МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТОЛБОВСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО социально-гуманитарного цикла Протокол № 1 от «29» августа 2018 г. Руководитель ШМО _______И. И. Пронюшкина | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МОУ «Столбовская школа» _________А. В. Приходько «30» августа 2018г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Столбовская школа» _________ В. Н. Баранов Приказ № 215 «30» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Ленточки и ниточки»
Класс: 1, 2, 3, 4
Количество часов в неделю: 1 ч /1 ч /1 ч/1 ч
Срок реализации программы: 2018 – 2019 учебный год
Учитель ИЗО:
Иваниченко
Оксана
Викторовна
Категория:
Стаж работы: 6 лет
с. Столбовое, 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Ленточки и ниточки» (направление «общекультурное») для 1 – 4 классов, общеобразовательного учреждения составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, на основании положения о программе внеурочной деятельности и следующих документов:
Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе Программы внеурочной деятельности,
Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального образовательного учреждения «Столбовская школа» приказ от 31.08.2015 № 218;
Локального акта № 101 Муниципального образовательного учреждения «Столбовская школа» «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности» Приказ №290 от 31.08.2016
Учебного плана МОУ «Столбовская школа » на 2018-2019 учебный год от 31.08.2018 № 226.
6. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ
7. Горский В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Нужно помочь обучающемуся разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в наш быт и продолжает развиваться, сохраняя и преумножая культурно-историческое богатство стран и народов, которое своими корнями уходит в далекое прошлое.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Работа по декоративно-прикладному искусству «Ленточки и ниточки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Работу планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с различным материалом. Работу буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Цель программы: развить творческие способности учащихся, формируя их интересы в познавательной сфере, способствовать стремлению своим трудом создавать красоту вокруг себя, к самореализации личности ребенка через творческое воплощение в своих работах.
Задачи:
Обучающие:
Обучение приемам работы с материалами и инструментами
Обучение планированию своей работы
Изучение различных материалов, технологий и приемов при изготовлении изделий
Обучит приемам работы с различными материалами
Научить самостоятельно разрабатывать поделку
Развивающие:
Развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал
Развивать эстетические чувства воображения
Создать условия к саморазвитию
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, чувство гордости за свою работу
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия:
формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся;
мотивировать свои действия;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, рисунки, простейшие схемы, модели);
сравнивать, характеризовать и оценивать возможности в собственной деятельности;
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
реализовывать собственные творческие замыслы;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
формулировать собственное мнение и варианты решения, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания;
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Формы и методы работы
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные и практические занятия; лекции, праздники, конкурсы, и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Результаты деятельности
Школьники приобретут знания о технике безопасности, об инструментах и материалах для изготовления различных изделий из лент, макраме, вязания; названия видов рукоделия.
Получат опыт по трудовому обучению: знакомство с историей разных видов декоративно - прикладного искусства, формирование желания изготовлять изделия и их художественно оформить, рассказать ровесникам о своих любимых видах рукоделия и продемонстрировать.
Получат опыт самостоятельного общественного действия: самостоятельная защита своих проектов, участие в конкурсах, выставках. Самостоятельно выбирать вариант работы и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схемам и образцам.
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется с применением цифровых образовательных ресурсов. Практические работы, предусмотренные программой, способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению изделий из разных материалов. Уделяется внимание правилам безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления изделий.
1 класс
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях. Инструктаж по правилам техники безопасности.
Знакомство с различными видами аппликации. Инструменты, материалы. Аппликация из листьев. Подготовка материала. Аппликация из листьев «Осенний листопад». Геометрическая аппликация. Подготовка материала. Геометрическая аппликация «Кошки-мышки».Вырезание открыток, снежинок, фонариков. Цветная бумага. Аппликация. Мозаичная / отрывная аппликация.
Знакомство с видами ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Подготовка материала для аппликации из нитяной крошки. Выбор картинок. Аппликация из нитяной крошки. Изготовление помпонов из шерстных ниток. Изготовление новогодних игрушек и украшений из помпонов.
Знакомство с ленточками. Создание простых цветов из лент. Создание простых цветов из лент. Сувениры из различных материалов к 23 февраля.
Работа с пуговичками. Материалы и инструменты. вата/ ватные диски/ ватные палочки. Выполнение элементов поделки. Пластилинография. Подготовка материала. Изготовление поделок в технике пластилинография. Изготовление пасхальных сувениров из различных материалов. Подготовка материала. Изготовление пасхальных сувениров из различных материалов. Знакомство с фетром. Аппликации из фетра на различную тематику
2, 3, 4 класс
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях. Инструктаж по правилам техники безопасности.
Знакомство с различными видами аппликации. Инструменты, материалы. Аппликация мозаичная, обрывная. Подготовка материала. Создание картины «Осеннее дерево» из элементов отрывной аппликации. Геометрическая аппликация. Подготовка материала. Геометрическая аппликация «Кошки-мышки».Вырезание открыток, снежинок, фонариков. Цветная бумага. Аппликация. Мозаичная / отрывная аппликация.
Знакомство с видами ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Подготовка материала для аппликации из нитяной крошки. Выбор картинок. Аппликация из нитяной крошки. Изготовление помпонов из шерстных ниток. Изготовление новогодних игрушек и украшений из помпонов.
Знакомство с ленточками. Создание простых цветов из лент. Создание простых цветов из лент. Сувениры из различных материалов к 23 февраля.
Работа с пуговичками. Материалы и инструменты. вата/ ватные диски/ ватные палочки. Выполнение элементов поделки. Пластилинография. Подготовка материала. Изготовление поделок в технике пластилинография. Изготовление пасхальных сувениров из различных материалов. Подготовка материала. Изготовление пасхальных сувениров из различных материалов. Знакомство с фетром. Аппликации из фетра на различную тематику. Итоговое занятие.
3. Тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности «Ленточки и ниточки»
Класс 1
Количество часов по учебному плану
Всего 33 часа; в неделю 1 час.
Табличное представление тематического планирования
№ п/п | Раздел | Часы |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Веселая аппликация | 7 |
3. | Чудо-нить | 9 |
4. | Чудесная ленточка | 5 |
5. | Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства | 11 |
| Итого | 33 |
3. Тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности «Ленточки и ниточки»
Класс 2
Количество часов по учебному плану
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Табличное представление тематического планирования
№ п/п | Раздел | Часы |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Веселая аппликация | 7 |
3. | Чудо-нить | 9 |
4. | Чудесная ленточка | 5 |
5. | Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства | 12 |
| Итого | 34 |
3. Тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности «Ленточки и ниточки»
Класс 3
Количество часов по учебному плану
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Табличное представление тематического планирования
№ п/п | Раздел | Часы |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Веселая аппликация | 7 |
3. | Чудо-нить | 9 |
4. | Чудесная ленточка | 5 |
5. | Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства | 12 |
| Итого | 34 |
3. Тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности «Ленточки и ниточки»
Класс 4
Количество часов по учебному плану
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Табличное представление тематического планирования
№ п/п | Раздел | Часы |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Веселая аппликация | 7 |
3. | Чудо-нить | 9 |
4. | Чудесная ленточка | 5 |
5. | Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства | 12 |
| Итого | 34 |