государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа с. Аксаково
муниципального района Шенталинский Самарской области
Принята На Педагогическом совете Протокол № _____ от ____________________ | | Согласовано Заместитель директора по УВР, руководитель МО учителей-предметников: _____________И.А. Зиновьева _____________________ | | Утверждаю Директор ГБОУ ООШ с. Аксаково: ______________О.Н. Зиновьева Приказ № _____ от ____________________ |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
социального направления
«Краеведение» для 7 класса
учителя истории и обществознания
Кондратьевой Антонины Михайловны
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г. и 31 декабря 2015 г.;
приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 30.08.2013 г. № 1015 г. с изменениями и дополнениями от 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г.;
письма Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.;
письма Министерства образования и науки Самарской области от 17.02.2016 г. № МО-16-09-01/173-ТУ «О внеурочной деятельности»;
Устава ГБОУ ООШ с. Аксаково, утвержденного приказом Северного управления министерства образования и науки Самарской области № 26- од от 16.07.2015 г.;
Основной общеобразовательной программы основного общего образования ГБОУ ООШ с. Аксаково, утвержденной приказом директора ГБОУ ООШ с. Аксаково № 37-од от 30.08.2015 г.;
Учебного плана ГБОУ ООШ с Аксаково на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом директора ГБОУ ООШ с. Аксаково № 34-од от 31.08.2018 г.;
Календарного учебного графика на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом директора ГБОУ ООШ с. Аксаково№ 34-од от 31.08.2018 г.;
Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГБОУ ООШ с. Аксаково, утвержденного приказом директора ГБОУ ООШ с. Аксаково № 30/1-од от 28.06.2017 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе методического конструктора «Внеурочной деятельности школьников» Д.В. Григорьев, П.В. Степанов (Стандарты второго поколения), М: Просвещение, 2011 г.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи.
Социальная: для современного человека стало актуальным восстановление культурно - исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств необходимо проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности «Краеведение» призвана помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти. Основу содержания программы составляет история Самарской области, Шенталинского района, герои нашего села в годы Великой Отечественной войны. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом семьи, школы, села, развивать интеллектуальные и творческие способности детей, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Научная: автор программы исследовал источники и литературу по теме, и оценил степень ее изученности.
В основу программы краеведческого курса основного общего образования по истории родного края Самарской области привлечены материалы учебно-методических пособий Г.В. Алексушина «Самароведение для 7-х – 11-х классов», А.Е. Сейненского «Родной край: история, традиции и современность». Также пособия Л.В. Храмкова «Введение в самарское краеведение», «Самарский край в судьбах России», Страницы истории Шенталинского района В.Ф. Тимашева «Так это было» (Историко – краеведческий сборник очерков о Шенталинском районе Самарской губернии). Эти пособия адресованы всем, кого интересуют история и культура родного края.
В ходе изучения литературы и источников пришла к выводу, что
1. Недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению Самарской области.
2. Не имеется методических разработок по истории сёл Шенталинского района.
3. Не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой родины.
Педагогическая: актуальность данной образовательной программы заключается в том, что изучение истории и географии родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активную познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности. Данный курс позволит глубже разобраться в вопросах истории, выработать умение планировать деятельность обучающегося.
Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. С возрастом у человека любовь к «малой родине» перерастает в любовь к «большой Родине».
Познавая родной край, школьники в сотрудничестве с учителем углубляют и расширяют свои знания. У обучающихся формируется ряд ключевых компетенций:
- умение применять свои знания в решении практических задач;
-умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение правильно организовывать проектную деятельность.
- познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края. Краеведческая работа должна воспитать гражданско – патриотические и духовно – нравственные качества у молодых граждан России.
Данный курс призван во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания обучающихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность обучающегося путем активизации познавательных способностей и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа «Краеведение» предназначена для обучающихся 7 класса.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеурочное время в год по 34 часа, по 1 часу в неделю, продолжительность занятий - 40 мин.
Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 1 год обучения.
Цель: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии, стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории малой родины.
Образовательные задачи:
Формировать представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии различных сторон жизни своего края и населения, показать его сложную структуру; ознакомить с историей и современной жизнью.
Воспитательные задачи:
Формировать духовность, воспитывать патриотизм и личностно- ценностное отношение к своему родному краю, пробудить любовь к родному месту жительства; формировать экологическую культуру, способность самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды жизнедеятельности; позитивно - сберегающего отношения к окружающей среде и социально - ответственного поведения в ней.
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать стремления знать как можно больше о родном крае; ориентировать обучающихся при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы; формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; научить видеть своё место в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи обучающимся, обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить обучающихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Формы и методы работы
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, флеш-носителях, рассказы взрослых, экскурсии.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; определять цель исследования, овладевать методикой сбора и оформления найденного материала; владеть научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии работа в группе, работа в паре |
Метапредметные результаты |
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; | |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Предметные результаты |
| В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования: — осознавать значимость краеведения для личного развития; — формировать потребность в систематическом поиске краеведческого материала; — уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; — пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. ✒Регулятивные умения: — уметь работать с книгой, энциклопедией, пользуясь алгоритмом учебных действий; — уметь самостоятельно работать с новым понятием; — уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, экскурсиях; — уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. ⁖ Познавательные учебные умения: — прогнозировать результаты поиска; — отбирать нужные термины для проведения экскурсий, написание рассказов о втеранах войны и труда; — ориентироваться в музее (работа с книгой Памяти, с музейным фондом); — составлять описание краеведческой находки его паспорта; — пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. ☺ Коммуникативные учебные умения: — участвовать в беседе о собранном краеведческом материале, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; — оценивать поведение экскурсовода во время ведения экскурсии, формировать свою этическую позицию; — высказывать своё суждение о проведенных беседах; — участвовать в конкурсах краеведов и музееведов; — соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке, дома и т. д. | |
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности обучающихся:
плакат;
альбом;
газета;
серия иллюстраций;
справочник;
стенгазета;
сценарий праздника;
фотоальбом.
Основное содержание курса
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь, родному языку.
При подготовке к занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также обучающиеся учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.
Содержание программы.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 7 класс
Содержание тематического планирования
Введение в краеведение. (1 час). Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы работы.
Раздел I. Источники и методы изучения истории родного края. (11 ч.)
Край, краеведение, школа. Что такое «край», «ближняя (малая) родина». Границы края, их условность, подвижность: родной дом – школа с ближайшими окрестностями – село – город - район – автономный округ (автономная область) – область (край). Край – часть России, республики, входящей в состав РФ, частица мира. Что такое краеведение.
Откуда можно узнать о прошлом края (источники изучения истории родного края). Понятия: источники изучения истории края (школы), исторический источник, подлинник, копия. Виды (система) источников изучения родного края. Вещественные источники. Изобразительные источники. Письменные источники. Устные источники.
Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения (где и как работать).
Технические средства краеведческой работе обучающихся. Виды техники: фотоаппарат, кинокамера, магнитофон, компьютерная аппаратура и др. Технические средства в историко-краеведческой работе.
Раздел II. История родного края(21 ч.)
Раздел посвящен истории родного края.
Наш край в древности. Понятие "первобытность". Палеолит в Среднем Поволжье. Орудия труда древнейших людей. Мезолит и неолит. Племена с боевыми топорами.
История заселения Самарского края. Причины освоения края. Строительство сторожевых линий. Источники сведений о прошлом. Культура и быт.
История заселения Шенталинского района. История заселения нашего края. Первые поселенцы. Население.
Жизнь и быт крестьян села. Традиционная культура коренных жителей села. Крестьянская усадьба: расположение, надворные постройки, сад, огород. Крестьянская изба: строительство, название архитектурных элементов, деревянные украшения. Внутреннее обустройство сельского дома. Русская печь. Домашняя утварь. Чувашская одежда. Занятия жителей на разных этапах развития села.
Россия в XІX в. Жизнь села – зеркало государства. Россия в первой половине 19 века. Крепостные, ясачные, государственные крестьяне. 1961 год – отмена крепостного права. Земства. Власть на селе.
Фольклорные традиции жителей Шенталинского района. Сельские праздники. Посиделки. Игры на посиделках. Частушки и песни.
Наши земляки – герои Советского Союза. Перестройка жизни на военный лад. Героизм на фронтах войны. Книга Памяти.
Известные люди края: писатели, художники. Народное творчество.
Достопримечательности области, музеи. Заочная экскурсия. Архитектурные памятники и музеи Самары и Самарской области.
Раздел ІІІ. Итоговое занятие (1 ч.)
Отчет о проделанной работе. Открытое мероприятие.
Структура курса
№ | Содержание курса | Количество часов | Формы организации деятельности обучающихся при проведении занятий |
|
теория | практика | массовые мероприятия | экскурсии | |
| Введение в краеведение. | 1 | | | | Беседа |
Раздел I. Источники и методы изучения истории родного края. (11 ч.) |
1 | Край, краеведение, школа (3ч.) | 2 | | | 1 | Лекция с формами беседы |
2 | Откуда можно узнать о прошлом края (источники изучения истории родного края) (3ч.) | 1 | 1 | | 1 | Беседа |
3 | Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения (где и как работать) (3 ч.) | 1 | 1 | | 1 | Беседа, групповая работа |
4 | Технические средства в краеведческой работе обучающихся (2 ч.) | 1 | 1 | | | Лекция, беседа |
| Раздел II. История родного края (21 ч.) |
5 | Наш край в древности (2 ч.) | 1 | 1 | | | Беседа, лекция |
6 | История заселения Самарского края (2 ч.) | 1 | | | 1 | Лекция, беседа, экскурсия |
7 | История заселения Шенталинского района (2 ч.) | 1 | | | 1 | Лекция, беседа, экскурсия |
8 | Жизнь и быт крестьян села в первой половине XX века (2ч.) | 1 | 1 | | | Лекция, беседа |
9 | Россия в XІX в. Жизнь села – зеркало государства (2 ч.) | 1 | | | 1 | Лекция, экскурсия |
10 | Фольклорные традиции жителей Шенталинского района (2 ч.) | 1 | | | 1 | Беседа, лекция, экскурсия |
11 | Наши земляки – герои Советского Союза (2 ч.) | 1 | 1 | | | Беседа |
12 | Известные люди края: писатели, художники (2 ч.) | 1 | 1 | | | Беседа, экскурсия |
13 | Достопримечательности области, музеи (3 ч.) | 1 | | | 2 | Беседа, заочная экскурсия |
14 | Экскурсия по музеям района (2 ч.) | | | | 2 | Экскурсия |
| Раздел ІІІ. Итоговое занятие (1 ч.) |
15 | Отчёт о работе (1 ч.) | | | 1 | | Практическое занятие, групповая работа |
| Всего часов: | 15 | 7 | 1 | 11 | |
| Итого: | 34 | |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки | Форма проведения | Дополнительная деятельность, содержание занятий. |
| Введение в краеведение. | 1 | 5.09 | | |
Раздел I. Источники и методы изучения истории родного края. (11 ч.) |
1 | Край, краеведение, школа | 3 | 12.09 19.09 26.09 | Беседа (теория) | Работа с картой РФ |
2 | Откуда можно узнать о прошлом края (источники изучения истории родного края). | 3 | 3.10 10.10 17.10 | Практическое занятие, групповая работа | Работа с компьютером. |
3 | Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения (где и как работать). | 3 | 24.10 7.11 14.11 | Практическое занятие, групповая работа | Работа с компьютером. |
4 | Технические средства в краеведческой работе обучающихся. | 2 | 21.11 28.11 | Практическое занятие, групповая работа | Работа с интернетом. |
Раздел II. История родного края(22ч.) |
5 | Наш край в древности | 2 | 5.12 12.12 | Лекция, беседа | Презентация |
6 | История заселения Самарского края | 2 | 19.12 26.12 | Лекция, беседа, экскурсия | Презентация |
7 | История заселения Шенталинского района | 2 | 16.01 23.01 | Беседа, экскурсия | Презентация |
8 | Жизнь и быт крестьян села в первой половине XX века | 2 | 30.01 6.02 | Практическое занятие, групповая работа | |
9 | Россия в XІX в. Жизнь села – зеркало государства. | 2 | 13.02 20.02 | Лекция | Историческая карта Самарской области |
10 | Фольклорные традиции жителей Шенталинского района | 2 | 27.02 6.02 | Беседа, экскурсия | |
11 | Наши земляки – герои Советского Союза | 2 | 13.03 20.03 | Практическое занятие, групповая работа | Презентация |
12 | Известные люди края: писатели, художники | 2 | 3.04 10.04 | Беседа | Презентация |
13 | Достопримечательности области, музеи. | 4 | 17,24.04 8,15, 22.05 | Лекция, заочная экскурсия. | Презентация |
15 | Экскурсия по музеям района | 1 | | Экскурсия | |
Раздел ІІІ. Итоговое занятие (1 ч.) |
16 | Отчёт о работе. | 1 | | Практическое занятие, групповая работа | Проведение открытого мероприятия для обучающихся школы “ Мое село родное – Аксаково ” |
Литература для учителя:
Алексушин Г.В. Самароведение для 7-х – 11-х классов: Учебно-методическое пособие. – Самара, 2013.
Бедула О.И., Гордиенко О.В. сост. Святые источники Самарского края. Самара, 2015. - 152 с.
Князева А.Ф. Дорога в историю Волжской Булгарии. Самара, 2017.
Синцов А.Ю., Фокин Д.В. Приволжье. Большая книга по краеведению. Эксмо, 2012.
Сейненский А.Е. Родной край: история, традиции и современность. Методическое пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2009. – 132 с.
Тимашев В.Ф. Так это было. Историко – краеведческий сборник очерков о Шенталинском районе Самарской губернии. Самара, 2003.
Тимашев В.Ф. Наша история. – Самара: ООО «Офорт», 2005 – 192 с.
Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение. Самара, 2003.
Литература для обучающегося:
Алексушин Г.В. Самароведение: Учебное пособие. – Самара, 2017.
Воронин В.В., Гавриленкова В.А. География Самарской области. Сипкро, 2015.
Самарская область. География и история, экономика и культура. Учебное пособие. Самара: Самарский Дом печати, 2012.
Сейненский А.Е. Родной край: история, традиции и современность. Методическое пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2009. – 132 с.
Елена Енькка. Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа XІV – XІX вв.: Учебное пособие для 6-7 кл. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2004. – 240 с.
Интернет-ресурсы:
Сайт Самарской областной универсальной библиотеки - http://www.lib.smr.ru/lib3/index.php
Сайт «Самарская область: забытые истории» - http://www.samara-history.ru/
Сайт Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина - http://www.alabin.ru/alabina
Сайт Самара в открытках и фотографиях - http://oldsamara.samgtu.ru/
Сайт администрации муниципвльного района Шенталинский -http://shentala.su/