I Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемые последовательности изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся курса внеурочной деятельности. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Секреты русского языка» составлена на основе авторской программы Волиной В.В. «Веселая грамматика».
Цели программы— активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком.
Задачи программы:
обучить решению языковых и речевых задач повышенного уровня;
раскрыть творческие способности детей;
стимулировать интеллектуальное развитие детей;
формировать эффективную речевую деятельность;
формировать ключевые компетентности учащихся;
корректировать речевые недочёты;
формировать умение самостоятельной работы с текстами;
формировать основы общей культуры через изучение родного языка и литературы на повышенном уровне;
воспитывать патриотизм, любовь к народу через формирование любви к родному языку;
активизировать работу с талантливыми детьми на начальной ступени обучения;
способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребёнка.
II Планируемые результаты
Реализация программы внеурочной деятельности «Секреты русского языка» содействует повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также способствует:
— осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мотива к изучению разнообразия языковых средств;
— формированию эффективной речевой деятельности;
— формированию ключевых компетентностей через изучение русского языка на повышенном (творческом) уровне (аналитико-деятельностной, прогностической, информационной и др.);
— подготовке обучающихся к теоретическому мышлению, необходимому в основной школе;
— получению первичных навыков исследовательской (теоретической и проектной) деятельности;
— созданию активной среды по работе с талантливыми детьми.
Содержание программы внеурочной деятельности "Секреты русского языка", формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
личностные результаты
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
метапредметные результаты
регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять учебную задачу;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
коммуникативные универсальные учебные действия
задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
строить понятные для партнера высказывания;
использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать аналогии.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
анализировать и характеризовать звуки речи;
осуществлять звуко-буквенный анализ слова (по принципу от простого к сложному);
обобщать, делать несложные выводы;
научиться выполнять исследования;
научиться сочинять сказочные истории про буквы, загадки;
углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике, синтаксис и пунктуации;
научиться пользоваться словарями русского языка;
научиться писать сочинения-миниатюры.
III Содержание
Введение в язык (1 ч.)
О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово, предложение. Система языка глазами лингвистов — от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций.
Практические упражнения.
Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах), отражающих представление о рождении речи через работу средств языка.
Фонетика. Графика (5 ч..)
Фонетическая система русского языка. Звуки речи. Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование гласных и согласных в слове. Оглушение, озвончение парных звонких и глухих согласных.
Порядок букв в алфавите. Из истории создания алфавита. Практическое использование знания алфавита. Работа со словарями разных типов.
Смыслоразличительная роль звуков и букв. Обозначение йотированных звуков. Общее представление о фонеме. Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначения гласных и согласных на письме.
Практические упражнения.
Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», игры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.).
Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличающихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк).
Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись слов с использованием транскрипции. Звуко-буквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отношении.
Упражнения на запоминание алфавита (сочинение запоминалок, проверим друг друга) и правильное использование этого знания в практических ситуациях (работа со словарём, классным журналом, расписанием транспорта, каталогом книг в библиотеках и пр.)
Морфемика (5 ч.)
Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка, окончание.
Роль морфем в образовании однокоренных слов. Однокоренные слова и форма слова. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов-синонимов.
Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся).
Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов.
Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами. Практические упражнения.
Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами).
Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, отземлился.
Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.
Морфология (8 ч.)
Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы — существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы, их количество — числительные и т.д. Роль и правописание местоимений. Общее представление о наличии в языке групп слов — помощников глаголов (наречие, деепричастие), помощников существительного (причастий — признак по действию).
Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.
Практические упражнения.
Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.
Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).
Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).
Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения определённой мысли, чувства.
Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.
Синтаксис. Пунктуация (7 ч.)
Словосочетание и предложение (общее, различие). Систематизация сведений о признаках предложения. Предложения с однородными членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в предложении.
Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами.
Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.
Практические упражнения.
Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста.
Упражнения на «чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски.
Упражнения на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами (варианты членов с зависимыми словами), составление схем как аргумента выбора пунктуационного решения).
Лексика (5 ч.)
Слово и разнообразие его лексических значений. Многозначность слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Омофоны.
Устойчивые выражения (словосочетания), их образность, точность.
Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса русского языка.
Эмоциональная окрашенность речи. Образные средства языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшительно-ласкательные морфемы слов, голосовые средства (интонация).
Практические упражнения.
Лексические анализы учебных и художественных текстов.
Лингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских слов-синонимов в предложении, тексте. Упражнения в развитии языкового чутья, понимание контекста.
Упражнения на выбор различных конструкций, лексики в соответствии с заданной речевой ситуацией.
Упражнения на редактирование, корректирование текстов.
Орфоэпия (3 ч.)
Более расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими, произношением твёрдых и мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний чн[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.
Практические упражнения.
Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и телевидения.
Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова.
Упражнения на запись слов с произносительными пометами, в «переводе» норм произношения в нормы правописания.
Чтение и пунктирование сплошных текстов.
Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.).
Инсценирование, составление и разыгрывание диалогов (соблюдение интонационной окраски согласно речевой задаче).
Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоятельное составление и запись соблюдением орфографических и пунктуационных норм).
IV Календарно-тематическое планирование
№ п./п. | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение в язык (1 ч) |
1 | Основные средства языка: слово, предложение. | 1 | 3.09 |
Фонетика. Графика (5 ч) |
2 | Вводное занятие «В гости к Алфавиту». | 1 | 10.09 |
3 | Наши помощники звуки, буквы и слова. | 1 | 17.09 |
4 | К тайнам звуков и букв. | 1 | 24.09 |
5 | Встреча с «йотиком» (расширение представлений). | 1 | 1.10 |
6 | Конкурс знатоков. | 1 | 8.10 |
Морфемика (словообразование) (5 ч) |
7 | В глубь веков на машине времени. | 1 | 15.10 |
8- 9 | К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-. | 2 | 22.10 12.11 |
10 | К словам-родственникам. | 1 | 19.11 |
11 | Умники и умницы. | 1 | 26.11 |
Морфология (8 ч) |
12 | К несметным сокровищам Страны Слов. | 1 | 3.12 |
13- 14 | В городе Имён Существительных. РК | 2 | 10.12 17.12 |
15- 16 | В гостях у дядюшки Глагола. РК | 2 | 24.12 14.01 |
17 | Прилагательное к чему прилагается? | 1 | 21.01 |
18- 19 | Знаешь ли ты части речи? | 2 | 28.01 4.02 |
Синтаксис. Пунктуация (7 ч) |
20- 21 | Эмоциональная и интонационная выразительность. | 2 | 11.02 18.02 |
22 | «Казнить нельзя помиловать». | 1 | 25.02 |
23- 24 | Найди «меня» в тексте. | 2 | 4.03 11.03 |
25 | Поговорим? Литературная гостиная. РК | 1 | 18.03 |
26 | Турнир любителей русского языка. | 1 | 1.04 |
Лексика (5 ч) |
27 | К словам разнообразным, одинаковым и разным. | 1 | 8.04 |
28 | В театре близнецов. | 1 | 15.04 |
29 | Литературная гостиная. | 1 | 22.04 |
30 | Эмоциональные языковые средства. | 1 | 29.04 |
31 | Что? Где? Когда? | 1 | 6.05 |
Орфоэпия (3 ч) |
32 | Ударение-молоток. Нормы произношения. Что такое рифма? | 1 | 13.05 |
33 | Литературная гостиная. | 1 | 20.05 |
34 | Олимпиада по русскому языку. | 1 | 27.05 |
8