СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная физика» 5 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12. 2010г), на основе авторской программы  Е. М. Гутник, А.В. Перышкина « Физика, Химия 5-6 класс» -М. : Дрофа, 2010 г.  и на основе учебного плана МОУ Павловической СОШ.     

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная физика» 5 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9»



Рассмотрена Утверждена

на заседании Приказ по школе № 56 / 04-ОД

методического совета От «31» августа 2021 г.

Протокол № 1 Директор школы ______

От «31» августа 2021 г.

Рассмотрена на

Заседании МО

Учителей математики и информатики

Протокол № 1

От «31» августа 2021 г.



Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная физика»

5 класс







Учитель: Васикова Г. П.













г. Переславль-Залесский,

2021-2022 учебный год





Пояснительная записка



Рабочая программа по предмету составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12. 2010г), на основе авторской программы Е. М. Гутник, А.В. Перышкина « Физика, Химия 5-6 класс» -М. : Дрофа, 2010 г. и на основе учебного плана МОУ Павловической СОШ.

Курс адресован обучающимся 5-х классов. Задачами курса являются, прежде всего: пропедевтика основ физики; получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования); формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла (в частности, к физике). Данный курс направлен на развитие интереса к изучению физических явлений, стимулирование самостоятельного познавательного процесса и практической деятельности учащихся.

Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.

Дифференциация обучения физике, позволяет с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Основные задачи курса:

  • формирование у учащихся собственной картины Мира на научной основе, которая дополняет художественно-образную его картину, создаваемую другими дисциплинами;

  • подведение школьников к пониманию причинно-следственных связей;

  • предварительное знакомство детей с языком и методами физики и других естественных наук;

  • подготовка учащихся к сознательному усвоению систематического курса физики и  других наук естественного цикла.

Общая характеристика учебного курса

Программа дополнительного образования  рассчитана на учащихся  5 классов, пока не обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков по физике. Занятия кружка способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определённого направления, даёт возможность расширить и углубить знания и умения и создаёт условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд. Курс обеспечивает преемственность в изучении физики в общеобразовательной школе: между естествоведческими курсами начальной школы и систематическим курсом физики (7-11 классы), формирует готовность учащихся к изучению физики, способствует созданию положительной мотивации и ситуации успеха, столь необходимых особенно на ранних этапах физического образования.





Задачи программы:

Образовательная:

  • формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.

  • развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.

  • формировать умения работать с оборудованием.

Воспитательная:

  • формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.

Развивающая:

  • развитие познавательных процессов и мыслительных операций;

  • формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;

  • формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;

  • развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;

Принципы программы: Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность. Кружок – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.

Системность.Курс кружка состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях.

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего мира.

Реалистичность. В рамках кружка мы знакомимся с основными физическими и природными явлениями по темам «Природные явления», «Строение и свойства вещества», «Электрические явления», «Воздух», «Вода».



Формы работы:

подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные

  • игры;

  • упражнения;

  • самостоятельная деятельность детей;

  • рассматривание;

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определённой структуры занятий, например:

  • Разминка.

  • Основное содержание занятия – изучение нового материала.

  • Физминутка.

  • Занимательные опыты

  • Рефлексия.

Место курса в учебном плане


Рабочая программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на 1 год обучения, из расчёта 1 учебный час в неделю в каждом классе (35 часов в год).


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА ФИЗИКИ


  Ценностные ориентиры содержания данного курса в основной школе определяются спецификой физики как науки. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

  Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:

• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:

• уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

• понимания необходимости безопасного использования различных устройств;

• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:

• правильного использования физической терминологии и символики;

•потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

• способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Содержание учебного курса

Тема №1 « Введение» Техника безопасности. Показываю опыты. План работы.

Тема №2 «Состояние вещества»- 18 ч.

Изучение свойств жидкости: Рассматриваем свойства воды. Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность. Заполняем таблицу.

Замерзание воды уникальное свойство: Рассматриваем, как меняет форму и объем замершая вода. Помещаем кубики льда в воду и наблюдаем за уровнем воды и процессом таяния льда. Делаем выводы.

Вода растворитель: Опыты на растворимость. Наблюдаем за растворимостью. Делаем выводы.

Очистка воды фильтрованием: Изготовление фильтра для воды». Рассказ учителя как происходит естественная фильтрация воды и как например в походе получить чистую воду. Изготавливаем фильтр.

Воздух. Свойства воздуха: Изучение свойств воздуха цвет, запах, вкус, форма. Заполняем таблицу. Делаем выводы.

Что происходит с воздухом при его нагревании. Наблюдаем, как меняются свойства воздуха при его нагревании. На бутылку с горячей водой надеваем шарик и наблюдаем, как он поднимется (выполняется учителем). Замеряем температуру воздуха у пола и у потолка данные записываем в таблицу. Делаем выводы. Запуск китайских фонариков. Проверяем свойства газа и доказываем, что теплый воздух легче холодного, поэтому китайский фонарик будет подниматься наверх.

Свойства твердых тел. Изменение объемов тела. Наблюдаем, как меняется форма тела при нагревании.

Тема №3 «Теплота основа жизни» – 15ч

Что холоднее? Понятие температура и градусник. История создания градусника. Изоляция тепла. Шуба греет!. Загадки. Как согреется зимой. Жилище эскимосов иглу. Рассказ учителя Назначение верхней одежды и принцип многослойности в одежде. Термос и его устройство. Изготовление самодельного термоса. Как сохранить тепло? холод? Зачем сковородке деревянная ручка?

Календарно –тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Используемые ресурсы

Дата

план

факт

1

Введение. Правила по ТБ.

Урок знакомства

Демонстрационные опыты. Слайдовая презентация



Состояние вещества.18


2

Состояние вещества

Пластиковые бутылочки по 0,5 л 1- воздух, 2- вода, 3- замороженная вода.



3

Изучение свойств жидкости

Ёмкость для воды, раздаточный материал.



4

Замерзание воды, уникальное свойство

Кубики льда, ёмкость для воды. Бутылочка с замороженной водой



5

Вода растворитель

Ёмкость, соль ,краски, речной песок, глина.



6

Вода в жизни человека

Фильм о воде.



7

Очистка воды

Слайдовая презентация



8

Изготовление фильтра для воды

Воронка, ёмкость для воды, песок, ватные диски, краска.



9

Проекты




10

Воздух. Свойства воздуха.

Слайдовая презентация. Раздаточный материал.



11

Что происходит с воздухом при его нагревании.

Термометр, шарик, бутылка пластиковая, горячая вода, свеча



12

Экскурсия. Запуск китайских фонариков

Китайские фонарики. спички



13.

Какие бывают газы

Слайдовая презентация.



14

Свойства твердых тел

Монетка, спички, шарик с кольцом.



15.

Измерение объемов тела правильной формы

Тела. Линейка.



16.

Закон Паскаля. Легенда об Архимеде

Мультфильм



17.

Измерение объёмов тела неправильной формы.

Тела. Мензурка. Сливной стакан. Вода.



18.

Проект




19.

Урок обобщение. Игра

Загадки, ребусы, кроссворды мини опыты. Раздаточный материал. Изготовление коллажа.



Теплота основа жизни 15 ч


20

Что холоднее?

Фокусы –опыты с монетой, сравнение металлические тела, деревянные и т.д. градусник



21

Градусники. Их виды

Градусники. Фильм



22

Измеряем температуру

Градусники. Вода разной температуры.



23

Изоляция тепла. Шуба греет!?

Беседа . Макеты теплоизоляционных материалов .



24

Способы передачи тепла

Спиртовка. Пробирка. Вода. Вертушка. Эл. Плитка.



25

Почему возникла жизнь на Земле?

Презентация.



26

Термос

Интернет ресурсы, анимационный фильм



27.

Изготовление самодельного термоса

Приспособления для изготовления термоса.



28.

Как сохранить тепло? холод?

Презентация.



29

Откуда берётся теплота?

Фильм.



30

Зачем сковородке деревянная ручка?

Спиртовка. Трубочки из разных материалов.



31-32

Проекты




33

Заключительный урок игра

Загадки, ребусы, кроссворды мини опыты. Раздаточный материал.



34-35

Резервное занятие.







Список литературы

  1. Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.

  2. Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.

  3. Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.

  4. Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.

  5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000

  6. Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г

Интернет ресурсы

  1. Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.

  2. Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.

  3. Физика для самых маленьких WWW yoube.com










8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!