СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Литература» для 11 класса на 2022 – 2023 учебный год 2 часа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29. 06. 2017 № 613). Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию (протокол от 12 мая 2016 г. №2/16).

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по литературе для общеобразовательных школ (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Литература. 11 классы в 2-х частях под редакцией В.П. Журавлева: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень / О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов, В.А. Чалмаев. ― М.: Просвещение, 2018), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Используемый УМК

Рабочая программа основывается на использовании учебника для 11 класса общеобразовательных учреждений: Литература  (базовый уровень) 11 класс. Учебник для общеобразовательных школ под ред.В.П. Журавлева. –5 –е изд. – М.: Просвещение, 2018. - 415 с

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Литература» для 11 класса на 2022 – 2023 учебный год 2 часа»

Приложение

к образовательной программе

среднего общего образования

МБОУ «СШ №18»

на 2022 – 2023 учебный год

Приказ №504 от 30.08.2021




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Литература»

для 11 класса

на 2022 – 2023 учебный год




Составитель программы:

Пузатова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №18»

















г. Нижневартовск, 2022 г.




Пояснительная записка


Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29. 06. 2017 № 613). Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию (протокол от 12 мая 2016 г. №2/16). Данная программа обеспечивает реализацию образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СШ №18» на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по литературе для общеобразовательных школ (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Литература. 11 классы в 2-х частях под редакцией В.П. Журавлева: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень / О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов, В.А. Чалмаев. ― М.: Просвещение, 2018), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Используемый УМК

Рабочая программа основывается на использовании учебника для 11 класса общеобразовательных учреждений: Литература (базовый уровень) 11 класс. Учебник для общеобразовательных школ под ред.В.П. Журавлева. –5 –е изд. – М.: Просвещение, 2018. - 415 с


Место учебного предмета в учебном плане

В обязательной части учебного плана МБОУ «СШ №18» на 2022-2023 учебный год на изучение литературы в 11 классе отводится 2 час в неделю, всего 68 часов


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

ичностные:

  1. осознание своей российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважение к истории Отечества, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе умения ориентироваться в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  9. формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Метапредметные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования

Выпускник на базовом уровне научится:

  • демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

  • в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

  • осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

  • анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

  • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

  • о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

  • о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

  • о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

  • об историко-культурном подходе в литературоведении;

  • об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

  • о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

  • имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

  • о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.



Содержание учебного предмета

Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья.

Литература начала XX века. Развитие художественных и идейно- нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства.

Писатели-реалисты начала XX века. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской ассической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан- Франциско», «Чистый понедельник», «Солнечный удар». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе.

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести

«Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет». По этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести

«Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Серебряный век русской поэзии. Символизм

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь»,

Андрей Белый (Б.Н. Бугаев). Слово о поэте. Влияние философии Вл. Соловьева на миро воззрение А. Белого. Ликующее мироощущение

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм. Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И.В. Лотарев). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления). Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме»сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно- реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Новокрестьянская поэзия (Обзор).

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики.

Литература 20-х годов XX века. Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения (ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, А. Белый, И. Бунин, А. Ахматова, М. Цветаева и др.).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое

новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха).

Литература 30-х годов XX века (Обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». История создания романа. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечта теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии

Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой.

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины.

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении.

Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор) Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя.

Литература 1950 – 1990-х годов (Обзор) Новое осмысление военной темы. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели». Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики.

«Городская» проза: Ю. Трифонов, В. Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, Б. Зайцев). Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути». Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в

романе. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Из мировой литературы А. Камю «Посторонний». Э. Хемингуэй «Старик и море»

Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны, предшествующий оттепели. В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»

«Деревенская проза». Повести Б. Можаева «Живой» и В. Белова «Привычное дело»

Русская проза в 1950 – 1990-е годы. Характеры и сюжеты В.М. Шукшина

А. Вампилов, В.П. Астафьева, Ф.А. Абрамов, Ю.В. Бондарев, К. Воробьев

Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.




Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Раздел/тема

Воспитательные дела, события, мероприятия

Кол-во часов

Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка

День знаний


1

Литература начала 20 века

Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады

13

Особенности поэзии начала 20 века.

День солидарности в борьбе с терроризмом

9

Литература 20 века.


Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов

День народного единства200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского Международный день толерантности

День матери в России

Международный день инвалидов

200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова

День российской науки

Международный день родного языка

День защитника Отечества

Международный женский день

38

Итоговый урок

День славянской письменности и культуры

1






Календарно- тематическое планирование

11 класс (2 часа в неделю, 68 часов)


п/п

Название раздела/

Название темы урока

Кол- во часов

Основные виды деятельности

Дата проведения

примечание

План

Факт


1

Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка

1

Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка.




2

Недолгое прощание с XIX веком. Поэзия Т.-С. Элиота: «Люди 14 года»

1

Прощание с XIX веком. Поэтический опыт французских символистов в поэзии Элиота. Движение лейтмотивов, культурные и мифологические

ассоциации в поэзии Элиота.




3

И.А. Бунин.

Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина

1

Лирика И.А. Бунина:

философичность, лаконизм, изысканность.




4

И.А. Бунин.

Рассказ «Господин из Сан- Франциско».

1

Обращение писателя к широчайшим социально - философским обобщениям. Поэтика рассказа.




5

И.А. Бунин.

Тема любви в рассказах

«Солнечный удар», «темные аллеи»

1

Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.















6

А.И. Куприн.

Жизнь и творчество.

«Олеся»

1

Традиции русской психологической прозы в повести Куприна «Олеся».




7

А.И. Куприн.

На петербургском Парнасе.

«Поединок»,

«Гранатовый браслет»

1

Тема любви в повести. Пробуждение души Веры. Обсуждение проблемного характера.




8

Р/Р: Творческая работа по произведения И.А. Бунина и А.И.

Куприна

1

Творческая работа по

произведения И.А. Бунина и А.И. Куприна




9

Л.Н. Андреев.

Жизнь и творческий путь.

1

Надломленность юной души. Раннее творчество. Восхождение. На перепутьях реализма и

модернизма. Л. Андреев и




10

И.С. Шмелёв.

Жизнь и творческий путь.

«Солнце мертвых», «Богомолье»,

«Лето Господне»

1

Личность писателя. Позиция. Трагедия отца. Мастерство писателя. Язык произведений

Шмелева. Неравноценность творчества.




11

Б.К. Зайцев.

Жизнь и творческий путь.

«Преподобный Сергий

Радонежский», «Путешествие Глеба»

1

Обретение религиозного сознания.

Новое качество художника. Беллетризованные биографии. Уроки Зайцева.




12

А.Т. Аверченко.

Жизнь и творческий путь.

«Дюжина ножей в спину революции»

1

Первая русская революция. Журнал «Сатирикон». Мастер юмористического рассказа.

Аверченко и «новое» искусство.

Политическая сатира. «Смех сквозь слезы».




13

Тэффи (Лохвицкая).

Жизнь и творческий путь.

1

Грустный смех. Художественный мир Тэффи. В изгнании.




14

В.В. Набоков.

Жизнь и творческий путь.

«Машенька»

1

Россия Набокова. Набоков и классическая традиция. «Алгебра великолепной техники».

«Одиночки» и «толпа».




15

Особенности поэзии начала XX века.

Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века.

1

Модернизм: путь к новой гармонии. Символизм. Акмеизм. Футуризм.




16

В.Я. Брюсов.

Слово о поэте. Проблематика и стиль

1

Формирование поэта: годы детства и юности. Мотивы ранней лирики.

Урбанистическая тема творчества.




17

Ф. Сологуб (Ф.К. Тетерников). К.Д. Бальмонт.

Жизнь и творческий путь.

1

Детство и отрочество. Темы и

образы поэзии. Проза поэта.




18

А. Белый (Б.Н. Бугаев)

Жизнь и творческий путь.

1

Детство и юность. Раннее

творчество. Творческая зрелость.




19

И.Ф. Анненский.

Жизнь и творческий путь.

1

Ранние годы. Творческие искания.




20

Н.С. Гумилёв.

Жизнь и творческий путь.

«Озеро Чад», «Жираф». Сборники «Жемчуга» и

«Огненный столп».

Поэт-акмеист Н.С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва.

1

Детство и юность. Ранняя лирика.

«Жемчуга»: поиск страны грез. Поэтические открытия сборника

«Огненный столп».




21

И. Северянин (И.В. Лотарёв).

Жизнь и творческий путь. Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

1

Ранние годы жизни и творчества. Поэтическое своеобразие.




22

В.Ф. Ходасевич.

Жизнь и творческий путь.

Сборник «Счастливый домик», книги «Путем Зерна» и «Тяжелая лира»

1

Жизнь в России. Причина эмиграции. Своеобразие ранней лирики. Сборник «Счастливый домик». Книга «Путем Зерна»:





23

Р/Р: Творческая работа

«Разнообразие творческих

индивидуальностей в поэзии Серебряного века»

1

Творческая работа «Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века».




24

М. Горький.

Жизнь и творчество.

«Песня Буревестника», «Фома Гордеев»

1

Ранние годы. Ранние рассказы. Горький о противоречиях народной души. Истоки романтической прозы.





25

М. Горький.

«На дне» как социально -

философская драма. Новаторство Горького-драматурга.

1

Смысл названия пьесы. Хозяева жизни «на дне». Три правды в пьесе «На дне». Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога.





26

М. Горький.

Писатель и революции. Жизнь в эмиграции.

1

Горький и первая русская

революция. Горький в эмиграции. Раздумья о судьбах России. Новые




27

Р/Р: Творческая работа по произведениям М. Горького

1

Творческая работа по произведениям М. Горького




28

А.А. Блок.

Жизнь и творчество. «Стихи о Прекрасной Даме», «Выхожу я в путь, открытый взорам…», «На поле Куликовом», поэма

«Возмездие», «Страшный мир»,

«…Моя тема, тема о России…»,

«Соловьиный сад»

1

Блок и символизм. Развитие

понятия об образе-символе.Темы и образы ранней лирики. Блок в 1905 – 1908 гг. Накануне революции. Тема Родины в лирике А. Блока.




29

А.А. Блок.

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

1

Поэма «Двенадцать». Последние годы А. Блока. «Но не в эти дни мы звали…».




30

Н.А. Клюев.

Жизнь и творческий путь. Поэма «Погорельщина»

1

Духовные и поэтические истоки. Н. Клюев и А. Блок. Литературное

признание. Н. Клюев и С. Есенин.




313



31

С.А. Есенин.

Жизнь и творчество.

«Я в столице…», «Да здравствует революция!», «Идет не тот социализм…»,

«Предназначенное расставание»

1

Ранняя лирика. Есенин – русская художественная идея. Певец

«Голубой Руси». Тема России в лирике С. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской

деревни. Слово в художественном произведении. Поэзия Есенина и другие виды искусства.




32

С.А. Есенин.

Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме.

«Отговорила роща золотая…»

1

Любовная тема в лирике С.

Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина.




33

В.В. Маяковский.

Жизнь и творчество.

Художественный мир ранней лирики поэта.

Поэма «Облако в штанах»

1

Детство и отрочество. Маяковский и футуризм. Драма любви, драма жизни.




34

А.М. Ремизов.

Жизнь и творческий путь. Дневниковая проза.

1

А. Ремизов: жанр плачей и молитв. Проза дневников, писем, плачей.




35

Д.А. Фурманов.

Жизнь и творческий путь. Роман «Чапаев»

1

Под диктовку Великих Целей: новые голоса.




36

А.С. Серафимович.

Жизнь и творческий путь.

«Железный поток», «Пески»

1

Подлинный исторический оптимизм. Новый человек.




37

Литературные группировки:

ЛЕФ, «Перевал»,

КОНСТРУКТИВИЗМ или ЛЦК, ОБЭРИУ

1

Особенности литературного процесса 1920-х гг.




38

А.А. Фадеев.

Жизнь и творческий путь. Роман «Разгром»

1

«Мой Дальний Восток»: Россия – издали.

Человек в огне Гражданской войны.




39

И.Э. Бабель.

Жизнь и творческий путь.

«Конармия», «Одесские рассказы»

1

Начало. Раннее творчество. Книга новелл «Конармия» как правда о Гражданской войне.

Художественный мир писателя.

«Одесские рассказы». Кризис. Трагедия Бабеля.




40

Е.И. Замятин.

Жизнь и творческий путь. Роман-антиутопия «Мы»

1

Начало пути. Формирование

индивидуального стиля. Повести. Роман «Мы».




41

М.М. Зощенко.

Жизнь и творческий путь. Сатирические рассказы писателя

1

Ранние годы. Литературное окружение. Зощенко – сатирик. Зощенковский герой. Стиль

писателя. Зощенко – моралист.




42

А.П. Платонов.

Жизнь и творческий путь.

«Сокровенный человек»,

«Котлован»

1

Юность Платонова: семейное воспитание, трудовые университеты. Платонов в годы революции и Гражданской войны. Ранняя публицистика и поэзия Платонова. Два Шарикова – их сходство и различия. Платонов в

конце 1920-х гг.




43

М.А. Булгаков.

Жизнь и творчество.

«Записки юного врача».

1

Родители. Семья. Булгаков – врач. Своеобразие изложения. Позиция.




44

М.А. Булгаков.

Роман «Белая гвардия»

1

Роман «Белая гвардия». Отчаяние. Надежда.




45

М.А. Булгаков.

«Собачье сердце», «Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош»

1

«Собачье сердце». Ярость. Театр Булгакова: «Дни Турбиных».

«Бег». Художник и тиран. Проблема творчества и судьбы

художника. «Кабала святош». Инстинкт государственности.




46

М.А. Булгаков.

Роман «Мастер и Маргарита»

1

История создания, проблематика романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики и реальности. Композиция романа.





47

Р/Р: Творческая работа по произведениям М.А. Булгакова

1

Творческая работа по

произведениям М.А. Булгакова.




48

М.И. Цветаева.

Жизнь и творчество. Поэтический сборник «Вёрсты». Поэмы. «Стихи к Пушкину».

Проза.

1

Детские годы. Первые

публикации. Назначение поэта. Тема Родины в лирике М.

Цветаевой. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой





49

О.Э. Мандельштам.

Жизнь и творчество.

«Воронежские тетради»

1

Начало пути. Поэт и время. Акт мужества. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в

лирике поэта. Гибель поэта.




50

А.Н. Толстой.

Роман «Хождение по мукам». Роман-эпопея «Петр Первый»: историзм и злободневность романа.

1

«Хождение по мукам» -

биография, судьба, роман

Толстого. Зов Родины. Толстой в годы Великой Отечественной войны. Работа над романом,




51

М.М. Пришвин.

Жизнь и творческий путь. Философия природы. Сказки о Правде

1

Особенности художественного мироощущения Пришвина. Два родника: детство и любовь.

Начало творческого пути.





52

Б.Л. Пастернак.

Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака.

Роман «Доктор Живаго»

1

Начальная пора. Поэт и эпоха. Человек и природа. Роман

«Доктор Живаго»: проза поэта. Подведение итогов.




53

А. А. Ахматова.

Жизнь и творчество.

Поэзия женской души. Любовная лирика. Родина в лирике

Ахматовой

1

Биография поэта. Основные вехи жизненного и творческого пути Ахматовой. Тема любви в ранней лирике, средства выражения

переживания в стихах.




54

А. А. Ахматова.

Поэма «Реквием». Смысл названия поэмы.

«Поэма без героя»

1

Ощущение приобщенности индивидуальной судьбы к вечности, к истории. Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.




55

Р/Р: Творческая работа: анализ лирических произведений А.А. Ахматовой

1

Творческая работа: анализ лирических произведений А.А. Ахматовой.




56

Н.А. Заболоцкий.

Жизнь и творческий путь.

«Столбцы», «Воля и упорство»

1

Начало пути. Зарождение главной темы. Годы испытаний.

Расширение тематики. «Мысль – Образ – Музыка».




57

М.А. Шолохов.

Жизнь и судьба.

«Донские рассказы», «Лазоревая степь»

1

Детские и юношеские годы, семейное окружение. «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон».




58

М.А. Шолохов.

Эпопея «Тихий Дон»

2

История создания и публикаций романа. Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон».

Проблемы и герои романа. Трагедия народа и судьба

Григория Мелехова в романе




59

М.А. Шолохов.

«Поднятая целина»

1

История создания и публикаций романа. «Поднятая целина» как суровая летопись коллективизации.




60

А.Т. Твардовский.

Жизнь и творчество.

«Страна Муравия», «Василий Теркин», «Дом у дороги», «За далью – даль», «Теркин на том свете».

Поэма «По праву памяти»

1

Биографические истоки творчества. Лирика поэта. Осмысление темы войны. Настоящее и прошлое Родины. Уроки истории.




61

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказы

«Матренин двор», «Случай на станции Кочетовка», «Захар Калита». Серия миниатюр

«Крохотки»

1

Годы детства и ученичества. Война – путь самопознания и прозрений Солженицына.

Своеобразие раскрытия

«лагерной» темы в творчестве писателя. Малая проза Солженицына.




62

А.И. Солженицын.

«Архипелаг ГУЛАГ»

1

«Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий. Новый арест и высылка

на Запад. Возвращение на Родину.




63

Из мировой литературы:

А. Камю «Посторонний».

Э. Хемингуэй «Старик и море»

1

Послевоенная литература. Слово о писателях. А. Камю

«Посторонний»: экзистенциализм и отчуждение. Э. Хемингуэй

«Старик и море»: «человек выстоит». Духовно-нравственные

проблемы повести «Старик и море».




64

Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны,

предшествующий оттепели. В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»

1

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Повести о войне 1940 – 1970-х гг.




65

«Деревенская проза».

Повести Б. Можаева «Живой» и В. Белова «Привычное дело»

1

«Деревенская» проза в современной литературе. Повести Б. Можаева «Живой» и В. Белова

«Привычное дело»: глубина и цельность нравственного мира человека от земли.




66

Русская проза в 1950 – 1990-е годы.

Характеры и сюжеты В.М. Шукшина

1

В.М. Шукшин: жизненный и творческий путь. Произведения Шукшина: характеры и сюжеты.




67

А. Вампилов, В.П. Астафьева, Ф.А. Абрамов, Ю.В. Бондарев, К. Воробьев

1

Драматургия 50-90-х годов. Жизненный путь. Участие в Великой Отечественной войне.




68

Итоговый урок.


1

Подведение итогов года.






Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Основная литература:

Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. I, II полугодие. М.: ВАКО, 2018.

Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. М.: ВАКО, 2017

Литература. 11 класс. Поурочные разработки / Под ред. В.П. Журавлева. М.: ВАКО, 2017



Дополнительная литература:



http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

Справочно-информационные и методические материалы:

http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Виртуальная библиотека по русской литературе XVIII–XX веков



Материально-техническое обеспечение программы



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Технические средства обучения


1. Классная магнитная доска

2. Интерактивная доска

3. Персональный компьютер

4. Мультимедийный проектор

1

1

1

1

2. Оборудование класса


1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев

2. Стол учительский

3. Шкаф для хранения учебников, пособий и пр.

15

1

4









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!