СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки » ( по направлению художественно-эстетическая творческая деятельность)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ФАООП УО  (вариант 2).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки » ( по направлению художественно-эстетическая творческая деятельность)»





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«В гостях у сказки »

( по направлению художественно-эстетическая творческая деятельность)

для 6 класса

на 2023-2024 учебный год.

Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС

образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) и ФАООП УО (вариант 2).











Составитель программы:

Аипова Рабия Мунировна











г.Ульяновск ,2023





















Содержание

1.Паспорт рабочей программы.

2.Пояснительная записка.

3.Планируемые предметные и личностные результаты.

4.Базовые учебные действия.

5.Содержание рабочей программы.

6.Учебно-тематическое планирование.

7. Материально-техническое обеспечение.

8. Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов.

9.Лист внесения изменений





























Паспорт рабочей программы.

Тип

программы

Рабочая программа

Статус

программы

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью

( интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения РФ № 1026 от 24.11.2022г;

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми множественными нарушениями развития( вариант 2) 5 класс-9 классы на 2023-2024 учебный год, ОГКОУШ№39 .

- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года).

Назначение

программы

Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2.

Категория

обучающихся

Учащиеся 6класса с тяжелой умственной отсталостью и

нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Сроки

Освоения

программы

1 учебный год (сентябрь 2023 года – май 2024 года).

Объем

Учебного

времени

Рабочая программа по внеурочной деятельности рассчитана на 68 часов в год в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39.

Форма

обучения

Очная .

Режим уроков

2 часа в неделю.

Форма

контроля

Текущий контроль.




Пояснительная записка.

Рабочая программа «В гостях у сказки для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Обучающиеся одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может существенно различаться. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У обучающихся с тяжелой умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются обучающиеся с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории обучающихся используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития обучающихся, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки, а также навыков несложных трудовых действий. У части обучающихся с тяжелой умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других - повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства обучающихся с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Дети имеют тяжѐлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза и, как следствие, полную или почти полную зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своѐ тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и речемоторных функций порождения экспрессивной речи. Степень умственной отсталости колеблется от выраженной до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи др.), создаѐт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности. Обучение строится с учѐтом специфики развития каждого ребѐнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжѐлыми и множественными нарушениями.

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР и нарушениями опорно-двигательного аппарата по АООП вариант 2.

Особые образовательные потребности у детей с умственной отсталостью и ТМНР нарушениями опорно-двигательного аппарата по АООП вариант 2 задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

• требуется введение в содержание обучения специальных разделов;

• необходимо использование специальных методов, приѐмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

• индивидуализация обучения в соответствии с потенциальными возможностями;

• наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

• специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

• коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;

• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

• максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

Цель – содействовать развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы обучающихся через знакомство со сказками.

Задачи:

- развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам творческой деятельности;

- формирование умения взаимодействовать в группе в процессе игровой и творческой деятельности;

- формирование потребности в эмоциональном общении посредством сказки;

- формирование умение использовать полученные во время занятий навыки для участия в представлениях;

- формирование навыков вербального и невербального общения;

- развитие внимания, памяти;

- развитие мелкой и крупной моторики, координации движений.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир сказок. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

3.Планируемые предметные и личностные результаты.

Планируемые личностные результаты .

1.Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2.Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3.Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4.Формирование уважительного отношения к окружающим;

5.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6.Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9.Развитие этических чувств, доброжелательности иэмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Планируемые предметные результаты .

узнавать героев сказки (по картинкам);

- внимательно слушать и смотреть сказку;

-формирование навыка различных доступных и наиболее привлекательных видах практической деятельности;

- выполнять пальчиковые игры по образцу ( инструкции);

-навыки работы с красками, пластилином, карандашами;

- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: использование предметов, жеста, взглядов, шумовых, голосовых подражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

- принимать участие в совместных мероприятиях;

- иметь элементарные представления о правилах театрального этикета.

4. Базовые учебные действия.

1. Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагогического работника; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами 5.Содержание рабочей программы.

Программа включает в себя следующие разделы:

Раздел 1. «Фольклорные сказки» включает знакомство со следующими русскими народными сказками: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Мороз и заяц», «Маша и медведь» и другие. Изучение фольклорной сказки включает знакомство со сказкой (чтение книги, просмотр мультфильма, выделение героев), изготовление героев сказки в сказочной мастерской (раскрашивание по трафарету, изготовление поделок, лепка и т.д.), инсценировку сказки, просмотр спектакля.

Раздел 2. «Авторские сказки» включает знакомство со следующими авторскими сказками: «Мойдодыр» К.И. Чуковский, «Очень голодная гусеница» Эрик Карл и другие. Сказки данного раздела адаптируются для понимания обучающихся, излагаются в сокращенном виде. Изучение авторской сказки включает знакомство со сказкой (чтение книги, просмотр мультфильма, выделение героев), изготовление героев сказки в сказочной мастерской (раскрашивание по трафарету, изготовление поделок, лепка и т.д.), инсценировку сказки, просмотр спектакля.



6.Учебно-тематическое планирование.


№ урока

Название темы и урока

Кол-во часов


Раздел 1. Фольклорные сказки.-51часов.


1

Русская народная сказка «Курочка Ряба». Знакомство.

3

2

Сказочная мастерская. Герои сказки «Курочка Ряба»

3

3

Инсценировка сказки «Курочка Ряба»

3

4

Просмотр спектакля «Курочка Ряба»

3

5

Русская народная сказка «Колобок». Знакомство.

3

6

Сказочная мастерская. Герои сказки «Колобок»

3

7

Инсценировка сказки «Колобок»

3

8

Просмотр спектакля «Колобок»

3

9

Русская народная сказка «Теремок». Знакомство.

3

10

Сказочная мастерская. «Теремок»

3

11

Инсценировка сказки «Теремок»

3

12

Просмотр спектакля «Теремок»

3

13

Знакомство со сказкой «Маша и медведь».

3

14

Сказочная мастерская. Герои сказки «Маша и медведь»

3

15

Инсценировка сказки «Маша и медведь»

3

16

Просмотр спектакля «Маша и медведь»

3

17

Повторение пройденных сказок.

3


Раздел 2. Авторские сказки -51часов.


1

Эрик Карл «Очень голодная гусеница». Знакомство.

3

2

Сказочная мастерская. Герои сказки «Очень голодная гусеница»

3

3

Инсценировка сказки «Очень голодная гусеница»

3

4

Просмотр спектакля «Очень голодная гусеница»

3

5

К.И. Чуковский «Мойдодыр». Знакомство.

3

6

Сказочная мастерская. Герои сказки «Мойдодыр»

3

7

Инсценировка сказки «Мойдодыр»

3

8

Просмотр спектакля «Мойдодыр»

3

9

В.Г. Сутеев «Три котенка». Знакомство.

3

10

Сказочная мастерская. Герои сказки «Три котенка»

3

11

Инсценировка сказки «Три котенка»

3

12

Просмотр спектакля «Три котенка»

3

13

С.А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Знакомство.

3

14

Сказочная мастерская. Герои сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»

3

15

Просмотр спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке»

3

16

Инсценировка сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»

3

17

Повторение пройденных сказок.

3


Итого:

102




7. Материально-техническое обеспечение.

1. Книги со сказками (мягкие, картонные, музыкальные, адаптированные (текст заменен пиктограммами).

2. Набор пиктограмм, фотографий, иллюстраций к сказкам.

3. Набор масок сказочных персонажей, костюмов, реквизит для театрализации.

4. Материалы для творчества (бумага, картон, пальчиковые краски, мягкий пластилин, разноцветные салфетки, гофрированная бумага, фольга, вата, перья, блестки, отрезы ткани и др.).

5. Адаптированные инструменты для рисования (губки, кисти различных размеров, штампы, валики, щетки).

6. Фланелеграф, наборы плоскостных сказочных персонажей.

7. Наборы объемных сказочных персонажей (кукол на руку, мягких игрушек и др.).

8. Технические средства альтернативной коммуникации (коммуникативные кнопки).

9. Компьютер, проектор, видеозаписи, аудиозаписи сказок.

Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов.

Текущие, триместровые и годовые оценки по внеурочной деятельности не оценивается .




















Лист внесения изменений.


Дата

Основание для

внесения изменений


листа

Содержание

Утверждено

















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!