазию и старание. А те дорогие чувства и любовь, которые дети смогут вкладывать в свои изделия, послужат оберегами для близких в трудную минуту.
На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук”, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами, ножницами, клеевым пистолетом и др. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Полученные практические навыки позволят детям создавать свои собственные шедевры, помогут собственными руками сделать уникальные элегантные украшения, подарки и сувениры.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.
Новизна программы: включены новейшие технологии, которые не входят в программный материал учащихся, при реализации программы формируются ИКТ-компетенции, так как приоритетным направлением являются мастер-классы в интернете, расширение межнационального опыта в области прикладного творчества.
Цель программы: воспитание интереса к ручному творчеству, вовлечение детей в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами.
Задачи:
-научить детей основным техникам изготовления поделок из атласных лент;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах детского творчества.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Аленький цветочек»
При прохождении курса внеурочной деятельности «Аленький цветочек» в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты
• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты
• самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
Способы определения результативности работы по программе
Опрос
Наблюдение
Диагностика создаваемых проектов
Внешняя оценка - выставки
Условия реализации программы
- Материально-технические: видеофильмы, интерактивный комплекс.
-- Внешние: участие в конкурсах школьного, районного уровней, проведение выставок, изготовление сувениров.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся должны:
Знать:
основные приемы работы, способ складывания базовых лепестков;
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки атласных лент, ткани, и других материалов;
название, приемы складывания лепестков;
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы.
Уметь:
подбирать ленты и ткань нужного цвета;
выполнять разметку лент и ткани;
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
пользоваться чертежными инструментами, ножницами;
собирать лепестки в цветок;
составлять композицию из готовых поделок;
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить композицию или поделку;
анализировать образец, анализировать свою работу.
Учебно – тематический план
(34 часа)
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Теория | Практика |
1 | Знакомство с историей изготовления украшений из лент | 1 | |
2 | Выбор инструментов и материалов, организация рабочего места, техника безопасности | 1 | |
3 | Технологическая последовательность изготовления изделий. | 1 | 1 |
4 | Основные способы складывания лепестков – острый и круглый | 1 | 2 |
5 | Двойной лепесток | | 2 |
6 | Лепесток «Апельсиновая долька» | | 2 |
7 | Базовая форма «Хризантема» | | 2 |
8 | Базовая форма «Роза - пион» | | 2 |
9 | Базовая форма «Роза» для заколки «Краб» | | 2 |
10 | Базовая форма «Георгин» | | 2 |
11 | Базовая форма «Ромашка» | | 2 |
12 | Стрекозы, бабочки | | 2 |
13 | Брошь | | 3 |
14 | Рамка для фотографий | | 3 |
15 | Коллективная творческая работа | | 3 |
16 | Итоговое занятие. Оформление выставочных работ | 1 | |
ИТОГО | 5 | 28 |
С
21
ОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тематическое планирование | Формирование УУД | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | Вводное занятие Знакомство с историей. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - смыслоопределение; - смыслообразование; Коммуникативные -постановка вопросов; Регулятивные - контроль и оценка; | 02.09 | |
2 | Выбор инструментов и материалов, организация рабочего места, техника безопасности | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; Регулятивные - прогнозирование; - волевая саморегуляция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; | 09.09 | |
3 | Технологическая последовательность | 16.09 23.09 | |
4 | Основные способы складывания лепестков – острый и круглый | Познавательные - формулирование познавательной цели; - анализ, синтез, классификация; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; | 30.09 07.10 14.10 | |
5 | Двойной лепесток | 21.10 28.10 | |
6 | Лепесток Апельсиновая долька» | 11.11 18.11 | |
7 | Базовая форма «Хризантема» | Познавательные - формулирование познавательной цели; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; | 25.11 02.12 | |
8 | Базовая форма «Роза – пион»» | 09.12 16.12 | |
9 | Базовая форма «Роза» для заколки краб | 23.12 13.01 | |
10 | Базовая форма «Георгин» | 20.01 27.01 | |
11 | Базовая форма «Ромашка» | 03.02 10.02 | |
12 | Стрекозы, бабочки | Познавательные - моделирование; - анализ, синтез, классификация; - знаково-символические; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; | 17.02 02.03 | |
13 | Брошь | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; | 09.03 16.03 06.04 | |
14 | Рамка для фотографий | Познавательные - формулирование познавательной цели; - анализ, синтез, классификация; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; | 13.04 20.04 27.04 | |
15 | Коллективная творческая работа | Познавательные - формулирование познавательной цели; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; | 04.05 11.05 18.05 | |
16 | Итоговое занятие | Познавательные - доказательство; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - оценка и коррекция; Личностные - самоопределение; - смыслообразование. | 25.05 | |