СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Сольфеджио" ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной программы -  способствовать музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Сольфеджио" ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты"»

Областное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»





«ПРИНЯТО» « УТВЕРЖДАЮ»

Педагогическим советом Директор ОБОУ ДО

ОБОУ ДО «Обоянская ДШИ»

«Обоянская ДШИ» __________/А.И.Алтунин

Протокол № 5 Приказ№ 32

От 2 июня 2022 г. От 2 июня 2022 г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Предметная область ПО.02. «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«СОЛЬФЕДЖИО»

ПО.02.УП.01.


Срокреализации 5 (6) лет















г. Обоянь

2022г.


COГЛACOBAHO

на заседании преподавателей теоретического отделения

ОБОУ ДО «Обоянская ДШИ»

Протокол№ 5

От 2 июня 2022 г.



Зав.отделением / ____________________________


Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства .



Составитель: Барановская И. В.




Рецензент: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель программы - способствовать музыкально-эстетическому воспитанию обучающих­ся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, раз­витию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.


Задачи:

Целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обу­чающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических на­выков;

Воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка;

Формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при ис­полнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;

Выработка у обучающихся слуховых представлений.


Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.


В работе над реализацией вышеизложенных задач, используются следующие формы и методы:


Формы работы:

пение вокально-интонационных упражнений на основе внутриладовых тяготений; сольфеджирование музыкальных примеров в одно- и двухголосном изложении, в том числе и с листа;

интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада; слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального языка; метроритмические упражнения (индивидуально и в ансамбле);

различные виды творческих работ: подбор басового голоса, аккомпанемента, сочине­ние мелодии на заданный ритм или текст, досочинение ответных фраз, сочинение периодов, небольших жанровых пьес, выполнение вариаций на предложенную тему и т.д.; транспонирование;

При работе над закреплением теоретического материала и для удобства выполнения письменных практических работ, рекомендуется использовать «Рабочие тетради по сольфед­жио».


Методы работы:

Словесный;

Наглядный (использование пособий «Столбица», «Подвижная нота», «Светофор», «Музыкальное лото», дидактические карточки, ритмо-карточки, таблицы аккордов и интерва­лов, принадлежности для дидактических игр);

Проблемно-поисковый;

Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических игр);

Научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса);


Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 5 (6) лет обучения.

В соответствии с учебным планом, на предмет «Сольфеджио» с первого по пятый класс отводится 49,5 часов в год, из расчета -1,5 часа в неделю – аудиторного времени; на самостоятельную работу отводится 33 часа в год, из расчета 1 час в неделю.

Итого: на предмет «Сольфеджио» отводится: 247,5 часов – аудиторного времени, 165 часов - внеаудиторного времени. Максимальная учебная нагрузка составляет 412, 5 часов.


Курс сольфеджио включает в себя следующие разделы:

- вокально - интонационные навыки;

- сольфеджирование и пение с листа;

- воспитание чувства метроритма;

- воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);

- музыкальный диктант;

- воспитание творческих навыков;

- теоретические сведения.


Теоретические знания, получаемые обучающимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым му­зыкальным явлениям. Но любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи с его конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач педагога по сольфед­жио является выработка у учащихся слуховых представлений. Вся теоретическая работа долж­на опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской практики уча­щегося, а также для дальнейшей деятельности как музыканта — профессионала, так и любителя.

Необходимость освоения обучающимися сложного комплекса знаний и приобрете­ние ими целого ряда навыков, определённых программой по сольфеджио, требует от препода­вателя высокого педагогического мастерства, творческой инициативы, любви к своей работе.

Большую роль играет планирование учебного процесса в целом, а также тщательная подготовка каждого урока, подбор музыкального материала.


Формы проведения уроков и домашних заданий:

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

Интегрированный урок (сольфеджио + музыкальная литература, сольфеджио + хор);

Открытые уроки с присутствием родителей;

Зачет по накопленным творческим навыкам;

Контрольный урок-эстафета в младших классах;

Урок - путешествие;

Урок - состязание;

Конкурсы, викторины, познавательные игры по сольфеджио.

Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и на­выки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.


Условия реализации данной программы:

Наличие учебных групп (не менее 4 человек);

Наличие учебных пособий для обучающихся, методической литературы;

Наличие наборов шумовых инструментов;

Наличие фоно - и аудиотеки;

Наличие дидактического раздаточного материала;

Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому клас­су, музыкальной литературе;

Соблюдение межпредметных связей;

Сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом;

Активный поиск новых форм и методов преподавания сольфеджио, самообразование

педагогов.



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Название раздела, темы

Вид учеб-

ного занятия

Общий объем времени

(в часах)


Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Вокально - интонационные










навыки

Урок

16

8

13

2

Сольфеджирование и пение с ллллллллиста

Урок

9

4

6,5

3

Воспитание чувства метроритма

Урок

10

5

6

4

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Урок

8

4

4

5

Музыкальный диктант

Урок

8

4

7

6

Воспитание творческих навыков

Урок

8

4

7

7

Теоретические сведения

Урок

6

3

6


Итого:


65

32

49,5


Контрольные занятия




2


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Название раздела, темы

Вид учеб-

ного занятия

Общий объем времени

(в часах)


Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Вокально - интонационные навыки

Урок

20

7

13

2

Сольфеджирование и пение с листа

Урок

11,5

5

6,5

3

Воспитание чувства метроритма

Урок

11

5

6

4

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Урок

8

4

4

5

Музыкальный диктант

Урок

10

3

7

6

Воспитание творческих навыков

Урок

12

5

7

7

Теоретические сведения

Урок

10

4

6


Итого:


82,5

33

49,5


Контрольные занятия




2



ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Название раздела, темы

Вид учеб-

ного занятия

Общий объем времени

(в часах)


Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Вокально - интонационные навыки

Урок

20

7

13

2

Сольфеджирование и пение с листа

Урок

11,5

5

6,5

3

Воспитание чувства метроритма

Урок

11

5

6

4

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Урок

8

4

4

5

Музыкальный диктант

Урок

10

3

7

6

Воспитание творческих навыков

Урок

12

5

7

7

Теоретические сведения

Урок

10

4

6


Итого:


82,5

33

49,5


Контрольные занятия




2


ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Название раздела, темы

Вид учеб-

ного занятия

Общий объем времени

(в часах)


Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Вокально - интонационные навыки

Урок

20

7

13

2

Сольфеджирование и пение с листа

Урок

11,5

5

6,5

3

Воспитание чувства метроритма

Урок

11

5

6

4

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Урок

9

5

4

5

Музыкальный диктант

Урок

10

3

7

6

Воспитание творческих навыков

Урок

11

4

7

7

Теоретические сведения

Урок

10

4

6


Итого:


82,5

33

49,5


Контрольные занятия




2



ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Название раздела, темы

Вид учеб-

ного занятия

Общий объем времени

(в часах)







Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Вокально - интонационные навыки

Урок

20

7

13

2

Сольфеджирование и пение с листа

Урок

11,5

5

6,5

3

Воспитание чувства метроритма

Урок

11

5

6

4

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Урок

8

4

4

5

Музыкальный диктант

Урок

11

4

7

6

Воспитание творческих навыков

Урок

11

4

7

7

Теоретические сведения

Урок

10

4

6


Итого:


82,5

33

49,5


Контрольные занятия




2



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Сольфеджио - дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. По окончании ДШИ обучающийся должен уметь применить свои знания и навыки на практике - уметь правильно и интонационно точно петь выученный или незнакомый музыкальный отрывок, подобрать мелодию, несложный аккомпанемент, записать музыкальную фразу, тему и т.д. Для выработки таких навыков на уроке уделяется большее внимание практической значимости предмета «Сольфеджио», т.е. развитию и воспитанию умения импровизировать, подбирать аккомпанемент, сочинять несложные музыкальные темы, мелодии, их варьировать и т.д.


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Общие задачи:

Привить детям любовь и интерес к музыке

Накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкально-художественного вкуса

Выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей Развитие в ребенке заинтересованности, восприимчивости, творческой активности, умения дисциплинированно участвовать в музицировании

Формирование первоначальных музыкальных знаний и навыков Приобретение элементарных знаний по музыкальной грамоте.


Формы реализации этих задач:

формирование вокально-интонационных навыков

умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции;

пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона;

пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетра­хордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков); мажорного и минорного трезвучия от звуков; пение в унисон;

сольфеджирование и пение с листа:

пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него; транспонирование песенок от разных звуков;

пение нотных примеров, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы;

скачки на тонику и опевание;

ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, 3/4;

целая нота, размер 4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые;

затакт: четверть, две восьмые;

воспитание чувства метроритма:

ощущение равномерности пульсирующих долей;

осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии;

повторение ритмического рисунка;

навыки тактирования, дирижирования;

сольмизация муз. примеров;

исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням;

узнавание мелодии по ритмическому рисунку.

воспитание музыкального восприятия (анализ на слух):

определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада, ко­личества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов; отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора; анализ несложных мелодических оборотов.

Музыкальный материал:

П. Чайковский “Полька”, “Шарманщик поет”, “Немецкая песенка”.

Ф. Шуберт “Экосез”, “Вальс”

J1. Бетховен “Контрданс”,

Раков “Полька”,

С. Рахманинов” Итальянская полька”


Музыкальный диктант:

подготовительные упражнения: пропевание небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог;

письменные упражнения для выработки навыков нотописания; запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка; мелодий в объеме 2-4 тактов в пройденных тональностях; фотодиктант.

воспитание творческих навыков:

допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков в пройденных тональ­ностях;

сочинение и досочинение мелодии на заданный ритм и текст; сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным произведениям; подбор баса к выученным мелодиям; запись несложных сочиненных мелодий;

подбор по слуху знакомых мелодий от звука и в пройденных тональностях; рисунки к прослушиваемым произведениям.


Методы реализации этих задач:

Метод развивающего обучения;

Проблемно-поисковый метод;

Метод игровой мотивации;

Наглядный метод;

Концентрический метод изучения теоретических сведений.


Теоретические сведения

Понятия:

звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, опевание;

устойчивость и неустойчивость;

тональность, тоника, тоническое трезвучие в гармоническом и мелодическом звучании; мажор и минор;

аккорд;

тон, полутон; строение мажорной гаммы;

скрипичный и басовый ключи;

ключевые знаки, диез, бемоль, транспонирование;

темп, размер, тактовая черта, сильная доля, затакт; фраза, куплет (запев, припев), реприза, динамические оттен­ки (форте и пиано);

мелодия и аккомпанемент.

Понятие о высоких и низких звуках. Знакомство с клавиату­рой и регистрами. Октавы. Названия звуков. Нотный стан. Пер­воначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей, обозначение размера, тактовой черты и т. д.). Цифровое обозначение ступеней.

Тональности: До, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль мажор.

Сопоставление одноименных мажора и минора на примере песен.

Понятие параллельности тональностей (для подвинутых групп). Тональность ля минор.

Ритмические длительности: четверть, две восьмых, половинная половинная с точкой, целая; их сочетания в размерах: 2/4, 3/4, 4/4.

Паузы: целая, четвертная, половинная, восьмая.

Проигрывание на фортепиано пройденных песен и упражнений в тональностях.



ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Общие задачи:

на основе выработанных в 1 классе умений и навыков вести дальнейшую работу над формированием музыкального мышления, развитием музыкального слуха, музыкальной памяти, закреплением усвоенных понятий и терминов;

продолжить изучение новых теоретических сведений;

расширять творческие приемы развития слуха на основе импровизации.


Формы реализации этих задач:

формирование вокально-интонационных навыков:

пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетра­хордов;

пение тона и полутона на слог и названием звуков;

пение пройденных интервалов (кроме секунды) двухголосно, способом «наслаива­ния» или взятых одновременно;

пение простейших секвенций;

пение мажорного и минорного трезвучия в ладу и от звуков.

сольфеджирование и пение с листа:

пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него; пение с листа простейших мелодий с названием звуков, на нейтральный слог с ди­рижированием или тактированием;

транспонирование песенок от разных звуков и в пройденных тональностях; пение нотных примеров с дирижированием, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы, скачки на тонику и опевание; чередование пения вслух и « про себя»;

ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, 3/4 и новые: четверть с точкой

и восьмая;

целая нота, размер 4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые; затакт: четверть, две восьмые.

воспитание чувства метроритма:

повторение ритмического рисунка ритмослогами;

выстукивание ритмического рисунка нотного примера, по ритмокарточкам;

узнавание мелодии по ритмическому рисунку;

дирижирование в размерах 2/4, 3/4 , 4/4;

сольмизация музыкальных примеров;

ритмическое остинато, ритмический канон;

ритмический ансамбль, простейшие ритмические партитуры;

ритмический диктант.

воспитание музыкального восприятия:

определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада, ко­личества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов;

отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора в мелодическом и гармоническом

виде;

анализ несложных мелодических оборотов, включающих движение по звукам тони­ческого трезвучия, сочетания отдельных ступеней;

пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом виде.


Музыкальный материал:

П. Чайковский “вальс”, « Болезнь куклы”, “Новая кукла”;

Ф. Шуберт “Вальс”;

С. Прокофьев « Вальс».


Музыкальный диктант:

подготовительные упражнения;

запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка; диктант с предварительным разбором; запись мелодий, подобранных на фортепиано; фотодиктант.

воспитание творческих навыков:

допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков импровизация мелодии на заданный ритм и текст сочинение мелодических вариантов фразы

подбор второго голоса с использованием пройденных интервалов

подбор баса к выученным мелодиям

запись сочиненных мелодий

рисунки к прослушиваемым произведениям


Теоретические сведения

Понятия:

переменный лад, параллельные тональности, три вида минора, тетрахорд, бекар;

интервал, обращение, разрешение;

мотив, фраза, секвенция;

фермата.

Тональности: До, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль мажор; ля, ми, си, ре, соль минор (3-х видов).

Ритмические длительности: основные, четверть с точкой и восьмая, их сочетания в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Затакт: четверть, две восьмые, восьмая.

Интервалы: прима, б. и м. 2, б. и м. 3, ч. 4, ч. 5, б. и м. 6, ув. 2 в гармоническом миноре (для подвинутых обучающихся), ч. 8; умение построить их в пройденных тональностях.

Тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тонально­стях.

Проигрывание на фортепиано (помимо фортепиано желательно использовать народные и духовые инстументы):

выученных мелодий в пройденных тональностях;

тонического трезвучия с обращениями, гамм, отдельных сту­пеней, интервалов в пройденных тональностях.

Анализ музыкального текста: определение тональности, разме­ра, темпа, ритмических групп в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.

Знакомство с музыкальными терминами, встречающимися в музыкальном материале.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Общие задачи:

закрепление и углубление знаний и навыков, полученных во 2 класс, дальнейшее развитие музыкального слуха, укрепление вокально- интонационных навыков;

закрепление изученных и освоение новых теоретических сведений; дальнейшее развитие творческих способностей.


Формы реализации этих задач:

формирование вокально-интонационных навыков пение:

мажорных и минорных гамм (3 вида);

тонических трезвучий и их обращений в пройденных тональностях; мелодических оборотов, включающих в себя скачки с 1 ступени на 5, опевание ус­тойчивых ступеней, движение по тетрахордам, трезвучию и его обращениям; пройденных интервалов в тональности и вне лада; диатонических секвенций;

упражнений в переменном ладу; интервалов двухголосно; трезвучий трехголосно; упражнений на обращение трезвучий.

сольфеджирование и пение с листа

более сложных песен, выученных на слух и по нотам

с листа мелодий в пройденных тональностях, включающих интонации знакомых аккордов и интервалов

разучивание 2-х голосных песен, транспонирование;

ритмические группы: восьмая и две шестнадцатых, четверть с точкой и восьмая в пройден­ных размерах; в размере 3/8


Воспитание чувства ритма:

упражнения с использованием пройденных длительностей

более сложные виды затактов

ритмическое остинато, ритмический канон

исполнение ритмических партитур двумя руками и в ансамбле

ритмический диктант

сольмизация нотных примеров

воспитание музыкального восприятия

определение на слух и осознание : характера муз. произведения, лада, количества фраз, размера, интервалов и аккордов, ритмических особенностей, темпа, динамических от­тенков

мелодических оборотов, включающих движение по тоническому трезвучию и его обращениям

интонации пройденных, интервалов, остановки на V и II ступенях, опевание, скачки на V, II, VI ступени и др.

определение интервалов в ладу и от звука в мелодическом и гармоническом звуча­нии

трезвучий главных ступеней в мажоре и миноре.


Музыкальный материал:

М Глинка ”Полька”, П. Чайковский ’’Мой Лизочек”, С. Прокофьев” Марш, Майкапар ”Мотылек”,

Р. Шуман “ Дед Мороз” и др.


Музыкальный диктант:

все формы устного диктанта

письменный диктант в объеме 4-8 тактов, включающий освоенные мелодические обороты и ритмические группы, тембровые диктанты

воспитание творческих навыков

импровизация на заданный ритм и текст

импровизация ответного предложения в параллельной тональности сочинение жанровых разнохарактерных мелодий с использованием пройденных интервалов, аккордов, мелодических оборотов в тональностях до 3-х знаков, подбор аккомпанемента, запись сочиненных мелодий


Теоретические сведения

Понятия:

обращения трезвучий;

главные трезвучия лада (трезвучия главных ступеней);

септ­аккорд;

доминантсептаккорд (Д7) в основном виде с разрешением в мажоре и гармоническом миноре; трехчастная форма, реприза;

канон.

Тональности мажорные и минорные до 3-х знаков в ключе.


Размер 3/8. Пауза — шестнадцатая.

Интервале: б. 6 и м. 6 в пройденных тональностях, м. 7 на V ступени мажора и гармонического минора, б. 7 на I ступени ма­жора, ув. 4, ум. 5 на IV и VII ступенях (для подвинутых групп), ув. 2 с разрешением в гармоническом миноре.

Аккорды: главные трезвучия лада, Д7 с разрешением в мажо­ре и гармоническом миноре, обращения трезвучий от звука.

Проигрывание на фортепиано:

выученных мелодий в пройденных тональностях;

главных трезвучий лада (тонического, субдоминантового, до­минантового), обращений трезвучий от звука.

доминантсептаккорда (Д7) с разрешением в мажоре и гармо­ническом миноре;

интервалов.

Определение пройденных элементов музыкального языка в про­изведениях, исполняемых в классе по инструменту.



ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Общие задачи:

дальнейшее развитие музыкального слуха; укрепление вокальных навыков; изучение новых теоретических сведений; освоение новых ритмических групп; укрепление техники и качества чтения с листа; освоение гармонических комплексов;


Формы реализации этих задач:

формирование вокально-интонационных навыков укрепление ладотонального слуха:

пение гамм, пройденных аккордов и интервалов от звука и на ступенях гаммы; пение секвенций;

пение 2-х и 3-х голосных последовательностей; пение тритонов в мажоре и гармоническом миноре; пение Д7 в основном виде с разрешением.

сольфеджирование и пение с листа

выработка техники и качества чтения с листа; сольмизация нотных примеров; пение наизусть и в транспорте;

пение:

мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами; двухголосных канонов и мелодий;

воспитание чувства метроритма

освоение ритмических групп: пунктирный ритм, синкопа, триоль;

знакомство с размером 6/8;

пауза шестнадцатая;

укрепление техники дирижирования;

ритмический диктант;

воспитание музыкального восприятия

определение на слух и осознание в произведении его жанровых особенностей, ха­рактера формы, лада, размера, темпа, ритма, интервалов и аккордов;

мелодических оборотов, имеющих движение по звукам трезвучий главных ступе­ней, Д7, пройденных интервалов;

анализ интервалов и аккордов в ладу и взятых изолированно; знакомство с функциональной окраской Т S D.

музыкальный материал:

используется материал из программы по выбору педагога

Музыкальный диктант:

устный диктант;

письменный диктант из 8-10 тактов, включающий пройденные ритмические группы и мелодические обороты;

тембровые диктанты;

запись мелодии по памяти (фотодиктанты).

воспитание творческих навыков:

импровизация и досочинение мелодии, периода повторного строения;

сочинение подголосков к мелодии подбор басового голоса

пение мелодий с собственным аккомпанементом запись сочиненных мелодий

Теоретические сведения

Понятия:

тритон;

септаккорд;

трезвучия главных ступеней с обращениями;

отклонение, модуляция;

синкопа, триоль;

Тональности мажорные и минорные до 4-х знаков в ключе. Ритмические группы:

синкопа, триоль, пунктирный ритм, четвертная с точкой две шестнадцатых

в размерах: 2/4, 3/4, 4/4;

ритмические группы: три восьмых, четвертная и восьмая, четверть с точкой


в размерах: 3/8, 6/8.

Интервалы: ув. 4 на IV ступени, ум. 5 на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре; б. 7 и м. 7 в тональности и от звука; ув. 2, ум. 7 в гармоническом миноре.

Аккорды: уменьшенные трезвучия на VII ступени мажора и гармонического минора;

Проигрывание на фортепиано:

выученных мелодий в пройденных тональностях;

пройденных интервалов и аккордов в тональности и от звука.

Определение пройденных элементов музыкального языка в про­изведениях, исполняемых в классе по инструменту.

ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Общие задачи:

дальнейшее развитие мелодического, ладо-функционального, внутреннего слуха; проработка пройденных и усвоение новых теоретических знаний; постепенное усложнение музыкально-дидактического материала; укрепление музыкальной памяти, введение новых форм музыкального диктанта; выработка устойчивых слуховых представлений.

Формы реализации этих задач:

формирование вокально-интонационных навыков пение:

гамм, ступеней, мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней;

трезвучий главных ступеней с обращениями, Ум 53 на седьмой ступени;

пройденных интервалов и аккордов;

обращений трезвучий (мажорных и минорных) от звука;

Д7 от звука с разрешением в одноименные тональности; интервальных и аккордовых последовательностей;

З-х голосное пение Д7 с разрешением

одно- и двухголосных секвенций однотональных и модулирующих.

сольфеджирование и пение с листа пение:

мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, элементами хроматизма и модуляции

с листа мелодий с движением по звукам Д7, Ум53, включающих интонации Ув2, Ум7, тритонов

2-х голосных примеров с элементами альтерации, в том числе и дуэтом транспонирование с листа на секунду вверх и вниз синкопы внутри тактовые и межтактовые

Воспитание чувства метроритма:

ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей

ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатые

новые ритмические группы в размере 6/8

переменный размер

ритмический ансамбль

ритмический диктант


Воспитание музыкального восприятия:

определение на слух и осознание : характера муз. произведения, лада, формы коли­чества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, ритмических особенностей; функций аккордов, гармонических оборотов

мелодических оборотов с движением по звукам пройденных аккордов и интервалов анализ простейших альтераций в мелодии

анализ аккордов и интервалов в последовательности в ладу и отдельно от звуков анализ каденций в периоде

Музыкальный материал:

предусмотренный программой по выбору преподавателя

музыкальный диктант

разные формы устных диктантов письменный диктант в объеме 8-10 тактов

ритмические длительности четверть с точкой и две шестнадцатые, синкопа тембровый диктант

Воспитание творческих навыков:

импровизация и сочинение ответной фразы с модуляцией в тональность доминанты, а также модулирующего периода

разнохарактерных и разножанровых мелодий с использованием пройденных элемен­тов музыкального языка

сочинение и запись мелодий без предварительного проигрывания знакомство с фигурациями

Теоретические сведения.

Понятия:

гармонический мажор (для подвинутых групп);

квинтовый круг тональностей;

вводные септаккорды на VII ступени ма­жора и гармонического минора.

период, предложение, каденция;

органный пункт, фигурация;

альтерация, хроматизм, модуляция, имитация.

Тональности мажорные и минорные до 6 знаков в ключе.

Различные ритмические группы в размерах: 2/4, 3/4, 4/4; 6/8.

Переменный размер.

Интервалы: м. 7 на VII ступени в мажоре, ум. 7 на VII ступе­ни в гармоническом миноре, ув. 4 на IV ступени и ум. 5 на VII ступени с разрешением в одноименные тональности; ув. 2 и ум. 7 в гармоническом мажоре (для подвинутых обучающихся).

Аккорды: обращения трезвучий главных ступеней с разреше­нием в пройденные тональности;

уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармони­ческом миноре;

Д7 с обращениями в пройденных тональностях;

малый вводный септаккорд на VII ступени в мажоре, умень­шенный вводный септаккорд на VII ступени в гармоническом ми­норе;

Проигрывание на фортепиано:
выученных мелодий в пройденных тональностях; интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях; интервалов и аккордов от звука.

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте; определение по нотному тексту модуляции в парал­лельную тональность, в тональность доминанты.

Буквенные обозначения звуков, тональностей.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Сольфеджио - дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. По окончании ДШИ обучающийся должен уметь применить свои знания и навыки на практике - уметь правильно и интонационно точно петь выученный или незнакомый музыкальный отрывок, подобрать мелодию, несложный аккомпанемент, записать музыкальную фразу, тему и т.д. Для выработки таких навыков на уроке уделяется большее внимание практической значимости предмета «Сольфеджио», т.е. развитию и воспитанию умения импровизировать, подбирать аккомпанемент, сочинять несложные музыкальные темы, мелодии, их варьировать и т.д.


Прогнозируемый результат


По окончании первого класса обучающийся должен:

узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать; петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков; интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения; знать необходимый теоретический материал;

написать несложный мелодический или ритмический диктант в объеме 2-4 такта; прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его;

определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и 3/4; досочинить ответную фразу на знакомый текст; читать с листа легкие муз. примеры.


По окончании второго класса обучающийся должен:

узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения знать необходимый теоретический материал

написать несложный мелодический или ритмический диктант в объеме 4-8 тактов, уметь транспонировать его в знакомые тональности

уверенно строить определять, петь в ладу и от звука пройденные аккорды и интер­валы

прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его

определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и 3/4 петь отдельные звуки в интервале, аккорде из 3-х звуков допевать до тоники незавершенную короткую фразу импровизировать ответную фразу на знакомый текст читать с листа легкие муз. Примеры.


По окончании третьего класса обучающийся должен:

интонационно чисто петь пройденные гаммы, интервалы и аккорды; знать необходимый теоретический материал;

написать мелодический или ритмический диктант в объеме 4-8 тактов; выполнять все виды работ, которые предусмотрены программными требованиями.


По окончании четвертого класса обучающийся должен:

уверенно и чисто интонировать пройденные гаммы, аккорды, интервалы, мелодиче­ские и гармонические обороты;

строить и определять аккорды и интервалы в ладу и от звука; знать весь пройденный теоретический материал;

анализировать элементы музыкального языка в прослушанных произведениях и по нотному тексту.


По окончании пятого класса обучающийся должен:

уверенно владеть приобретенными умениями и навыками осознанно воспроизводить аккорды и интервалы в тональности и от звука, использовать полученные теоретические знания в практике; интонационно чисто петь музыкальные примеры, в том числе и с листа определять на слух пройденные аккорды и интервалы.

«Формы и методы контроля, система оценок»


Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

Текущий контроль успеваемости проводится в виде контрольного урока в конце каждой четверти.

Механизм оценки:

Фронтальный опрос;

Беглый текущий опрос;

Систематическая проверка домашнего задания;

Самостоятельная работа на закрепление теоретического материала по индивидуаль­ным карточкам;

Контрольные уроки в конце каждой четверти;

Контрольный срез по всем видам работ в конце учебного года;

Тестирование на закрепление теоретических знаний;

Творческий зачет.


Промежуточная аттестация проводится в 3 классе в виде экзамена по билетам.


Письменная форма экзамена по сольфеджио предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 4 - 8 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

• различные виды минора, секвенции;

• пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, затакт.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.

Устный опрос проводится по билетам.

Теория:

устный ответ;

построение предложенных гамм, интервалов, аккордов, цепочек ступеней;

Практика:

пение с листа;

пение наизусть одной из выученных мелодий;

подбор по слуху;

повторить голосом с названием звуков или подобрать на инструменте короткую мело­дию, в размере 4-8 тактов.

сочинение или досочинение мелодии на заданный ритм;

аккомпанемент (для продвинутых групп)


Итоговая аттестация проводится в 5 классе в виде гос. экзамена.

Письменная форма экзамена по сольфеджио предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

• различные виды мажора и минора, секвенции;

• пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.

• Определение на слух интервалов и аккордов вне лада:

Интервалы вне лада: чистые, большие, малые, тритоны.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).

• Определение последовательностей интервалов и аккордов в ладу:

Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VI ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 4-6 интервалов. Последовательность проигрывается 3 раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды в ладу: тоническое доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII ступени мажора, VII# ступени минора. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды VII ступени в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 6-8 аккордов.

•Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз.

Устный опрос проводится по билетам.

Формы проведения выпускного экзамена:

Теория:

устный ответ;

построение предложенных гамм, интервалов, аккордов, цепочек ступеней;

Практика:

пение с листа;

пение наизусть одной из выученных мелодий;

диктант;

слуховой анализ;

подбор по слуху;

повторить голосом с названием звуков или подобрать на инструменте короткую мело­дию, в размере 4-8 тактов.

сочинение или досочинение мелодии на заданный ритм;


Экзамен оценивается по 5-бальной системе.


Критерии оценок:


5 баллов – правильное построение заданий билета, безошибочное выполнение диктанта, чистое интонирование вокально-интонационных

упражнений, беглое чтение с листа музыкального отрывка, точное определение на слух предложенной интервально-аккордовой последовательности, отличная музыкальная память.


4 балла – знание теоретического материала заданий билета, некоторые

ритмические и интонационные ошибки в диктанте, неточное интонирование при чтении с листа вокально-интонационных упражнений и музыкального отрывка, неточности при определении на слух предложенной интервально-аккордовой последовательности, видов мажора и минора.


3 балла – знание теоретического материала билета, неправильное определение размера в диктанте, большие ошибки в мелодической и

метроритмической линии диктанта, чтение с листа с 3-4 ошибками, недостаточность умений при определении на слух видов мажора и минора, аккордов и интервалов вне лада.



Методическое обеспечение учебного процесса


Вокально-интонационные навыки.

Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально­интонационные упражнения (пения гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мело­дических оборотов и т.д.). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармониче­ского, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух.

Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить практически те тео­ретические сведения, которые обучающиеся получают на уроках сольфеджио.

При работе над интонационными упражнениями педагог должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободное дыхание, умение петь распевно, лега­то). Как и при сольфеджировании большую роль играет тональная настройка.

На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упраж­нения вначале выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме и по руке педагога. В дальнейшем интонационные упражнения следует ритмически оформлять. Упражнения следует давать как в ладу, так и от заданного звука. К ладовым интонационным упражнениям относит­ся пение гамм (мажорных, минорных), отдельных ступеней лада, в разбивку и составленных из них мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешени­ем и т.д.

Для большей наглядности при осознании и восприятии ступеней лада можно использо­вать элементы существующих современных систем начального музыкального образования, как, например, показ ступеней по болгарской столбице, ручными знаками из венгерской систе­мы относительной сольмизации, а также и некоторые другие приемы (числовой показ ступеней пальцами рук, пение ступеней по таблицам, карточки с римскими цифрами, обозначающими порядковый номер ступени и т.д.)

В целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувство строя, ансамбля и как подготовительные упражнения к многоголосному сольфеджированию необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании.

Параллельно с ладовыми упражнениями следует систематически заниматься пением прой­денных интервалов и аккордов (в мелодическом и гармоническом виде) от заданного звука.

Вокально-интонационные упражнения чаще всего используют в начале урока, при распе­вании, или перед сольфеджированием. Не следует уделять им слишком много времени, так как это вспомогательное средство воспитания основных навыков. Вокальным материалом для ин­тонационных упражнений могут служить отрывки из музыкальной литературы, а также уп­ражнения, составленные педагогом.


Сольфеджирование и пение с листа.

Сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио. При соль­феджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, соз­нательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада.

Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам (в начале - выученных на слух мелодий, а в дальнейшем - незнакомых мелодий, песен). При этом педа­гог должен обращать внимание на правильность и четкость дирижерского жеста обучающего­ся.

С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, фра­зировкой, обращать внимание на посадку обучающихся при пении.

Педагог должен ориентироваться на голосовой диапазон обучающихся младших классов («до» первой октавы - «ми» второй октавы). В старших классах его можно расширить. Встре­чаются обучающиеся с ограниченным голосовым диапазоном. Следует систематически рабо­тать над его расширением, не перегружая голосовой аппарат. В отдельных случаях целесооб­разно менять тональность исполняемого произведения, транспонируя его в соответствии с го­лосовым диапазоном обучающегося.

На уроках сольфеджио должно преобладать пение без сопровождения (a capella); не ре­комендуется дублировать исполняемую мелодию на фортепиано. В некоторых случаях, при трудных интонационных оборотах при потере ощущения лада можно поддержать пение учени­ка гармоническим сопровождением. Однако наряду с пением без сопровождения необходимо использовать (особенно в младших классах) пение песен с текстовым и фортепианным сопро­вождением.

Для развития ансамблевого чувства и гармонического слуха следует вводить элементы двухголосных примеров.

Пение с листа - один из важнейших практических навыков. Это пение по нотам незна­комой мелодии.

Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к началу момента работы на­личие у обучающегося значительного слухового опыта, ощущение метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способ­ность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность.

В процессе работы особое внимание следует уделять развитию внутреннего слуха (нау­чить обучающихся мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентиро­ваться в ней).

В процессе развития навыка пения с листа следует добиваться осмысленного и вырази­тельного пения. Нельзя допускать механического пения от ноты к ноте, следует обучать учени­ка все время смотреть по нотному тексту как бы вперед и петь без остановок, не теряя ощуще­ния конкретной тональности.

Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать, проанализировать. В младших классах обучающиеся это делают совместно с педагогом, в старших - самостоятель­но. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические и другие особен­ности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать прием сольмизации (проговаривания названий звуков в ритме).

При пении с листа очень важна предварительная настройка в данной тональности. При­мерная форма настройки: педагог играет в данной тональности свободную гармоническую по­следовательность (несколько аккордов, утверждающих данную тональность).

Музыкальные примеры пения с листа должны быть легче разучиваемых в классе. В них должны преобладать знакомые обучающимися мелодические и ритмические обороты. Очень важны художественная ценность примеров, доступность для данного возраста, стилистическое разнообразие.

Как сольфеджирование выученных примеров, так и пение с листа в младших классах сле­дует проводить большей частью коллективно, группами и лишь в дальнейшем переходить к индивидуальному пению.

Важным и полезным приемом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий.


Воспитание чувства метроритма.

Воспитание чувства метроритма столь же необходимо, как и развитие ладоинтонационных навыков.

Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы (соль­феджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного ре­зультата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритми­ческие соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.

При подборе первоначальных ритмических упражнений, следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией. Именно с этими дви­жениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях (четверть - «шаг», восьмые - «бег»).

Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмическо­го рисунка знакомой песни, мелодии; повторное (простукивание хлопками, карандашом, на ударных инструментах) ритмического рисунка, исполненного педагогом; простукивание рит­мического рисунка, записанного на доске; специальных карточках, по нотной записи; прогова­ривая ритмического рисунка слогами с тактированием или без него; ритмическое остинато, аккомпанемента к песням; чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах; ритмические диктанты (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного хлопками, карандашом, на ударном инструменте и т.д.).

Все упражнений предлагаются в разных размерах и темпах. Педагог может и сам состав­лять варианты таких упражнений и продумывать новые. Необходимо помнить, что каждая ритмическая фигура, оборот должны быть прежде всего восприняты эмоционально, затем практически проработаны, и лишь затем дано их теоретическое обоснование.

Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, но следует делать его самостоятельно. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет для обучающегося значительную трудность. Поэтому его можно заменить любым другим дви­жением, отмечающим равномерную пульсацию доли, например, тактированием. Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов.

Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых, выученных ме­лодий, упражнений, а также при слушании музыки.


Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух).

Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой рабо­ты над развитием музыкального слуха обучающегося. Всякое осознание начинается с воспри­ятия, поэтому важнейшая задача - научить обучающегося правильно слушать музыку. Музы­кальное восприятие создает необходимую слуховую базу для изучения и осознания для разно­образных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работой, диктантом).

Систематическая работа по анализу на слух дает возможность обучающемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особое зна­чение она имеет в развитии гармонического слуха. Наконец, анализ на слух связывает соль­феджио с музыкальной практикой обучающихся, помогает им в разборе и исполнении произ­ведений на инструменте.

Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух направлениях:

целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков;

анализ отдельных элементов музыкального языка.


Целостный анализ.

Основная задача этого вида анализа - научить обучающихся слушать музыкальные про­изведения.

При прослушивании одноголосной мелодии они должны не только эмоционально вос­принять ее, но и проанализировать структуру мелодии, принцип, логику ее построения и разви­тия (направление мелодической линии, повторность, секвентность и т.д.), узнать в ней знако­мые мелодические и ритмические обороты, услышать альтерации, хроматизмы, модуляции и т.д. и дать всему словесное объяснение.

При анализе многоголосной музыки обучающиеся должны услышать в ней пройденные гармонии (аккорды, интервалы), разобраться в фактуре (мелодия, аккомпанемент), типах по­лифонии (имитационная, подголосочная, контрастная).

Решающую роль при этом играем подбор музыкального материала. Музыкальные произ­ведения, особенно вначале, должны быть небольшими по объему, доступными по содержанию, разнообразными по характеру, стилистическими особенностями. Это могут быть примеры из музыкальной литературы.

Желательно максимально использовать произведения, исполняемые обучающимися в ин­струментальных классах. Одним из обязательных условия для успешной работы по слуховому анализу является яркое, эмоциональное и грамотное исполнение музыкальных произведений педагогом. Возможно также использование озвученных пособий и примеров в аудио - записи. Целостным анализом необходимо заниматься на протяжении всех лет обучения, но особенно важным является в 1-3 классах, т.е. до начала занятий по музыкальной литературе.


Анализ элементов музыкального языка.

Задачей этого вида анализа является слуховая проработка (определение на слух и осозна­ние) тех элементов музыкального языка, которые определяют собой выразительность музы­кального произведения: анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм, отдельных ступеней лада, мелодических оборотов; ритмических оборотов; интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз, в гармоническом звучании, отзвука, в тональностях на ступенях лада, взятых отдельно и в последовательностях; аккордов и их обращений в тесном расположении, в мелодическом и гармоническом звучании.

Следует помнить, что этот раздел работы, несмотря на свое значение, не должен превали­ровать на уроках сольфеджио, а определение на слух интервалов и аккордов не может быть це­лью.

В качестве материала для анализа на слух элементов музыкального языка могут быть ис­пользованы как примеры из художественной литературы, так и сочиненные педагогом специ­альные слуховые упражнения (мелодия с характерными интонационными оборотами, последо­вательности интервалов и аккордов и т.д.). Желательно, чтобы они были организованы метро­ритмически, музыкально исполнены.


Музыкальный диктант.

Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает му­зыкальную память обучающихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.

В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки обучающихся, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться с введение этой формы работы, а некоторое время (в зависимости от продвинутости группы) заниматься лишь различными подготовительными упражнениями. Успешная запись диктанта зависит также от индивидуаль­ности обучающегося, его музыкальной памяти, ладового слуха, ладового мышления, ориенти­ровки в мелодическом движении: вверх, вниз, скачкообразно, по звукам аккордов и т.д.

Не менее важно для обучающихся разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения), а также иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: ее размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка.

Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Обучающиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной ме­лодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализи­руют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предваритель­ный разбор должно уходить не более 8-10 минут.

Наряду с такими диктантами следует давать диктант без предварительного разбора. Та­кой диктант записывается обучающимися при определенно числе проигрываний. Вначале дик­тант проигрывается 2-3 раза подряд (обучающиеся в это время слушают и запоминают мело­дию), а затем еще несколько раз с интервалом 3-4 минуты.

Нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному вос­приятию обучающимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.

Для развития внутреннего слуха следует предлагать обучающимся, в частности для до­машней работы, запись знакомой мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запом­нить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изо­бражением.

Возможны и другие формы диктанта:

гармонический (запись прослушанной последовательности интервалов);

ритмический;

фотодиктант (проанализировав незнакомую мелодию, записанную на доске, записать по памяти) и др.

Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и раз­бор ошибок. Формы проверки могут быть различные (педагог проверяет тетради, обучающиеся проверяют тетради друг у друга, один из обучающихся записывает диктант на доске или про­игрывает на фортепиано, класс поет диктант с названием звуков и дирижированием и т.д.).

Дома можно выучить диктант наизусть, транспонировать, подбирать на фортепиано.


Воспитание творческих навыков.

Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно спо­собствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению обучающихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает инте­рес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помога­ет в исполнительской практике.

Поскольку творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, он психологиче­ски раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить.

Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, трени­руют различные стороны музыкального слуха, а также развивают слух и наблюдательность.

Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на начальном этапе, явля­ется ведущая роль эмоционального начала. Вместе с тем, упражнения необходимо связывать с основными разделами курса. Цель этих упражнений - не только развивать у обучающихся творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков - пении с листа, запи­си диктанта, определении на слух. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания обучающихся.

Творческие задания должны быть доступны обучающимся.

Творческую работу можно начинать с 1 класса, но лишь после того, как у детей накопит­ся хотя бы небольшой запас музыкально-слуховых впечатлений и знаний. Основным видом творчества является импровизация:

допевание ответной фразы;

досочинение мелодии на заданный ритмический рисунок;

сочинение мелодий на заданный текст.

К творческой работе также относится и подбор аккомпанемента.

Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с условием обязатель­ной проверки или обсуждения работ всем классом. Лучшие работы можно использовать в ка­честве материала для записи диктанта, пения с листа, транспонирования и т.д.

Творческие приемы развития слуха особенно эффективны в младших классах.


Теоретические сведения.

Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элемен­тарной теории музыки.

В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть освоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляет 8 класс, где как бы проводится итог знаниям, приобретенным обучающимися к моменту окончания музы­кальной школы.

Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся. Это особенно относится к обучающимся младших классов, где каждому теоре­тическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем му­зыкальном материале.

Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной ориентировки в то­нальностях приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интер­валы, аккорды, гаммы, мелодически и гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.

Обучающиеся на уроках сольфеджио исполняют, записывают, анализируют музыкальные произведения и их отрывки, потому необходимо познакомить их с основными музыкальными тер­минами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения. Это делается на протяжении всех лет обучения, а окончательно закрепляется и систематизируется в 8 классе.






Список литературы и средств обучения


Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио: Учебник для 1-2 кл. ДМШ. – Л., 2007.

Давыдова Е. и Запорожец С. Сольфеджио: Учебник для 3 класса ДМШ. — М., 1993.

Давыдова Е. Сольфеджио: Учебник для 4 класса ДМШ.—М., 1978.

Давыдова Е. Сольфеджио: Учебник для 5 класса ДМШ.—М, 1981.

Калужская Т. Сольфеджио: Учебник для 6 кл. ДМШ. – М., 1991.

Калмыков Б. и Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. — М., 2004.

Калмыков Б. и Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. — М., 2004.


Дополнительная литература


Андреева М. От примы до октавы. — М., 1982.

Андреева М. «От примы до октавы», ч. 2. — М., 1978.

Андреева М. «От примы до октавы», ч. 3. — М., 1987.

Быканова Е. С т о к л и ц к а я Т. Музыкальные диктанты.1—4 классы ДМШ. — М., 1993.

Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980.

Металлиди Ж., Перцовская А. Муз. Диктанты для ДМШ – Л., 1980.

Рубец А. Одноголосное сольфеджио. — М., 1981.

Сольфеджио для детских музыкальных школ (6, 7 клас­сы) / Сост. Н. Котикова. — Л., 1986.

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. — М., 1987.

Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. — М., 1993.

Калинина Г. Сольфеджио: Рабочие тетради 1-7 кл. – М., 2001.

Русяева И. Двухголосные диктанты. – М., 1990.

Артамонова Е. Сольфеджио. – М.. 1988.

Зебряк Т. Соль + Фа= сольфеджио/Приложение к сольфеджио для1-2 кл. ДМШ Н. Баевой и Т. Зебряк/. – М., 1998.

Зебряк Т. Интонационные упражнения на уроках сольфеджио 1-7 кл. – М., 2003.


Методическая литература


Сиротина Т. Ритмическая азбука: Учеб.-метод. Пособие для 1-4 классов ДМШ. – М., Музыка, 2007.

Романенко В. Гармония популярной песни: Учеб. Пособие. – М., 2004.

Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику соль­феджио 4 класса. — М., 1978.

Оськина С., Парнес Д. Музыкальный слух ./Теория и методика развития и совершенствования/ - М., 2003.

Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. Учебно-методическое пособие/. – М., 1993.

Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. – М., 1983.

Глухов Л. Теория музыки и сольфеджио., -Ростов-на –Дону, 2004.

Вендрова Т., Пигарева И. Воспитание музыкой. – М., 1991.

Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М., 1990.

Афонина Н. Упражнения по теории музыки. – Спб.: Композитор, 20021.

Кофанов А. Сочинение музыки. – Спб.: Композитор, 2007.

Соколов О. Модуляция: Учебно-методическое пособие. – Спб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2006.

Белая Н. В. Нотная грамота. /Элементарная теория музыки. Игры на уроках/ - С-Пб., 1999.

Леонтьева Е. А. Музыкальный букварь.- Саратов: «Лицей», 1999.

Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории! – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Лехина Л. Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких /учеб.-игровое пос./ - М., 2003.

Лехина Л. Н. Путешествие в страну интервалов. – М., 2002.

Камаева Т. Ю., Камаев А. Ф. Азартное сольфеджио. Иллюстративный игровой материал. /Учеб. пос. по сольфеджио и теории музыки/. – М., Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС: ЦРТС Доминанта, 2004.

Первозванская Т. Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей./Учеб. сказка/ часть – I. – С.-Пб., 1999.

Боровик. Т. А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио / Метод. рекомендации/. – М., 2007.
























ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Разделы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Вокально-интонационные навыки

11

1,5

9,5

Сольфеджирование и пение с листа

5

0,5

4,5

Воспитание чувства метроритма

6

1

4

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

5

1

3

Музыкальный диктант

7

1

5

Воспитание творческих навыков

8

1

7

Теоретические сведения

10

2

8

Итого:

52

8

44


Общие задачи:


- Закрепление полученных знаний и навыков

- Обобщение всего пройденного материала

- Углубление знаний по теории музыки

- Подготовка к итоговому экзамену


Формы реализации этих задач:


Формирование вокально-интонационных навыков

Пение:

гамм (мажор и минор) от различных ступеней вверх и вниз; звукорядов семиступенных диатонических народных ладов от заданного звука;

всех ранее пройденных интервалов, включая характерные в ла­ду (мажор и минор) и от звука вверх и вниз;

пройденных аккордов, включая увеличенное трезвучие, септак­корд II ступени, с разрешениями в пройденных тональностях;

всех пройденных аккордов, включая увеличенное трезвучие, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный септаккорд от звука с разрешениями (как септаккорды II и VII ступеней);

Д7 от звука с разрешением в одноименные тональности;

обращение септаккордов II и VII ступеней (как перемещений) в тональностях и от звука (на усмотрение педагога); интервальной последовательности двухголосно; аккордовой последовательности трехголосно.


Разучивание и пение с листа:

более сложных одноголосных мелодий с альтерациями, откло­нениями, модуляциями;

мелодий, написанных в семиступенных диатонических народных ладах;

двухголосных примеров группами и дуэтами.

Транспонирование выученных мелодий и двухголосных приме­ров в различные тональности.

Транспонирование с листа.


Воспитание чувства метроритма

Ритмические длительности и размеры — ранее пройденные.

Ритмические упражнения с использованием всех пройденных длительностей и размеров. Размеры: 9/8, 12/8. Ритмические диктанты.

Сольмизация выученных примеров и с листа.


Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)


Определение на слух и осознание:

стилевых и жанровых особенностей прослушанного произведе­ния, его лада, формы (период различных типов, половинная, прерванная каденции, кульминация; простая двух- и трехчастная фор­мы), особенности мелодии, гармонии, фактуры; функций аккордов и гармонических оборотов; более сложных мелодических оборотов, включающих интонации характерных интервалов, движения по звукам увеличенного трезвучия;

мелодических оборотов с проходящими и вспомогательными и хроматическими звуками;

интервалов в ладу и от звука, а также последовательностей интервалов.


Музыкальный диктант

Все формы музыкальных диктантов. Запись более сложных мелодий в объеме 8—16 тактов, вклю­чающих все пройденные мелодические и ритмические обороты, с отклонениями, модуляциями.


Воспитание творческих навыков

- импровизация и сочинение мелодий в разных тональностях и ладах народной музыки

- все формы творческих заданий

- импровизация на фоне гармонического сопровождения


Прогнозируемый результат

По окончании шестого класса обучающийся должен:

- уметь правильно, интонационно точно петь выученную мелодию нотами и со словами;

- сольфеджировать один из голосов двухголосного примера;

- подбирать по слуху несложные мелодии и аккомпанемент;

- анализировать на слух и определять в нотном тексте основные элементы музыкальной речи;

- записывать по слуху несложные мелодии в объеме 6-8 тактов;

- знать основные теоретические сведения, предусмотренные программой.

Теоретические сведения

Повторение и закрепление материала, пройденного в 5 классе, на более сложном музыкальном материале.

Понятия:

Тональности с 7 знаками при ключе;

Семиступенные диатонические лады;

Родственные тональности;

Хроматическая мажорная и минорная гамма;

Смешанный размер;

Письменные упражнения на транспонирование музыкальных отрывков различной фактуры (на усмотрение педагога).

Письменные упражнения на группировку длительностей в различных размерах (на усмотрение педагога).

Интервалы: все пройденные, включая характерные, в тональности и от звука.

Аккорды (все пройденные, включая увеличенное трезвучие) в тональности и от звука; септаккорды II ступени в основном виде в мажоре и миноре.

Понятия об обращениях септаккордов II и VII ступеней (на усмотрение педагога).

Принцип построения и названия всех септаккордов (на усмотрение педагога).

СЕДЬМОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Разделы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Вокально-интонационные навыки

11

1,5

9,5

Сольфеджирование и пение с листа

5

0,5

4,5

Воспитание чувства метроритма

6

1

5

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

5

1

4

Музыкальный диктант

7

1

6

Воспитание творческих навыков

8

1

7

Теоретические сведения

10

2

8

Итого:

52

8

44


Общие задачи:


- Закрепление полученных знаний и навыков

- Обобщение всего пройденного материала

- Углубление знаний по теории музыки

- Обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта обучающихся стилистическими интонациями композиторов разных эпох и характерными оборотами народнопесенного творчества

- Подготовка к поступлению в средние специальные учебные заведения



Формы реализации этих задач:


Формирование вокально-интонационных навыков

Пение:

гамм (мажор и минор) от различных ступеней вверх и вниз; звукорядов семиступенных диатонических народных ладов от заданного звука;

всех ранее пройденных интервалов, в ла­ду (мажор и минор) и от звука вверх и вниз;

интервалов с энгармонической заменой звуков и разрешениями; пройденных аккордов, с разрешениями в пройденных тональностях;

обращение септаккордов II и VII ступеней (как перемещений) в тональностях и от звука (на усмотрение педагога); интервальной последовательности двухголосно; аккордовой последовательности трехголосно.


Воспитание чувства метроритма


Ритмические длительности и размеры — ранее пройденные.

Ритмические упражнения с использованием всех пройденных длительностей и размеров. Ритмические диктанты.

Сольмизация выученных примеров и с листа.


Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)


Определение на слух и осознание:

стилевых и жанровых особенностей прослушанного произведе­ния, его лада, формы (период различных типов, половинная, прерванная каденции, кульминация; простая двух- и трехчастная фор­мы), особенности мелодии, гармонии, фактуры; функций аккордов и гармонических оборотов; более сложных мелодических оборотов, включающих интонации характерных интервалов, движения по звукам увеличенного трезвучия, септаккордов II ступени;

мелодических оборотов с проходящими и вспомогательными и хроматическими звуками;

интервалов в ладу и от звука, а также последовательностей интервалов.


Музыкальный диктант


Все формы музыкальных диктантов, вклю­чающих все пройденные мелодические и ритмические обороты, с отклонениями, модуляциями.


Воспитание творческих навыков


- импровизация и сочинение мелодий в разных тональностях и ладах народной музыки

- все формы творческих заданий

- импровизация на фоне гармонического сопровождения


Прогнозируемый результат


По окончании девятого класса обучающийся должен:

- уметь правильно, интонационно точно петь выученную мелодию нотами и со словами;

- сольфеджировать один из голосов двухголосного примера;

- подбирать по слуху несложные мелодии и аккомпанемент;

- анализировать на слух и определять в нотном тексте основные элементы музыкальной речи;

- записывать по слуху несложные мелодии в объеме 6-8 тактов;

- знать основные теоретические сведения, предусмотренные программой.



Теоретические сведения


Повторение и закрепление материала, пройденного в 6 классе, на более сложном музыкальном материале.

Простые и составные интервалы, энгармоническая замена;

Размеры 9/8 и 12/8;

Все пройденные аккорды в тональности и от звука;

Семиступенные диатонические лады;

Транспонирование музыкальных фрагментов;

Диатоника;

Хроматизм;

Модуляция ;

Импровизация и сочинение: мелодий в пройденных тональностях, размерах, народных ладах; мелодий с альтерацией, отклонениям


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!