город Комсомольск-на-Амуре
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа № 1»
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от «____» 2023года протокол № 1 Председатель __________ И.Г. Подоплелова |
Рабочая программа
по нравственному направлению внеурочной деятельности «Игротека»
Уровень образования (класс): 3 В
Количество часов год: 33
Воспитатель: Решетникова Виктория Викторовна
Программа разработана на основе
АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Содержание
Пояснительная записка
I. Планируемые результаты
1.1 Ожидаемые предметные результаты
1.2. Ожидаемые личностные результаты
1.3.Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации занятий, основных видов деятельности
2.1.Содержание курса внеурочной деятельности
2.2. Формы организации учебных занятий
2.3. Виды занятий
2.4. Основные виды деятельности
III. Календарно – тематическое планирование
Список литературы
Пояснительная записка
Современное образовательное учреждение требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитием навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Поэтому в образование был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) для использования различных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий, предусмотренных Стандартом для индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечит рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития детей.
Программа внеурочной деятельности «Весёлая игротека» для учащихся 3 класса с интеллектуальными нарушениями направлена на реализацию ФГОС начального общего образования. Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Актуальность программы:
Двигательная активность необходима детям для нормального роста и их развития, в том числе детям с ОВЗ. Игра – ведущая деятельность детей, одно из важных средств, всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
По содержанию все предложенные игры соответствуют возрастным и физическим особенностям детей с ОВЗ. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели.
Принципы программы:
Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.
Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым и интересным её проведением.
Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.
Принцип доступности и индивидуальности предусматривает, чтобы перед
занимающимися ставились посильные задачи и подбирались посильные средства для их решения.
Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки.
Принцип прочности предусматривает усвоение знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого признака является многократное повторение упражнений, приемов, действий.
Цель программы:
удовлетворить потребность детей в двигательной активности, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Задачи программы:
укрепление здоровья учащихся, посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие сообразительности, творческого воображения;
воспитание внимания, культуры поведения, дисциплинированности, доброжелательного и внимательного отношения к людям, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
обучение умению работать индивидуально и в группе,
развить природные задатки и способности детей;
формирование коммуникативных компетенций.
Возраст обучающихся: 10 - 11 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия 30- 40 мин.
Основные методы и формы работы: экскурсии, конкурсы, викторины, игры, выставки, использование мультимедийных технологий на уроках.
I.Планируемые результаты
1.1. Ожидаемые предметные результаты
Обучающиеся должны уметь:
выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость,
- проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
- владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
Обучающиеся должны знать:
- правила проведения игр, эстафет и праздников;
- основные факторы, влияющие на здоровье человека;
правила безопасного поведения во время проведения игр..
1.2. Ожидаемые личностные результаты
с учетом индивидуальных возможностей и специфических
образовательных потребностей обучающихся включают:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– уметь выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. 1.3.Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму;
- оценка качества и уровня исполнения.
Познавательные универсальные учебные действия:
– умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– умение выражать свои мысли;
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе, в коллективе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации занятий, основных видов деятельности.
2.1.Содержание курса внеурочной деятельности:
1 Раздел: Какие бывают игры? Правила игры. Обязательны ли они для всех?
2 Раздел: Подвижные игры.
3 Раздел: Народные игры.
4 Раздел: Игры на развитие психических процессов.
5 Раздел: Спортивные игры.
2.2. Формы организации учебных занятий
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря, наглядных материалов и без них.
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Е.Ю. Бочарникова «____»__________ 2023 года |
город Комсомольск-на-Амуре
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа № 1»
Календарно-тематическое планирование
по нравственному направлению внеурочной деятельности
«Игротека»
Уровень образования (класс): 3 в
Количество часов год: 33
Воспитатель: Решетникова Виктория Викторовна
Планирование составлено на основе рабочей программы по нравственному направлению внеурочной деятельности «Игротека»
в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
III. Календарно –тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Календарные сроки |
По плану | По факту |
1 | Какие бывают игры? Правила игры. Обязательны ли они для всех? | 1 | I четверть Сентябрь | |
2 | Какие бывают игры? Правила игры. Обязательны ли они для всех? | 1 | | |
3 | Подвижная игра: «Море волнуется, раз!» | 1 | | |
4 | Подвижная игра: «Море волнуется, раз!» | 1 | | |
5 | Подвижная игра: «Море волнуется, раз!» | 1 | Октябрь | |
6 | Подвижная игра: «Пчёлы и медведи». | 1 | | |
7 | Подвижная игра: «Пчёлы и медведи». | 1 | | |
8 | Шорские народные игры: «Поймать зайца за уши», «Рукоборье». | 1 | II четверть Ноябрь | |
9 | Шорские народные игры: «Поймать зайца за уши», «Рукоборье». | 1 | | |
10 | Татарские народные игры: «Лисички и курочки», «Займи место» | 1 | | |
11 | Татарские народные игры: «Лисички и курочки», «Займи место» | 1 | | |
12 | Татарские народные игры: «Лисички и курочки», «Займи место» | 1 | Декабрь | |
13 | Игры на развитие воображения: «Почему и потому», «Искатель цветов». | 1 | | |
14 | Игры на развитие воображения: «Почему и потому», «Искатель цветов». | 1 | | |
15 | Настольная игра: «Лото». | 1 | | |
16 | Настольная игра: «Лото». | 1 | III четверть Январь | |
17 | Настольная игра: «Лото». | 1 | | |
18 | Игры на развитие внимания: «Запомни порядок», «Что в корзинке?». | 1 | | |
19 | Игры на развитие внимания: «Запомни порядок», «Что в корзинке?». | 1 | | |
20 | Игры на развитие внимания: «Запомни порядок», «Что в корзинке?». | 1 | Февраль | |
21 | Татарские народные игры: «Лисички и курочки», «Займи место». | 1 | | |
22 | Татарские народные игры: «Лисички и курочки», «Займи место». | 1 | | |
23 | Татарские народные игры: «Лисички и курочки», «Займи место». | 1 | | |
24 | Подвижная игра: «Волк, коза и козлята». | 1 | Март | |
25 | Подвижная игра: «Волк, коза и козлята». | 1 | | |
26 | Подвижная игра: «Волк, коза и козлята». | 1 | | |
27 | Подвижная игра: «Коршун и наседка». | 1 | | |
28 | Игры на внимание: «За флажками», «Отряд смирно!». Совместно с учителем физической культуры | 1 | IV четверть Апрель | |
29 | Игры на внимание: «За флажками», «Отряд смирно!». Совместно с учителем физической культуры | 1 | | |
30 | Игры на внимание: «За флажками», «Отряд смирно!». Совместно с учителем физической культуры | 1 | | |
31 | Игры с обручами: «Найди свой дом», «Я колечко кручу». Совместно с учителем физической культуры | 1 | Май | |
32 | Игры с обручами: «Найди свой дом», «Я колечко кручу». Совместно с учителем физической культуры | 1 | | |
33 | Игры с обручами: «Найди свой дом», «Я колечко кручу». Совместно с учителем физической культуры | 1 | | |
Возможны изменения
Список литературы:
Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков.
Учебно-методическое пособие /Владос, 2001.
Былеева Л.В. Подвижные игры / Москва, 1974.
Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.
Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.
Гришина Г.Н. Любимые детские игры / Москва, 1997.
Игротека для всех! – Москва, 1999.
Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986.
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – Москва, 1983.
Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998.
Степанова О.А. Подвижные игры и физминутки в начальной школе /Москва, Баласс,2008.
Фролов В.Г. Физкультурные занятия и спортивные игры на прогулке. – Москва, 1986.
Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва, 1997.