СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу "Технология" для 10-11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В программе нашли отражения современные требования к уровню подготовки учащихся в технологическом образовании, которые предполагают переход от простой суммы знаний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу учащимся некого запаса знаний, но формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Настоящая программа и календарно – тематический план отражают актуальные подходы к образовательному процессу – компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу "Технология" для 10-11 класса»

Пояснительная записка

Настоящая программа по технологии ориентирована на учащихся 10 – 11 класса МКОУ «Поломошенская СОШ», освоивших базовый курс технологии в основной школе.

Перечень нормативных документов и материалов, на основе которых составлена рабочая программа:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

  2. Учебный план МКОУ «Поломошенская СОШ»

  3. Положение по рабочим программам.

  4. Стандарта основного общего образования по технологии.

  5. Примерной программы основного общего образования по технологии;

  6. Авторская программа по технологии (базовый уровень). 10-11 классы ВД Симоненко, НВ Матяш.-М. : Вентана –Граф,2012.

Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественнозначимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Следующих задач:

  • формирование политехнических знаний и экологической культуры.

  • привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи.

  • ознакомление с основами современного производства сферы услуг;

  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

  • обеспечение учащимся возможностей самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб целью профессионального самоопределения.

  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности.

  • овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали­зации собственной продукции и услуг;

  • использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко­ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто­способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.



Общее количество часов на которое рассчитана рабочая программа

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе среднего (полного) общего образования в 10 и 11 классах 70 часов (из расчета 1 час в неделю) для изучения образовательной области «Технология».

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской:

Количество часов рабочей программы полностью соответствует авторской.




Формы организации обучения:

  • Комбинированный урок;

  • Урок-лекция;

  • Урок-демонстрация;

  • Урок-практикум;

  • Творческая работа;

  • Урок-игра;

  • Урок-консультация.

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Технологии обучения:

  • Традиционное обучение;

  • Развивающее обучение;

  • Элементы личностно-ориентированного обучения;

  • Дифференцированное обучение;

Учебно – методический комплект

Автор

Название

Год издания

Издательство

1

В.Д. Симоненко

Технология 10 – 11 класс

2009

«Вентана - Граф»

2

В.Д. Симоненко, Н. В. Матяш

Авторская программа 10 – 11 класс

2012

«Вентана - Граф»







Учебно – тематический план

10 класс



темы

Название темы

Количество часов

Виды и формы контрольно - оценочной деятельности

По авторской

по рабочей

Практические работы

1

Производство, труд и технология

16

16

9

2

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность.

16

16

10

3

Резерв учебного времени

3

3

-

Итого:

35

35

20



11 класс



темы

Название темы

Количество часов

Виды и формы контрольно - оценочной деятельности

По авторской

по рабочей

Творческий проект

Практические работы

1

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность.

16

16

1

5

2

Производство, труд и технология

8

8

-

3

3

Профессиональное самоопределение и карьера

8

8

-

4

4

Творческая проектная деятельность

2

2

1



Резерв учебного времени

1

-*



Итого:

35

34

2

12

* - количество часов по рабочей программе 34, так как количество учебных недель 34.





Содержание.

10 класс

Производство, труд и технологии

Понятие «культура», виды культуры. Понятие« технологическая культура» и «технология». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характер труда. Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные технические достижения. Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоемкость материального производства. Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Современная энергетика и ее воздействие на биосферу. Проблема захоронения радиоактивных отходов.  Промышленные технологии и транспорт. Материалоемкость современных производств. Промышленная эксплуатация лесов. Проблема загрязнения отходами производства атмосферы. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра».  Современные сельскохозяйственные технологии и их негативное воздействие на биосферу.  Проведение мероприятий по озеленению и/или оценке загрязненности среды. Природоохранные технологии. Экологический мониторинг. Основные направления охраны среды. Экологически чистые и безотходные производства. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Очистка естественных водоёмов.  Понятие «альтернативные источники энергии». Использование энергии Солнца, ветра, приливов, геотермальных источников энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки Экологически устойчивое развитие человечества. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания. Основные виды промышленной обработки материалов.  Электро - технологии и их применение.  Применение лучевых технологий:  лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультразвуковые технологии: сварка и дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка. Порошковая металлургия. Технология послойного прототипирования и их использование. Нанотехнологии. Основные понятия. Технология по атомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологий.   Информационные технологии, их роль в современной научно -технической революции. Пути развития современного индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента  промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства. Автоматизация производства на основе информационных технологий. Измение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятие «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУТП). Составляющие АСУТП.

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность.

Понятие «творчество», «творческий процесс».Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности.  Пути повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Патент на изобретения. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и обслуживания.  Методы активизации поиска решений творческих задач, генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой штурм). Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. .Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ.  Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциация». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение. Особенности современного проектирования. Технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учет требований при проектировании. Качество проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед обществом. Значение эстетического фактора в проектировании. Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по коррекции проекта. Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на различных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические словари, интернет. Электронные справочники, электронные конференции. Поиск информации по теме проектирования. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование метода ТРИЗ).  Графическое представление вариантов будущего изделия. Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Проектирование как отражение общественной действительности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности. Понятие «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателями и производителем (продавцами).  Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрихкод. Сертификация продукции. . Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта .Задачи бизнес-плана. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.



Содержание.

11 класс

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность.

Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования.

Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием метода ТРИЗ. Выбор материала для изготовления проекта. Составляющие себестоимости продукции, накладные расходы, формулы себестоимости. Расчет себестоимости проектных работ. Формула прибыли. Статьи расходов проекта. Цена проекта. Стандартизация при проектировании. Проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация. Использование компьютера для выполнения проектной документации. Проектная документация: технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж. Выполнение технических рисунков и рабочих чертежей проектируемого изделия. Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Содержание и составление технологической карты. Реализация технологического процесса изготовления деталей. Процесс сборки изделия из деталей. Соблюдение правил безопасной работы. Промежуточный контроль этапов изготовления. Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Провидение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование. Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование в презентации технических средств. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов.

Производство, труд и технологии

Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, ее цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда. производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда ,(орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. Материальная и нематериальная сферы производства. Их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно – производственное объединение. Структура производственного предприятия. система нормирования труда, ее назначение. Виды норм труда. Организации. Устанавливающие и контролирующие нормы труда. Система оплаты труда. Тарифная система и ее элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повременная и договорная формы оплаты труда. Виды, примечание и способы расчета. Роль формы заработной платы в стимулировании труда. Понятие культуры труда. Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина. Умение организовывать свое рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности. Понятие «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и ее виды.

Профессиональное самоопределение и карьера

Этапы и результаты профессионального становления личности. Выбор профессии. Профессиональная обученность. Профессиональная комплектность. Профессиональное мастерство. Понятия карьеры. Должностного роста, призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку и профессиональный успех. Планирование профессиональной карьеры. Рынок руда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Справочно-информационные, диагностические, медико-психологические, корректирующие, развивающие, формирующие центры профессиональной консультации. Методы и их работы. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг. Формы самопрезентации. Автобиография как форма самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. Типичные ошибки при собеседовании. Правила самопрезентации при посещении организации.

Творческая проектная деятельность.

Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и учебного заведения



Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

Учащиеся должны знать:

место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования; условия прибыльного производства; роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей; основы делопроизводства на ПЭВМ; характеристики и основные принципы построения композиции при создании графических изображений в изобразительном творчестве и дизайне; принципы работы прикладной компьютерной системы; особенности научно-технической революции второй половины ХХ века; глобальные проблемы человечества в конце ХХ века; рост народонаселения, проблема исчерпания ресурсов Земли, загрязнение окружающей среды; о вредных воздействиях на окружающую среду промышленности, энергетики, сельского хозяйства и транспорта и методы уменьшения этих воздействий; виды загрязнения атмосферы: парниковый эффект, кислотные дожди, уменьшение озонового слоя. Методы борьбы с загрязнением атмосферы; о загрязнении гидросферы и методах борьбы с этими загрязнениями; причины опустынивания, вырубки мировых лесов и сокращения генофонда планеты, возможности охраны и рационального использования лесов и земель; принципы и виды мониторинга; пути экономии энергии и материалов; особенности экологического мышления и экологической культуры, экологически здоровый образ жизни; о практическом использовании ЭВМ в различных сферах деятельности современного человека; принципы освещения объектов на предметной плоскости, виды освещения; принципы работы прикладной компьютерной системы; особенности системного трехмерного моделирования; базовые системные средства управления анимацией объектов и визуализацией сцен.

Учащиеся должны уметь:

выдвигать деловые идеи; изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план; соблюдать правила безопасности труда; правильно и красиво располагать текстовый и цифровой материал, контролировать качество выполняемых работ; оформлять примечания и сноски к тексту; оформлять и составлять простейшие деловые документы; выполнять цифровые и табличные работы; печатать на клавиатуре ЭВМ; использовать законы композиции при создании графических объектов; использовать основные режимы и команды компьютерной системы при создании двумерной модели изделия; учитывать экологические соображения при решении технологических задач; учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении бытовых задач; оценивать качество питьевой воды; использовать ЭВМ для обработки текстовой, числовой, графической и звуковой информации; использовать законы освещения, цвета и формы при создании графических образов; использовать основные команды и режимы системы трехмерного моделирования при создании трехмерной модели изделия; выполнить анимацию трехмерного объекта и визуализацию трехмерной сцены.

Критерии и нормы оценки

Нормы оценок учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся: полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся: в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.




  Критерии оценки проекта:

1.      Оригинальность темы и идеи проекта.

2.     Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

3.      Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

4.     Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

5.     Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

6.     Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

7.     Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

Учебно – методическое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.


2

Стандарта основного общего образования по Технологии.


3

Авторская программа по технологии (базовый уровень). 10-11 классы ВД Симоненко, НВ Матяш.-М. : Вентана –Граф,2012


4

Технология. Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреж./ В.Д.Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Матяш; под ред. В.Д. Симоненко.-М.:Вентана – Граф, 2009.-224с.: ил


5

Технология: 10-11 классы: базовый уровень: методические рекомендации/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 272 с.


6

Твоя профессиональная карьера: 8-11 классы: учеб.для общеобразовательных учрежд./ под ред. С.Н. Чистякова. М.: Просвещение, 1997


7

Дидактические материалы по всем разделам технологической подготовки обучающихся.

3

8

Научно – популярная и техническая литература по темам учебной программы

5

2. Печатные пособия

1

Журналы иллюстративного материала.

10

3. Технические средства обучения, включая ИКТ

1

Мультимедиапроектор


2

Сканер


3

Принтер лазерный


4

Копировальный аппарат


4. Экранно-звуковые пособия

1

Видеофильмы по основным разделам и темам программ


2

Видеофильмы по современным направлениям развития технологии, материального производства и сфер услуг.


6. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование

1

Аптечка




















Календарно – тематическое планирование по технологии 10 класс (1 час в неделю, всего 32 часа, 3 часа резерв)



№ урока

Тема урока

Вид деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты

Учебно-практичское, лабораторное оборудование и технические средства обучения

Дата проведения

План

Факт

Производство, труд и технологии (16 ч)


1




Технология как часть общечеловеческой культуры


Знать/понимать:

-что такое технология, её взаимосвязь с общей культурой, основные виды культуры, понятие технологическая культура,

-три составляющие производственной технологии

-взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства;

- роль науки в развитии технологического прогресса понятие наукоемкость производства.

-взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов;

- причины приводящие к загрязнению биосферы;

-что такое радиоактивное загрязнение, парниковый эффект, озоновая дыра;

-негативные следствия современного землепользования для окружающей среды.

-что такое экологический мониторинг; сущность безотходных технологий;

-пути рационального использования земельных минеральных и водных ресурсов;

- почему возникла необходимость в новом экологическом сознании; сущность , характерные черты нового экологического сознания

- виды современных электро-технологий, примеры их использования;

-сущность и область применения лучевых и ультразвуковых технологий;

-принцип плазменной обработки материалов; -метод послойного прототипирования и области его применения;

-сущность понятий нанотехнологий, наночастица; роль информационных технологий в технологическом развитии общества

- смысл понятий « рационализация», « стандартизация», « конвейеризация» производства;

- сущность непрерывного производства;

-в чем проявляется глобализация системы мирового хозяйства.

- сущность понятий « автомат», автоматизация производства; гибкая и жесткая автоматизация; в чем суть применения на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами.

Уметь:

-выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды.

- выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды

Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, иллюстративные и видеоматериалы

4.09


2

Три составляющие технологии

П. р. № 1 «Попытка реконструкции исторической ситуации»

11.09


3




Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства

П.р. № 2 «Подготовка докладов (сообщений) об открытиях в области техники и технологии»

18.09


4




Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества


25.09


5

Промышленные технологии и транспорт. Загрязнение атмосферы


2.10


6

Современные сельхозтехнологии и их воздействие на биосферу


9.10


7

Озеленение территории школы

П. р. № 3 «Озеленение территории школы»

16.10


8


Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду



П.р.№ 4 «Оценка качества пресной воды»

23.10


9

Альтернативные источники энергии



30.10


10




Экологическое сознание и мораль в современном мире

П. р. № 5 «Уборка мусора на прилегающих к школе территориях»

13.11


11




Перспективные направления развития современных технологий.


20.11


12

Лучевые и ультразвуковые технологии. Плазменная обработка. Порошковая металлургия



27.11


13

Нанотехнологии. Информационные технологии.


4.12


14

Посещение сельскохозяйственного или промышленного предприятия

П. р. № 6 «Ознакомление с современными технологиями в сельском хозяйстве»

11.12


15


Новые принципы организации современного производства

П.р.№ 7«Предложения по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве»

18.12


16




Автоматизация технологических процессов

П.р.№ 8 «Виртуальная экскурсия на современные производственные предприятия»

25.12


Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность (16 ч)

17


Понятие творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство


Знать / понимать:

-сущность понятий « творчество», « творческий процесс»;

-виды творческой деятельности; изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса;

-сущность и задачи ТРИЗ.

- сущность понятия « интеллектуальная собственность»;

-понятие « авторское право»; существующие формы защиты авторских прав; что такое патент;

-как осуществляется патентование изобретение;

-суть и защиту товарных знаков и знаков обслуживания.

-сущность и особенности методов активизации поиска решений творческих задач;

-методы поискового оптимального варианта способы применения ассоциативных методов

- составляющие понятия «потребительские качества товара(услуг), критерии оценки потребительских качеств товара,что входит в процедуру экспертной оценки объекта

- какие этапы включает в себя проектная деятельность; как осуществляется пошаговое планирование проектной деятельности; что включает понятие « алгоритм дизайна».

Уметь: планировать деятельность по учебному проектированию.

- роль информации в современном мире;

-источники информации для дизайнера;

- что представляет собой банк идей для проектирования, методы формирования банка идей.

-использовать методы решения творческих задач в практической деятельности.

-проводить экспертизу товара

- находить и использовать разнообразные источники информации при проектировании; воссоздавать

- что такое рынок потребительских товаров и услуг, методы исследования рынка потребительских товаров

- взаимоотношения субъекта и объекта рынка товаров и услуг; виды и назначения нормативных актов, страховых услуг.

- сущность понятия маркетинга, рекламы,

- правила защиты проекта что такое Бизнес собственного проекта план. Задачи бизнес-плана, его структура.

Уметь:

-формировать банк идей для своего проектируемого изделия с использованием ТРИЗ; графически оформлять идеи проектируемого изделия;

-делать выбор наиболее удачного варианта проектированного изделия на основании анализа.

-составлять анкету потребительского спроса, проводить анкетирование по поводу собственного проектного изделия

-читать торговые символы, этикетки, маркировку, штрихкод товаров.

-составлять экономическое обоснование

Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, иллюстративный материал (плакаты, таблицы), справочная литература, журналы, интернет.

15.01


18

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

П. р. № 9 «Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач»


22.01


19






Защита интеллектуальной собственности

П. р. № 10 «Разработка товарного знака условного предприятия. Составление заявки на патент»

29.01


20






Методы решения творческих задач. Синектика


П. р. № 11 «Проведение конкурса «Генератор идей». Решение задач методом синектики»

5.02


21

Морфологический анализ. Функционально-стоимостный анализ

П. р. № 13 «Разработка новой конструкции входной двери»

12.02


22

Ассоциативные методы решения задач

Игра «Ассоциативная цепочка шагов»

19.02


23

Понятие об основных способах проектирования в профессиональной деятельности

П. р. № 12 «Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика»

26.02


24




Потребительские качества товаров. Экспертиза и оценка изделия

П. р. № 13 «Проведение экспертизы ученического рабочего места

4.03


25




Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности

П. р. № 14 «Планирование деятельности по учебному проектированию»

11.03


26




Источники информации при проектировании

П. р. № 15 «Воссоздать исторический ряд объекта проектирования»


18.03


27






Создание банка идей продуктов труда

П. р. № 16 «Формирование банка идей и предложений по усовершенствованию проектируемого изделия»

25.03


28

Графическое представление вариантов будущего изделия

Чтение маркировки товаров и сертификатов на продукцию

8.04


29




Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг

П. р. № 17 «Составление анкеты для изучения покупательского спроса»

15.04


30




Правовые отношения на рынке товаров и услуг

П. р. № 18 «Чтение маркировки товаров и сертификатов на продукцию»

22.04


31

Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта

Маркетинг. Реклама, средства рекламы

Реклама проектируемого изделия.












29.04


32

Бизнес-план. Задачи бизнес-плана, его структура

Экономическая оценка проекта

П. р. № 19 «Составление бизнес-плана для проектируемого изделия»

6.05



33-35

Резервное время




13.05

21.05

27.05


ИТОГО: 32 часа (3 часа - резерва ) практических работ - 19







Календарно – тематическое планирование по технологии 11 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

№ урока

Тема урока

Вид деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты

Учебно-практичское, лабораторное оборудование и технические средства обучения

Дата проведения

План

Факт

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность (16 ч)


1


Выбор объекта проектирования


П. р. №1 «Выбор направле ния сферы деятельности для выполнения проекта»

Уметь :

– определять выбор наиболее удачного варианта проектированного изделия на основан анализа;

-формировать требование к объекту проектирования;

-делать выбор для проектированного изделия;

-делать выбор наиболее удачного варианта проектированного изделия

выполнять технические рисунки и рабочие чертежи.

-использовать компьютерные технологии при проектировании

- составлять резюме по дизайну проектируемого изделия

- рационально размещать инструменты, приспособления, оборудование.

- изготавливать спроектированное изделие

-проводить испытание изготовленного изделия

- выполнять рецензирование продукта проектирования

Знать :

-составляющие себестоимости продукции, накладные расходы, формулу себестоимости.

-из чего складывается себестоимость продукции

-проектную документацию, стандартизацию, как необходимое условие промышленного проектирования;

-технологический процесс проектируемого изделия.

-правила составления технологической карты

-требование эргономики и эстетики при организации рабочего места.

-правила техники безопасности.

- технологический процесс изготовления деталей, сборки изделия из деталей,

-правила безопасной работы

-понятие качества материального объекта, услуги.

-критерии оценки выполнения и защиты проекта, форму презентации

- анализировать качество выполнения проектов одноклассников и давать им оценку

Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, иллюстративный материал (плакаты, таблицы), справочная литература, журналы, интернет

4.09


2

Выбор варианта и материалов для проектного изделия


11.09


3






Расчет себестоимости изделия

П. р. № 2 «Предварительный расчет материальных затрат на изготовления проектного изделия»

18.09


4




Стандартизация.

Проектная

документация


25.09


5

Использование компьютерных

технологий при проектировании


2.10


6

Выполнение технических рисунков и рабочих чертежей

П. р. № 3 «Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия»

9.10


7

Оформление проектной документации


16.10


8




Организация технологического процесса

П. р. № 4 «Составление технологической карты»

23.10


9

Организация рабочего места

П. р. № 5 «Схема рабочего места»

30.10


10




Реализация технологического процесса изготовления деталей


13.11


11

Процесс сборки изделия из деталей


20.11


12

Соблюдение правил безопасной работы


27.11


13

Промежуточный контроль этапа изготовления

П. р. № 6 «Изготовление проектируемого объекта»


4.12


14




Анализ результатов проектной деятельности.


11.12


15

Проведение испытаний объекта

П. р. № 7 «Апробация готового проектного изделия и его доработка, самооценка проекта»

18.12


16


Презентация проектов и результатов труда

П. р. № 8 «Организация и проведение презентации проектов»

25.12


Производство, труд и технология (8 ч)

17




Понятие

профессиональной деятельности.

Разделение и специализация труда

П. р. № 9 «Определение целей, задач своей будущей профессиональной деятельности»

Знать:

- виды деятельности человека, ее цели, формы разделения труда.

-понятие специальности и перемены труда.

-материальные и нематериальные сферы производства их соотношение и связь

-структуру производственного предприятия.

-понятие «мораль» и «нравственность».

- профессиональная этика и ее виды.

- какие нормы поведения предписывает профессиональная этика

Уметь :

-приводить примеры пред­приятий и объединений
-предприятий региона раз­личных видов

-объяснять отличия различ­ных видов предприятий

-знать систему нормирования труда, оплату труда.

-роль форм заработной платы в стимулировании труда.

- сопоставлять достоинс­тва и недостатки различ­ных форм оплаты труда; 

-определять преимущес­твенные области приме­нения различных форм оплаты труда;

-выбирать предпочтитель­ную форму оплаты труда в зависимости от вида предприятия, формы собс­твенности.

Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, иллюстративный материал (плакаты, таблицы), справочная литература, журналы, интернет, живописные иллюстрации и подборка художественной литературы на тему профессии

15.01


18




Производство и его составляющие. Технологический процесс

П. р. № 10 «Структура современного предприятия»

22.01


19

Материальные и нематериальные сферы производства


29.01


20

Производственное предприятие


5.02


21




Система нормирования труда


12.02


22

Система оплаты труда

П. р. № 11 «Определение вида оплаты труда для работников определённых профессий»

19.02


23




Культура труда


26.02


24

Профессиональная этика

П. р. № 12 «Анализ учебного дня и повышение эффективность учёбы»

4.03


Профессиональное самоопределение и карьера (8 ч)


25




Этапы профессионального становления


Знать:

- этапы и результаты становления профессиональной личности, понятие карьеры и должностного роста и призвания.

- рынок труда и профессий, центры занятости. Способы изучения рынка труда и профессий

- источники получения информации о путях получения профобразования

-как и где можно получить профконсультационную помощь

источники получения информации о путях получения профобразования

-как и где можно получить профконсультационную помощь

– в чем отличие общего и профессионального образования;

-виды профобразования;

– в чем отличие общего и профессионального образования;

-виды профобразования;

- определения понятий «самопрезентация»,

-формы самопрезентации;

- структуру и содержание резюме;

Уметь:

-  сопоставлять свои профессиональные планы с личностными склонностя­ми и возможностями; 

-обосновывать свой вы­бор вида карьеры

-объяснять причины вос­требованности некоторых профессий на региональ­ном рынке труда;

-находить и анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда

-приводить примеры раз­ личных путей получения профессионального обра­зования;

- находить нужную информацию о рынке образовательных услуг.

-составлять резюме, ис­пользуя различные его виды.

Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, справочная литература, интернет

11.03


26

Профессиональная карьера

П. р. № 13 «Составление плана своей будущей профессиональной карьеры»

18.03


27
















Рынок труда и профессий

П. р. № 14 «Рынок труда в моем районе»

25.03


28

Профессиональная деятельность в различных сферах экономики

П. р. № 15 «Тестирование для определения склонности к роду профессиональной деятельности»

8.04


29




Профконсультационная помощь



15.04


30

Изучение работы центра профконсультационной помощи

П. р. № 16 «Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой»

22.04


31




Виды и формы получения профессионального образования

П. р. № 17 «Изучение регионального рынка образовательных услуг»

29.04


32




Формы самопрезентации

П. р. № 18 «Автобиография. Резюме»

6.05


Творческая проектная деятельность (2ч)


33




Планирование профессиональной

карьеры

П. р. № 19 «Мои жизненные планы и профессиональная

карьера»

Уметь:

- уточнять и корректировать профессиональные намерения.

-использовать в презентации технические средства

- подготовить защиту творческого проекта, представить свой проект, ответить на вопросы, связанные с содержанием проекта

Знать:

-этапы процедуры защиты выполненного проекта.

Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, справочная литература, интернет

13.05


34

Презентация результатов проектной деятельности

П. р. № 20 «Защита проектов»

20.05


ИТОГО: 34 часа , практических работ – 20








Рабочая программа по технологии для 10-11 класса по учебнику В.Д. Симоненко базовый уровень.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Технология»   (базовый уровень) для 10 - 11 классов составлена в соответствии с компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089) ,Примерной программой среднего (полного) общего образования  по технологии (базовый курс)  и требований к уровню подготовки выпускников средней школы,  рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005г. № 03-1263).

Рабочая программа основывается на рекомендованной МОиНРФ программе под редакцией В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 5-11 классы - М.: Просвещение, 2010г.

 Цели и задачи

        Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и решение задач:

•        освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

•        овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

•        развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к  анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

•        воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда, формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии;

•        формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Для решения этих задач в содержании предмета «Технология» предусмотрены следующие разделы:

1.Технологии проектных изделий

2. Информационные технологии

3. Имидж и этикет современного делового человека

4. Технологии в современном мире

5. Профессиональное самоопределение и карьера.

Общая характеристика учебного предмета

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • творческая, проектная деятельность;

  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации обще-трудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Описание места учебного предмета

Согласно годовому учебно-календарному графику рабочая программа в 10 классе   скорректирована на 35 учебных недели, в 11 классе на 34 учебные недели, итого 69 часов.



Планируемые результаты изучения учебного предмета

В программе нашли отражения современные требования к уровню подготовки учащихся в технологическом образовании, которые предполагают переход от простой суммы знаний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу учащимся некого запаса знаний, но формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Настоящая программа и календарно – тематический план отражают актуальные подходы к образовательному процессу – компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

 В программе отражены тенденции времени: освещаются вопросы рыночной экономики, пропагандируются такие социально значимые качества личности, как предприимчивость, деловитость и ответственность, важность познавательной деятельности как необходимого элемента будущего профессионального труда.

Обучение направлено на формирование умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные источники (справочную литературу, интернет - ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.

Метод творческого проекта, предусматривает получение важнейшего результата учебной деятельности в виде самостоятельного спроектированного продукта труда – изделия или услуги. Этот метод способствует развитию инициативы, физических и умственных способностей учащихся, выработке у них творческого подхода к решению задач.

В целом программа направлена на освоение учащимися социально – трудовой, ценностно – смысловой, личностно – развивающей, коммуникативной и культурно – эстетической компетенций. Система учебных занятий планируется с учетом возрастной специфики старших классов. В развернутом поурочно – тематическом плане отражены цели, задачи и планируемые результаты обучения.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных СП воссозданием технологий традиционных промыслов.

При изучении раздела «Технологии в современном мире» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.

                                                             (базовый уровень)

                                    В результате изучения технологии ученик должен

Знать/понимать

  влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь

оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять план деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности  для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составление резюме и проведения самопрезентации.



Содержание учебного предмета

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениям по темам:

10 класс

Технология проектных изделий 14 часов

  1. Понятие об основах проектирования  в профессиональной деятельности, 1 ч

Теоретические сведения. Понятие творчества. Введение в психологию творческой деятельности. Понятие «творческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды творческой деятельности: художественное, научное, техническое творчество. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Значение эстетического фактора в проектировании, с эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Закон гармонии. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта.

Практические работы. Упражнения на развитие мышления. Решение нестандартных задач.

        

  1. Потребительские качества товара, 1ч

Теоретические сведения. Потребительские качества товара. Экспертиза и оценка изделия

  1. Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности, 

Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании, действия по коррекции проекта.

Планирование деятельности по учебному проектированию.

  1. Методы решения творческих задач, 6  ч

Теоретические сведения. Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой шторм). Приёмы, способствующие генерации идей: аналогия, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.

Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение.

Практические работы. Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.

  1. Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг, 1 ч

Теоретические сведения. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности.

Практические работы. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.

  1. Правовые отношения на рынке товаров и услуг, 1 ч

Теоретические сведения. Понятия «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателем и производителем (продавцом). Страхование. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрих код. Сертификация продукции.

Изучение рынка потребительских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки. Рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы. Разработка товарного знака своего (условного) предприятия. Составление формулы изобретения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец.

  1. Создание банка идей продуктов труда,1  ч

Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представление вариантов будущего изделия. Клаузура.

Практические работы. Создание банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с использованием метода морфологического анализа.

  1. Выбор путей и способов реализации  проектируемого объекта. Бизнес-план, 2 ч

Теоретические сведения. Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.

Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Определение целевых рамок продукта и его места на рынке. Оценка издержек на производство. Определение состава маркетинговых мероприятий по рекламе, стимулированию продаж, каналам сбыта. Прогнозирование окупаемости и финансовых рисков. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.

Практическая работа. Составление бизнес-плана на производство проектируемого (или условного) изделия (услуги).

Информационные технологии 12 часов

  1. Техника для телефонной связи, 2ч

Теоретические сведения. Аналоговые и цифровые телефоны. Беспроводные телефоны. Телефоны АОН. Виды мобильных средств связи.

  1. Офисная оргтехника и сетевые коммуникации, 3ч

Теоретические сведения. Виды офисной оргтехники. Периферийное оборудование и его виды. Печатающие устройства. Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники. Виды компьютерной сети. Всемирная сеть интернет.

  1. Компьютерная поддержка предпринимательства, 1ч

Теоретические сведения. Компьютерная поддержка предпринимательства. Информационные технологии в маркетинге. Возможности компьютерной техники на предприятиях. Информационные технологии на производстве (на примере швейного производства).

  1. Возможность использования компьютерной техники в офисах, 6ч

Теоретические сведения. Средства и технологии обработки текстовой информации (программа Word). Создание текстового документа, добавление сносок, нумерации страниц, создание нумерованного списка, сортировка, редактирование шрифта, параметры страницы … Средства и технологии обработки числовой информации (программа Excel). Средства и технологии обработки числовой информации (программа Excel). Средства и технологии обработки графической информации (программа PowerPoint, Paint). Создание публикаций в программе Publisher.

Практическая работа. Редактирование текстового документа. Создание рабочих книг, электронных таблиц, добавление формул, проведение числового анализа, сортировка…. Создание презентаций, диаграмм, графиков… Создание календаря в программе Publisher. Создание публикаций в программе Publisher.

Имидж и этикет современного делового человека 9 часов

  1. Имидж и дизайн офиса и сотрудников, 3ч 

Теоретические сведения. Имидж офиса. Дизайн офиса. Требование к оформлению офиса. Имидж сотрудников.

  1. Служебно-деловой этикет, 1ч

Теоретические сведения. Служебно-деловой этикет. Имидж делового человека. Взаимоотношения сотрудников и руководителя.

Практическая работа. Ведение деловой переписки.

  1. Секретарь-референт. Его роль в офисе, 2ч

Теоретические сведения. Секретарь-референт. Его роль в офисе. Этикет телефонных переговоров.

  1. Вывеска для офиса, 3ч

Теоретические сведения. Обоснование проекта. Выбор модели. Выбор и анализ вариантов. Себестоимость изделия. Реклама. Оценка качества проекта.

Практическая работа. Защита творческого проекты: «Вывеска для офиса».

11 класс

Технологии в современном мире 14 часов

  1. Вводное занятие Правила техники безопасности, 1ч

Теоретические сведения Правила техники безопасности

  1. Технология как часть общечеловеческой культуры, 2  ч

Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады и их основные технические достижения.

Практические работы. Подготовка доклада об интересующем открытии в области науки и техники. Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии).

  1. Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства1 ч

Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально- экономических достижений. Понятия «техносфера», «техника», «наука», «производство». Взаимозависимость науки и производства. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.

Практическая работа. Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном, изобретателе) в области науки и техники.

3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества, 4  ч

Теоретические сведения. Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Динамика развития промышленных технологий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий.

Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы. Проблема захоронения радиоактивных отходов.

Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в системе природопользования. Материалоёмкость современной промышленности. Потребление воды и минеральных ресурсов различными производствами. Коэффициент использования материалов. Промышленная эксплуатация лесов. Отходы производств и атмосфера. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра».

Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, особенности их воздействия на экосистемы. Агротехнологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.

4. Экологическое сознание и мораль в техногенном мире, 

Теоретические сведения. Природоохранные технологии. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Сущность и виды безотходных технологий. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Комплекс мероприятий по сохранению лесных запасов, защите гидросферы, уменьшению загрязнённости воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Сохранение гидросферы. Очистка естественных водоёмов. Понятие «альтернативные источники энергии». Использование энергии Солнца, ветра, приливов и геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки. Исследования возможности применения энергии волн и течений. Экологически устойчивое развитие человечества. Биосфера и её роль в стабилизации окружающей среды. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания. Необходимость экономии ресурсов и энергии. Охрана окружающей среды.

Практические работы. Оценка чистоты территории около школы.

  1. Перспективные направления развития  современных технологий, 3 ч

Теоретические сведения. Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение: элекронно-ионная (аэрозольная) технология; метод магнитной очистки; метод магнитоимпульсной обработки; метод прямого нагрева; электрическая сварка.

Лучевые технологии: лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультразвуковые технологии; ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка; применение в порошковой металлургии. Технологии послойного прототипирования и их использование. Нанотехнологии: история открытия. Понятия нанотехнологии»., «наночастица», «наноматериал». Нанопродукты: технология поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологии.

  1. Новые принципы организации современного производства, 1 ч

Теоретические сведения. Пути развития индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства. Возрастание роли информационных технологий. Автоматизация производства на основе информационных технологий. Автоматизация технологических процессов и изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) на производстве. Составляющие АСУТП.

Профессиональное самоопределение и карьера 20 часов

  1. Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда, 3 ч

Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия.

Практические работы. Анализ деятельности предприятия своего региона. Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятия: производственное предприятие, объединение, научно-производственное объединение. Посещение производственного предприятия, определение составляющих конкретного производства.

  1. Нормирование и оплата труда, 2 ч

Теоретические сведения. Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда.

Система оплаты труда. Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повремённая и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.

Практические работы. Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определённых профессий.

  1. Культура труда и профессиональная этика2  ч

Теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая дисциплина. Умение организовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.

Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.

Практические работы. Расчёт эффективности трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учёбы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.

  1. Этапы профессионального становления и карьера, 2 ч

Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).

Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.

Практические работы. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.

  1. Рынок труда и профессий, 2  ч

Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.

Практические работы. Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников различных профессий.

  1. Центры профконсультационной помощи, 2  ч

Теоретические сведения. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализированных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.

Практическая работа. Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой.

  1. Виды и формы получения профессионального образования

Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.

  1. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства, 3 ч

Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании.

Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме

  1. Планирование профессиональной карьеры, 2 ч

Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.

Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

Описание учебно- методического и материально те обеспечения образовательного процесса  

Учебники:

1.Симоненко В.Д. Технология. Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф,  2014

Дополнительная литература для учащихся:

Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл.  общеобразоват. учреждений/ М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило, и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – 3-е изд.-М.: Просвещение, 2000.-191с.

  • Технология профессионального успеха: учеб. Для 10-11 кл. / (В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.); под ред. С.Н. Чистяковой.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005.- 141 с.

  • Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2007

  • Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2008

  • Технология:10-11 классы: базовый уровень: методические рекомендации/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2011.- 272 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!