СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «природоведение» для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «природоведение» для 5 класса»

Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат»



РАССМОТРЕНО

МО учителей трудового обучения

Протокол № __ от ________


УТВЕРЖДЕНО

Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат» О.Л. Комарова приказом от _______ № ___









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» ДЛЯ 5 КЛАССА

НА 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.









Разработчик: Поливцева Е.М.

учитель трудового обучения первой квалификационной категории.



Пояснительная записка.

Рабочая программа по природоведению составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Природоведение 5 класс)

Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях учебный год

Учебного плана образовательного учреждения.

Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, факультативных, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, объединений дополнительного образования КГБОУ «Петровская ОШИ»

Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;

― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

― воспитание социально значимых качеств личности.

В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.

Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в I—IV классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

Программа по природоведению состоит из шести разделов:

«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».

При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.

В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.

Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.

При изучении этого раздела уместно опираться на знания учащихся о своем родном крае.

Более подробное знакомство с произрастающими растениями и обитающими животными, как в целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся при изучении последующих разделов.

При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

Завершают курс обобщающие уроки. Здесь уместно систематизировать знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».

В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля.

Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера ( земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.

Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.

Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).

В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком.

Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала.

Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению географического (V класс) и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов (например таких как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта и др.).

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Введение

Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.

Вселенная

Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.

Наш дом — Земля

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

Поверхность суши. Почва.

Равнины, горы, холмы, овраги.

Почва — верхний слой земли. Ее образование.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

Эрозия почв. Охрана почв.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.

Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.

Вода

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

Экономия питьевой воды.

Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

Охрана воды.

Есть на Земле страна — Россия

Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.

Растительный мир Земли

Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.

Разнообразие растительного мира на нашей планете.

Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.

Деревья.

Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).

Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).

Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).

Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания.

Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.

Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора лекарственных растений. Использование.

Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.

Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.).

Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны.

Растения своей местности: дикорастущие и культурные.

Красная книга России и своей области (края).

Животный мир Земли

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмы- кающиеся, птицы, млекопитающие.

Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.

Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.

Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края.

Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Млекопитающие животные своего края.

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Прави- ла ухода и содержания.

Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области (края).

Человек

Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.

Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.

Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).

Осанка (гигиена, костно-мышечная система).

Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.

Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.

Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.

Медицинские учреждения своего города (поселка, населенного пункта). Телефоны экстренной помощи. Специализация врачей.

Обобщающие уроки

Наш город (посёлок, село, деревня).

Рельеф и водоёмы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения: Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные. Личностные результаты освоения адаптированной должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивациитворческому труду, работе на результат, бережному отношению и умения для получения новой информации заданию педагога.

Достаточный уровень:

1) обобщенные представления и «пред понятия» об объектах неживой и живой природе, организме человека;

2) осознавать основные взаимосвязи в природе, между природой и

человеком, в организме человека;

3) знать способы самонаблюдения, описания своего состояния,

самочувствия;

4) знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения,

использовать их для объяснения новых ситуаций;

5) объяснять происходящие явления и описывать состояние объекта и его изменение в неживой и живой природе, в организме человека;

6) пользоваться дополнительными источниками информации, в том числе ЭОР (интернет, компьютерные учебно-развивающие программы, электронные справочники);

7) описывать состояние функционирования органов, их систем, всего

организма (у меня колит в области сердца, когда я поднимаю портфель);

8) владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях;

9) переносить сформированные знания и умения в новые ситуации,

10) ориентироваться на имеющиеся знания и умения с целью личной профессиональной ориентировки.

Предметными результатами изучения курса является формирование базовых учебных действий (БУД).

Личностные БУД: бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные БУД: использовать разные источники средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том информационные.

Регулятивные БУД: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные БУД: дифференцированно воспринимать окружающий мир, еговременно-пространственн6ую организацию.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

минимальный

достаточный

- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

-иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

-относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

-называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

-соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа

жизни, понимать их значение в жизни человека;

-соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

-выполнять несложные задания под контролем учителя;

-адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;

педагога;

-иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-относить изученные объекты к определенным группам с учетом раз-

личных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

-называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; уметь объяснять свое решение;

-выделять существенные признаки групп объектов;

-знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;

-вступать в беседу; обсуждать изученное;


-узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

-знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию

педагога;

-иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-относить изученные объекты к определенным группам с учетом раз- личных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

-называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; уметь объяснять свое решение;

-выделять существенные признаки групп объектов;

-знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;

-вступать в беседу; обсуждать изученное;

-проявлять желание рассказать

о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;

-совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

-выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;

-осуществлять деятельность по уходу за комнатными и уходу за комнатными и культурными растениями.

























Календарно – тематическое планирование.

Тема урока.

Кол-во часов.

Сроки

Кор-ная работа

Оборудование

1.

День знаний!

1ч.

01.09



2.

Небесные тела: планеты, звезды.

1ч.

07.09

2, 11, 34

Учебник, таблица.

3.

Солнце. Солнечная система.

1ч.

08.09

5, 19, 33

Таблица, учебник.

4.

Исследование космоса.

1ч.

14.09

11, 20, 31

Презентация, учебник

5.

Полеты в космос.

1ч.

15.09

3, 15, 24

Учебник, тетрадь, цветные карандаши.

6.

Смена дня и ночи.

1ч.

21.09

7. 23. 29

Учебник, буквенное задание.

7.

Смена времен года. Сезонные изменения в природе.


1ч.

22.09

1, 17, 26

Презентация, учебник.

8.

Планета Земля. Оболочки Земли.

1ч.

28.09

2, 14, 32

Учебник, тетрадь, карта.

9.

Значение воздуха для жизни на Земле

1ч.

29.09

3, 24, 30

Учебник, тетрадь, учебный фильм.

10.

Свойства воздуха

1ч.

05.10

1, 22. 31

Фотоаппарат.

11.

Давление и движение воздуха

1ч.

06.10

4, 11, 29

Учебник, тетрадь, карточки-задания.

12.

Температура воздуха. Термометр.

1ч.

12.10

2. 7, 30

Тесты.

13.

Движение воздуха в природе. Ветер.

1ч.

13.10

1, 19, 24

Учебник, тетрадь, таблица.

14.

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.

1ч.

19.10

4, 20, 36

Учебник, тетрадь, презентация.

15.

Состав воздуха. Углекислый газ и азот

1ч.

20.10

3, 15, 32

Учебник, тетрадь, учебный фильм.

16.

Охрана воздуха.

1ч.

09.11

1, 13, 27

Учебник, тетрадь, буквенное задание.

17.

Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи.

1ч.

10.11

2, 11, 34

Учебник, тетрадь, карта.

18.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов Гранит. Известняк.

1ч.

16.11

4, 20, 29

Тетрадь

19.

Песок. Глина.

1ч.

17.11

4, 11, 29

Учебник, тетрадь, презентация.

20.

Сезонные изменения. Экскурсия.

1ч.

23.11

2. 7, 30

Учебник, тетрадь, карта.

21.

Горючие полезные ископаемые. Торф.

1ч.

24.11

1, 18, 36

Учебник, тетрадь, презентация.

22.

Каменный уголь.

1ч.

30.11

2, 11, 34

Учебник, тетрадь, учебный фильм.

23.

Добыча и использование каменного угля.

1ч.

01.12

12, 25, 28

Учебник, тетрадь, таблица.

24.

Нефть.

1ч.

07.12

4, 11, 29

Учебник, тетрадь, иллюстрации, цветные карандаши.

25.

Добыча и использование нефти.

1ч.

08.12

2, 11, 34

Учебник, тетрадь, презентация.

26.

Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.

1ч.

14.12

11, 29, 30

Учебник, тетрадь, презентация.

27.

Полезные ископаемые , используемые для получения металлов.

Черные металлы. Сталь, чугун.

1ч.

15.12

4, 11, 29

Фотоаппарат.

28.

Цветные металлы

1ч.

21.12

2. 7, 30

Учебник, тетрадь, буквенное задание.

29.

Благородные (драгоценные) металлы

1ч.

22.12

5, 21, 26

Учебник, тетрадь, иллюстрации.

30.

Охрана полезных ископаемых.

1ч.

28.12

2, 29, 34

Учебник, тетрадь, презентация.

31.

Самостоятельная работа.

1ч.

11.01

2, 11, 34

Учебник, тетрадь, кроссворд.

32.

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

1ч.

12.01

14, 27. 34

Учебник, тетрадь, презентация.

33.

Свойства воды.

1ч.

18.01

1, 17, 29

Учебник, тетрадь, учебный фильм.

34.

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.

1ч.

19.01

4, 19, 31

Учебник, тетрадь, презентация.

35.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

1ч.

25.01

2. 7, 30

Учебник, тетрадь, иллюстрации, цветные карандаши.

36.

Три состояния воды. температура воды и ее измерение.

1ч.

26.01

12, 26, 31

Учебник, тетрадь, таблица.

37.

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

1ч.

01.02

2, 11, 34

Учебник, тетрадь, презентация.

38.

Работа воды в природе.

1ч.

02.02

11,21, 29

Учебник, тетрадь, презентация.

39.

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

1ч.

08.02

2. 7, 30

Учебник, тетрадь, учебный фильм.

40.

Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе.

1ч.

09.02

1, 11, 32

Учебник, тетрадь, презентация.

41.

Воды суши: ручьи, реки.

1ч.

15.02

16, 29, 35

Учебник, тетрадь, кроссворд,

42.

Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища.

1ч.

16.02

2, 11, 34

Учебник, тетрадь, учебный фильм.

43.

Моря и океаны.

1ч.

22.02

5, 18, 32

Учебник, тетрадь, презентация.

44.

Охрана воды.

Обобщающий урок.

1ч.

01.03

1, 21,29

Учебник, тетрадь, презентация.

45.

Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги.

1ч.

02.03

4, 11, 29

Учебник, тетрадь, буквенное задание, кроссворд.

46.

Горы.

1ч.

09.03

18, 29, 31

Учебник, тетрадь, учебный фильм.

47.

Почва – верхний слой земли. Состав почвы.

1ч.

15.03

  1. 5, 31

Тетрадь.

48.

Разнообразие почв.

1ч.

16.03

18, 20, 28

Учебник, тетрадь, таблица.

49.

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы.

1ч.

29.03

2. 7, 30

Учебник, тетрадь.

50.

Охрана почвы.

1ч.

30.03

12,22, 31

Учебник, тетрадь.

51.

Самостоятельная работа.

1ч.

05.04

2, 5, 30

Учебник, тетрадь, карточки-правила.

52.

Сезонные изменения в природе. Экскурсия.

1ч.

06.04

4, 11, 29

Учебник, тетрадь.

53.

Место России на земном шаре. Знакомство с картой.

1ч.

12.04

1, 18, 24

Учебник, тетрадь, буквенное задание.

54.

Моря и океаны, омывающие берега России.

1ч.

13.04

2, 11, 34

Учебник, тетрадь.

55.

Равнины и горы на территории нашей страны.

1ч.

19.04

2. 7, 30

Учебник, тетрадь.

56.

Реки и озера России.

1ч.

20.04

4, 15, 22


57.

Москва – столица России.

1ч.

26.04

2, 11, 34

Учебник, тетрадь.

58.

Санкт - Петербург

1ч.

27.04

6, 19, 27

Учебник, тетрадь, презентация.

59.

Города золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.

1ч.

04.05

2, 17, 34

Учебник, тетрадь.

60.

Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.


1ч.

11.05

2. 7, 30

Учебник, тетрадь.

61.

Новосибирск, Владивосток

17.05

1, 16, 21

Учебник, тетрадь, презентация.

62.

Население нашей страны

1ч.

18.05

4, 11, 29

Учебник, тетрадь.

63

Обобщающий урок.

1ч.

24.05

2,24,30

Учебник, тетрадь, презентация.

64

Самостоятельная работа.

1ч.

25.05

1, 16, 21

Учебник, тетрадь, презентация.

65

Сезонные изменения в природе. Экскурсия.

1ч.

31.05

7,18,22

Учебник, тетрадь, презентация.

Итого:

65ч.




Тематическое планирование.


Наименование разделов

Всего часов

Практичес-

кие

Самостоя- тельная работа

Экскурсия

Примечание

1

Вселенная.

3





2

Наш дом – Земля.

16


1

2


3

Растительный мир Земли.

13



1


4

Животный мир Земли.

14


1



5

Человек.

9



1


6

Есть на Земле страна Россия.

10





Итого:

65ч



Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;

  • что общего и в чем различие живой и неживой природы;

  • расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;

  • чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (лес, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

  • основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Учащиеся должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

  • устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

  • выполнять рекомендуемые практические работы;

  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.



Учебно – методическое обеспечение.

  1. В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» сборник 1.

  2. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина «Природоведение» 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2020








Приложение №1

Коррекционно-развивающая работа:

1.Формировать у учащихся учебно-познавательные мотивы; потребность в саморазвитии; интерес к содержательной стороне учебной деятельности; интерес к процессу учебной(познавательной) деятельности.

2. Формировать у учащихся умения ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме:

3. Ориентироваться в задании, представленном в устной словесной форме;

4. Вычленять в предлагаемом задании содержащуюся в нем задачу, которую предстоит решить;

5.планировать свою деятельность при выполнении задания, устанавливать последовательность действий по выполнению задания;

Осуществлять самоконтроль на этапе принятия задания, в процессе деятельности, по конечному результату;

6. осуществлять объективную оценку деятельности товарищей;

7.подчинять свои действия заданной системе требований, умение действовать по плану.

8.Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность, сопоставлять даты, Соотносить год с веком;

9.развивать умения работать с технологической картой;

10.развивать умение применять полученные знания в практической деятельности(работа с картой, самостоятельное выполнение задания);

11.Способствовать развитию памяти, речи, мышления, внимания;

12. Корригировать и развивать связную устную речь у учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы, самостоятельных рассказов;

13.развивать способность концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале путём постановки вопросов перед каждой частью изучаемого материала;

14.учить выделять, находить и объяснять новые слова и термины по содержанию рассказа;

15. развивать умение работать с иллюстрацией, картой;

16.развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;

17. коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого как способа развития логического мышления;

18. коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов;

19. коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии;

20. коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание;

21.коррекция мелкой моторики рук;

22. способствовать развитию творческих способностей воображению, индивидуальному самовыражению детей;

23.развитие устойчивого внимания;

24.Развитие скорости распределения и переключение внимания;

25. развитие умения самостоятельно работать с учебником и выделять главные мысли из прочитанного текста;

26. развивать умение анализировать текст и рисунки;

27. формировать умение пересказывать текст с логически законченными частями;

28.развивать умение работать коллективно(устно) и индивидуально(письменно) с дополнительным материал(адаптированные тексты, грамзаписи и т.д.);

29.развивать способности в процессе работы с учебником находить ответы на вопросы, формулировать вопросы к тексту;

30.коррекция и развитие познавательной деятельности;

31. развивать любознательность, наблюдательность, сформировать представление о ,внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

32.развивать умение чувствовать и понимать другого человека;

33.способствовать развитию операции восприятия, памяти, внимания, сравнения, обобщения;

34.формировать умение раскрывать причинно-следственные в ходе связи работы с различными источниками;

35. учить понимать действия и поступки людей в прошлом, давать нравственную оценку поступкам.

36. формировать умение связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки,





























Лист согласования.

Класс

Дата

Количество не проведенных уроков

Причина

Согласование с завучем по УВР



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!