Планируемые результаты изучения предмета по ФГОС
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Раздел 1. «Человек и природа» | -усвоить первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений; -формировать целостного, социально- ориентированного взгляда на окружающий мир; - овладеть базовым понятийным аппаратом (доступные для осознания младшим школьником), необходимым для лучения дальнейшего образования в области естественно научных и социально-гуманитарных дисциплин; | - наблюдать, фиксировать, исследовать (измерим, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; - выделять характерные особенности природы» и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых» национальных духовных ценностей, идеалов, норм; | -способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека; -способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. | - осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы; -осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране; -осознание своей этнической и культурной принадлежности; -уважительное отношение к иному мнению; |
Раздел 2. «Человек и общество» | -овладеть навыками устанавливать и выявлять причинно следственные связи в окружающем мире природы и социуме -овладеть основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; | -понимать роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни; - понимать места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России; - пониманать особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед. | умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; | - уважение к культуре и истории всех народов Земли; -расширение сферы социально- нравственных представлений; -способность к адекватной самооценке; -установка на безопасный здоровый образ жизни. |
Содержание учебного предмета
№п/п | Содержательные линии | Количество часов | Дидактические единицы | Количество часов |
Р1. | «Человек и природа», | 20 | Земля и человечество | 9 ч. |
Р2 | «Человек и общество» | 48 | Природа России | 10 ч. |
| | | Родной край – часто большие страны | 15 ч. |
| | | Страницы Всемирной истории | 5 ч. |
| | | Страницы истории России | 20 ч. |
| | | Современная Россия | 9ч. |
Итого | | 68часов | | 68 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
Планируемые сроки | Фактические сроки |
Раздел «Земля и человечество» (9 часов) |
1 | Мир глазами астронома. | 1 | | |
2 | Планеты Солнечной системы. | 1 | | |
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. | 1 | | |
4 | Мир глазами географа. | 1 | | |
5 | Мир глазами историка | 1 | | |
6 | Когда и где? | 1 | | |
7 | Мир глазами эколога | 1 | | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | | |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. | 1 | | |
Раздел «Природа России» (10 часов) |
10 | Равнины и горы России. | 1 | | |
11 | Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. | 1 | | |
12 | Природные зоны России | 1 | | |
13 | Зона арктических пустынь. Тундра. | 1 | | |
14 | Леса России. | 1 | | |
15 | Лес и человек. | 1 | | |
16 | Проверочная работа (тест) №1 | 1 | | |
17 | Зона степей. | 1 | | |
18 | Пустыни. | 1 | | |
19 | У Чёрного моря. | 1 | | |
Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов) |
20 | Наш край. | 1 | | |
21 | Поверхность нашего края | 1 | | |
22 | Родной край – часть большой страны. Экскурсия №1 | 1 | | |
23 | Водные богатства нашего края | 1 | | |
24 | Наши подземные богатства | 1 | | |
25 | Земля - кормилица | 1 | | |
26 | Экскурсия в лес или на луг. Экскурсия № 2 | 1 | | |
27 | Жизнь леса. | 1 | | |
28 | Жизнь луга. | 1 | | |
29 | Жизнь в пресных водах. | 1 | | |
30 | Экскурсия к водоему. Экскурсия №3 | 1 | | |
31 | Проверочная работа (тест) №2 | 1 | | |
32 | Растениеводство в нашем крае. | 1 | | |
33 | Животноводство в нашем крае | 1 | | |
34 | Презентация проектов «Родной край – часть большой страны». Проект №1 | 1 | | |
Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов) |
35 | Начало истории человечества | 1 | | |
36 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | | |
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | | |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | | |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | | |
Раздел «Страницы истории России» (20 часов) |
40 | Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси | 1 | | |
41 | Страна городов | 1 | | |
42 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | | |
43 | Трудные времена на Русской земле | 1 | | |
44 | Русь расправляет крылья | 1 | | |
45 | Куликовская битва | 1 | | |
46 | Иван Третий | 1 | | |
47 | Мастера печатных дел | 1 | | |
48 | Патриоты России | 1 | | |
49 | Пётр Великий | 1 | | |
50 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | | |
51 | Екатерина Великая. | 1 | | |
52 | Проверочная работа (тест) №3 | 1 | | |
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | | |
54 | Страницы истории XIX века | 1 | | |
55 | Россия вступает в XX век | 1 | | |
56 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 1 | | |
57 | Великая война и великая Победа | 1 | | |
58 | Великая война и великая Победа | 1 | | |
59 | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | | |
Раздел «Современная Россия» (9 часов) |
60 | Основной закон России и права человека | 1 | | |
61 | Мы – граждане России. | 1 | | |
62 | Славные символы России | 1 | | |
63 | Такие разные праздники . Проект №2 | 1 | | |
64 | Проверим себя и оценим свои достижения Путешествие по России(по Дальнему Востоку) | 1 | | |
65 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | 1 | | |
66 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | | | |
67 | Итоговая проверочная работа №4 ( тест) за год. | 2 | | |
68 | Путешествие по России | 1 | | |
Нормы оценок.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета «Окружающий мир» предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность выпускника начальной школы решать учебно-познавательные результаты и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышения.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ – системы задач разного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий;
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль проводится в устной форме.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих тестовых и практических работ, итоговой диагоностической работы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия на несущественные;
- нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;
-неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изучения явления;
- ошибки в сравнении объектов, в их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала. Неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
-отсутствие умения выполнять, рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте, плане, затруднение в правильном показе изученных объектов;
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
-неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих на отрицательный результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности при нахождении объекта на карте;
Характеристика цифровой оценки
«5» (отлично) – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного; отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более одного недочета; логичность и полнота ответа.
«4» (хорошо) - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибо и 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; использование нерациональных приемов решения задачи, отдельные неточности в изложении материала;
«3» (удовлетворительно) – достаточно минимальный уровень выполнений требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия материала.
«2» (плохо) – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументаций либо ошибочность ее основных положений.
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока | Дата план | Дата проведения | Виды работ | Тема |
1 | | | Проверочная работа | Знания за 4 класс |
2 | | | Тест №1 | Качество усвоения программного материала за первую четверть |
3 | | | Экскурсия№1 | Родной край – часть большой страны. |
4 | | | Экскурсия №2 | Экскурсия в лес или на луг. |
5 | | | Тест № 2 | Качество усвоения программного материала за вторую четверть |
6 | | | Экскурсия№3 | Экскурсия к водоему. |
7 | | | Тест № 3 | Итоговая работа за 1 полугодие |
8 | | | Проект№1 | Родной край – часть большой страны |
9 | | | Тест № 4 | Качество усвоения программного материала за 3 четверть |
10 | | | Проект№2 | Путешествие по России |
11 | | | Тест № 5 | Качество усвоения программного материала за 4 четверть |
12 | | | Итоговая контрольная работа | Качество усвоения программного материала за год |
8