СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Историческое путешествие» (интерактивная экскурсия) для учащихся 5 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Историческое путешествие» (Интерактивная экскурсия), направление: историческое краеведение разработана для учащихся 5 класса. Интерактивная экскурсия – это экскурсионная программа, предполагающая активное включение экскурсантов в мероприятие, взаимодействие всех участников между собой в современном музейном пространстве. 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Историческое путешествие» (интерактивная экскурсия) для учащихся 5 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лесоперевалочной СОШ – №2



Рекомендовано:

Утверждено:

Методическим объединением

учителей истории и обществознания

приказом №

МБОУ

Лесоперевалочная СОШ – №2

Протокол №

от « » ________ 2018 г.


« » ________ 2018г.




Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Историческое путешествие»

Интерактивная экскурсия.

Направление: историческое краеведение

для 5 «Б» класса











Составитель: Псарева Т.Н.,

учитель истории и обществознания.

Первая квалификационная категория.












с.Бельтирское, 2018 г.

Пояснительная записка



  • Федеральным Законом от 29.12.2012 г №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего (Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного начального общего образования»,

  • Приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лесоперевалочная СОШ - №

  • Образовательной программой основного и среднего общего образования школы .

  • Комплексной образовательной модульной программой внеурочной деятельности. 5-11 кл. Тартышняя М. А.- Волгоград : Учитель, 2015

Цели программы «Историческое путешествие»:

Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по историческому краеведению; для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям; для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

  • Формирование мотивации к исследованию информационных источников; проектированию индивидуального маршрута творческого саморазвития; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

2. Общая характеристика

Задачи программы

Интерактивная экскурсия – это экскурсионная программа, предполагающая активное включение экскурсантов в мероприятие, взаимодействие всех участников между собой в современном музейном пространстве. 

Обучающие:

  • Приобретение школьниками знаний об истории своей семьи и Отечества; о русских и хакасских традициях, народных играх;

  • Формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного способа поиска, нахождения и обработки информации; о правилах поведения исследования.

  • Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании истории, культуры РФ и РХ.

  • Формирование устойчивой мотивации к изучению традиций родного народа;

  • Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.

Воспитывающие:

  • Развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через изучении истории и культурного наследия родного края;

  • Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • Воспитание любви и уважения к родному краю, истории своего народа, своей семьи; интереса к чтению литературы.

Развивающие:

  • Сбор информации по определенной теме;

  • Развитие смекалки и сообразительности;

  • Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • Развитие умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературы.

  • Обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, литературными, информационными источниками.

Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно – деятельного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно – исследовательском направлении.

Принципы реализации программы внеурочной деятельности:

  • Непрерывность образования и воспитания личностных качеств, школьника как механизма обеспечения полноты и целостности образовательного и воспитательного процесса;

  • Признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;

  • Принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

  • Принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;

  • Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях освоения каждого конкретного предмета;

  • Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы ;

  • Принцип гуманизации и гуманитаризации – ориентация обучающихся в системе ценностей и содействие включению в диалог разных культур;

  • Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты

  • Возможность свободного самоопределения и самореализации

  • Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка

  • Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир

  • Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся

  • Взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования

  • Непрерывность дополнительного образования

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности

  • Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования

  • Системность организации управления учебно-воспитательным процессом

  • Баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями





Дидактические принципы реализации программы:

  • Занимательность

  • Сознательность и активность

  • Научность

  • Наглядность

  • Доступность

  • Связь теории с практикой

  • Индивидуальный подход к учащимся

Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка

  • Дифференциации

  • Проектной деятельности

  • Игровые

  • Здоровьесберегающие

  • Информационные и коммуникативные

Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:

позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;

позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.

Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.

Это взаимодействие строится на следующих принципах:

Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.

Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.

Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.

3. Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в соответствии с календарным учебным графиком. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. Продолжительность занятия – 40 минут.

Работа ведется во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы.



4. Личностные, метапредметные, предметные результаты

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.

Личностные результаты

  • Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.


Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • свободно пользоваться справочной литературой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

  • умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.

Коммуникативные:

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты (презентации) разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • владение разными видами монолога и диалога;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

  • совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Рефлексивные:

  • оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме, проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон, выполняемой предметной, метапредметной личностно ориентированной деятельности;

  • применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.

В процессе формирования метапредметных результатов создается особая деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.

Предметные:

(ПР1) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;

(ПР2) приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

(ПР3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

(ПР4) формирование умения определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

(ПР5) использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

(ПР6) проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

(ПР7) описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

(ПР8) раскрывать характерные, существенные черты:

а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);

б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

(ПР9) объяснять,в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

(ПР10) давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.


Содержание курса

№п/п

Раздел

Количество часов

1

Вводное занятие. Что такое интерактивная экскурсия

2

2

Виртуальные экскурсии по музеям мира.

3

3

Виртуальные экскурсии по музеям Хакасии и Красноярского края.

5

4

Реальные экскурсии.

3

5

Этапы подготовки и проведения экскурсии.

11

6

Составление квеста, мастер-класса по теме выбранной экскурсии.

3

7

Составление презентации.

2

8

Защита, проведение экскурсии.

3


Всего

32

Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Историческое путешествие». Интерактивная экскурсия.

№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема занятия

1

3.10


Вводное занятие.


2

10.10


Что такое интерактивная и виртуальная экскурсия.


3

17.10


Виртуальные экскурсии по музеям мира и России. Лувр. Египетская коллекция.

4

24.10


Виртуальные экскурсии по музеям мира. Эрмитаж.


5

31.10


Виртуальные Экскурсии по музеям мира. Государственный музей изобразительного искусства им. Пушкина А. С.

6

3.11


Реальная экскурсия в музей «Хуртуях- Тас»


7

14.11


Виртуальная экскурсия в Красноярский краеведческий музей.

8

21.11


Виртуальная экскурсия в музей с. Шушенское.


9

28.11


Виртуальная экскурсия в Минусинский краеведческий музей.

10

5.12


Виртуальная экскурсия «Салбыкский курган»


11

12.12


Виртуальная экскурсия «Музей Усть-Сос»


12

19.12


Знакомство с экспонатами школьного музея.


13

26.12


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Выбор объекта.

14

16.01


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Выбор объекта.

15

23.01


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Варианты построения маршрута экскурсии.

16

30.01


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Варианты построения маршрута экскурсии.

17

6.02


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Типы экскурсий.

18

13.02


Этапы подготовки и проведения экскурсии.Типы экскурсий.

19

20.02


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Текст экскурсии.

20

27.02


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Текст экскурсии.

21

6.03


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Портфель экскурсовода.

22

13.03


Этапы подготовки и проведения экскурсии. Портфель экскурсовода.

23

20.03


Бортовой журнал участника экскурсии.

24

27.03


Реальная экскурсия по окрестностностям с. Бельтирское

25

3.04


Составление квеста, мастер-класса по теме выбранной экскурсии.

26

10.04


Составление квеста, мастер-класса по теме выбранной экскурсии.

27

17.04


Составление квеста, мастер-класса по теме выбранной экскурсии.

28

24.04


Составление презентации.

29

8.05


Составление презентации.

30

15.05


Защита, проведение экскурсии.

31

22.05


Защита, проведение экскурсии.

32

29.05


Защита, проведение экскурсии.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!