Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лесоперевалочной СОШ – №2
Рекомендовано: | Утверждено: |
Методическим объединением учителей истории и обществознания | приказом № МБОУ Лесоперевалочная СОШ – №2 |
Протокол № от « » ________ 2018 г. | « » ________ 2018г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Историческое путешествие»
Интерактивная экскурсия.
Направление: историческое краеведение
для 5 «Б» класса
Составитель: Псарева Т.Н.,
учитель истории и обществознания.
Первая квалификационная категория.
с.Бельтирское, 2018 г.
Пояснительная записка
Федеральным Законом от 29.12.2012 г №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего (Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного начального общего образования»,
Приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лесоперевалочная СОШ - №
Образовательной программой основного и среднего общего образования школы .
Комплексной образовательной модульной программой внеурочной деятельности. 5-11 кл. Тартышняя М. А.- Волгоград : Учитель, 2015
Цели программы «Историческое путешествие»:
Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по историческому краеведению; для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям; для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
Формирование мотивации к исследованию информационных источников; проектированию индивидуального маршрута творческого саморазвития; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
2. Общая характеристика
Задачи программы
Интерактивная экскурсия – это экскурсионная программа, предполагающая активное включение экскурсантов в мероприятие, взаимодействие всех участников между собой в современном музейном пространстве.
Обучающие:
Приобретение школьниками знаний об истории своей семьи и Отечества; о русских и хакасских традициях, народных играх;
Формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного способа поиска, нахождения и обработки информации; о правилах поведения исследования.
Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании истории, культуры РФ и РХ.
Формирование устойчивой мотивации к изучению традиций родного народа;
Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
Воспитывающие:
Развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через изучении истории и культурного наследия родного края;
Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
Воспитание любви и уважения к родному краю, истории своего народа, своей семьи; интереса к чтению литературы.
Развивающие:
Сбор информации по определенной теме;
Развитие смекалки и сообразительности;
Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
Развитие умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературы.
Обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, литературными, информационными источниками.
Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно – деятельного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно – исследовательском направлении.
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
Непрерывность образования и воспитания личностных качеств, школьника как механизма обеспечения полноты и целостности образовательного и воспитательного процесса;
Признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;
Принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
Принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях освоения каждого конкретного предмета;
Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы ;
Принцип гуманизации и гуманитаризации – ориентация обучающихся в системе ценностей и содействие включению в диалог разных культур;
Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты
Возможность свободного самоопределения и самореализации
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир
Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся
Взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования
Непрерывность дополнительного образования
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности
Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования
Системность организации управления учебно-воспитательным процессом
Баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями
Дидактические принципы реализации программы:
Занимательность
Сознательность и активность
Научность
Наглядность
Доступность
Связь теории с практикой
Индивидуальный подход к учащимся
Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка
Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:
- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;
- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;
- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.
Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.
Это взаимодействие строится на следующих принципах:
Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.
Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.
3. Описание места внеурочной деятельности в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в соответствии с календарным учебным графиком. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. Продолжительность занятия – 40 минут.
Работа ведется во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.
Личностные результаты
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Коммуникативные:
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты (презентации) разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Рефлексивные:
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме, проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон, выполняемой предметной, метапредметной личностно ориентированной деятельности;
применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.
В процессе формирования метапредметных результатов создается особая деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.
Предметные:
(ПР1) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
(ПР2) приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
(ПР3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
(ПР4) формирование умения определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
(ПР5) использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
(ПР6) проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
(ПР7) описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
(ПР8) раскрывать характерные, существенные черты:
а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);
б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
(ПР9) объяснять,в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
(ПР10) давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Содержание курса
№п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Что такое интерактивная экскурсия | 2 |
2 | Виртуальные экскурсии по музеям мира. | 3 |
3 | Виртуальные экскурсии по музеям Хакасии и Красноярского края. | 5 |
4 | Реальные экскурсии. | 3 |
5 | Этапы подготовки и проведения экскурсии. | 11 |
6 | Составление квеста, мастер-класса по теме выбранной экскурсии. | 3 |
7 | Составление презентации. | 2 |
8 | Защита, проведение экскурсии. | 3 |
| Всего | 32 |
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Историческое путешествие». Интерактивная экскурсия.
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема занятия |
1 | 3.10 | | Вводное занятие. |
2 | 10.10 | | Что такое интерактивная и виртуальная экскурсия. |
3 | 17.10 | | Виртуальные экскурсии по музеям мира и России. Лувр. Египетская коллекция. |
4 | 24.10 | | Виртуальные экскурсии по музеям мира. Эрмитаж. |
5 | 31.10 | | Виртуальные Экскурсии по музеям мира. Государственный музей изобразительного искусства им. Пушкина А. С. |
6 | 3.11 | | Реальная экскурсия в музей «Хуртуях- Тас» |
7 | 14.11 | | Виртуальная экскурсия в Красноярский краеведческий музей. |
8 | 21.11 | | Виртуальная экскурсия в музей с. Шушенское. |
9 | 28.11 | | Виртуальная экскурсия в Минусинский краеведческий музей. |
10 | 5.12 | | Виртуальная экскурсия «Салбыкский курган» |
11 | 12.12 | | Виртуальная экскурсия «Музей Усть-Сос» |
12 | 19.12 | | Знакомство с экспонатами школьного музея. |
13 | 26.12 | | Этапы подготовки и проведения экскурсии. Выбор объекта. |
14 | 16.01 | | Этапы подготовки и проведения экскурсии. Выбор объекта. |
15 | 23.01 | | Этапы подготовки и проведения экскурсии. Варианты построения маршрута экскурсии. |
16 | 30.01 | | Этапы подготовки и проведения экскурсии. Варианты построения маршрута экскурсии. |
17 | 6.02 | | Этапы подготовки и проведения экскурсии. Типы экскурсий. |
18 | 13.02 | | Этапы подготовки и проведения экскурсии.Типы экскурсий. |
19 | 20.02 | | Этапы подготовки и проведения экскурсии. Текст экскурсии. |
20 | 27.02 | | Этапы подготовки и проведения экскурсии. Текст экскурсии. |
21 | 6.03 | | Этапы подготовки и проведения экскурсии. Портфель экскурсовода. |
22 | 13.03 | | Этапы подготовки и проведения экскурсии. Портфель экскурсовода. |
23 | 20.03 | | Бортовой журнал участника экскурсии. |
24 | 27.03 | | Реальная экскурсия по окрестностностям с. Бельтирское |
25 | 3.04 | | Составление квеста, мастер-класса по теме выбранной экскурсии. |
26 | 10.04 | | Составление квеста, мастер-класса по теме выбранной экскурсии. |
27 | 17.04 | | Составление квеста, мастер-класса по теме выбранной экскурсии. |
28 | 24.04 | | Составление презентации. |
29 | 8.05 | | Составление презентации. |
30 | 15.05 | | Защита, проведение экскурсии. |
31 | 22.05 | | Защита, проведение экскурсии. |
32 | 29.05 | | Защита, проведение экскурсии. |