Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Первые шаги ГТО» разработана на основе Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №16 с учетом примерной программы по предмету физическая культура для учащихся 4 класса
• Цель: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
• задачи:
познакомить детей с разнообразием спортивных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Подготовить к сдаче нормативов ГТО
• На курс «Первые шаги ГТО» в 4 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных; • учебно-методической комплекс: 1. В.И. Лях. «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов Издательство Москва «Просвещение », 2013г. 2. Справочник учителя физической культуры. Авторы: П.А. Киселев, С.Б. Киселева. Издательство «Учитель», 2014г. 3. Учебник, Мой друг – физкультура:1-4 классы. Автор: В.И. Лях. Издательство «Просвещение» 2014г. •Программа рассчитана на общеобразовательные классы.
Планируемые предметные результаты
Предметные результаты:
• укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся;
развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
• овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
• воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.
3)Содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
ОФП.Гимнастика. Выполнение команд «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй рассчитайсь!». Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой. 2-3 кувырка вперед. Построение в две шеренги. Перестроение из двух шеренг в два круга. Вис на согнутых руках. Подтягивания в висе. Упражнения в упоре лежа на гимнастической скамейке. ОРУ. Передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». ОРУ. Перелезание через гимнастического коня. Лазание по наклонной скамейке в упоре лежа, подтягиваясь руками.
Спортивные игры. применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа реализации программы. Сложное движение, включённое в игру, предварительно осваивается с обучающимися с помощью специальных упражнений. Методика проведения спортивных игр специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность занятия. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. В 4 классах предлагается проводить занятия в форме спортивных игр, так как именно в этом возрасте потребность в любых видах и формах движений у детей проявляется наиболее активно, поэтому для разнообразия и формирования основ двигательных и технических навыков часы, отведенные на проведение таких занятий распределены именно таким образом.
Тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Всего |
1 | Основы знаний. | 1 |
2 | Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль. | 1 |
3 | Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. | 1 |
4 | Гимнастика и акробатика | 8 |
5 | Спортивные игры. | 22 |
6 | Контрольные испытания и соревнования. | 2 |
Всего: | | 35 |
4. Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема занятия | Количество часов |
теория | практика |
| 1. | Основы знаний. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль. | 1 | |
| 2 | Контрольные испытания и соревнования. | | 1 |
| 3 | Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. | 1 | |
| 4 | Ходьба и бег.П.И. | | 1 |
| 5 | Ходьба на носках, на пятках, бег с ускорением. | | 1 |
| 6 | Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, многоскоки. | | 1 |
| 7-8 | Подвижные игры. | | 2 |
| 9 | Строевые упражнения. | | 1 |
| 10 | Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами. | | 1 |
| 11 | Упражнения на гимнастических снарядах. Лазание. | | 1 |
| 12 | Силовые упражнения | | 1 |
| 13-14 | Подвижные игры. | | 2 |
| 15 | Пионербол | | 1 |
| 16-21 | Подвижные игры. | | 2 |
| 22-23 | Пионербол | | 2 |
| 24-25 | Преодоление полосы препятствий по методу круговой тренировки. | 1 | 1 |
| 26-27 | Упражнения на гимнастических снарядах. | | 2 |
| 28 | Футбол | | 1 |
| 29 | Бег на короткую длинную дистанции. | | 1 |
| 30 | Контрольные испытания и соревнования. | | 1 |
| 31-32 | Метание мяча с места, на дальность, в цель. | | 2 |
| 33-35 | Подвижные игры. | | 3 |
| | Итого | 35 |
Приложение №1
Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
Общие положения Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (далее – Комплекс) разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 4 апреля 2013 года № Пр-756, пункт 1а: «Разработать и представить на рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта Всероссийский физкультурно- спортивный комплекс – программную и нормативную основу физического воспитания граждан, предусматривающую требования к их физической подготовленности и соответствующие нормативы с учетом групп здоровья». Комплекс направлен на реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта, формирование необходимых знаний, умений, навыков, приобщение к систематическим занятиям спортивно- оздоровительной деятельностью обучающихся, трудящихся, лиц старшего и пожилого возраста, проведение мониторинга и улучшение физической подготовленности граждан Российской Федерации. Цель комплекса ГТО: повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации. Задачи: 1) увеличение числа обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом; 2) повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни; 3) формирование у обучающихся осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни; 4) повышение общего уровня знаний обучающихся о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий; 5) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных секций.
9-10 лет (2 ступень)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ)
№ | Упражнение | МАЛЬЧИКИ | ДЕВОЧКИ |
золотой значок | серебряный значок | бронзовый значок | золотой значок | серебряный значок | бронзовый значок |
1.1 | Бег на 30 метров (секунд) | 5,4 | 6,0 | 6,2 | 5,6 | 6,2 | 6,4 |
1.2 | или бег на 60 метров (секунд) | 10,4 | 11,5 | 11,9 | 10,8 | 12,0 | 12,4 |
2 | Бег на 1000м (мин:сек) | 4:50 | 5:50 | 6:10 | 5:10 | 6:20 | 6:30 |
3.1 | Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) | 5 | 3 | 2 | - | - | - |
3.2 | или подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине 90см (кол-во раз) | 20 | 12 | 9 | 15 | 9 | 7 |
3.3 | или отжимания: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз) | 22 | 13 | 10 | 13 | 7 | 5 |
4 | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см) | +8 | +4 | +2 | +11 | +5 | +3 |
ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ) НА ВЫБОР
№ | Упражнение | МАЛЬЧИКИ | ДЕВОЧКИ |
золотой значок | серебряный значок | бронзовый значок | золотой значок | серебряный значок | бронзовый значок |
5 | Челночный бег 3х10 (секунд) | 8,5 | 9,3 | 9,6 | 8,7 | 9,5 | 9,9 |
6.1 | Прыжок в длину с разбега (см) | 285 | 225 | 210 | 250 | 200 | 190 |
6.2 | или прыжок в длину с места (см) | 160 | 140 | 130 | 150 | 130 | 120 |
7 | Метание мяча весом 150г (метров) | 27 | 22 | 19 | 18 | 15 | 13 |
8 | Поднимание туловища из положения лёжа на спине (кол-во раз за 1мин) | 42 | 32 | 27 | 36 | 27 | 24 |
9.1 | Бег на лыжах 1км (мин:сек) | 6:45 | 7:45 | 8:15 | 7:30 | 8:20 | 10:00 |
9.2 | или кросс 2км по пересечённой местности (мин:сек) | 13:00 | 16:00 | 18:00 | 15:00 | 17:30 | 19:00 |
10 | Плавание на 50м (мин:сек) | 2:30 | 2:40 | 3:00 | 2:30 | 2:40 | 3:00 |