Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 70»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
студии изобразительного творчества «Радуга»
в 7 классе
Учитель:
Заплатина Е.К., учитель ИЗО и МХК,
высшая квалификационная категория
г. Ярославль
Раздел № 1. Пояснительная записка
Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству 2004 г., письма Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.06 № 23/01-10 «О рабочих программах учебных курсов» Образовательной программы и Учебного плана школы и примерной программы по изобразительному искусству, с учетом авторской программы Неменского Б.М по изобразительному искусству.
В Программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс:
Изобразительное искусство: дизайн и архитектура: учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений/ А.С.Питерских. - М.: Просвещение, 2008 г.
Учебник входит в перечень учебников, утверждённый приказом директора школы.
По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, Программа соответствует государственному стандарту основного общего (5 — 9 кл.).
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение изобразительному искусству в 7 классе отводится 1 ч. в неделю.
Таким образом, при 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 34 ч.
Промежуточная аттестация по изобразительному искусству в 7 классе проводится в форме интегрированного зачета.
Раздел № 2. Цели обучения
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
-развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Раздел № 3. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса изобразительное искусство в 7 классе ученики должны:
знать/понимать:
- основные жанры и виды изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;- значение изобразительного искусства в художественной культуре,
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) в творческой деятельности,
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция),
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения,
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению); в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера),
- восприятия и оценки произведений искусства.
Раздел № 4. Тематическое планирование
№ раздела (главы) | Наименование темы | Всего часов |
1 | Изображение фигуры человека и образ человека | 9 |
2 | Поэзия повседневности | 7 |
3 | Великие темы четверти | 10 |
4 | Реальность жизни и художественный образ | 8 |
| | |
| Итого: | 34 |
Раздел № 5. Поурочное планирование учебного материала
№ п/п | Тема урока | Изучаемые вопросы, понятия | Материалы и средства | Дата |
План | Факт |
| Изображение фигуры человека и образ человека (9 ч) |
1 (1) | Изображение фигуры человека в истории искусства. | Беседа об изображении человека в культуре Египта. Создание декоративного фриза «Шествие фараона». Орнамент как основа декоративного украшения. | Гуашь, бумага, кисти. | | |
2 (2) | Изображение фигуры человека в истории искусства. | Беседа об изображении человека в искусстве Др. Греции. Создание рисунка человека в костюме Др. Греции. | Гуашь, бумага, кисти. | | |
3 (3) | Изображение фигуры человека в истории искусства. | Беседа о духовной красоте человека в искусстве Средних веков. Рисунок костюма Средних веков. | Гуашь, бумага, кисти. | | |
4 (4) | Пропорции и строение фигуры человека. | Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека. | Графические материалы, бумага. | | |
5 (5) | Красота движений человека. | Изображение бегущих людей на тему «Эстафета». | Гуашь, бумага, кисти. | | |
6 (6) | Лепка фигуры человека. | Лепка фигуры человека в движении из пластилина . | Пластилин, стеки. | | |
7 (7) | Набросок фигуры человека с натуры. | Выполнение набросков одноклассников в разных движениях. | Графические материалы, бумага. | | |
8 (8) | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. | Беседа о восприятии произведений искусства на тему «Понимание красоты человека». Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, С. Конёнков, В. Мухина, В. Серов | | | |
9 (9) | Выставка работ. Обобщение темы. | | | | |
Поэзия повседневности (7 ч) |
10 (1) | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | Изображение труда повседневных занятий человека в искусстве восточных цивилизаций. | Акварель, бумага, кисти. | | |
11 (2) | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр. | Беседа о системе жанров изобразительного искусства. А.Г. Венецианов, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, К.П. Брюллов | | | |
12 (3) | Сюжет и содержание в картине. | Создание композиции с сюжетом из своей повседневной жизни: «Завтрак», «Прогулка». | Гуашь, бумага, кисти. | | |
13 (4) | Жизнь каждого дня – большая тема в картине. | Выполнение набросков по памяти и по представлению на тему «На бульваре», «У витрины магазина» | Графический материал. | | |
14 (5) | Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). | Выполнение композиции на тему из жизни людей своего города. | Гуашь, бумага, кисти. | | |
15 (6) | Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). | | |
|
16 (7) | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. | Создание композиции на тему праздника в технике коллажа. | Гуашь, кисти, бумага, цветная бумага, ножницы, клей. | | |
| |
|
Великие темы жизни (10 ч) |
17 (1) | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. | Беседа. Появление станкового искусства, исторический и мифологический жанры. Искусство эпохи Возрождения | | | |
18 (2) | Тематическая картина в русском искусстве 20 века | Беседа о великих русских живописцах 19 века. Художественное объединение «Товарищество передвижников». Творчество В.И. Сурикова | | | |
19 (3) | Процесс работы над тематической картиной. | Беседа, выбор темы из истории нашей Родины, сбор композиционного материала. | Графический материал. | | |
20 (4) | Процесс работы над тематической картиной. | | |
|
21 (5) | Библейские темы в изобразительном искусстве. | Беседы о древнерусской живописи- иконописи. Создание композиции на библейские темы «Святое семейство», «Рождество» и др. Андрей Рублёв, Дионисий, А. Иванов. Рембрандт ван Рейн, А. Дюрер | Гуашь, бумага, кисти. | | |
22 (6) | Библейские темы в изобразительном искусстве. | | |
|
23 (7) | Монументальная скульптура и образ истории народа. | Беседа. Создание макета памятника, посвященного историческому сюжету. С. Конёнков, В. Мухина | Графический материал, пластилин, стеки. | | |
24 (8) | Монументальная скульптура и образ истории народа. | | |
|
25 (9) | Место и роль картины в изобразительном искусстве 20 века. | Беседа и дискуссия. Традиции и новаторство. Представление о художественных направлениях XX века (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявление модернизма). Понимание смысла деятельности художника в современном мире | | | |
26 (10) | Множественность изобразительных языков в российском искусстве. | Беседа о творчестве художников 2 половины 20 века. | | | |
Реальность жизни и художественный образ (8 ч) |
27 (1) | Художественные творческие проекты | Выбор темы, выполнение эскизов по теме «Жизнь в моём городе столетие назад». | По выбору обучающихся. | | |
28 (2) | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | Знакомство с творческим объединением «Мир искусства». Стилевое единство изображения и текста. Художники книги Г. Доре, И. Билибин, В. Лебедев, В. Фаворский, Т. Маврина, В. Васнецов. Выбрать литературное произведение, сделать эскизы иллюстраций к ярким эпизода. | Гуашь, бумага, кисти. | | |
29 (3) | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | | |
|
30 (4) | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | Беседа и анализ произведения изобразительного искусства. | | | |
31 (5) | Зрительские умения и их значение для современного человека | Беседа. | | | |
32 (6) | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изо. искусства. | Беседа и анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению. | | | |
33 (7) | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | Беседа. | | | |
34 (8) | Крупнейшие музеи изо искусства и их роль в культуре. | Беседа. Лувр. Прадо. Дрезденская галерея и др. | | | |