«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности по математике.
Программа внеурочной деятельности по математике направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения (сформулированы на основе ФГОС с использованием списка общеучебных умений и способов действий, изложенных в ГОС-2004).
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
2. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
3. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
1.Овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей;
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов своей деятельности;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать и делать выводы.
Обучающийся сможет:
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
3.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
критически оценивать содержание и форму текста.
4.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
2.Умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Обучающийся сможет:
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: создание презентаций и др.;
2.Содержание программы внеурочной деятельности по математике.
Формы организации и виды деятельности.
Числа, числовые выражения. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями. Свойства для упрощения выражений. Тождественно равные выражения. Проценты.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Буквенные выражения. Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными. Значение выражений при известных числовых данных переменных.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей. Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства. Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; урок-презентация, урок – исследование.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Уравнения и неравенства. Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; урок-презентация, урок – исследование.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Прогрессии. Арифметическая и геометрическая числовые последовательности. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы n членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; урок-презентация, урок – исследование.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Функции и графики. Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций. Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; урок-презентация, урок – исследование.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Текстовые задачи. Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения .
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; урок-презентация, урок – исследование.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Элементы статистики и теории вероятностей. Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Треугольники. Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; урок-презентация, урок – исследование.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Многоугольники. Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; урок – исследование.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Окружность. Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга. Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; урок-презентация, урок – исследование.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ГИА-9
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия, раздел | Кол-во часов |
1 | Структура экзамена. Разбор ДЕМО версии | 4 |
2 | Модуль «Алгебра» | 24 |
3 | Модуль «Геометрия» | 12 |
4 | Практико-ориентированные задачи | 4 |
5 | Задачи повышенного уровня | 12 |
6 | Тренировочное тестирование | 12 |
| | |
| Всего | 66 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата план | Дата факт | Темы и разделы | Тип задания ОГЭ | Кол-во часов |
| | | 1 триместр (1.09-13.11) 20 ч | | |
1 | 05.09 | | Введение. Знакомство со структурой экзамена. Форма бланка ОГЭ по математике. Минимальный порог ОГЭ. | | 1 |
2 | 05.09 | | Разбор заданий демоверсии 2021 года(1 часть)- модуль «алгебра», модуль «геометрия», | Демо версия | 1 |
3 | 12.09 | | Разбор заданий демоверсии 2021 года(2 часть)-решение задач с полным развернутым решением. модуль «алгебра» | Демо версия | 1 |
4 | 12.09 | | Разбор заданий демоверсии 2021 года(2 часть)-решение задач с полным развернутым решением. модуль «геометрия» | Демо версия | 1 |
5-8 | 19.09 | | Работа с бланками . Входная диагностическая работа | Сайт ФИПИ, статград | 4 |
9 | 03.10 | | Алгебраическая дробь. Действия с алгебраическими дробями. | 7, часть 1 | 1 |
10 | 03.10 | | Действия с алгебраическими дробями. | | 1 |
11 | 17.10 | | Треугольник. Признаки равенства треугольников. | 16, часть1 | 1 |
12 | 17.10 | | Действительные числа. Квадратный корень. Иррациональные числа. Свойства степени с целым показателем. | 8,часть1 | 1 |
13 | 24.10 | | Параллельные прямые. Параллелограмм, свойства и признаки. | 11,часть1 | 1 |
14 | 24.10 | | Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Действия с рациональными числами. | 13,Часть 1 | 1 |
15 | 31.10 | | Преобразования алгебраических выражений. | 13, часть 1 | 1 |
16 | 31.10 | | Прямоугольник. Ромб. Квадрат. | 16,часть1 | 1 |
17-20 | 07.11 14.11 | | Индивидуальная работа. Тестовые задания в формате ОГЭ | | 4 |
| | | 2 триместр (23.11-17.02) - 20 ч | | |
21 | 28.11 | | Тождества. Преобразование тождеств. Алгебраическая дробь. Действия с алгебраическими дробями. | 13,часть1 | 1 |
22 | 28.11 | | Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Зависимость между величинами. Пропорции. | | 1 |
23-26 | 05.12 12.12 | | Практико- ориентированные задачи. | 1-5, часть 1 | 4 |
27 | 19.12 | | Многоугольники. Сумма углов. Периметр. | 18,часть1 | 1 |
28 | 19.12 | | Площадь треугольника, четырехугольника. | 18,часть1 | 1 |
29 | 26.12 | | Координатная прямая | 8,часть 1 | 1 |
30 | 26.12 | | Линейные и квадратные уравнения. Системы уравнений. | 9,часть1 | 1 |
31 | 16.01 | | Линейные и квадратные уравнения. Системы уравнений. | 9,часть1 | 1 |
32 | 16.01 | | Уравнения высших степеней. | 21,часть2 | 1 |
33 | 23.01 | | Уравнения высших степеней. | 21,часть2 | 1 |
34 | 23.01 | | Выражение переменной из формулы. | 14,часть1 | 1 |
35 | 30.01 | | Координаты и графики. Графики функций. | 11, часть1 | 1 |
36 | 30.01 | | Функции и графики | 11, часть1 | 1 |
37-40 | 04.02 13.02 | | Индивидуальная работа. Тестовые задания в формате ОГЭ | | 4 |
| | | 3 триместр (24.02-21.05) 26 ч. | | |
41 | 27.02 | | Линейные и квадратные неравенства. | 9,часть1 | 1 |
42 | 27.02 | | Метод интервалов. | 8 ,часть1 | 1 |
43 | 04.03 | | Системы неравенств. | 8,ч-1 | 1 |
44 | 04.03 | | Прямоугольные треугольники. Соотношения в прямоугольном треугольнике. Фигуры на квадратной решётке | 19, часть 1 | 1 |
45 | 13.03 | | Выбор верных утверждений | 20,часть 1 | 1 |
46 | 13.03 | | Признаки подобия треугольников. | 24,часть2 | 1 |
47 | 20.03 | | Решение тестовых заданий. Модуль «Алгебра». | Часть1, с 1-15 | 1 |
48 | 20.03 | | Решение тестовых заданий. Модуль «Геометрия». | Часть1,с 16 по 20 | 1 |
49 | 27.03 | | Решение текстовых задач с помощью систем уравнений. | 22 ,часть 2 | 1 |
50 | 27.03 | | Решение текстовых задач с помощью систем уравнений. | 22 ,часть 2 | 1 |
51 | 10.04 | | Решение задач на смеси, растворы и сплавы. | 22,часть 2 | 1 |
52 | 10.04 | | Решение задач на смеси, растворы и сплавы. | 22,часть 2 | 1 |
53 | 17.04 | | Углы, связанные с окружностью. Площадь круга, сектора. Длина окружности, дуги. | 17,часть1 | 1 |
54 | 17.04 | | Окружность ,вписанная и описанная. Отрезки, связанные с окружностью. | 17, часть1 | 1 |
55 | 24.04 | | Уравнения с модулем. | 23,21,часть2 | 1 |
56 | 24.04 | | Исследование функции по ее графику. | 23,ч-2 | 1 |
57 | 01.05 | | Исследование функции по ее графику. | 23,ч-2 | 1 |
58 | 01.05 | | Арифметическая прогрессия. | 12, часть1 | 1 |
59 | 08.05 | | Геометрическая прогрессия. | 12 ,часть1 | 1 |
60 | 08.05 | | Комбинаторика. Вероятность. Вероятностные задачи. | 10,ч-1 | 1 |
61 | 15.05 | | Решение треугольников. Теорема синусов. Теорема косинусов. | 25,26 часть2 | 1 |
62 | 15.05 | | Решение тестовых заданий. Модуль «Геометрия». | 24,25,26 часть 2 | 1 |
63-66 | 22.05 | | Решение тестовых заданий. Индивидуальная работа в формате ОГЭ. | | 4 |
| | | | | |
Приложение 3.2
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Предмет Внеурочная деятельность
Класс 9
Учитель ______________
2020-2021 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |