Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селекционная средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШУМО гуманитарных дисциплин МБОУ «Селекционная СОШ», протокол 28от августа 2020 г. № 3 | Согласовано методическим советом МБОУ «Селекционная СОШ» протокол от 28 августа 2020г. №1 | Утверждено приказом МБОУ «Селекционная СОШ» от 31августа 2020 г. № 128 |
Рабочая программа по учебному предмету
«Обществознание»
основного общего образования
для 6 класса
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Болотина Анна Геннадьевна
Учитель истории и обществознания
с. Селекционное
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
Авторской программы по обществознанию Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, Т. Е. Лискова, Е. Л. Рутковская, Рабочая программа. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, Т. Е. Лискова,Е. Л. Рутковская. — М. : Просвещение, 2020г.
По программе 35 ч. из расчета 1 ч. в неделю.
Планируемые результаты освоения курса
«Обществознание» по итогам обучения в 6 классе
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Личностные результаты:
— мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
— заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
— ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
— отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
— убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций;
— сознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим поколением.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются целостные представления в следующих сферах:
Познавательная:
— биологическая и социальная составляющая в человеке, сходство и различия человека и животного;
— основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
— способности и потребности человека, в том числе особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья;
— роль деятельности в жизни человека и общества, многообразие её видов, игра, учение и труд;
— познание человеком мира и самого себя;
—межличностные отношения, как личные, так и деловые, положение человека в группе, общение, межличностные конфликты и способы их разрешения;
— семья как малая группа и семейные отношения.
На доступном уровне представлены ключевые научные понятия, раскрывающие социальную сущность человека. С опорой на эти понятия шестиклассники получают возможность объяснять нынешние социальные реалии, связанные с деятельностью личности, межличностными отношениями и групповыми социальными ролями. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для понимания и выполнения подростками основных социальных ролей.
Дальнейшее развитие должны получить умения находить нужную социальную информацию в адаптированных источниках, адекватно её воспринимать, применяя основные термины и понятия из курса обществознания; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями).
Ценностно-мотивационная:
— понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
— знание важнейших нравственных норм, понимание их роли
как регуляторов общественной жизни и умение применять эти
нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
— установка на необходимость руководствоваться нравственными нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
— приверженность гуманистическим и патриотическим ценностям.
Трудовая:
— осмысление особенностей труда как одного из основных видов
деятельности человека;
— понимание значения трудовой деятельности для жизненного
успеха личности и значимости её для общества. Специальное внимание уделяется характеристике учебного труда как основного вида
деятельности для учащихся.
Эстетическая:
— понимание роли культуры в становлении личности (как составной части духовного мира человека).
Коммуникативная:
— знание особенностей коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности и понимание значения коммуникации в межличностном общении;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
— умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой для изучения курса социальной информации;
— понимание языка массовой социально-политической коммуникации, что позволяет осознанно воспринимать соответствующую
информацию;
— умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
— развитие умений взаимодействовать в ходе выполнения заданий, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Особое внимание уделяется в курсе знакомству шестиклассников с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты:
— сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
— овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, соответствующая гуманистическим культурным ценностям). Задания составлены таким образом,
чтобы шестиклассники могли проявить свои способности:
1) в использовании элементов причинно-следственного анализа;
2) в исследовании несложных реальных связей и зависимостей;
3) в определении сущностных характеристик изучаемого объекта; выборе верных критериев для сравнения, сопоставления,
оценки объектов;
4) в поиске нужной информации по заданной теме в источниках
различного типа и извлечении её;
5) в переводе информации из одной знаковой системы в другую
(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выборе
знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) в подкреплении изученных положений конкретными примерами, в том числе на основе межпредметных связей и личного опыта;
7) в оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей
личности с учётом мнения других людей; в повседневном руководстве этическими и правовыми нормами;
8) в определении собственного отношения к явлениям современной жизни, формулировании своей точки зрения.
Содержание курса «Обществознание» в 6 классе
Тема I. Загадка человека. Биологическое и социальное в человеке.
Наследственность — биологическая сущность человека. Черты сходства и различия человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она? Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Способности и потребности
человека.
Тема II. Человек и его деятельность. Понятие деятельности.
Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для общества. Умение учиться. Образование и самообразование. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка.
Тема III. Человек среди людей.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины их возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Тема I. Загадка человека | 12 |
3. | Тема II. Человек и его деятельность | 9 |
4. | Тема III. Человек среди людей | 11 |
5. | Заключительные уроки | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС, 35 ч.
№ | Название раздела, темы | кол-во часов | дата проведения урока |
планируемая | фактическая |
Введение (1ч.) |
1 | Вводный урок | 1 | | |
Тема I. Загадка человека (12 ч) |
2-3 | Принадлежность к двум мирам | 2 | | |
4-5 | Человек — личность | 2 | | |
6-7 | Отрочество — особая пора | 2 | | |
8-9 | Потребности и способности человека | 2 | | |
10-11 | Когда возможности ограниченны | 2 | | |
12 | Мир увлечений | 1 | | |
13 | Практикум к теме I Загадка человека | 1 | | |
Тема II. Человек и его деятельность(9ч.) |
14-15 | Деятельность человека | 2 | | |
16-17 | Труд — основа жизни | 2 | | |
18-19 | Учение — деятельность школьника | 2 | | |
20-21 | Познание человеком мира и себя | 2 | | |
22 | Практикум к теме II Человек и его деятельность | 1 | | |
Тема III. Человек среди людей (11 ч) |
23-24 | Отношения с окружающими | 2 | | |
25-26 | Общение | 2 | | |
27-28 | Человек в группе | 2 | | |
29 | Отношения со сверстниками | 1 | | |
30-31 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | | |
32 | Семья и семейные отношения | 1 | | |
33 | Практикум к теме III Человек среди людей | 1 | | |
Заключительные уроки(2ч.) |
34-35 | Итоговое повторение | 2 | | |
Приложение 1
Лист внесения изменений
Дата проведения урока | Тема урока | Основание для внесения изменений в программу (номер, дата приказа, причина) |
планируемая | фактическая |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
7