СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Человек и общество» в 9 - 10 классе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Человек и общество» в 9 - 10 классе»














Рабочая программа

внеурочной деятельности





«Человек и общество»


в 9 - 10 классе



















Составитель:

Захарченко Галина Владимировна, учитель истории и обществознания

















Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования на основании:

-ФЗ № 273 от 29.12. 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

-федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях". С изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.

- положения об организации внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №39».


Цель программы: формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять обществоведческие знания в жизни.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений.



Особенности программы, реализуемые подходы.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач обучения в основной школе, возрастных потребностей и познавательных возможностей обучающихся 10 класса, особенностей их социализации, а также ресурса времени, отводимого на изучение курса. Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика на практическую направленность.






В программе реализуются следующие установки:

- компетентностный подход;

- системный подход;

- деятельностный подход.

Место программы внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания» в учебном плане: программа внеурочной деятельности «Практическое обществознание» реализуется в 10 классе, 35 часа, 1 час в неделю. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий: занятия проводятся после всех уроков расписания.

Программа носит научно – познавательное, духовно-нравственное направление и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий.

Методы обучения:

- наглядный,

- практический,

- словесный,

- проектный,

- творческий.

В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности

       Знакомство  с теоретическим материалом,  анализ письменных источников по теме позволяют  формировать основы для научного исследования,  активизировать познавательную деятельность  обучающихся.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по обществознанию  основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа.   Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  


Виды деятельности:

- Работа с научно-популярной литературой.

- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

- Выполнение заданий по разграничению понятий.

- Систематизация материала.

- Просмотр фильмов.

- Анализ графиков, таблиц, схем.

- Анализ проблемных ситуаций.

- Подготовка и защита проектов.

- Работа с иллюстративным материалом.



Планируемые результаты


Личностными результатами являются:

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;






- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.


Метапредметные результаты:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

- владение различными видами публичных выступлений;

- умение выполнять познавательные и практические задания.


Предметные результаты:

- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания;

- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей;

- умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.


Содержание курса

Введение (2 ч.)

Особенности ГИА по обществознанию в данном учебном году. Организация и методика подготовки к ГИА по обществознанию. Требования к ГИА по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2020. Кодификатор и спецификация ГИА по обществознанию – 2020.

Тема 1. Социальная сфера общества (3 ч.)

Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и

социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль.

Социальное государство. Социальная политика государства.

Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс.

Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

Тема 2. Политическая сфера общества (4 ч.)

Политическая система. Структура политической системы; функции политической

системы.





Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая

идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового

государства.

Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.

Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат.


Избирательные

системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

Тема 3. Правовая сфера общества (4 ч.)

Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли

права. Основные понятия и нормы государственного, административного,

гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.

Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и

виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 4. Общество (4 ч.)

Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа.

Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные институты.

Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения.

Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Тема 5. Человек (4 ч.)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность

человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.

Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение,

Творчество.

Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность.

Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и

ответственность личности.


Тема 6. Духовная сфера общества (2 ч.)

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная,

элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.

Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль

науки в условиях НТР. Образование и самообразование.

Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые

религии.


Тема 7. Познание (3 ч.)

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и еѐ критерии.







Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.

Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание.

Социальное познание. Науки о человеке и обществе.

Решение тестовых заданий части А.


Тема 8. Экономическая сфера общества (4 ч.)

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы

производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.

Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.

Многообразие рынков. Собственность и еѐ формы. Национализация и приватизация

собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.

Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост.

Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и

функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.


Тема 9. Решение заданий различных типов (2 ч.)

Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию.

Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

Тема 10. Решение заданий части 2. (2 ч.)

Задания 21-24. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос

Задание 25 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).

Задание 26 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).

Задание 27 (Решение познавательных задач).

Задание 28 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).

Задание 29 Эссе. Алгоритм написания мини - сочинения по обществознанию.

Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате).

Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание».

Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания.

Приведение аргументов «за» и «против»



Календарно-тематический план


п/п

Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения


Введение.



1-2

Вводное занятие. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году

2



Тема 1. Социальная сфера.

3


3

Социальная система.

1


4

Семья и брак как социальные институты.

1


5

Социальный конфликт и пути его разрешения.

1



Тема 2. Политическая сфера

4


6

Политическая система еѐ структура и функции.

1


7

Признаки, функции, формы государства.

1


8

Политический плюрализм.

1


9

Структура политической власти в РФ.

1



Тема 3. Право.

4


10

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, нормы.

1


11

Права человека.

1


12

Конституция РФ.

1


13

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

1



Тема 4. Общество.

4


14

Общество- сложная, динамично развивающиеся система.

1


15

Общество- сложная, динамично развивающиеся система.

1


16

Ступени развития общества.

1


17

Ступени развития общества.

1



Тема 5. Человек.

4


18

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

1


19

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

1


20

Многообразие видов деятельности человека.

1


21

Человек в системе социальных связей.

1



Тема 6. Духовная сфера.

2


22

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.

1


23

Наука и образование. Мораль. Религия.

1



Тема 7. Познание.

3


24

Познание мира.

1


25

Многообразие форм человеческого знания.

1


26

Решение заданий 1 части ЕГЭ.

1



Тема 8. Экономическая сфера.

4


27

Экономика: наука и хозяйство.

1


28

Экономические системы.

1


29

Многообразие рынков.

1


30

Рыночные отношения.

1



Тема 9. Решение заданий различных типов.

2


31

Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию.

Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия.

1


32

Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

1



Тема 10. Решение заданий части 2.

2


33

Решение заданий 21-27

1


34

Решение заданий 28-29.

1



итого

34




Тематическое планирование

№ п/п


Наименование разделов, тем


Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)


1

введение

2

Раскрывать соотношение понятий «природа» и «общество»; «общество» и «культура». С помощью причинно-следственного анализа устанавливать взаимосвязь общества и природы. Исследовать практические ситуации, связанные с влиянием общества на природуРаскрывать смысл понятий «глобализация», «общественный прогресс», «общественный регресс» и конкретизировать их примерами. Высказывать суждения о причинах и последствиях глобализации.

Характеризовать сущность процесса глобализации, глобальных проблем, их отличий от проблем локальных. Иллюстрировать проявления различных глобальных проблем с помощью примеров,

самостоятельно отобранных из СМИ. Описывать противоречивость социального прогресса, конкретизировать проявления прогрессивных и регрессивных изменений с привлечением материала курса истории. Извлекать из различных источников, систематизировать и оценивать социальную

информацию о глобализации современного мира, использовать её для написания эссе, реферата, подготовки устного выступления. Выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений. Опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, оценивать тенденции и перспективы общественного развития

2

Социальная сфера

3

Описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества. Раскрывать смысл понятия «социальный институт».Объяснять роль социальных институтов в жизни общества Называть (перечислять) формы объединения людей. Характеризовать особенности деятельности человека, её отличия от любых форм активности животных. Объяснять природу и характер общественных отношений. Раскрывать соотношение понятий «природа» и «общество»; «общество» и «культура». С помощью причинно-следственного анализа устанавливать взаимосвязь общества и природы. Исследовать практические ситуации, связанные с влиянием общества на природу Раскрывать смысл понятий «глобализация», «общественный прогресс», «общественный регресс» и конкретизировать их примерами. Высказывать суждения о причинах и последствиях глобализации.

Характеризовать сущность процесса глобализации, глобальных проблем, их отличий от проблем локальных. Иллюстрировать проявления различных глобальных проблем с помощью примеров,

самостоятельно отобранных из СМИ. Описывать противоречивость социального прогресса, конкретизировать проявления прогрессивных и регрессивных изменений с привлечением материала курса истории. Извлекать из различных источников, систематизировать и оценивать социальную

информацию о глобализации современного мира, использовать её для написания эссе, реферата, подготовки устного выступления. Выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений. Опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, оценивать тенденции и перспективы общественного развития- выделять причины социального

неравенства в истории и

современном обществе;

- высказывать обоснованное

суждение о факторах,

обеспечивающих успешность

самореализации молодежи в

современных условиях;

- анализировать ситуации, связанные

с различными способами разрешения

социальных конфликтов;

- выражать собственное отношение к

различным способам разрешения

социальных конфликтов;

- толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к

различным этническим общностям и

религиозным конфессиям; оценивать

роль толерантности в современном

мире;

- находить и анализировать

социальную информацию о

тенденциях развития семьи в современном обществе;

- выявлять существенные параметры

демографической ситуации в России

на основе анализа данных переписи

населения в Российской Федерации,

давать им оценку;

- выявлять причины и последствия

отклоняющегося поведения,

объяснять с опорой на имеющиеся

знания способы преодоления

отклоняющегося поведения;

- анализировать численность

населения и динамику ее изменений

в мире и в России.



3

Политическая сфера

4

находить, анализировать

информацию о формировании

правового государства и

гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;

- выделять основные этапы

избирательной кампании;

- в перспективе осознанно

участвовать в избирательных

кампаниях;

- отбирать и систематизировать

информацию СМИ о функциях и

значении местного самоуправления;

- самостоятельно давать

аргументированную оценку личных

качеств и деятельности политических

лидеров;

- характеризовать особенности

политического процесса в России;

анализировать основные тенденции

современного политического процесса

4

Право

4

Излагать различные подходы к пониманию права. Выявлять достоинства и недостатки

естественно-правового и нормативного подходов. Характеризовать особенности естественного права. Перечислять естественные (неотчуждаемые) права человека. Объяснять взаимосвязь естественного и

позитивного права. Раскрывать гуманистический смысл естественного права

Раскрывать смысл понятий «право», «система права», «отрасль права», «институт права». Различать понятия «право» и «закон», иллюстрировать различия права и закона на примерах. Сопоставлять

право с другими социальными нормами. Перечислять признаки, объединяющие различные социальные

регуляторы и признаки, отличающие правовые нормы от других видов социальных норм. Классифицировать нормы и отрасли права. Называть основные отрасли российского права и сферы общественных отношений, ими регулируемые. Выявлять отличие института права от отрасли права.

Конкретизировать примерами понятие «институт права».

Раскрывать смысл понятий «правоотношение», «субъект права», «правонарушение», «юридическая ответственность». Показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных

отношений. Перечислять и конкретизировать фактами социальной жизни признаки правонарушения. Выявлять специфику преступления как вида правонарушения. Называть признаки юридической ответст-

венности и её основные виды. Описывать судебную систему РФ. Объяснять основную цель деятельности судебной системы. Характеризовать этапы развития права в России


5

итЧеловек

4

Называть (перечислять) формы объединения людей. Характеризовать особенности деятельности человека, её отличия от любых форм активности животных. Объяснять природу и характер общественных отношений. Раскрывать соотношение понятий «природа» и «общество»; «общество» и «культура». С помощью причинно-следственного анализа устанавливать взаимосвязь общества и природы. Исследовать практические ситуации, связанные с влиянием общества на природуРаскрывать смысл понятий «глобализация», «общественный прогресс», «общественный регресс» и конкретизировать их примерами. Высказывать суждения о причинах и последствиях глобализации.

Характеризовать сущность процесса глобализации, глобальных проблем, их отличий от проблем локальных. Иллюстрировать проявления различных глобальных проблем с помощью примеров,

самостоятельно отобранных из СМИ. Описывать противоречивость социального прогресса, конкретизировать проявления прогрессивных и регрессивных изменений с привлечением материала курса истории. Извлекать из различных источников, систематизировать и оценивать социальную

информацию о глобализации современного мира, использовать её для написания эссе, реферата, подготовки устного выступления. Выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений. Опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, оценивать тенденции и перспективы общественного развития



Духовная сфера

2

Описывать противоречивость социального прогресса, конкретизировать проявления прогрессивных и регрессивных изменений с привлечением материала курса истории. Извлекать из различных источников, систематизировать и оценивать социальную

информацию о глобализации современного мира, использовать её для написания эссе, реферата, подготовки устного выступления. Выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений. Опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, оценивать тенденции и перспективы общественного развития



Познание

3

Извлекать из различных источников, систематизировать и оценивать социальную

информацию о глобализации современного мира, использовать её для написания эссе, реферата, подготовки устного выступления. Выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений. Опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, оценивать тенденции и перспективы общественного развития


1

Экономическая сфера.

4

выделять и формулировать

характерные особенности рыночных

структур;

- выявлять противоречия рынка;

раскрывать роль и место фондового

рынка в рыночных структурах;

раскрывать возможности

финансирования малых и крупных

фирм;

- обосновывать выбор форм бизнеса в

конкретных ситуациях;

различать источники

финансирования малых и крупных

предприятий;

- определять практическое

назначение основных функций

менеджмента;

- определять место маркетинга в

деятельности организации;

- применять полученные знания для

выполнения социальных ролей

работника и производителя;

- оценивать свои возможности

трудоустройства в условиях рынка

труда;

- раскрывать фазы экономического

цикла;

- высказывать аргументированные

суждения о противоречивом влиянии

процессов глобализации на

различные стороны мирового

хозяйства и национальных экономик;

давать оценку противоречивым

последствиям экономической

глобализации;

- извлекать информацию из

различных источников для анализа

тенденций общемирового

экономического развития, экономического развития России.


Решение заданий различных типов

2



Решение заданий части 2 с21-29

2



итого


34




Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

1. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты ФИПИ, О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.,2019.

2 .Обществознание практикум. Подготовка к выполнению заданий часть 1-2. Е.Н. Калачева - М., Издательство «Экзамен», 2018

3. ЕГЭ- 2020. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся / Котова О.А., Лискова Т.Е. - М., 2018. 

Для учителя:

Конституция РФ

Декларация прав ребёнка.

Конвенция о правах ребёнка.

Контрольно-измерительные материалы для 11 класса. ФИПИ, 2018, 2019 гг.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Компьютерные презентации

  2. ПК

  3. http://www.socionet.ru - Соционет: информационное пространство по

общественным наукам.

  1. http://www.ifap.ru - Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики: базы

данных, статистическая информация




  1. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета

  2. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social - Обществознание в

школе.

  1. http://www.lenta.ru - актуальные новости общественной жизни.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!