СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемые последовательности изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся курса внеурочной деятельности. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Секреты русского языка» составлена на основе авторской программы Волиной В.В. «Веселая грамматика».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 3 класс»

I Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемые последовательности изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся курса внеурочной деятельности. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Секреты русского языка» составлена на основе авторской программы Волиной В.В. «Веселая грамматика».


Цели программы— активизировать развитие детей че­рез изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обуче­нию, повысить уровень овладения русским языком.

Задачи программы:

                   обучить решению языковых и речевых задач повы­шенного уровня;

                   раскрыть творческие способности детей;

                   стимулировать интеллектуальное развитие детей;

                   формировать эффективную речевую деятельность;

                   формировать ключевые компетентности учащихся;

                   корректировать речевые недочёты;

                   формировать умение самостоятельной работы с тек­стами;

                   формировать основы общей культуры через изучение родного языка и литературы на повышенном уровне;

                   воспитывать патриотизм, любовь к народу через фор­мирование любви к родному языку;

                   активизировать работу с талантливыми детьми на на­чальной ступени обучения;

                   способствовать успешности, самореализации и само­развитию ребёнка.

II Планируемые результаты

Реализация программы внеурочной деятельности «Секреты русского языка» содейст­вует повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повы­шению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также спо­собствует:

—    осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мо­тива к изучению разнообразия языковых средств;

—    формированию эффективной речевой деятельности;

—    формированию ключевых компетентностей через изу­чение русского языка на повышенном (творческом) уровне (аналитико-деятельностной, прогностической, информационной и др.);

—    подготовке обучающихся к теоретическому мышле­нию, необходимому в основной школе;

—    получению первичных навыков исследовательской (те­оретической и проектной) деятельности;

—    созданию активной среды по работе с талантливыми детьми.

Содержание программы внеурочной деятельности "Секреты русского языка", формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

личностные результаты

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

метапредметные результаты

регулятивные универсальные учебные действия

       принимать и сохранять учебную задачу;

       адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

       планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

       проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

коммуникативные универсальные учебные действия

       задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

       предлагать помощь и сотрудничество;

       строить понятные для партнера высказывания;

       использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

       слушать и понимать речь других;

       выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

       учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

       учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

познавательные универсальные учебные действия

       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

       использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

       строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

       проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

       устанавливать аналогии.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

       анализировать и характеризовать звуки речи;

       осуществлять звуко-буквенный анализ слова (по принципу от простого к сложному);

       обобщать, делать несложные выводы;

       научиться выполнять исследования;

       научиться сочинять сказочные истории про буквы, загадки;

       углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике, синтаксис и пунктуации;

       научиться пользоваться словарями русского языка;

       научиться писать сочинения-миниатюры.

III Содержание

Введение в язык (1 ч.)

О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово, предложение. Система языка гла­зами лингвистов — от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций.

Практические упражнения.

Составление (придумывание) схем (в рисунках, в гра­фических элементах), отражающих представление о рож­дении речи через работу средств языка.

Фонетика. Графика (5 ч..)

Фонетическая система русского языка. Звуки речи. Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование гласных и согласных в слове. Оглушение, озвончение пар­ных звонких и глухих согласных.

Порядок букв в алфавите. Из истории создания алфави­та. Практическое использование знания алфавита. Работа со словарями разных типов.

Смыслоразличительная роль звуков и букв. Обозначе­ние йотированных звуков. Общее представление о фонеме. Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначе­ния гласных и согласных на письме.

Практические упражнения.

Упражнения в отчётливом произнесении звуков в сло­вах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», иг­ры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.).

Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличаю­щихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюде­ние над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмов­ка слов (строк).

Упражнения на развитие фонематического слуха. Зву­ковая запись слов с использованием транскрипции. Звуко-буквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отноше­нии.

Упражнения на запоминание алфавита (сочинение запоминалок, проверим друг друга) и правильное использо­вание этого знания в практических ситуациях (работа со словарём, классным журналом, расписанием транспорта, каталогом книг в библиотеках и пр.)

Морфемика (5 ч.)

Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка, окончание.

Роль морфем в образовании однокоренных слов. Однокоренные слова и форма слова. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, води­тель), от слов-синонимов.

Исторический корень слова. Этимологические экскур­сы слов (по выбору учащихся).

Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов.

Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами. Практические упражнения.

Упражнения на морфемный состав слов (слова с неяв­ными морфемами).

Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, отземлился.

Упражнения на выбор рациональных способов, приё­мов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

Морфология (8 ч.)

Наличие в языке частей речи (групп слов с общим зна­чением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы — существительные, их признаки — при­лагательные, их действия и состояния — глаголы, их ко­личество — числительные и т.д. Роль и правописание мес­тоимений. Общее представление о наличии в языке групп слов — помощников глаголов (наречие, деепричастие), по­мощников существительного (причастий — признак по действию).

Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.

Практические упражнения.

Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.

Упражнения на морфологический анализ слов (призна­ки слова как части речи).

Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).

Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения оп­ределённой мысли, чувства.

Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лек­сики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.

Синтаксис. Пунктуация (7 ч.)

Словосочетание и предложение (общее, различие). Сис­тематизация сведений о признаках предложения. Предло­жения с однородными членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в пред­ложении.

Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами.

Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.

Практические упражнения.

Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста.

Упражнения на «чтение» знаков препинания, достиже­ния нужной интонационной окраски.

Упражнения на расстановку знаков препинания в пред­ложениях с однородными членами (варианты членов с за­висимыми словами), составление схем как аргумента вы­бора пунктуационного решения).

Лексика (5 ч.)

Слово и разнообразие его лексических значений. Мно­гозначность слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Омофоны.

Устойчивые выражения (словосочетания), их образ­ность, точность.

Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса рус­ского языка.

Эмоциональная окрашенность речи. Образные средства языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшитель­но-ласкательные морфемы слов, голосовые средства (инто­нация).

Практические упражнения.

Лексические анализы учебных и художественных текстов.

Лингвистический эксперимент в точном выборе (угады­вании) авторских слов-синонимов в предложении, тексте. Упражнения в развитии языкового чутья, понимание кон­текста.

Упражнения на выбор различных конструкций, лекси­ки в соответствии с заданной речевой ситуацией.

Упражнения на редактирование, корректирование текстов.

Орфоэпия (3 ч.)

Более расширенное ознакомление с произносительны­ми нормами: акцентологическими, произношением твёр­дых и мягких согласных перед е, произношением звукосо­четаний чн[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.

Практические упражнения.

Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и теле­видения.

Упражнения на использование рифмовок для запоми­нания нормы произнесения слова.

Упражнения на запись слов с произносительными по­метами, в «переводе» норм произношения в нормы право­писания.

Чтение и пунктирование сплошных текстов.

Выразительное чтение художественных текстов (ситу­ации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.).

Инсценирование, составление и разыгрывание диа­логов (соблюдение интонационной окраски согласно рече­вой задаче).

Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоя­тельное составление и запись соблюдением орфографиче­ских и пунктуационных норм).

IV Календарно-тематическое планирование

№ п./п.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Введение в язык (1 ч)

1

Основные средства языка: слово, предложение.

1

3.09

Фонетика. Графика (5 ч)

2

Вводное занятие «В гости к Алфавиту».

1

10.09

3

Наши помощники звуки, буквы и слова.

1

17.09

4

К тайнам звуков и букв.

1

24.09

5

Встреча с «йотиком» (расширение представлений).

1

1.10

6

Конкурс знатоков.

1

8.10

Морфемика (словообразование) (5 ч)

7

В глубь веков на машине времени.

1

15.10

8-

9

К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-.

2

22.10

12.11

10

К словам-родственникам.

1

19.11

11

Умники и умницы.

1

26.11

Морфология (8 ч)

12

К несметным сокровищам Страны Слов.

1

3.12

13-

14

В городе Имён Существительных. РК

2

10.12

17.12

15-

16

В гостях у дядюшки Глагола. РК

2

24.12

14.01

17

Прилагательное к чему прилагается?

1

21.01

18-

19

Знаешь ли ты части речи?

2

28.01

4.02

Синтаксис. Пунктуация (7 ч)

20-

21

Эмоциональная и интонационная выразительность.

2

11.02

18.02

22

«Казнить нельзя помиловать».

1

25.02

23-

24

Найди «меня» в тексте.

2

4.03

11.03

25

Поговорим? Литературная гостиная. РК

1

18.03

26

Турнир любителей русского языка.

1

1.04

Лексика (5 ч)

27

К словам разнообразным, одинаковым и разным.

1

8.04

28

В театре близнецов.

1

15.04

29

Литературная гостиная.

1

22.04

30

Эмоциональные языковые средства.

1

29.04

31

Что? Где? Когда?

1

6.05

Орфоэпия (3 ч)

32

Ударение-молоток. Нормы произношения. Что такое рифма?

1

13.05

33

Литературная гостиная.

1

20.05

34

Олимпиада по русскому языку.

1

27.05



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!