Рабочая программа по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897).
Рабочая программа по ОДНКНР разработана на основе авторской программы по ОДНКНР М.Т. Студеникина; учебника М.Т. Студеникина (Студеникин, М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций/М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. – 160 с.)
Данная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Национально-региональный компонент включается в раздел «Духовные традиции народов России» (7 уроков).
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Введение. 2 часа (входной контроль)
Россия – наша Родина. Гражданин России.
Нравственные ценности. 17 часов
Порядочность. Совесть. Доверие и доверчивость. Милосердие и сострадание. Правда и ложь. Традиции воспитания. Честь и достоинство. Терпимость и терпение. Мужество. Равнодушие и жестокость. Самовоспитание. Учись учиться. Речевой этикет. Мои права и обязанности.
Презентация творческих проектов учащихся. 3 часа
Выступление учащихся с творческими работами: «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в историю Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
Духовные традиции народов России. 7 часов
Семья и родословная. Национальные праздники, отмечаемые в Республике Алтай. Народное творчество жителей Горного Алтая.
Обобщение. 5 часов
Итоговая презентация творческих проектов на темы народного творчества, стихи, песни, кухня народов России и т.д. Итоговая контрольная работа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения «ОДНКНР» ученик должен знать/понимать:
основные понятия из разделов: «Нравственные ценности», «Духовные традиции»;
культурные традиции народов России (в рамках изучения национально-регионального компонента).
уметь:
описывать различные явления культурных традиций;
излагать свое мнение по поводу значения культур в жизни людей и общества;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Освоение школьниками учебного содержания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
формирование представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата |
| Введение. | 2 | |
1-2 | Россия – наша Родина. Гражданин России. | 1 1 | |
| Нравственные ценности. | 17 | |
3 | Порядочность. | 1 | |
4 | Совесть. | 1 | |
5 | Доверие и доверчивость. | 1 | |
6 | Милосердие и сострадание. | 1 | |
7 | Правда и ложь. | 1 | |
8-9 | Традиции воспитания. | 2 | |
10 | Честь и достоинство. | 1 | |
11 | Терпимость и терпение. | 1 | |
12-13 | Мужество. | 2 | |
14 | Равнодушие и жестокость. | 1 | |
15 | Самовоспитание. | 1 | |
16 | Учись учиться. | 1 | |
17-18 | Речевой этикет. | 2 | |
19 | Мои права и обязанности. | 1 | |
20-22 | Презентация творческих проектов учащихся. | 3 | |
| Духовные традиции народов России. | 7 | |
23-24 | Семья и родословная. | 2 | |
25-27 | Национальные праздники, отмечаемые в Республике Алтай. | 3 | |
28-29 | Народное творчество жителей Горного Алтая. | 2 | |
| Обобщение. | 5 | |
30-33 | Итоговая презентация творческих проектов на темы народного творчества, стихи, песни, кухня народов России и т.д. | 4 | |
34 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |
Приложение 1
Входной контроль
Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?
О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?
Как вы понимаете слово светский?
Как вы думаете, что такое этика?
Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?
Итоговый контроль (итоговая контрольная работа)
Вспомните, что такое мораль (в случае затруднений обратитесь к записанному в тетрадь определению).
Как вы думаете, как она возникла?
Всегда ли она существовала?
Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?
Как вы объясните разницу между этими понятиями?
Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?
Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?
Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?
Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ
8