СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету Физика. 10 - 11 классы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету Физика. 10 - 11 классы»

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Отдел образования Кантемировского муниципального района

МКОУ Зайцевская СОШ


Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

естественнонаучного цикла Протокол №1

от "29"августа2022 г

Руководитель ШМО Голубченко Л.А.

Согласовано

Заместитель директора

школы по УВР

Павленко Г.Г.

Протокол №1

от "29"августа2022 г


Утверждаю

Приказ №59/1 от "30 августа"2022г



Директор школы Гринева К.А.





Рабочая программа

Учебного предмета

«Физика»

10 - 11 классы


Разработана

учителем физики

Голубченко Ю.Я.


Срок реализации программы – 2 года













  1. учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями) (далее — ФГОС СОО);

Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 (с изменениями и дополнениями от 20.11.2020);

Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);

Учебного плана МКОУ Зайцевская СОШ на 2022 – 2023 учебный год

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и согласно учебному плану МКОУ Зайцевской СОШ рабочая программа ориентирована на учащихся 10,11 класса, рассчитана 70 на 68 часов в год (2 часа в неделю).


Учебно-методический комплект

Учебник для общеобразовательных учреждений. Физика. 10 класс. Классический курс. - М.: Просвещение, 2020. – 432 с. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев.

Учебник для общеобразовательных учреждений. Физика. 11 класс. Классический курс. – М.: Просвещение, 2020. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А. П. - 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа


На изучение учебного предмета отводится:

10 класс – по 2 часа в неделю, 70 часов в год

11 класс – по два часа в неделю, 68 часов в год

Особенное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся на основе цифровой лаборатории, c использованием современного оборудования «Точка Роста».



Изучение физики в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:

1. Освоение знаний о физических явлениях и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определенное влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы.

2. Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на основе этого эмпирические зависимости применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, для решения физических задач.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей; самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач, при выполнении эксперимента.

4. Воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды



Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:

- В признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- В ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

- В понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

- Уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

- Понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

- Потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

- Сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:

- Правильного использования физической терминологии и символики;

- Потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- Способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.


Планируемые результаты освоения учебного предмета физики.


Предметные результаты обучения физике в средней школе.


10 класс


Выпускник на базовом уровне научится:

  • демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

  • устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

  • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

  • проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

  • проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

  • владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

  • характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

  • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты.

  1. Физика и естественно - научный метод познания природы. Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • давать определения понятий: базовые физические величины, физический закон, научная гипотеза, модель в физике и микромире, элементарная частица, фундаментальное взаимодействие;



  • называть базовые физические величины, кратные и дольные единицы, основные виды фундаментальных взаимодействий, их характеристики, радиус действия;

  • делать выводы о границах применимости физических теорий, их преемственности, существовании связей и зависимостей между физическими величинами;

  • интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников.


  1. Механика.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • давать определения понятий: механическое движение, материальная точка, тело отсчета, система отсчета, траектория, равномерное прямолинейное движение, равноускоренное и равнозамедленное прямолинейное движение, равнопеременное движение, периодическое (вращательное и колебательное) движение, гармонические колебания, инерциальная система отсчета, инертность, сила тяжести, сила упругости, сила нормальной реакции опоры, сила натяжения, вес тела, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения; замкнутая система, реактивное движение; устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие, потенциальные силы, консервативная система, абсолютно упругий и абсолютно неупругий удар, абсолютно твердое тело, рычаг, блок, вынужденные, свободные (собственные) и затухающие колебания, резонанс*1, волновой процесс, механическая волна, продольная механическая волна, поперечная механическая волна, гармоническая волна, поляризация*, линейно-поляризованная механическая волна*, плоскость поляризации*, звуковая волна, высота звука, эффект Доплера,

тембр и громкость звука;

  • давать определения физических величин: импульс тела, работа силы, потенциальная, кинетическая и полная механическая энергия, мощность, первая и вторая космические скорости, момент силы, плечо силы, амплитуда колебаний, статическое смещение, длина волны;

  • использовать для описания механического движения кинематические величины: радиус-вектор, перемещение, путь, средняя путевая скорость, мгновенная и относительная скорости, мгновенное и центростремительное ускорения, период и частота вращения и колебаний;

  • формулировать: законы Ньютона, принцип суперпозиции сил, закон всемирного тяготения, закон Гука, законы сохранения импульса и энергии с учетом границ их применимости, условия статического равновесия для поступательного и вращательного движения;

  • называть: основные положения кинематики;

- делать выводы: об особенностях свободного падения тел в вакууме и в воздухе, о механизме возникновения силы упругости с помощью механической модели кристалла;

  • прогнозировать влияние невесомости на поведение космонавтов при длительных космических полетах, возможные варианты вынужденных колебаний одного и того же маятника в средах с разной плотностью;

  • применять полученные знания для решения практических задач.

  1. Молекулярная физика и термодинамика.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • давать определения понятий: молекула, атом, изотоп, относительная атомная масса, дефект массы, моль, абсолютный нуль температуры, изопроцесс, изотермический, изобарный и изохорный процессы, теплообмен, теплоизолированная система, тепловой двигатель, замкнутый цикл, необратимый процесс;

  • давать определения физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, КПД теплового двигателя;

  • называть основные положения и основную физическую модель молекулярно-кинетической теории строения вещества;

  • классифицировать агрегатные состояния вещества;

  • воспроизводить основное уравнение молекулярно-кинетической теории, закон Дальтона, уравнение Клапейрона—Менделеева, закон Бойля—Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля;

  • формулировать: условия идеальности газа, первый и второй законы термодинамики;

  • описывать: демонстрационные эксперименты, позволяющие установить для газа взаимосвязь между его давлением, объемом, массой и температурой;

  • объяснять: газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества, особенность температуры как параметра состояния системы, принцип действия

тепловых двигателей;

  • делать вывод о том, что явление диффузии является необратимым процессом;

  • применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и быту.

  1. Электродинамика.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • давать определения понятий: точечный электрический заряд, электризация тел, электрически изолированная система тел, электрическое поле, линии напряженности электростатического поля, свободные и связанные заряды, эквипотенциальная поверхность, конденсатор,



проводники, диэлектрики, полупроводники, поляризация диэлектрика, электрический ток, источник тока, сторонние силы, сверхпроводимость, последовательное и параллельное соединения проводников, электролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации, электролиз, ионизация, плазма,

  • давать определения физических величин: электрический заряд, напряженность электростатического поля, потенциал электростатического поля, разность потенциалов, относительная диэлектрическая проницаемость среды, поверхностная плотность среды, электроемкость уединенного проводника, электроемкость конденсатора, сила тока, ЭДС,

сопротивление проводника, мощность электрического тока, энергия ионизации;

  • формулировать: закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, границы их применимости;

  • описывать: демонстрационные эксперименты по электризации тел и объяснять их результаты; эксперимент по измерению электроемкости конденсатора; тепловое действие электрического тока, передачу мощности от источника к потребителю; самостоятельно проведенный эксперимент по измерению силы тока и напряжения с помощью амперметра и вольтметра;

  • использовать законы Ома для однородного проводника и замкнутой цепи, закон Джоуля—Ленца для расчета электрических цепей;

  • применять полученные знания для решения практических задач.

Предметные результаты обучения физике в средней школе.

11 класс Выпускник на базовом уровне научится:

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

  • решать качественные задачи используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения предложенного в задаче процесса (явления);

  • решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;



  • использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

  • использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

  • решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

  • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

  • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

  1. Электродинамика (продолжение).

Предметные результаты освоения темы позволяют:

—магнитное взаимодействие, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле, собственная индукция, электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция, магнитоэлектрическая индукция, токи замыкания и размыкания, трансформатор; колебательный контур, электромагнитная волна, плоскость поляризации электромагнитной волны, вторичные электромагнитные волны;

  • давать определения физических величин:

вектор магнитной индукции, магнитный поток, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность контура, магнитная проницаемость среды, коэффициент трансформации, длина волны, поток энергии и плотность потока энергии электромагнитной волны, интенсивность электромагнитной волны;

  • формулировать: закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, границы их применимости; правило буравчика, принцип суперпозиции магнитных полей, правило левой руки, закон Ампера, закон Фарадея (электромагнитной индукции), правило Ленца, принцип Гюйгенса, закон отражения, закон преломления;



  • описывать: фундаментальные физические опыты Эрстеда и Ампера, демонстрационные опыты Фарадея с катушками и постоянным магнитом, явление электромагнитной индукции; механизм давления электромагнитной волны;

  • изучать движение заряженных частиц в магнитном поле;

  • исследовать: электролиз с помощью законов Фарадея, механизм образования и структуру радиационных поясов Земли;

  • классифицировать диапазоны частот спектра электромагнитных волн;

  • применять полученные знания для безопасного использования бытовых приборов и технических устройств — светокопировальной машины, объяснения неизвестных ранее электрических явлений, решения практических задач.

  1. Основы специальной теории относительности

Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • формулировать постулаты специальной теории относительности и следствия из них;

  • описывать принципиальную схему опыта Майкельсона—Морли;

  • делать вывод, что скорость света — максимально возможная скорость распространения любого взаимодействия;

  • оценивать критический радиус черной дыры, энергию покоя частиц;

  • объяснять условия, при которых происходит аннигиляция и рождение пары частиц.

  1. Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • давать определения понятий: фотоэффект, работа выхода, фотоэлектроны, фототок, корпускулярно-волновой дуализм, энергетический уровень, линейчатый спектр, спонтанное и индуцированное излучение, лазер, инверсная населенность энергетического уровня, метастабильное состояние, протонно-нейтронная модель ядра, изотопы, радиоактивность, альфа- и бета-распад, гамма-излучение, искусственная радиоактивность, термоядерный синтез, элементарные частицы, фундаментальные частицы, античастица, аннигиляция, лептонный заряд, переносчик взаимодействия, барионный заряд;

  • давать определения физических величин: удельная энергия связи, период полураспада, активность радиоактивного вещества, энергетический выход ядерной реакции, коэффициент размножения нейтронов, критическая масса, доза поглощенного излучения;

  • называть основные положения волновой теории света, квантовой гипотезы Планка, теории атома водорода;

  • формулировать: законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон сохранения барионного заряда;

  • оценивать длину волны де Бройля, соответствующую движению электрона, кинетическую энергию электрона при фотоэффекте, длину

  • описывать принципиальную схему опыта Резерфорда, предложившего планетарную модель атома;

  • объяснять принцип действия лазера, ядерного реактора;

  • сравнивать излучение лазера с излучением других источников света;

  • объяснять способы обеспечения безопасности ядерных реакторов и АЭС;

  • прогнозировать контролируемый естественный радиационный фон, а также рациональное природопользование при внедрении управляемого термоядерного синтеза (УТС);

  • классифицировать элементарные частицы, подразделяя их на лептоны и адроны;

  • описывать структуру адронов, цвет и аромат кварков;

  1. Эволюция Вселенной

Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • давать определения понятий: астрономические структуры, планетная система, звезда, звездное скопление, галактики, скопление и сверхскопление галактик, Вселенная, белый карлик, нейтронная звезда, черная дыра, критическая плотность Вселенной;

  • интерпретировать результаты наблюдений Хаббла о разбегании галактик;

  • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной после Большого взрыва;

  • представлять последовательность образования первичного вещества во Вселенной;

  • объяснять процесс эволюции звезд, образования и эволюции Солнечной системы;

  • с помощью модели Фридмана представлять возможные сценарии эволюции Вселенной в будущем.




Метапредметные результаты обучения физики в средней школе





Выпускник научится:






Регулятивные учебные действия



  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;


  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:




  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.



  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:


  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.




Содержание



10 класс:

Введение. Физика и физические методы изучения природы

Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

Механические явления

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы.

Основы молекулярно-кинетической теории

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Количество теплоты. Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха.

Основы термодинамики

Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины.

Основы электродинамики

Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание. Ток в различных средах.




11 класс:

Основы электродинамики (продолжение).

Магнитное поле

Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца.

Электромагнитная индукция

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Электромагнитные колебания и волны

Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

Оптика

Световые волны.

Скорость света и методы ее измерения. Законы отражения и преломления света. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция света, дифракция света. Когерентность. Поперечность световых волн. Поляризация света.

Элементы теории относительности

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.

Излучения и спектры

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений.

Квантовая физика

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.

Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия

Повторение.





Календарно-тематическое планирование 10 класс

урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт


МЕХАНИКА (26 часов)




2.09


Кинематика (9часов)


Инструктаж по охране труда и ТБ. Что изучает физика

§1-4

Способы описания движения. Перемещение

§5,6

8.09


Скорость равномерного прямолинейного движения.

§8,7

9.09


Мгновенная скорость. Сложение скоростей

§10,9

15.09


Ускорение

Скорость при движении с постоянным ускорением.

§11-15

16.09


Решение задач по теме «Равноускоренное движение»

Упр.1

22.09


Свободное падение тел.

§15,16

23.09


Равномерное движение точки по окружности.

§18

29.09


Контрольная работа №1 «Основы кинематики».

Глава 1,2

30.09



2.Динамика. Законы сохранения в механике (17часов)




Инерциальная система отсчёта.

I закон Ньютона.

§21§22

6.10


Сила.

II закон Ньютона.

§ 23-25

7.10


III закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

§26, 28

13.10


Решение задач на применение законов Ньютона.

Упр.6


14.10


Закон всемирного тяготения.

§ 30. 31

20.10


Сила тяжести и вес тела. Невесомость.

§33

21.10


Деформации и сила упругости. Закон Гука.

§ 34. 35

27.10


Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости».

§ 34. 35

28.10


Сила трения


§ 36-38

10.11


Решение задач на движение тел, под действием нескольких сил.

Упр.7

11.11


Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

§ 39-41

17.11


Решение задач на закон сохранения импульса.

Упр.8

18.11


Работа силы. Мощность. Энергия.

§ 42-45

24.11


Закон сохранения энергии в механике.

§ 46, 49,50

25.11


Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения энергии».

§51

1.12


Решение задач на закон сохранения энергии.

Упр.9

2.12


Контрольная работа №2 «Основы динамики. Законы сохранения в механике».

Глава 4,5

8.12



ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИКИ (1 ЧАС)




Равновесие тел. Условия равновесия тел.

§52-54

9.12



МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА

(16 часов)





Молекулярная физика (10 часов)




Основные положения МКТ.

Броуновское движение.

§ 55, 57,58

15.12


Молекулы. Строение вещества.

§57, 59,60

16.12


Идеальный газ в МКТ.


§61, 62

22.12


Температура. Тепловое равновесие.

Абсолютная температура.

§ 64, 66

23.12


Уравнение состояния идеального газа.

Газовые законы

§68 ,69

12.01


Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака».

§ 68,69

13.01


Решение задач на газовые законы.

Упр.13 (1,5,8)

19.01


Насыщенный пар

Кипение. Влажность воздуха.

§70-72

20.01


Строение и свойства кристаллических и аморфных тел

§73-74

26.01


Контрольная работа №3 «Молекулярная физика».

Глава 8-11

27.01



Термодинамика (6часов)




Внутренняя энергия.

Работа в термодинамике.

§ 75,76

2.02


I закон термодинамики. Адиабатный процесс

§78,79

3.02


II закон термодинамики.

§80

9.02


Решение задач на определение термодинамических величин.

Упр.15 (2,6,11)

10.02


Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.

§82

16.02


Контрольная работа №4 «Термодинамика».

Глава

12-13

17.02



ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (22 час)





Электростатика (8часов)




Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда

§84-86

23.02


Закон Кулона.

§87,88

24.02


Электрическое поле. Напряженность электрического поля.

§90-92

2.03


Решение задач на применение закона Кулона.

Упр.16

5.03


Проводники и

диэлектрики в электростатическом поле.

§93-95

9.03


Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов.

§96-98

10.03


Электроемкость. Конденсатор.

§ 99-101

16.03


Решение задач на понятия и законы электростатики.

Упр.17(3.5)

Упр.18(1)

17.03



Законы постоянного электрического тока (8 часов)




Электрический ток. Условия, необходимые для существования электрического тока.

§102,

103

23.03


Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

§104,

105

24.03


Лабораторная работа №4 «Изучение параллельного и последовательного соединения проводников».

§104,

105

6.04


Работа и мощность постоянного тока.

§ 106

07.04


Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

§107,

109


13.04


Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления проводника».

Упр.19(1-5)

14.04


Решение задач на законы Ома.

Упр.19

(6-9)

20.04


Контрольная работа №5 «Электродинамика».

Глава

14,15

21.04



Электрический ток в различных средах (6 часов)




Электрическая проводимость металлов.

Зависимость сопротивления от температуры.

§109-112

27.04


Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы.

§113-115

28.04


Электрический ток в вакууме.

§118,

119

4.05


Электрический ток в жидкостях.

§ 120

,121

5.05


Электрический ток в газах. Плазма.

§122-124

11.05


Обобщение и повторение темы «Электродинамика»

§109-112

12.05


Повторение (5 часа)




Повторение по теме «Механика»

§1-51

18.05


Повторение по теме «Термодинамика»

§55-74

19.05


Повторение по теме «Электродинамика»

§ 75-82

25.05


Итоговая контрольная работа


26.05


Итоговое занятие. Анализ контрольной работы.


29.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!