Областное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
«ПРИНЯТО» « УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим советом Директор ОБОУ ДО
ОБОУ ДО «Обоянская ДШИ»
«Обоянская ДШИ» __________/А.И.Алтунин
Протокол № 5 Приказ№ 32
От 2 июня 2022 г. От 2 июня 2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область ПО.02. «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«СОЛЬФЕДЖИО»
ПО.02.УП.01.
Срокреализации 5 (6) лет
г. Обоянь
2022г.
COГЛACOBAHO
на заседании преподавателей теоретического отделения
ОБОУ ДО «Обоянская ДШИ»
Протокол№ 5
От 2 июня 2022 г.
Зав.отделением / ____________________________
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства .
Составитель: Барановская И. В.
Рецензент: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы - способствовать музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.
Задачи:
Целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;
Воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка;
Формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;
Выработка у обучающихся слуховых представлений.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
В работе над реализацией вышеизложенных задач, используются следующие формы и методы:
Формы работы:
пение вокально-интонационных упражнений на основе внутриладовых тяготений; сольфеджирование музыкальных примеров в одно- и двухголосном изложении, в том числе и с листа;
интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада; слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального языка; метроритмические упражнения (индивидуально и в ансамбле);
различные виды творческих работ: подбор басового голоса, аккомпанемента, сочинение мелодии на заданный ритм или текст, досочинение ответных фраз, сочинение периодов, небольших жанровых пьес, выполнение вариаций на предложенную тему и т.д.; транспонирование;
При работе над закреплением теоретического материала и для удобства выполнения письменных практических работ, рекомендуется использовать «Рабочие тетради по сольфеджио».
Методы работы:
Словесный;
Наглядный (использование пособий «Столбица», «Подвижная нота», «Светофор», «Музыкальное лото», дидактические карточки, ритмо-карточки, таблицы аккордов и интервалов, принадлежности для дидактических игр);
Проблемно-поисковый;
Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических игр);
Научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса);
Сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на 5 (6) лет обучения.
В соответствии с учебным планом, на предмет «Сольфеджио» с первого по пятый класс отводится 49,5 часов в год, из расчета -1,5 часа в неделю – аудиторного времени; на самостоятельную работу отводится 33 часа в год, из расчета 1 час в неделю.
Итого: на предмет «Сольфеджио» отводится: 247,5 часов – аудиторного времени, 165 часов - внеаудиторного времени. Максимальная учебная нагрузка составляет 412, 5 часов.
Курс сольфеджио включает в себя следующие разделы:
- вокально - интонационные навыки;
- сольфеджирование и пение с листа;
- воспитание чувства метроритма;
- воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);
- музыкальный диктант;
- воспитание творческих навыков;
- теоретические сведения.
Теоретические знания, получаемые обучающимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям. Но любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи с его конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач педагога по сольфеджио является выработка у учащихся слуховых представлений. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской практики учащегося, а также для дальнейшей деятельности как музыканта — профессионала, так и любителя.
Необходимость освоения обучающимися сложного комплекса знаний и приобретение ими целого ряда навыков, определённых программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, творческой инициативы, любви к своей работе.
Большую роль играет планирование учебного процесса в целом, а также тщательная подготовка каждого урока, подбор музыкального материала.
Формы проведения уроков и домашних заданий:
Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:
Интегрированный урок (сольфеджио + музыкальная литература, сольфеджио + хор);
Открытые уроки с присутствием родителей;
Зачет по накопленным творческим навыкам;
Контрольный урок-эстафета в младших классах;
Урок - путешествие;
Урок - состязание;
Конкурсы, викторины, познавательные игры по сольфеджио.
Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.
Условия реализации данной программы:
Наличие учебных групп (не менее 4 человек);
Наличие учебных пособий для обучающихся, методической литературы;
Наличие наборов шумовых инструментов;
Наличие фоно - и аудиотеки;
Наличие дидактического раздаточного материала;
Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу, музыкальной литературе;
Соблюдение межпредметных связей;
Сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом;
Активный поиск новых форм и методов преподавания сольфеджио, самообразование
педагогов.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название раздела, темы | Вид учеб- ного занятия | Общий объем времени (в часах) |
| Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
1 | Вокально - интонационные навыки | Урок | 16 | 8 | 13 |
2 | Сольфеджирование и пение с ллллллллиста | Урок | 9 | 4 | 6,5 |
3 | Воспитание чувства метроритма | Урок | 10 | 5 | 6 |
4 | Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух) | Урок | 8 | 4 | 4 |
5 | Музыкальный диктант | Урок | 8 | 4 | 7 |
6 | Воспитание творческих навыков | Урок | 8 | 4 | 7 |
7 | Теоретические сведения | Урок | 6 | 3 | 6 |
| Итого: | | 65 | 32 | 49,5 |
| Контрольные занятия | | | | 2 |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название раздела, темы | Вид учеб- ного занятия | Общий объем времени (в часах) |
| Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
1 | Вокально - интонационные навыки | Урок | 20 | 7 | 13 |
2 | Сольфеджирование и пение с листа | Урок | 11,5 | 5 | 6,5 |
3 | Воспитание чувства метроритма | Урок | 11 | 5 | 6 |
4 | Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух) | Урок | 8 | 4 | 4 |
5 | Музыкальный диктант | Урок | 10 | 3 | 7 |
6 | Воспитание творческих навыков | Урок | 12 | 5 | 7 |
7 | Теоретические сведения | Урок | 10 | 4 | 6 |
| Итого: | | 82,5 | 33 | 49,5 |
| Контрольные занятия | | | | 2 |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название раздела, темы | Вид учеб- ного занятия | Общий объем времени (в часах) |
| Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
1 | Вокально - интонационные навыки | Урок | 20 | 7 | 13 |
2 | Сольфеджирование и пение с листа | Урок | 11,5 | 5 | 6,5 |
3 | Воспитание чувства метроритма | Урок | 11 | 5 | 6 |
4 | Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух) | Урок | 8 | 4 | 4 |
5 | Музыкальный диктант | Урок | 10 | 3 | 7 |
6 | Воспитание творческих навыков | Урок | 12 | 5 | 7 |
7 | Теоретические сведения | Урок | 10 | 4 | 6 |
| Итого: | | 82,5 | 33 | 49,5 |
| Контрольные занятия | | | | 2 |
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название раздела, темы | Вид учеб- ного занятия | Общий объем времени (в часах) |
| Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
1 | Вокально - интонационные навыки | Урок | 20 | 7 | 13 |
2 | Сольфеджирование и пение с листа | Урок | 11,5 | 5 | 6,5 |
3 | Воспитание чувства метроритма | Урок | 11 | 5 | 6 |
4 | Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух) | Урок | 9 | 5 | 4 |
5 | Музыкальный диктант | Урок | 10 | 3 | 7 |
6 | Воспитание творческих навыков | Урок | 11 | 4 | 7 |
7 | Теоретические сведения | Урок | 10 | 4 | 6 |
| Итого: | | 82,5 | 33 | 49,5 |
| Контрольные занятия | | | | 2 |
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название раздела, темы | Вид учеб- ного занятия | Общий объем времени (в часах) |
| Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
1 | Вокально - интонационные навыки | Урок | 20 | 7 | 13 |
2 | Сольфеджирование и пение с листа | Урок | 11,5 | 5 | 6,5 |
3 | Воспитание чувства метроритма | Урок | 11 | 5 | 6 |
4 | Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух) | Урок | 8 | 4 | 4 |
5 | Музыкальный диктант | Урок | 11 | 4 | 7 |
6 | Воспитание творческих навыков | Урок | 11 | 4 | 7 |
7 | Теоретические сведения | Урок | 10 | 4 | 6 |
| Итого: | | 82,5 | 33 | 49,5 |
| Контрольные занятия | | | | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Сольфеджио - дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. По окончании ДШИ обучающийся должен уметь применить свои знания и навыки на практике - уметь правильно и интонационно точно петь выученный или незнакомый музыкальный отрывок, подобрать мелодию, несложный аккомпанемент, записать музыкальную фразу, тему и т.д. Для выработки таких навыков на уроке уделяется большее внимание практической значимости предмета «Сольфеджио», т.е. развитию и воспитанию умения импровизировать, подбирать аккомпанемент, сочинять несложные музыкальные темы, мелодии, их варьировать и т.д.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Общие задачи:
Привить детям любовь и интерес к музыке
Накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкально-художественного вкуса
Выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей Развитие в ребенке заинтересованности, восприимчивости, творческой активности, умения дисциплинированно участвовать в музицировании
Формирование первоначальных музыкальных знаний и навыков Приобретение элементарных знаний по музыкальной грамоте.
Формы реализации этих задач:
формирование вокально-интонационных навыков
умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции;
пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона;
пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков); мажорного и минорного трезвучия от звуков; пение в унисон;
сольфеджирование и пение с листа:
пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него; транспонирование песенок от разных звуков;
пение нотных примеров, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы;
скачки на тонику и опевание;
ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, 3/4;
целая нота, размер 4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые;
затакт: четверть, две восьмые;
воспитание чувства метроритма:
ощущение равномерности пульсирующих долей;
осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии;
повторение ритмического рисунка;
навыки тактирования, дирижирования;
сольмизация муз. примеров;
исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням;
узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
воспитание музыкального восприятия (анализ на слух):
определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов; отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора; анализ несложных мелодических оборотов.
Музыкальный материал:
П. Чайковский “Полька”, “Шарманщик поет”, “Немецкая песенка”.
Ф. Шуберт “Экосез”, “Вальс”
J1. Бетховен “Контрданс”,
Раков “Полька”,
С. Рахманинов” Итальянская полька”
Музыкальный диктант:
подготовительные упражнения: пропевание небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог;
письменные упражнения для выработки навыков нотописания; запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка; мелодий в объеме 2-4 тактов в пройденных тональностях; фотодиктант.
воспитание творческих навыков:
допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков в пройденных тональностях;
сочинение и досочинение мелодии на заданный ритм и текст; сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным произведениям; подбор баса к выученным мелодиям; запись несложных сочиненных мелодий;
подбор по слуху знакомых мелодий от звука и в пройденных тональностях; рисунки к прослушиваемым произведениям.
Методы реализации этих задач:
Метод развивающего обучения;
Проблемно-поисковый метод;
Метод игровой мотивации;
Наглядный метод;
Концентрический метод изучения теоретических сведений.
Теоретические сведения
Понятия:
звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, опевание;
устойчивость и неустойчивость;
тональность, тоника, тоническое трезвучие в гармоническом и мелодическом звучании; мажор и минор;
аккорд;
тон, полутон; строение мажорной гаммы;
скрипичный и басовый ключи;
ключевые знаки, диез, бемоль, транспонирование;
темп, размер, тактовая черта, сильная доля, затакт; фраза, куплет (запев, припев), реприза, динамические оттенки (форте и пиано);
мелодия и аккомпанемент.
Понятие о высоких и низких звуках. Знакомство с клавиатурой и регистрами. Октавы. Названия звуков. Нотный стан. Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей, обозначение размера, тактовой черты и т. д.). Цифровое обозначение ступеней.
Тональности: До, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль мажор.
Сопоставление одноименных мажора и минора на примере песен.
Понятие параллельности тональностей (для подвинутых групп). Тональность ля минор.
Ритмические длительности: четверть, две восьмых, половинная половинная с точкой, целая; их сочетания в размерах: 2/4, 3/4, 4/4.
Паузы: целая, четвертная, половинная, восьмая.
Проигрывание на фортепиано пройденных песен и упражнений в тональностях.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Общие задачи:
на основе выработанных в 1 классе умений и навыков вести дальнейшую работу над формированием музыкального мышления, развитием музыкального слуха, музыкальной памяти, закреплением усвоенных понятий и терминов;
продолжить изучение новых теоретических сведений;
расширять творческие приемы развития слуха на основе импровизации.
Формы реализации этих задач:
формирование вокально-интонационных навыков:
пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов;
пение тона и полутона на слог и названием звуков;
пение пройденных интервалов (кроме секунды) двухголосно, способом «наслаивания» или взятых одновременно;
пение простейших секвенций;
пение мажорного и минорного трезвучия в ладу и от звуков.
сольфеджирование и пение с листа:
пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него; пение с листа простейших мелодий с названием звуков, на нейтральный слог с дирижированием или тактированием;
транспонирование песенок от разных звуков и в пройденных тональностях; пение нотных примеров с дирижированием, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы, скачки на тонику и опевание; чередование пения вслух и « про себя»;
ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, 3/4 и новые: четверть с точкой
и восьмая;
целая нота, размер 4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые; затакт: четверть, две восьмые.
воспитание чувства метроритма:
повторение ритмического рисунка ритмослогами;
выстукивание ритмического рисунка нотного примера, по ритмокарточкам;
узнавание мелодии по ритмическому рисунку;
дирижирование в размерах 2/4, 3/4 , 4/4;
сольмизация музыкальных примеров;
ритмическое остинато, ритмический канон;
ритмический ансамбль, простейшие ритмические партитуры;
ритмический диктант.
воспитание музыкального восприятия:
определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов;
отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора в мелодическом и гармоническом
виде;
анализ несложных мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия, сочетания отдельных ступеней;
пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом виде.
Музыкальный материал:
П. Чайковский “вальс”, « Болезнь куклы”, “Новая кукла”;
Ф. Шуберт “Вальс”;
С. Прокофьев « Вальс».
Музыкальный диктант:
подготовительные упражнения;
запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка; диктант с предварительным разбором; запись мелодий, подобранных на фортепиано; фотодиктант.
воспитание творческих навыков:
допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков импровизация мелодии на заданный ритм и текст сочинение мелодических вариантов фразы
подбор второго голоса с использованием пройденных интервалов
подбор баса к выученным мелодиям
запись сочиненных мелодий
рисунки к прослушиваемым произведениям
Теоретические сведения
Понятия:
переменный лад, параллельные тональности, три вида минора, тетрахорд, бекар;
интервал, обращение, разрешение;
мотив, фраза, секвенция;
фермата.
Тональности: До, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль мажор; ля, ми, си, ре, соль минор (3-х видов).
Ритмические длительности: основные, четверть с точкой и восьмая, их сочетания в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Затакт: четверть, две восьмые, восьмая.
Интервалы: прима, б. и м. 2, б. и м. 3, ч. 4, ч. 5, б. и м. 6, ув. 2 в гармоническом миноре (для подвинутых обучающихся), ч. 8; умение построить их в пройденных тональностях.
Тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тональностях.
Проигрывание на фортепиано (помимо фортепиано желательно использовать народные и духовые инстументы):
выученных мелодий в пройденных тональностях;
тонического трезвучия с обращениями, гамм, отдельных ступеней, интервалов в пройденных тональностях.
Анализ музыкального текста: определение тональности, размера, темпа, ритмических групп в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.
Знакомство с музыкальными терминами, встречающимися в музыкальном материале.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Общие задачи:
закрепление и углубление знаний и навыков, полученных во 2 класс, дальнейшее развитие музыкального слуха, укрепление вокально- интонационных навыков;
закрепление изученных и освоение новых теоретических сведений; дальнейшее развитие творческих способностей.
Формы реализации этих задач:
формирование вокально-интонационных навыков пение:
мажорных и минорных гамм (3 вида);
тонических трезвучий и их обращений в пройденных тональностях; мелодических оборотов, включающих в себя скачки с 1 ступени на 5, опевание устойчивых ступеней, движение по тетрахордам, трезвучию и его обращениям; пройденных интервалов в тональности и вне лада; диатонических секвенций;
упражнений в переменном ладу; интервалов двухголосно; трезвучий трехголосно; упражнений на обращение трезвучий.
сольфеджирование и пение с листа
более сложных песен, выученных на слух и по нотам
с листа мелодий в пройденных тональностях, включающих интонации знакомых аккордов и интервалов
разучивание 2-х голосных песен, транспонирование;
ритмические группы: восьмая и две шестнадцатых, четверть с точкой и восьмая в пройденных размерах; в размере 3/8
Воспитание чувства ритма:
упражнения с использованием пройденных длительностей
более сложные виды затактов
ритмическое остинато, ритмический канон
исполнение ритмических партитур двумя руками и в ансамбле
ритмический диктант
сольмизация нотных примеров
воспитание музыкального восприятия
определение на слух и осознание : характера муз. произведения, лада, количества фраз, размера, интервалов и аккордов, ритмических особенностей, темпа, динамических оттенков
мелодических оборотов, включающих движение по тоническому трезвучию и его обращениям
интонации пройденных, интервалов, остановки на V и II ступенях, опевание, скачки на V, II, VI ступени и др.
определение интервалов в ладу и от звука в мелодическом и гармоническом звучании
трезвучий главных ступеней в мажоре и миноре.
Музыкальный материал:
М Глинка ”Полька”, П. Чайковский ’’Мой Лизочек”, С. Прокофьев” Марш, Майкапар ”Мотылек”,
Р. Шуман “ Дед Мороз” и др.
Музыкальный диктант:
все формы устного диктанта
письменный диктант в объеме 4-8 тактов, включающий освоенные мелодические обороты и ритмические группы, тембровые диктанты
воспитание творческих навыков
импровизация на заданный ритм и текст
импровизация ответного предложения в параллельной тональности сочинение жанровых разнохарактерных мелодий с использованием пройденных интервалов, аккордов, мелодических оборотов в тональностях до 3-х знаков, подбор аккомпанемента, запись сочиненных мелодий
Теоретические сведения
Понятия:
обращения трезвучий;
главные трезвучия лада (трезвучия главных ступеней);
септаккорд;
доминантсептаккорд (Д7) в основном виде с разрешением в мажоре и гармоническом миноре; трехчастная форма, реприза;
канон.
Тональности мажорные и минорные до 3-х знаков в ключе.
Размер 3/8. Пауза — шестнадцатая.
Интервале: б. 6 и м. 6 в пройденных тональностях, м. 7 на V ступени мажора и гармонического минора, б. 7 на I ступени мажора, ув. 4, ум. 5 на IV и VII ступенях (для подвинутых групп), ув. 2 с разрешением в гармоническом миноре.
Аккорды: главные трезвучия лада, Д7 с разрешением в мажоре и гармоническом миноре, обращения трезвучий от звука.
Проигрывание на фортепиано:
выученных мелодий в пройденных тональностях;
главных трезвучий лада (тонического, субдоминантового, доминантового), обращений трезвучий от звука.
доминантсептаккорда (Д7) с разрешением в мажоре и гармоническом миноре;
интервалов.
Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Общие задачи:
дальнейшее развитие музыкального слуха; укрепление вокальных навыков; изучение новых теоретических сведений; освоение новых ритмических групп; укрепление техники и качества чтения с листа; освоение гармонических комплексов;
Формы реализации этих задач:
формирование вокально-интонационных навыков укрепление ладотонального слуха:
пение гамм, пройденных аккордов и интервалов от звука и на ступенях гаммы; пение секвенций;
пение 2-х и 3-х голосных последовательностей; пение тритонов в мажоре и гармоническом миноре; пение Д7 в основном виде с разрешением.
сольфеджирование и пение с листа
выработка техники и качества чтения с листа; сольмизация нотных примеров; пение наизусть и в транспорте;
пение:
мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами; двухголосных канонов и мелодий;
воспитание чувства метроритма
освоение ритмических групп: пунктирный ритм, синкопа, триоль;
знакомство с размером 6/8;
пауза шестнадцатая;
укрепление техники дирижирования;
ритмический диктант;
воспитание музыкального восприятия
определение на слух и осознание в произведении его жанровых особенностей, характера формы, лада, размера, темпа, ритма, интервалов и аккордов;
мелодических оборотов, имеющих движение по звукам трезвучий главных ступеней, Д7, пройденных интервалов;
анализ интервалов и аккордов в ладу и взятых изолированно; знакомство с функциональной окраской Т S D.
музыкальный материал:
используется материал из программы по выбору педагога
Музыкальный диктант:
устный диктант;
письменный диктант из 8-10 тактов, включающий пройденные ритмические группы и мелодические обороты;
тембровые диктанты;
запись мелодии по памяти (фотодиктанты).
воспитание творческих навыков:
импровизация и досочинение мелодии, периода повторного строения;
сочинение подголосков к мелодии подбор басового голоса
пение мелодий с собственным аккомпанементом запись сочиненных мелодий
Теоретические сведения
Понятия:
тритон;
септаккорд;
трезвучия главных ступеней с обращениями;
отклонение, модуляция;
синкопа, триоль;
Тональности мажорные и минорные до 4-х знаков в ключе. Ритмические группы:
синкопа, триоль, пунктирный ритм, четвертная с точкой две шестнадцатых
в размерах: 2/4, 3/4, 4/4;
ритмические группы: три восьмых, четвертная и восьмая, четверть с точкой
в размерах: 3/8, 6/8.
Интервалы: ув. 4 на IV ступени, ум. 5 на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре; б. 7 и м. 7 в тональности и от звука; ув. 2, ум. 7 в гармоническом миноре.
Аккорды: уменьшенные трезвучия на VII ступени мажора и гармонического минора;
Проигрывание на фортепиано:
выученных мелодий в пройденных тональностях;
пройденных интервалов и аккордов в тональности и от звука.
Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Общие задачи:
дальнейшее развитие мелодического, ладо-функционального, внутреннего слуха; проработка пройденных и усвоение новых теоретических знаний; постепенное усложнение музыкально-дидактического материала; укрепление музыкальной памяти, введение новых форм музыкального диктанта; выработка устойчивых слуховых представлений.
Формы реализации этих задач:
формирование вокально-интонационных навыков пение:
гамм, ступеней, мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней;
трезвучий главных ступеней с обращениями, Ум 53 на седьмой ступени;
пройденных интервалов и аккордов;
обращений трезвучий (мажорных и минорных) от звука;
Д7 от звука с разрешением в одноименные тональности; интервальных и аккордовых последовательностей;
З-х голосное пение Д7 с разрешением
одно- и двухголосных секвенций однотональных и модулирующих.
сольфеджирование и пение с листа пение:
мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, элементами хроматизма и модуляции
с листа мелодий с движением по звукам Д7, Ум53, включающих интонации Ув2, Ум7, тритонов
2-х голосных примеров с элементами альтерации, в том числе и дуэтом транспонирование с листа на секунду вверх и вниз синкопы внутри тактовые и межтактовые
Воспитание чувства метроритма:
ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей
ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатые
новые ритмические группы в размере 6/8
переменный размер
ритмический ансамбль
ритмический диктант
Воспитание музыкального восприятия:
определение на слух и осознание : характера муз. произведения, лада, формы количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, ритмических особенностей; функций аккордов, гармонических оборотов
мелодических оборотов с движением по звукам пройденных аккордов и интервалов анализ простейших альтераций в мелодии
анализ аккордов и интервалов в последовательности в ладу и отдельно от звуков анализ каденций в периоде
Музыкальный материал:
предусмотренный программой по выбору преподавателя
музыкальный диктант
разные формы устных диктантов письменный диктант в объеме 8-10 тактов
ритмические длительности четверть с точкой и две шестнадцатые, синкопа тембровый диктант
Воспитание творческих навыков:
импровизация и сочинение ответной фразы с модуляцией в тональность доминанты, а также модулирующего периода
разнохарактерных и разножанровых мелодий с использованием пройденных элементов музыкального языка
сочинение и запись мелодий без предварительного проигрывания знакомство с фигурациями
Теоретические сведения.
Понятия:
гармонический мажор (для подвинутых групп);
квинтовый круг тональностей;
вводные септаккорды на VII ступени мажора и гармонического минора.
период, предложение, каденция;
органный пункт, фигурация;
альтерация, хроматизм, модуляция, имитация.
Тональности мажорные и минорные до 6 знаков в ключе.
Различные ритмические группы в размерах: 2/4, 3/4, 4/4; 6/8.
Переменный размер.
Интервалы: м. 7 на VII ступени в мажоре, ум. 7 на VII ступени в гармоническом миноре, ув. 4 на IV ступени и ум. 5 на VII ступени с разрешением в одноименные тональности; ув. 2 и ум. 7 в гармоническом мажоре (для подвинутых обучающихся).
Аккорды: обращения трезвучий главных ступеней с разрешением в пройденные тональности;
уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре;
Д7 с обращениями в пройденных тональностях;
малый вводный септаккорд на VII ступени в мажоре, уменьшенный вводный септаккорд на VII ступени в гармоническом миноре;
Проигрывание на фортепиано:
выученных мелодий в пройденных тональностях; интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях; интервалов и аккордов от звука.
Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте; определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность доминанты.
Буквенные обозначения звуков, тональностей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сольфеджио - дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. По окончании ДШИ обучающийся должен уметь применить свои знания и навыки на практике - уметь правильно и интонационно точно петь выученный или незнакомый музыкальный отрывок, подобрать мелодию, несложный аккомпанемент, записать музыкальную фразу, тему и т.д. Для выработки таких навыков на уроке уделяется большее внимание практической значимости предмета «Сольфеджио», т.е. развитию и воспитанию умения импровизировать, подбирать аккомпанемент, сочинять несложные музыкальные темы, мелодии, их варьировать и т.д.
Прогнозируемый результат
По окончании первого класса обучающийся должен:
узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать; петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков; интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения; знать необходимый теоретический материал;
написать несложный мелодический или ритмический диктант в объеме 2-4 такта; прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его;
определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и 3/4; досочинить ответную фразу на знакомый текст; читать с листа легкие муз. примеры.
По окончании второго класса обучающийся должен:
узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения знать необходимый теоретический материал
написать несложный мелодический или ритмический диктант в объеме 4-8 тактов, уметь транспонировать его в знакомые тональности
уверенно строить определять, петь в ладу и от звука пройденные аккорды и интервалы
прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его
определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и 3/4 петь отдельные звуки в интервале, аккорде из 3-х звуков допевать до тоники незавершенную короткую фразу импровизировать ответную фразу на знакомый текст читать с листа легкие муз. Примеры.
По окончании третьего класса обучающийся должен:
интонационно чисто петь пройденные гаммы, интервалы и аккорды; знать необходимый теоретический материал;
написать мелодический или ритмический диктант в объеме 4-8 тактов; выполнять все виды работ, которые предусмотрены программными требованиями.
По окончании четвертого класса обучающийся должен:
уверенно и чисто интонировать пройденные гаммы, аккорды, интервалы, мелодические и гармонические обороты;
строить и определять аккорды и интервалы в ладу и от звука; знать весь пройденный теоретический материал;
анализировать элементы музыкального языка в прослушанных произведениях и по нотному тексту.
По окончании пятого класса обучающийся должен:
уверенно владеть приобретенными умениями и навыками осознанно воспроизводить аккорды и интервалы в тональности и от звука, использовать полученные теоретические знания в практике; интонационно чисто петь музыкальные примеры, в том числе и с листа определять на слух пройденные аккорды и интервалы.
«Формы и методы контроля, система оценок»
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.
Текущий контроль успеваемости проводится в виде контрольного урока в конце каждой четверти.
Механизм оценки:
Фронтальный опрос;
Беглый текущий опрос;
Систематическая проверка домашнего задания;
Самостоятельная работа на закрепление теоретического материала по индивидуальным карточкам;
Контрольные уроки в конце каждой четверти;
Контрольный срез по всем видам работ в конце учебного года;
Тестирование на закрепление теоретических знаний;
Творческий зачет.
Промежуточная аттестация проводится в 3 классе в виде экзамена по билетам.
Письменная форма экзамена по сольфеджио предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 4 - 8 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.
Интонационные и ритмические трудности:
• различные виды минора, секвенции;
• пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, затакт.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.
Устный опрос проводится по билетам.
Теория:
устный ответ;
построение предложенных гамм, интервалов, аккордов, цепочек ступеней;
Практика:
пение с листа;
пение наизусть одной из выученных мелодий;
подбор по слуху;
повторить голосом с названием звуков или подобрать на инструменте короткую мелодию, в размере 4-8 тактов.
сочинение или досочинение мелодии на заданный ритм;
аккомпанемент (для продвинутых групп)
Итоговая аттестация проводится в 5 классе в виде гос. экзамена.
Письменная форма экзамена по сольфеджио предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.
Интонационные и ритмические трудности:
• различные виды мажора и минора, секвенции;
• пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.
• Определение на слух интервалов и аккордов вне лада:
Интервалы вне лада: чистые, большие, малые, тритоны.
Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).
• Определение последовательностей интервалов и аккордов в ладу:
Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VI ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 4-6 интервалов. Последовательность проигрывается 3 раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.
Аккорды в ладу: тоническое доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII ступени мажора, VII# ступени минора. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды VII ступени в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 6-8 аккордов.
•Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз.
Устный опрос проводится по билетам.
Формы проведения выпускного экзамена:
Теория:
устный ответ;
построение предложенных гамм, интервалов, аккордов, цепочек ступеней;
Практика:
пение с листа;
пение наизусть одной из выученных мелодий;
диктант;
слуховой анализ;
подбор по слуху;
повторить голосом с названием звуков или подобрать на инструменте короткую мелодию, в размере 4-8 тактов.
сочинение или досочинение мелодии на заданный ритм;
Экзамен оценивается по 5-бальной системе.
Критерии оценок:
5 баллов – правильное построение заданий билета, безошибочное выполнение диктанта, чистое интонирование вокально-интонационных
упражнений, беглое чтение с листа музыкального отрывка, точное определение на слух предложенной интервально-аккордовой последовательности, отличная музыкальная память.
4 балла – знание теоретического материала заданий билета, некоторые
ритмические и интонационные ошибки в диктанте, неточное интонирование при чтении с листа вокально-интонационных упражнений и музыкального отрывка, неточности при определении на слух предложенной интервально-аккордовой последовательности, видов мажора и минора.
3 балла – знание теоретического материала билета, неправильное определение размера в диктанте, большие ошибки в мелодической и
метроритмической линии диктанта, чтение с листа с 3-4 ошибками, недостаточность умений при определении на слух видов мажора и минора, аккордов и интервалов вне лада.
Методическое обеспечение учебного процесса
Вокально-интонационные навыки.
Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокальноинтонационные упражнения (пения гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т.д.). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух.
Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить практически те теоретические сведения, которые обучающиеся получают на уроках сольфеджио.
При работе над интонационными упражнениями педагог должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободное дыхание, умение петь распевно, легато). Как и при сольфеджировании большую роль играет тональная настройка.
На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения вначале выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме и по руке педагога. В дальнейшем интонационные упражнения следует ритмически оформлять. Упражнения следует давать как в ладу, так и от заданного звука. К ладовым интонационным упражнениям относится пение гамм (мажорных, минорных), отдельных ступеней лада, в разбивку и составленных из них мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и т.д.
Для большей наглядности при осознании и восприятии ступеней лада можно использовать элементы существующих современных систем начального музыкального образования, как, например, показ ступеней по болгарской столбице, ручными знаками из венгерской системы относительной сольмизации, а также и некоторые другие приемы (числовой показ ступеней пальцами рук, пение ступеней по таблицам, карточки с римскими цифрами, обозначающими порядковый номер ступени и т.д.)
В целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувство строя, ансамбля и как подготовительные упражнения к многоголосному сольфеджированию необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании.
Параллельно с ладовыми упражнениями следует систематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов (в мелодическом и гармоническом виде) от заданного звука.
Вокально-интонационные упражнения чаще всего используют в начале урока, при распевании, или перед сольфеджированием. Не следует уделять им слишком много времени, так как это вспомогательное средство воспитания основных навыков. Вокальным материалом для интонационных упражнений могут служить отрывки из музыкальной литературы, а также упражнения, составленные педагогом.
Сольфеджирование и пение с листа.
Сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада.
Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам (в начале - выученных на слух мелодий, а в дальнейшем - незнакомых мелодий, песен). При этом педагог должен обращать внимание на правильность и четкость дирижерского жеста обучающегося.
С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, фразировкой, обращать внимание на посадку обучающихся при пении.
Педагог должен ориентироваться на голосовой диапазон обучающихся младших классов («до» первой октавы - «ми» второй октавы). В старших классах его можно расширить. Встречаются обучающиеся с ограниченным голосовым диапазоном. Следует систематически работать над его расширением, не перегружая голосовой аппарат. В отдельных случаях целесообразно менять тональность исполняемого произведения, транспонируя его в соответствии с голосовым диапазоном обучающегося.
На уроках сольфеджио должно преобладать пение без сопровождения (a capella); не рекомендуется дублировать исполняемую мелодию на фортепиано. В некоторых случаях, при трудных интонационных оборотах при потере ощущения лада можно поддержать пение ученика гармоническим сопровождением. Однако наряду с пением без сопровождения необходимо использовать (особенно в младших классах) пение песен с текстовым и фортепианным сопровождением.
Для развития ансамблевого чувства и гармонического слуха следует вводить элементы двухголосных примеров.
Пение с листа - один из важнейших практических навыков. Это пение по нотам незнакомой мелодии.
Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к началу момента работы наличие у обучающегося значительного слухового опыта, ощущение метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность.
В процессе работы особое внимание следует уделять развитию внутреннего слуха (научить обучающихся мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней).
В процессе развития навыка пения с листа следует добиваться осмысленного и выразительного пения. Нельзя допускать механического пения от ноты к ноте, следует обучать ученика все время смотреть по нотному тексту как бы вперед и петь без остановок, не теряя ощущения конкретной тональности.
Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать, проанализировать. В младших классах обучающиеся это делают совместно с педагогом, в старших - самостоятельно. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические и другие особенности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать прием сольмизации (проговаривания названий звуков в ритме).
При пении с листа очень важна предварительная настройка в данной тональности. Примерная форма настройки: педагог играет в данной тональности свободную гармоническую последовательность (несколько аккордов, утверждающих данную тональность).
Музыкальные примеры пения с листа должны быть легче разучиваемых в классе. В них должны преобладать знакомые обучающимися мелодические и ритмические обороты. Очень важны художественная ценность примеров, доступность для данного возраста, стилистическое разнообразие.
Как сольфеджирование выученных примеров, так и пение с листа в младших классах следует проводить большей частью коллективно, группами и лишь в дальнейшем переходить к индивидуальному пению.
Важным и полезным приемом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий.
Воспитание чувства метроритма.
Воспитание чувства метроритма столь же необходимо, как и развитие ладоинтонационных навыков.
Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.
При подборе первоначальных ритмических упражнений, следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией. Именно с этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях (четверть - «шаг», восьмые - «бег»).
Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии; повторное (простукивание хлопками, карандашом, на ударных инструментах) ритмического рисунка, исполненного педагогом; простукивание ритмического рисунка, записанного на доске; специальных карточках, по нотной записи; проговаривая ритмического рисунка слогами с тактированием или без него; ритмическое остинато, аккомпанемента к песням; чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах; ритмические диктанты (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного хлопками, карандашом, на ударном инструменте и т.д.).
Все упражнений предлагаются в разных размерах и темпах. Педагог может и сам составлять варианты таких упражнений и продумывать новые. Необходимо помнить, что каждая ритмическая фигура, оборот должны быть прежде всего восприняты эмоционально, затем практически проработаны, и лишь затем дано их теоретическое обоснование.
Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, но следует делать его самостоятельно. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет для обучающегося значительную трудность. Поэтому его можно заменить любым другим движением, отмечающим равномерную пульсацию доли, например, тактированием. Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов.
Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых, выученных мелодий, упражнений, а также при слушании музыки.
Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух).
Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха обучающегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача - научить обучающегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создает необходимую слуховую базу для изучения и осознания для разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работой, диктантом).
Систематическая работа по анализу на слух дает возможность обучающемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особое значение она имеет в развитии гармонического слуха. Наконец, анализ на слух связывает сольфеджио с музыкальной практикой обучающихся, помогает им в разборе и исполнении произведений на инструменте.
Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух направлениях:
целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков;
анализ отдельных элементов музыкального языка.
Целостный анализ.
Основная задача этого вида анализа - научить обучающихся слушать музыкальные произведения.
При прослушивании одноголосной мелодии они должны не только эмоционально воспринять ее, но и проанализировать структуру мелодии, принцип, логику ее построения и развития (направление мелодической линии, повторность, секвентность и т.д.), узнать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты, услышать альтерации, хроматизмы, модуляции и т.д. и дать всему словесное объяснение.
При анализе многоголосной музыки обучающиеся должны услышать в ней пройденные гармонии (аккорды, интервалы), разобраться в фактуре (мелодия, аккомпанемент), типах полифонии (имитационная, подголосочная, контрастная).
Решающую роль при этом играем подбор музыкального материала. Музыкальные произведения, особенно вначале, должны быть небольшими по объему, доступными по содержанию, разнообразными по характеру, стилистическими особенностями. Это могут быть примеры из музыкальной литературы.
Желательно максимально использовать произведения, исполняемые обучающимися в инструментальных классах. Одним из обязательных условия для успешной работы по слуховому анализу является яркое, эмоциональное и грамотное исполнение музыкальных произведений педагогом. Возможно также использование озвученных пособий и примеров в аудио - записи. Целостным анализом необходимо заниматься на протяжении всех лет обучения, но особенно важным является в 1-3 классах, т.е. до начала занятий по музыкальной литературе.
Анализ элементов музыкального языка.
Задачей этого вида анализа является слуховая проработка (определение на слух и осознание) тех элементов музыкального языка, которые определяют собой выразительность музыкального произведения: анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм, отдельных ступеней лада, мелодических оборотов; ритмических оборотов; интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз, в гармоническом звучании, отзвука, в тональностях на ступенях лада, взятых отдельно и в последовательностях; аккордов и их обращений в тесном расположении, в мелодическом и гармоническом звучании.
Следует помнить, что этот раздел работы, несмотря на свое значение, не должен превалировать на уроках сольфеджио, а определение на слух интервалов и аккордов не может быть целью.
В качестве материала для анализа на слух элементов музыкального языка могут быть использованы как примеры из художественной литературы, так и сочиненные педагогом специальные слуховые упражнения (мелодия с характерными интонационными оборотами, последовательности интервалов и аккордов и т.д.). Желательно, чтобы они были организованы метроритмически, музыкально исполнены.
Музыкальный диктант.
Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает музыкальную память обучающихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.
В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки обучающихся, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться с введение этой формы работы, а некоторое время (в зависимости от продвинутости группы) заниматься лишь различными подготовительными упражнениями. Успешная запись диктанта зависит также от индивидуальности обучающегося, его музыкальной памяти, ладового слуха, ладового мышления, ориентировки в мелодическом движении: вверх, вниз, скачкообразно, по звукам аккордов и т.д.
Не менее важно для обучающихся разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения), а также иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: ее размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка.
Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Обучающиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 8-10 минут.
Наряду с такими диктантами следует давать диктант без предварительного разбора. Такой диктант записывается обучающимися при определенно числе проигрываний. Вначале диктант проигрывается 2-3 раза подряд (обучающиеся в это время слушают и запоминают мелодию), а затем еще несколько раз с интервалом 3-4 минуты.
Нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному восприятию обучающимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.
Для развития внутреннего слуха следует предлагать обучающимся, в частности для домашней работы, запись знакомой мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением.
Возможны и другие формы диктанта:
гармонический (запись прослушанной последовательности интервалов);
ритмический;
фотодиктант (проанализировав незнакомую мелодию, записанную на доске, записать по памяти) и др.
Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок. Формы проверки могут быть различные (педагог проверяет тетради, обучающиеся проверяют тетради друг у друга, один из обучающихся записывает диктант на доске или проигрывает на фортепиано, класс поет диктант с названием звуков и дирижированием и т.д.).
Дома можно выучить диктант наизусть, транспонировать, подбирать на фортепиано.
Воспитание творческих навыков.
Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению обучающихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.
Поскольку творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить.
Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, а также развивают слух и наблюдательность.
Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на начальном этапе, является ведущая роль эмоционального начала. Вместе с тем, упражнения необходимо связывать с основными разделами курса. Цель этих упражнений - не только развивать у обучающихся творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков - пении с листа, записи диктанта, определении на слух. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания обучающихся.
Творческие задания должны быть доступны обучающимся.
Творческую работу можно начинать с 1 класса, но лишь после того, как у детей накопится хотя бы небольшой запас музыкально-слуховых впечатлений и знаний. Основным видом творчества является импровизация:
допевание ответной фразы;
досочинение мелодии на заданный ритмический рисунок;
сочинение мелодий на заданный текст.
К творческой работе также относится и подбор аккомпанемента.
Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с условием обязательной проверки или обсуждения работ всем классом. Лучшие работы можно использовать в качестве материала для записи диктанта, пения с листа, транспонирования и т.д.
Творческие приемы развития слуха особенно эффективны в младших классах.
Теоретические сведения.
Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.
В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть освоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляет 8 класс, где как бы проводится итог знаниям, приобретенным обучающимися к моменту окончания музыкальной школы.
Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся. Это особенно относится к обучающимся младших классов, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале.
Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной ориентировки в тональностях приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодически и гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.
Обучающиеся на уроках сольфеджио исполняют, записывают, анализируют музыкальные произведения и их отрывки, потому необходимо познакомить их с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения. Это делается на протяжении всех лет обучения, а окончательно закрепляется и систематизируется в 8 классе.
Список литературы и средств обучения
Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио: Учебник для 1-2 кл. ДМШ. – Л., 2007.
Давыдова Е. и Запорожец С. Сольфеджио: Учебник для 3 класса ДМШ. — М., 1993.
Давыдова Е. Сольфеджио: Учебник для 4 класса ДМШ.—М., 1978.
Давыдова Е. Сольфеджио: Учебник для 5 класса ДМШ.—М, 1981.
Калужская Т. Сольфеджио: Учебник для 6 кл. ДМШ. – М., 1991.
Калмыков Б. и Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. — М., 2004.
Калмыков Б. и Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. — М., 2004.
Дополнительная литература
Андреева М. От примы до октавы. — М., 1982.
Андреева М. «От примы до октавы», ч. 2. — М., 1978.
Андреева М. «От примы до октавы», ч. 3. — М., 1987.
Быканова Е. С т о к л и ц к а я Т. Музыкальные диктанты.1—4 классы ДМШ. — М., 1993.
Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980.
Металлиди Ж., Перцовская А. Муз. Диктанты для ДМШ – Л., 1980.
Рубец А. Одноголосное сольфеджио. — М., 1981.
Сольфеджио для детских музыкальных школ (6, 7 классы) / Сост. Н. Котикова. — Л., 1986.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. — М., 1987.
Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. — М., 1993.
Калинина Г. Сольфеджио: Рабочие тетради 1-7 кл. – М., 2001.
Русяева И. Двухголосные диктанты. – М., 1990.
Артамонова Е. Сольфеджио. – М.. 1988.
Зебряк Т. Соль + Фа= сольфеджио/Приложение к сольфеджио для1-2 кл. ДМШ Н. Баевой и Т. Зебряк/. – М., 1998.
Зебряк Т. Интонационные упражнения на уроках сольфеджио 1-7 кл. – М., 2003.
Методическая литература
Сиротина Т. Ритмическая азбука: Учеб.-метод. Пособие для 1-4 классов ДМШ. – М., Музыка, 2007.
Романенко В. Гармония популярной песни: Учеб. Пособие. – М., 2004.
Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио 4 класса. — М., 1978.
Оськина С., Парнес Д. Музыкальный слух ./Теория и методика развития и совершенствования/ - М., 2003.
Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. Учебно-методическое пособие/. – М., 1993.
Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. – М., 1983.
Глухов Л. Теория музыки и сольфеджио., -Ростов-на –Дону, 2004.
Вендрова Т., Пигарева И. Воспитание музыкой. – М., 1991.
Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М., 1990.
Афонина Н. Упражнения по теории музыки. – Спб.: Композитор, 20021.
Кофанов А. Сочинение музыки. – Спб.: Композитор, 2007.
Соколов О. Модуляция: Учебно-методическое пособие. – Спб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2006.
Белая Н. В. Нотная грамота. /Элементарная теория музыки. Игры на уроках/ - С-Пб., 1999.
Леонтьева Е. А. Музыкальный букварь.- Саратов: «Лицей», 1999.
Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории! – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Лехина Л. Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких /учеб.-игровое пос./ - М., 2003.
Лехина Л. Н. Путешествие в страну интервалов. – М., 2002.
Камаева Т. Ю., Камаев А. Ф. Азартное сольфеджио. Иллюстративный игровой материал. /Учеб. пос. по сольфеджио и теории музыки/. – М., Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС: ЦРТС Доминанта, 2004.
Первозванская Т. Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей./Учеб. сказка/ часть – I. – С.-Пб., 1999.
Боровик. Т. А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио / Метод. рекомендации/. – М., 2007.
ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Разделы | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
Вокально-интонационные навыки | 11 | 1,5 | 9,5 |
Сольфеджирование и пение с листа | 5 | 0,5 | 4,5 |
Воспитание чувства метроритма | 6 | 1 | 4 |
Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух) | 5 | 1 | 3 |
Музыкальный диктант | 7 | 1 | 5 |
Воспитание творческих навыков | 8 | 1 | 7 |
Теоретические сведения | 10 | 2 | 8 |
Итого: | 52 | 8 | 44 |
Общие задачи:
- Закрепление полученных знаний и навыков
- Обобщение всего пройденного материала
- Углубление знаний по теории музыки
- Подготовка к итоговому экзамену
Формы реализации этих задач:
Формирование вокально-интонационных навыков
Пение:
гамм (мажор и минор) от различных ступеней вверх и вниз; звукорядов семиступенных диатонических народных ладов от заданного звука;
всех ранее пройденных интервалов, включая характерные в ладу (мажор и минор) и от звука вверх и вниз;
пройденных аккордов, включая увеличенное трезвучие, септаккорд II ступени, с разрешениями в пройденных тональностях;
всех пройденных аккордов, включая увеличенное трезвучие, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный септаккорд от звука с разрешениями (как септаккорды II и VII ступеней);
Д7 от звука с разрешением в одноименные тональности;
обращение септаккордов II и VII ступеней (как перемещений) в тональностях и от звука (на усмотрение педагога); интервальной последовательности двухголосно; аккордовой последовательности трехголосно.
Разучивание и пение с листа:
более сложных одноголосных мелодий с альтерациями, отклонениями, модуляциями;
мелодий, написанных в семиступенных диатонических народных ладах;
двухголосных примеров группами и дуэтами.
Транспонирование выученных мелодий и двухголосных примеров в различные тональности.
Транспонирование с листа.
Воспитание чувства метроритма
Ритмические длительности и размеры — ранее пройденные.
Ритмические упражнения с использованием всех пройденных длительностей и размеров. Размеры: 9/8, 12/8. Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных примеров и с листа.
Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)
Определение на слух и осознание:
стилевых и жанровых особенностей прослушанного произведения, его лада, формы (период различных типов, половинная, прерванная каденции, кульминация; простая двух- и трехчастная формы), особенности мелодии, гармонии, фактуры; функций аккордов и гармонических оборотов; более сложных мелодических оборотов, включающих интонации характерных интервалов, движения по звукам увеличенного трезвучия;
мелодических оборотов с проходящими и вспомогательными и хроматическими звуками;
интервалов в ладу и от звука, а также последовательностей интервалов.
Музыкальный диктант
Все формы музыкальных диктантов. Запись более сложных мелодий в объеме 8—16 тактов, включающих все пройденные мелодические и ритмические обороты, с отклонениями, модуляциями.
Воспитание творческих навыков
- импровизация и сочинение мелодий в разных тональностях и ладах народной музыки
- все формы творческих заданий
- импровизация на фоне гармонического сопровождения
Прогнозируемый результат
По окончании шестого класса обучающийся должен:
- уметь правильно, интонационно точно петь выученную мелодию нотами и со словами;
- сольфеджировать один из голосов двухголосного примера;
- подбирать по слуху несложные мелодии и аккомпанемент;
- анализировать на слух и определять в нотном тексте основные элементы музыкальной речи;
- записывать по слуху несложные мелодии в объеме 6-8 тактов;
- знать основные теоретические сведения, предусмотренные программой.
Теоретические сведения
Повторение и закрепление материала, пройденного в 5 классе, на более сложном музыкальном материале.
Понятия:
Тональности с 7 знаками при ключе;
Семиступенные диатонические лады;
Родственные тональности;
Хроматическая мажорная и минорная гамма;
Смешанный размер;
Письменные упражнения на транспонирование музыкальных отрывков различной фактуры (на усмотрение педагога).
Письменные упражнения на группировку длительностей в различных размерах (на усмотрение педагога).
Интервалы: все пройденные, включая характерные, в тональности и от звука.
Аккорды (все пройденные, включая увеличенное трезвучие) в тональности и от звука; септаккорды II ступени в основном виде в мажоре и миноре.
Понятия об обращениях септаккордов II и VII ступеней (на усмотрение педагога).
Принцип построения и названия всех септаккордов (на усмотрение педагога).
СЕДЬМОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
Вокально-интонационные навыки | 11 | 1,5 | 9,5 |
Сольфеджирование и пение с листа | 5 | 0,5 | 4,5 |
Воспитание чувства метроритма | 6 | 1 | 5 |
Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух) | 5 | 1 | 4 |
Музыкальный диктант | 7 | 1 | 6 |
Воспитание творческих навыков | 8 | 1 | 7 |
Теоретические сведения | 10 | 2 | 8 |
Итого: | 52 | 8 | 44 |
Общие задачи:
- Закрепление полученных знаний и навыков
- Обобщение всего пройденного материала
- Углубление знаний по теории музыки
- Обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта обучающихся стилистическими интонациями композиторов разных эпох и характерными оборотами народнопесенного творчества
- Подготовка к поступлению в средние специальные учебные заведения
Формы реализации этих задач:
Формирование вокально-интонационных навыков
Пение:
гамм (мажор и минор) от различных ступеней вверх и вниз; звукорядов семиступенных диатонических народных ладов от заданного звука;
всех ранее пройденных интервалов, в ладу (мажор и минор) и от звука вверх и вниз;
интервалов с энгармонической заменой звуков и разрешениями; пройденных аккордов, с разрешениями в пройденных тональностях;
обращение септаккордов II и VII ступеней (как перемещений) в тональностях и от звука (на усмотрение педагога); интервальной последовательности двухголосно; аккордовой последовательности трехголосно.
Воспитание чувства метроритма
Ритмические длительности и размеры — ранее пройденные.
Ритмические упражнения с использованием всех пройденных длительностей и размеров. Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных примеров и с листа.
Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)
Определение на слух и осознание:
стилевых и жанровых особенностей прослушанного произведения, его лада, формы (период различных типов, половинная, прерванная каденции, кульминация; простая двух- и трехчастная формы), особенности мелодии, гармонии, фактуры; функций аккордов и гармонических оборотов; более сложных мелодических оборотов, включающих интонации характерных интервалов, движения по звукам увеличенного трезвучия, септаккордов II ступени;
мелодических оборотов с проходящими и вспомогательными и хроматическими звуками;
интервалов в ладу и от звука, а также последовательностей интервалов.
Музыкальный диктант
Все формы музыкальных диктантов, включающих все пройденные мелодические и ритмические обороты, с отклонениями, модуляциями.
Воспитание творческих навыков
- импровизация и сочинение мелодий в разных тональностях и ладах народной музыки
- все формы творческих заданий
- импровизация на фоне гармонического сопровождения
Прогнозируемый результат
По окончании девятого класса обучающийся должен:
- уметь правильно, интонационно точно петь выученную мелодию нотами и со словами;
- сольфеджировать один из голосов двухголосного примера;
- подбирать по слуху несложные мелодии и аккомпанемент;
- анализировать на слух и определять в нотном тексте основные элементы музыкальной речи;
- записывать по слуху несложные мелодии в объеме 6-8 тактов;
- знать основные теоретические сведения, предусмотренные программой.
Теоретические сведения
Повторение и закрепление материала, пройденного в 6 классе, на более сложном музыкальном материале.
Простые и составные интервалы, энгармоническая замена;
Размеры 9/8 и 12/8;
Все пройденные аккорды в тональности и от звука;
Семиступенные диатонические лады;
Транспонирование музыкальных фрагментов;
Диатоника;
Хроматизм;
Модуляция ;
Импровизация и сочинение: мелодий в пройденных тональностях, размерах, народных ладах; мелодий с альтерацией, отклонениям