Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 36 им. генерала А.М. Городнянского» города Смоленска
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании педагогического совета | приказом директора |
Протокол № | МБОУ «СШ № 36 |
| им. А.М. Городнянского» |
от « » 20 г. | Приказ от « » 20 г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для учащихся 5 «А» и 5 «В» кл. «МАТЕМАТИКА И МЫ» АВТОР: АКОБЯН К.С. СМОЛЕНСК-2021г |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика и Мы» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1 (далее – ФГОС ООО) и писем Министерства образования и науки Российской Федерации «Об изучении предметной области «Математика».
Предметная область «Математика и Мы» может быть реализована через:
1) занятия по предметной области «Математика и Мы», учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы математического образования;
3) включение занятий по предметной области «Математика и Мы » во внеурочную деятельность в рамках реализации программы работы с одаренными обучающимися.
В МБОУ СШ №36 предметная область «Математика и Мы » реализуется в рамках программы работы с одаренными обучающимися в форме факультатива посредством включения в План внеурочной деятельности линейного курса «Математика и Мы», рассчитанного на 34 часов (1 час в неделю).
Данный учебный предмет имеет своей целью развитие мышления, прежде всего, и формирование абстрактного мышления.
Изучение предмета «Математика и Мы» способствует решению следующих задач:
1) формирование алгоритмических умений и навыков, эвристических приемов, как общего, так и конкретного характера;
2) формирование таких качеств мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность;
3) формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Ценностные ориентиры:
- социальная солидарность,
- труд и творчество,
- наука,
- искусство,
- природа,
- человечество.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИКА»
Изучение курса внеурочной деятельности «Математика» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4. Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6. Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1. Осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2. Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5. Практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:
- выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
- решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объемы фигур;
- распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- проводить практические вычисления с процентами, использовать прикидки и оценки, выполнять необходимые измерения;
- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
- строить на координатной прямой точки по заданным координатам, определять координаты точек;
- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, в графическом виде;
- решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИКА и МЫ»
ТЕМА 1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА – 4 ЧАСА
Ряд натуральных чисел. Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Метрическая система мер в России, в Европе. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел. Координатный луч. Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисление по формулам.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ – 7 ЧАСОВ
Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения. Буквенные выражения. Угол. Виды углов. Градусная мера углов. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Равенство фигур. Треугольник. Виды треугольников.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 3. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ – 7 ЧАСОВ
Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень с натуральным показателем. Решение текстовых задач арифметическими способами. Порядок действий в числовых выражениях. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы. Уравнение. Корень уравнения.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 4. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ – 4 ЧАСА
Обыкновенные дроби. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Основное свойство дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 5. ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ – 12 ЧАСОВ
Открытие десятичных дробей. Достоверное и невозможное события Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Проценты. Решение текстовых задач арифметическими способами. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений. Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
№ занятия | тема | часы |
1 | Различные системы счисления. Десятичная запись натуральных чисел | 1 |
2 | Старинные меры длины. Метрическая система мер в России, в Европе | 1 |
3 | Округление натуральных чисел. Координатный луч. Отрезок. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. | 1 |
4 | Примеры зависимостей между величинами, их представление в виде формул. Вычисление по формулам | 1 |
5 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 1 |
6 | Текстовые задачи на сложение и вычитание натуральных чисел | 1 |
7 | Свойства сложения. Буквенные выражения | 1 |
8 | Числовые и буквенные выражения: модели и решения в общем виде | 1 |
9 | Построение угла, равного данному | 1 |
10 | Построение треугольника, равного данному по трем сторонам | 1 |
11 | Построение треугольника, равного данному по двум сторонам и углу между ними | 1 |
12 | Свойства умножения | 1 |
13 | Деление с остатком | 1 |
14 | Текстовые задачи на умножение и деление натуральных чисел | 1 |
15 | Степень с натуральным показателем | 1 |
16 | Порядок действий в числовых выражениях. Раскрытие скобок | 1 |
17 | Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы | 1 |
18 | Уравнение. Корень уравнения | 1 |
19 | Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. | 1 |
20 | Основное свойство дроби | 1 |
21 | Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел | 1 |
22 | Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами | 1 |
23 | Открытие десятичных дробей | 1 |
24 | Прикидки результатов вычислений | 1 |
25 | Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной | 1 |
26 | Решение текстовых задач арифметическими способами | 1 |
27 | Основные свойства уравнений | 1 |
28 | Решение текстовых задач с помощью уравнений | 1 |
29 | Откуда берутся средние величины | 1 |
30 | Работа с таблицами | 1 |
31 | Работа с диаграммами | 1 |
32 | Координатная плоскость. График | 1 |
33 | Страшные проценты | 1 |
34 | Комбинации и перестановки | 1 |
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.УЧЕБНИК ПО Математике за 5 класс Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбурд. Учебник ФГОС Мнемозина-2019г.
2. Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 зазнание, 2007.
1