СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный мокшанский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа подготовлена для обучения мокшанскому языку русских детей и детей - мордвы,не владеющих  мокшанским языком.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный мокшанский язык"»








Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательный мокшанский язык» 4 класс
на 2023-2024учебный год






























Пояснительная записка.

Изучение предмета «Мокшанский язык» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.

Рабочая программа разработана на основе программы и начального образования Мордовского республиканского института образования под руководством Исайкиной А.И. и соответствует ФГОС начальной школы, БУП- 2004 г.

Программа подготовлена для обучения мокшанскому языку русских детей и детей мордвы – мокши, не владеющих родным языком. А также детей других национальностей

Для реализации программы использую:

А.И. Исайкина. Мокшанский язык. Учебник для русскоязычных учащихся. Саранск. Мордкиз, 2008 г.

Изменения:

3 часа из резерва отведено на изучение раздела 12: „ Моя страна - Россия»

Цели обучения:

- познакомить детей с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа;

-пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения,

- воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре.


Место учебного предмета:

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

На занятиях по предмету «Мокшанский язык» решаются такие образовательно- воспитательные задачи:

дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность;

воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия


Результаты освоения предмета « Мокшанский язык»:

В четвёртый год обучения дети должны усвоить до 500 активно употребляемых слов и 100слов иметь в пассивном лексическом запасе

Общая характеристика предмета « Мокшанский язык»:


Третий этап (последний год обучения мокшанскому языку в начальных классах школ с полиэтническом составом обучающихся) является завершающим в обучении мокшанскому языку в начальной школе. Здесь осуществляется систематизация приобретенных знаний, умений и навыков, их дальнейшее совершенствование, в том числе совершенствование умений школьников самостоятельно решать коммуникативные задачи в различных ситуациях (в рамках программных требований) непосредственного и опосредованного общения, выражать на элементарном уровне личное отношение к воспринимаемой и передаваемой информации.

Происходит усложнение устной и письменной речи по сравнению с первым и вторым годами обучения. Устные высказывания строятся как на основе прочитанного, так и на основе прослушанного текста. При этом более последовательно проводится работа по развитию у учащихся умений выражать личностное отношение к услышанному (прочитанному, увиденному).

Предлагается значительное направление усилий на чтение и письмо, усвоение детьми грамматических и необходимых синтаксических понятий, хотя ученики не учат правила и определения. Вместо этого учитель даёт им различные пояснения и инструкции. Самые трудные пояснения и инструкции дают на русском языке, легкие, понимаемые детьми, - на мокшанском языке. Языковой материал доводится до понимания учеников через применение разговорных и произносительных упражнений. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерным особенностям чтения являются прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа. При этом необходимо соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного (общий и специальный вопрос), побудительного, восклицательного.

Особое место занимает чтение, в процессе которого школьники учатся читать не только учебные тексты, но и относительно несложные тексты, соответствующие их возрастным особенностям и интересам. У младших школьников развиваются умения понимать и осмысливать содержания текстов с извлечением основной и полной информации.

Задачи письма, особенно на третьем году обучения, определяются выработки таких умений, как

- списывание с печатного текста с дополнительными заданиями (составление словосочетаний, предложений по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам; изменение формы слова по образцу и т.д.);

  • выписывание из тестов слов, словосочетаний, предложений;

  • письмо по памяти;

- самостоятельное письменное высказывание (4-6 предложений).

Лингвистическая информация дается не отрывочно и отдельно, а в контексте ознакомления детей с грамматическими и синтаксическими конструкциями, с лексическими формообразующими средствами.

Во время обучения письму у детей нужно развивать языковые средства для построения с нормами мокшанского языка.

На третьем году обучения больше обращается внимание на грамматическую сторону речи. Закрепляется употребление основных * коммуникативных типов простого предложения: предложения с простым глагольным сказуемым, составным глагольным сказуемым. Утвердительные и отрицательные предложения. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах. Безличные предложения в настоящем времени. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с сочинительными (и, или), и противительными союзами и союзными словами (а, но). Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: коса (где), кода (как). "

Глагол. Употребление глаголов в настоящем, прошедшее, будущем времени. Мои якан. (Я хожу). Мон якань. (я ходил (а). Мон карман якама. (Я буду ходить). Мон молян ванды. (Я пойду завтра.)

Имя существительное. Закрепление навыков употребления существительных в единственном и во множественном числе.

Имя прилагательное. Употребление прилагательных в единственном и во множественном числе. Качественные и относительные прилагательные.

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные до 100.

Местоимения. Личные, притяжательные, вопросительные, указательные.

Послелоги времени, места: вакса, маласа, инголе, вельхксса, фтала, карша.

Хотя в первом и во втором годах обучения мокшанскому языку обращалось внимание на произносительную сторону речи ( произношение и различие на слух всех звуков мокшанского языка, произношение гласных под ударением и без ударения, разделение предложений на смысловые группы), на третьем году обучения эта работа должна продолжаться и совершенствоваться.

Большое внимание нужно уделять лексике, лексической стороне речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения на третьем году предполагается ввести в объеме 300 лексических единиц для двухстороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения и 200 лексических для рецептивного усвоения. Дать начальное представление о способах словообразования, учить определять части речи по их суффиксам. Показать словообразования с помощью суффиксов: -в, - у (- ю), - и (-ы), -це, - да, - д -, -нд-, -т (-д. -), -фт, -ста, кс


Планируемые результаты УУД:

  1. Употребление грамматических правил мокшанского языка для правильного объяснения ситуации на ознакомительном уровне, решение определённых коммуникативных задач (просьба, команда, отрицание, объяснение, рассказ и т.д)

  2. Обозначение множественности предметов, признаков, действий.

  3. 3Обозначение принадлежности предмета к определённому лицу.

  4. Применение способов выражения утверждения и отрицания в различных фразовых конструкциях.

  5. Употребление послеслогов для обозначения местонахождения предметов.

  6. Усвоение некоторых особенностей мокшанского языка (отсутствие грамматической категории рода, согласование личных местоимений с глаголами в роде, числе) и т.д.)

  7. Активизация диалогового общения.

  8. Развитие связной речи и грамматических навыков через игровые ситуации

  9. Обеспечение переноса грамматических навыков, предоставление детям

возможности использования их на новом лексическом материале


Содержание учебного предмета «Мокшанский язык».


  1. Вспоминаем тёплое лето. Лятфнесаськ лямбе кизонять(3ч)

Летом хорошо. Красиво поют птицы. Цветут цветы. Природа летом. Летом в лесу, в поле, на речке, дома. t Летом в городе.

2.Пришла осень. Сась сёксесь(3ч)

Осенние заботы. Природа осенью. Осень в саду, на огороде.

3. Школьные дела.Школань тефне.(2ч)

Дни недели. Школьная пора. Школьные дела.

4.Счёт.Счет до 100.Лувкссь.100-ти лувомась.(1ч)

5.Семья живёт дружно – дела идут хорошо. Семьясь эряй марса – тефне молихть парста.(2ч)

Семейные обязанности и увлечения. Охрана здоровья. Профессии.

  1. Жизнь в городе. Эряфсь ошса. (2ч)

Домашние дела. Старинная посуда пища в старину. Дела на селе и в городе. Отдых. ,

7.Дела в деревне.Тефне велеса. (1ч)

Дикие и домашние животные, птицы: в селе, в городе. Уход за домашними животными.

7.Пришёл Новый год (2ч)

Зима. Зимние праздники.Проект.

8.Я люблю спорт. Мон кельгса спортть.(1ч)

Уроки физкультуры.Спорт, забавы, игры.

  1. Охрана здоровья. Шумбрашить ванфтомац.(2ч)

Человек и его здоровье. Охрана здоровья.Режим дня.Правила безопасности в водоёмах.

  1. Зимой.Тялонда.(2ч)

Зима.Зимние забавы.Зимние каникулы.Проект.

  1. Среди друзей. Ялга ёткса.(2ч)

Друзья.Дружба.Дружеские отношения.

  1. Мир вокруг нас. (3ч)

Перьфпяльсь.Времена года. Любимое время года.Сбор ягод,грибов. Проект. Заповедные места.

  1. Женский праздник. (2ч)

8 Марта. Старинные праздники мордвы. Женская одежда. Утварь. Обычаи.

  1. Домашние и дикие животные, птицы. Кудонь и вирень жувататне, нармоттне.(3ч)

Названия диких и домашних животных. Их строение, повадки.

  1. Весна придет - все оживет.(3ч)

Природа весной. Весной в лесу, весной на огороде, в саду.

17.Моя страна - Россия. Моя республика – Мордовия. (3ч).

Моя страна Россия. Моя Родина - Мордовия. Города и районы P.M.

Мордовия в прошлом и настоящем. Знаменитые люди Мордовии.

18.Защитники нашей Родины. (1ч)

9 Мая. Защитники нашей Родины.


Требования к уровню (подготовке) владения мокшанским языком

Правильно произносить и различить на слух звуки, слова, словосочетания и предложения мокшанского языка; соблюдать интонацию основных типов предложения;

Овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики, определяемой программами 1-3 года обучения, усвоить продуктивный лексический минимум (активный словарь) в объеме не менее 300 лексических единиц и 200 лексических единиц рецептивного усвоения (пассивный словарь). Получать представление об основных грамматических категориях мокшанского языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении; Понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;

Участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и двусторонний элементарный диалог- расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;

Кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наизусть рифмованные произведения детского фольклора;

Овладеть техникой чтения наизусть вслух; читать про себя учебные и облегченные и аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;

Писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе.

В области говорения:

Уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;

Уметь задать общий и специальной вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;

Кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку; рассказать увиденную и воображаемую ситуацию;

В области аудирования (произношение):

  • Понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов, построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность;

  • Воспроизвести наизусть изученные произведения детского фольклора.

В области чтения:

  • Развивать технику чтения вслух;

  • Читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.

В области письма:

  • Писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец);

  • Списывать тексты с различными видами знания.

Дети должны уметь распознавать в речи и воспроизводить:

  • существительные в единственном и множественном числе, в указательной и притяжательной форме, уменьшительно- ласкательном значении (книга - книгат, няка - наканя);

  • глаголы в 1 и 3 лице единственного и множественного числа настоящего времени, прошедшего времени; повелительная и побудительная форма глаголов (тонафнян, сермадан, тонафнят, сермадат, тонафни, сёрмады; стяк, озада, панчк книгацень, панжесть книгантень и т.д.);

  • прилагательные в единственном числе и множественном числе, отвечающие на вопросы: кадама? кодапт? (кодамот?);

  • местоимение притяжательные, вопросительные, указательные, личные в единственном числе и множественном числе (кие?, кит?, мезе?, месть?, кода?, коса?, мъзяра?; тя, тят, мон, тон, минь, тинь, синь, монь, тонь, сонь);

  • числительные количественные от 1 до 100;

  • частицы да, аш (аяш), аф с глаголами;

  • наречия места (тяса, тоса, вага, нява);

  • послелоги (мархта, лангса, вакса, инголе, пряса);

  • простое повествовательное предложение со знаменательным глаголом в 1 и 3 лице единственного числа настоящего времени;

  • просты предложения, с однородными членами, сложносочиненные предложения с союзами и, а, но;

  • побудительные предложения;

  • утвердительные, отрицательные предложения;

  • разные типы текстов для чтения и аудировании.

Прагматические: (художественные, монологические): сообщение, описание, рассказ; диалогические: интервью, обмен мнениями и т.д.)

  • местоимения притяжательные, вопросительные, указательные, личные в единственном числе;

  • числительные количественные и порядковые от 1 до 100;

  • наречие времени, места, качества;

  • послелоги места, направления (терке, панчк, пяльде, инголе, ала, ёткса, вакса, потмоса, мельгя);

  • простые нераспространенные предложения (повествовательные, вопросительные с вопросительным словом и без него);

  • сложносочиненные предложения с союзами и, или, да, но.

  • существительные в единственном и множественном числе, в указательной и притяжательной форме, уменьшительно - ласкательной форме;

  • глаголы в 1, 2, 3 лице единственного и множественного числа, настоящего, будущего, прошедшего времени; повелительная и побудительная форма глаголов;

  • прилагательные в единственном и множественном числе;

На третьем году обучения мокшанскому языку вводятся лексико-грамматические и синтаксические конструкции, которые показывают:

  • определительные отношения (признак предмета). Союзные слова кона?, коса?, кодама?:

мани ши, кудонь тефт, кши суском, шуфта пря, колма вет, омбоце уроксь, содаф ломань;

Инжикс сась аказе, кона эряй велеса. Минь мольхтяма вири, коса касыхть тумот.;

  • характеристика действия:

морай мазыста, ласьки вишкета, сашенды сидеста, кизефтезе омбоцеда;

  • отношения при купле-продаже-(Числительные в форме отложительного падежа); Лофца рамась сисем цалковайда. Книгать питнец колмогемонь цалковай.;

  • Временные отношения. Послелоги пингста, инголе, меле: сай тячи, молян ванды, сась пингста. Тячи мольхтама вири, а сяда меле мольхтама лугав.



Тематическое планирование


раздела

Тема урока

Количество часов

1.

Вспоминаем тёплое лето.

3

2.

Наступила осень.

3

3.

Школьные дела.

2

4.

Счёт. Счёт до 100.

1

5.

Семья живёт дружно – дела идут хорошо.

2

6.

Жизнь в городе.

2

7.

Дела в деревне.

1

8.

Пришёл Новый год.

2

9.

Я люблю спорт.

1

10.

Охрана здоровья.

2

11.

Зимой.

2

12.

Среди друзей. Проект.

2

13.

Мир вокруг нас.

3

14.

Женский праздник.

2

14.

Домашние и дикие животные, птицы.

3

15.

Весна придёт – всё оживёт.

3

16.

Моя страна - Россия. Моя республика – Мордовия.

3

17.

Защитники нашей Родины.

1


Итого



34






























Календарно – тематическое планирование



Дата

п/п


Кол.

час

Наименование

раздела и

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержания

Планируемые результаты

Форма контроля


Предметные

Метапредметные

Личностные


план

факт








Раздел I. Вспоминаем тёплое лето.


:





1

1

Воспоминания о лете.

Урок изучения нового материала

Воспоминания

о лете, о лет-нем отдыхе. Летом в лесу, в поле, на реч-ке, дома.

Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

воспитание российской гражданской идентичности патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Текущий




2


1


Вопросы:мезе?Месть? Кие?Кит?

Урок изу-чения но-вого мате-риала

Единственное и множествен-ное число.


Текущий




3

1

Слова:тяса, тоса,тяза,тоза.

.

Комбинир. урок

Вопросы:месендят?мезе тиендеть?

Совершенствование речевого аппарата, составление предложений, умение отвечать на вопросы,определение в тексте количество предложений.


Текущий

















Раздел II. Наступила осень.






4

1

Осень. Приметы осени

Урок изучения нового материала

Приметы осени. Существительные: мода, менель, пизем, сёксе, ърдаз, лопа, нармонь.

Глаголы: самс, тумс, молемс.

Речевые образцы: Мон молян. Тон молят. Сон моли. Лопась тюжя. Менельсь сенем. Модась равжа. Сась сёксесь. Моли пизем. Нармоттне тусть Тядязе кочкай марьхть. Мон шувондан мода

понимание мокшанского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.


смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Текущий



5

1

Названия цветов. Вопросы:кодама ?кодамот?

Комбинированный урок


Текущий



6

1

Я рисую осень

Вопросы: мезе тии?

Комбинированный урок

Текущий















Раздел III. Школьные дела.





7

1

В школе. Учебные при-надлежности.

Комбинированный урок

Классная ком-ната: оцю, валда, лямбе, ару, штаф. Предметы в классе. Един-ственное и множественное число имен существительных (парта - партат, шра - шрат, вальмя - вальмат).

Учебные принадлежности: ручка, тетрадь, пур, каран­даш


совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;


смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества ;

Текущий




8


1


В школе.Воп-росы:коса?

где?коза,ков?куда?


Комбинированный урок

Речевые об-раз? - Да, тя ученица: Тя ученик.. Кода сонь лемоц? - Лемоц Саша. Тя учитель? - Да, тя учитель. Кода сонь ле-моц? - Лемоц Николай Пет-рович.Повели-тельное ипобу-дительное зна-чение глаго-лов: стяк – стя-да, озак – оза-да, листь – су-

вак, лиседа - сувада.

Усвоение частиц: ули, аш (аяш): Монь ули тет-радезе. Монь аш ручказе

совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


усвоение гуманисти-ческих, демократии-ческих и традиционных ценностей многонаци-онального российского общества; воспитание чувства ответствен-ности и долга перед Родиной;

Текущий





1 ч

Раздел IV. Счёт. Счёт до 100.




9

1

Счёт. Счёт до 100.

Комбинированный урок

Числительные от 1 до 10.

Существительные: ярмак, мишендись.

Ответы на во-прос: мъзяра? Мъзяра кизо-дот? - Сисем.

Мъзяра сур-дот? - Кемонь

понимание мокшанского языка как одной из основ-ных национально-куль-турных ценностей народа, как особого способа позна-ния жизни;обогащение ак-тивного и потенциального словарного запаса, расши-рение объёма использу-емых в речи грамматичес-ких средств для свобод-ного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.


смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Текущий






Раздел V. Семья живёт дружно – дела идут хорошо.




10

1

Моя семья Членс ы емьи


Урок изучения нового материала урок

Члены семьи: тядя, аля, сА-зор, брад, ака, атя, баба. Ре-чевые образ-цы: Тя тядя. Тя ака. Тя аля? - Да, тя аля. Нят итть? - Да, нят итть.

Обращение к членам семьи: тядяй, акай, атяй, щавай... Шумбрат, тя-дяй. Шумбрат, аляй.




совершенствование видов речевой деятельности (ау-дирования, чтения, гово-рения и письма), обеспе-чивающих эффективное овладение разными учеб-ными предметами и взаи-модействие с окружаю-щими людьми в ситуа-циях формального и не-формального межлич-ностного и межкультур-ного общения

; владение устной и пись-менной речью, моноло-гической контекстной речью;умение самостоя-тельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для се-бя новые задачи в учёбе и познавательной дея-тельности

воспитание российской гражданской идентич-ности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна-ние своей этнической

принадлежности, знание истории, языка, куль-туры своего народа, сво-его края, основ куль-турного наследия наро-дов России и челове-чества;

Текущий







11


Занятия и увлечения членов семьи. Составление рассказа «Наша дружная семья»

Комбинированный урок




владение устной и пись-менной речью, моноло-гической контекстной речью; умение самосто-ятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё-бе и познавательной де-ятельности


Текущий









7.Раздел VI. Жизнь в городе. Эряфсь ошса.





12

1

Жизнь в городе.

Урок изучения нового материала урок

Домашние дела. Дела на селе и в городе. Отдых.


понимание мокшанского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.


смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Текущий







13

1



Жизнь в горо-де.Развлече-ния.

Урок изучения нового материала урок


Тематический



1ч.

Раздел VII. Тефне велеса. Дела в деревне.




14

1


Дела в деревне

.


Урок изучения нового материала урок

Существительные: куяр, помидора, капста, мода-марь, тикла, марь, груша, вишня, слива.

Прилагательные: ламбама, танцти, керы. Вопрос: кода-ма? Марьсь кодама? - Марьсь як-стерь. Марьсь танцти

Участвовать в диалоги-ческом общении: вести этикетный диалог и двусторонний элемен-тарный диалог рас-спрос в ограниченном круге ситуаций повсед-невного общения;

Кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наи-зусть рифмованные произведения детского фольклора;


Овладеть техникой чтения наизусть вслух; читать про се-бя учебные и облег-ченные и аутентич-ные тексты, поль-зуясь приемами озна-комительного и изу-чающего чтения.


формирование ответ-ственного отношения к учению, готовности и способности обуча-ющихся к самораз-витию. формирование осознанного, уважи-тельного и доброже-лательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоз-зрению, культуре, язы-ку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способ-ности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаи-мопонимания;

Текущий



Тематический





2ч.

Раздел VIII. Пришёл Новый год.




15

1

Новый год!


Урок изучения нового материала урок

Существительные: тяла, якшама, лов, эй, варма, конькат, сокст, нурдонят. Глаголы: курьк-снемс, налхксемс.

Речевые образцы: Тя лов. Ловсь ко-дама? - Ловсь ак-ша. Тялонда як-шама? - Да, тялон-да якшама. Мон курькснян конь-каса. Тон ардат нурдоняса.


понимание мокшан-ского языка как одной из основных нацио-нально-культурных ценностей народа, как особого способа позна-ния жиз-ни;обогащение активного и потен-циального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситу-ации и стилю общения.


смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потреб-ностей; планирования и регуляции своей деятель-ности; владение устной и письменной речью, моно-логической контекстной речью;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и фор-мулировать для себя но-вые задачи в учёбе и поз-навательной деятель-ности, развивать мотивы и интересы своей позна-вательной деятельности;


воспитание рос-сийской граж-данской иденти-чности: патрио-тизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее много-национального на-рода России;

Текущий


Текущий










16

1

Проект.Зимние каникулы.

Урок изучения нового материала урок









Раздел IX. Я люблю спорт. Мон кельгса спортть.





17

1

Я люблю спорт

Урок изу-чения ново-го матери-ала

Спорт,

обогащение активного и потенциального словар-ного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но-вые задачи в учёбе и познавательной дея-тельности, развивать мотивы и интересы сво-ей познавательной дея-тельности;


формирование ответ-ственного отношения к учению, готовности и способности обуча-ющихся к самораз-витию. формирование осознанного, уважи-тельного и доброже-лательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоз-зрению, культуре, язы-ку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, тра-дициям, языкам, цен-ностям народов России и народов мира

Текущий




2ч.

Раздел X. Охрана здоровья. Шумбрашить ванфтомац.




18

1

Режим дня.

Урок изучения нового материала

Составление режима

дня школьника.



понимание мокшанского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потреб-ностей; планирования и регуляции своей деятель-ности; владение устной и письменной речью, моно-логической контекстной речью;


воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Текущий




19

1

Здоровье человека.

Комб.урок

Текущий









Раздел XI. Зимой.Тялонда.




20

1

Зимой.

Урок изучения нового материала урок

Существительные: тяла, якша-ма, лов, эй, варма, конькат, сокст, нур-донят. Глаго-лы: курьк-снемс, налх-ксемс.Речевые образцы: Тя лов. Ловсь ко-дама? - Ловсь акша. Тялонда якшама? - Да, тялонда якша-ма. Мон курьк-снян конькаса. Тон ардат нур-доняса.


расширение объёма ис-пользуемых в речи граммммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситу-ации и стилю общения

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и пот-ребностей; планиро-вания и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;



Текущий



Текущий










21

1

Проект «Зимние забавы»

Комбинированный урок









Раздел XII. Среди друзей. Ялга ёткса.





22

1

Среди друзей.

Урок изучения нового материала урок

Чтение текстов по ролям.Диалог.Ответы на вопро-сы.

понимание мокшанского языка как одной из основ-ных национально-куль-турных ценностей народа, как особого способа поз-нания жизни;обогащение активного и потенции-ального словарного запаса, расширение объёма ис-пользуемых в речи грамм-матических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и пот-ребностей; планирования и регуляции своей де-ятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и фор-мулировать для себя но-вые задачи в учёбе и поз-навательной деятель-ности, развивать мотивы и интересы своей поз-навательной деятель-ности;


воспитание российской гражданской идеен-тичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осоз-нание своей этнической принадлежности, зна-ние истории, языка, культуры своего наро-да, своего края, основ культурного наследия народов России и чело-вечества; усвоение гу-манистических, демо-кратических и тради-ционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и дол-га перед Родиной

Текущий








23

1

Среди друзей.

Комбинирован

ный урок

Текущий












Раздел XIII. Мир вокруг нас.




24

1

Мир вокруг нас.



Урок изучения нового материала урок

Названия грибов,ягод.. Существи-тельные: пан-га,пинге.

Глаголы: мумс, путомс,

обогащение активного и потенциального словар-ного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

формирование осоз-нанного, уважитель-ного и доброжела-тельного отношения к природе;

Текущий





25

1

Вирьса.

Урок изучения нового материала урок


Названия деревьев, кустарников.




26

1

Проект «Вафтк перьфпяльть!»

Комбинирован

ный урок

Правила поведения в лесу.






Раздел XIV. Женский праздник.2ч.




27

1

Женский праздник

Урок изучения нового материала урок

Сущест­вительные: тядя,панчф пусма,мороня

Глаголы: максомс, улемс, ваномс.

Речевые образцы: Морай мороня.


понимание мокшанского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

умение самостоятельно определять цели.


формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к матери, женщине, к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

Текущий



Текущий





28

1

Старинные народные песни.

Урок-закрепления


Текущий






Раздел XV. Домашние и дикие животные, птицы. Кудонь и вирень жувататне, нармоттне.





29

1

Дикие жи-вотные и их детёныши.

Урок изучения нового материала

Существи­тельные: оф-та, врьгаз, ну-мол, келазь, сеель, ур.

Речевые образцы: Урсь комотни. Офтсь тялонда уды. Офтсь кизонда якай. Нумолсь арды. Врьгазсь эряй вирьса. Зверьхне эряйхть вирьса.

понимание мокшанского языка как одной из основ-ных национально-куль-турных ценностей народа, как особого способа поз-нания жизни;обогащение активного и потенции-ального словарного запаса, расширение объёма ис-пользуемых в речи грамм-матических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения

смысловое чтение;

умение осознанно ис-пользовать речевые сред-ства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и пот-ребностей; планирования и регуляции своей дея-тельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


формирование ответ-ственного отношения к учению, готовности и способности обуча-ющихся к самораз-витию. формирование осознанного, уважи-тельного и добро-желательного отно-шения к другому че-ловеку, его мнению, мировоззрению, куль-туре, языку;

готовности и способ-ности вести диалог с другими людьми и дос-тигать в нём взаимопонимания;

Текущий






30

1

Домашние животные и их детёныши.

Урок изучения нового материала

Текущий





31

1

Птицы и птенцы.

Урок изучения нового материала

Текущий












Раздел XVI Весна придет - все оживёт.





32

1

Приход весны

Урок изучения нового материала

ННазвания времен года: киза, тяла, сёксе, тунда. Глаголы: самс-тумс, лиемс-валгомс, панжемс.

Речевые образцы: Сась тундась. Тусь тялось. Ульцяса лямбе. Састь нармоттне. Лугась сянгяря


понимание мокшанского языка как одной из ос-новных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жиз-ни;обогащение активного и потенциального словар-ного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию.

Текущий




33


1


Название времен года

формирование ответственного отношения к учению,

люви и уважения к родной природе;

Текущий



Урок изучения нового материала






Раздел XVII. Моя страна - Россия. Моя республика – Мордовия. Защитники нашей Родины




34


1


Моя страна –Россия.

Моя респуб-лика –Мор-довия.

Реки Мордовии.

Комбин. урок


Речевые образцы: Мон ардан. Шабась арды. Минь артама. Машинась арды. Коля арды машинаса. Мон аф молян. Мон ванан инголи.

Понимание указаний: лоткак, ватт инголи, мольхть салаваня

понимание мокшанского языка как одной из основ-ных национально-куль-турных ценностей народа, как особого способа позна-ния жизни;обогащение активного и потенции-ального словарного запаса, расширение объёма ис-пользуемых в речи грамм-матических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и пот-ребностей; планирования и регуляции своей де-ятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и фор-мулировать для себя но-вые задачи в учёбе и поз-навательной деятель-ности, развивать мотивы и интересы своей поз-навательной деятель-ности;

формирование от-ветственного отно-шения к учению, го-товности и способ-ности обучающихся к саморазвитию; форми-рование осознанного, уважительного и до-брожелательного от-ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль-туре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям на-родов России и на-родов мира;

Текущий




Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

    1. ПК
    2. Тематические таблицы.
    3. Карточки для индивидуальной работы учащихся.
    4. Тесты.
    5. Словарь в картинках.


Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

1 .А.И.Исайкина. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся / А.И. Исайкина. - Ковылкино, «Ковылкинская районная типография», 2006. 2. Мокшанский язык. 2 класс. Первый год обучения: учебное пособие для русскоязычных учащихся / А. И. Исайкина, М. И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. – 104 с.

О. Е. Поляков, А. Н. Келина «Русско-мокшанский школьный словарь»,1998 г. О.Е. Полякова «Учимся говорить по-мокшански», 1995 г. Б.А.Серебрянников, А. П.Феоктистов, О. Е. Полякова «Мокшанско - русский словарь», 1998. П.Е.Седова, Т.И.Ломакина: Словарик – валкскя, русско-мокшанский, мокшанско-русский. Саранск: ООО «Издательский


Интернет-ресурсы

  • www.ruschudo.ru;

  • www.gidrm.ru;

  • www.saransk-online.info;

  • info-rm.com;

  • saransk.tulp.ru;

  • foxrepablic.ru;

  • www.mrkm.ru;

www.adm-saransk.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!