государственное общеобразовательное автономное учреждение Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»
(ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа – интернат»)
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей эстетического цикла Протокол № 1 от «29» августа 2023г. Руководитель МО _____/ФИО/ | СОГЛАСОВАНО На заседании педагогического совета ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа – интернат» Протокол №1 от «29» августа 2023г. | УТВЕРЖДАЮ; Директор ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа – интернат» ______________О.Б. Николаева Приказ № от «29» августа 2023г. |
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа
по технологии (обувное дело)
для 8«а», класса
на 2023-2024учебный год
Автор: Мищенко Марина Анатольевна
учитель трудового обучения высшей категории
г. Свободный 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество.
Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека.
Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.
Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в следующих аспектах: — процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах; — открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).
Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий. В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях:
были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма;
проанализирован феномен зарождающегося технологического общества;
исследованы социальные аспекты технологии.
Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации.
Изменилась структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор. Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса информатизации общества.
На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр.
Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТ
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ.
Распоряжения правительства РФ от 29.05 2015 г №996 « об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
Рабочие программы по учебному предмету «Технология» В. М. Казакевича 5—9 классы— М. : Просвещение, 2020.-64с Вариант разработаны на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа- интернат». Программа включает цели и задачи предмета «Технология», общую характеристику курса, личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование.
В основу методологии структурирования содержания учебного предмета «Технология» положен принцип модульного построения информации. Основная идея модульного построения содержания состоит в том, что целостный курс обучения строится из логически законченных, относительно независимых по содержательному выражению элементов — блоков. Каждый блок включает в себя тематические модули. Их совокупность за весь период обучения в школе позволяет познакомить учащегося с основными компонентами содержания. Содержание учебного предмета «Технология» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения базовых компонентов, поэтому в основу соответствующей учебной программы закладывается ряд положений:
· постепенное увеличение объёма технологических знаний, умений и навыков;
· выполнение деятельности в разных областях;
· постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблемы (использование комплексного подхода, учёт большого количества воздействующих факторов и т. п.);
· развитие умения работать в коллективе;
· возможность акцентировать внимание на местных условиях;
· формирование творческой личности, способной проектировать процесс и оценивать результаты своей деятельности. В соответствии с принципами проектирования содержания обучения
Значительное снижение зрения накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Имея одинаковое содержание и задачи обучения, адаптированная программа по технологии отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:
• распределении программного материала
• увеличении учебных часов на некоторые разделы и темы программы.
• в связи с отсутствием материальной базы раздел «Технология животноводства» отведенные 4 часа данного раздела перенесены в раздел «Технология ремонта обуви».
• программный материал составлен по модульному принципу, что позволяет учителю осуществлять вариативный подход при составлении рабочих программ для конкретного класса, с учётом индивидуальных особенностей контингента учащихся данного класса на основе педагогической диагностики. Отдельные разделы и темы могут изучаться в иной последовательности, чем указано в примерном учебном плане.
• усилении практической направленности занятий за счет увеличения количества
часов на изучение отдельных тем программы, представляющих особую актуальность.
• методических приёмах, используемых на уроках: использование методов сопряженных
действий; упор на развитие полисенсорности восприятия (подключение слуха, осязания,
обоняния, температурной чувствительности и др.) при изучении объектов и процессов;
формирование активного зрительного восприятия за счёт психофизической активации
зрительной системы;
• коррекционной направленности каждого урока.
Для реализации педагогам воспитательного потенциала урока программы была дополнена модулем школьный урок, который предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями воспитанников. Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:
Использование воспитательных возможностей организации урока.
Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета
Все это в процессе организации учебной деятельности обеспечивает:
установление взаимоотношений субъектов деятельности на уроке как отношений субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;
организацию на уроках активной деятельности учащихся, в том числе поисково-исследовательской, на разных уровнях познавательной самостоятельности (в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей);
использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
В соответствии с принципами проектирования содержания обучения технологии в системе общего образования можно выделить следующие
модули предметной области «Технология»:
• методы и средства творческой и проектной деятельности;
• производство;
• технология;
• техника;
• технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов;
• технологии растениеводства;
• социальные технологии
. В результате обучения по курсу «Технология» с использованием метода проектов дополнительно к основным требованиям учащиеся должны:
знать/понимать
- смысл технологических понятий: текстильные материалы, поделочные материалы, раскрой ткани, кожи, рукоделие;
- виды и свойства тканей, кожи, искусственной кожи и нетканых материалов;
- назначение различных изделий;
- основные стили в обуви и современные направления моды;
- виды традиционных народных промыслов;
- наиболее распространенные профессии обувной промышленности;
уметь
- выбирать вид кожи и искусственной кожи для определенных типов обуви;
- работать на рукавной, бытовой швейной машине;
- регулировать качество машинной строчки;
- снимать мерки с ноги человека;
- строить чертежи простых обувных изделий;
- моделировать и декорировать изделия;
- подготавливать выкройку и ткань (кожу) к раскрою;
- выполнять раскрой на коже и искусственной коже;
- выполнять соединительные, краевые и отделочные швы;
- проводить примерку изделия;
- определять и исправлять дефекты изделий;
- проводить чистку, обрезку и полировку края изделия
- выполнять мелкий ремонт;
- соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностные результаты
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;
умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
технико-технологическое и экономическое мышление и его использование при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами
У учащихся будут сформированы:
умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
способность моделировать планируемые процессы и объекты;
умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;
умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;
способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Предметными результатами
Освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Обувное дело» являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование технического изделия;
разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
публичная презентация и защита проекта технического изделия;
разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
В психофизической сфере:
развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении машинных операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
Содержание учебного предмета
8 класс
Модуль № 1 Введение. Методы и средства творческой проектной деятельности
Профессиональное самоопределение
Модуль № 2 Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов.
Создание изделий из различных материалов. Декоративно-прикладное творчество
Модуль № 3 Техника. Элементы машиноведения.
Знакомство и работа на различных видах швейных машин
Модуль № 4 Технологии ремонта изделия
Мелкий ремонт обуви
Модуль № 5 Технологии создания изделия.
Конструирование и моделирование домашней обуви на жесткой резиновой подошве с каблуком
Модуль № 6 Технологии соединения и отделки деталей изделия
Технология изготовления домашней обуви на резиновой подошве
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
8 « А» КЛАСС 68 часов
№ | Дата | Кол- во часов | Модуль | Тема уроков | Электронные средства обучения |
1 | | 2 | Модуль №1 Методы и средства творческой проектной деятельности. | | www.prosv.ru |
2 | | 1 | | Введение. Инструктаж по охране труда. Цели и задачи курса технологии в 8 классе. Основные правила организации труда. Правила поведения в обувной мастерской. Правила Т.Б работы на станках. | |
3 | | 1 | | Этапы проекта. Цели и задачи. Выбор темы. | |
4 | | 4 | Профессиональное самоопределение | |
5 | | 2 | | Основы выбора профессии. Профессия обувщик. Классификации профессий | |
6 | | 2 | | Требования к качествам личности при выборе профессии. Профессиональная пригодность | |
7 | | 12 | Модуль № 2 Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов. | | www.prosv.ru |
8 | | | Создание изделий из различных материалов. Декоративно-прикладное творчество | |
9 | | 2 | | Виды материалов и кож в обувном и кожевенном производстве. Этапы подготовки кожи к раскрою . | |
10 | | 2 | | Создание чехла для телефона из обрезков кож. Технология обработки кожи. Инструменты и материалы. Изготовление шаблонов по размерам. | |
11 | | 2 | | Работа пробойником. | |
12 | | 2 | | Вырезание шнура для сенильного шва. | |
13 | | 2 | | Обвязка чехла шнурком через отверстия. | |
14 | | 2 | | Обработка уреза (края) чехла Установка кнопок. | |
15 | | 14 | Модуль №3 Техника. Элементы машиноведения | | www.prosv.ru |
16 | | | Знакомство и работа на различных видах швейных машин | |
17 | | 6 | | Швейная машина рукавного типа. Изучение машины, заправка, конструкция челночного шва, работа на швейной машине. | |
18 | | 6 | | Швейная бытовая машина. Изучение машины, заправка, конструкция челночного шва, работа на швейной машине. | |
19 | | 2 | | Бытовой пресс для пробивания кнопок и люверсов. Изучение пресса, насадок , работа на прессе с разными насадками.. | |
20 | | 10 | Модуль №4 Технологии ремонта изделия | | www.prosv.ru |
21 | | | Мелкий ремонт обуви | |
22 | | 2 | | Мелкий ремонт. Понятие мелкого ремонта. | |
23 | | 4 | | Замена застёжки велкро. Выпарывание старой тесьмы велкро, очистка поверхности. Подбор по размеру и цвету. | |
24 | | 4 | | Подклейка застежки на место. Восстановление шва по старым отверстиям. | |
25 | | 6 | Модуль № 5. Технологии создания изделия. | | www.prosv.ru |
26 | | | Конструирование и моделирование домашней обуви на жесткой резиновой подошве с каблуком | |
27 | | 2 | | Из истории обуви. Стиль в домашней обуви. Этапы проектирования. | |
28 | | 2 | | Мерки, необходимые для построения основы чертежа тапочек. Создание шаблонов и лекал. Верха и подошвы. | |
29 | | 2 | | Подготовка материалов к раскрою. Раскрой. | |
30 | | 20 | Модуль № 6 Технологии соединения и отделки деталей изделия | | www.prosv.ru |
31 | | | Технология изготовления домашней обуви на резиновой подошве | |
32 | | 4 | | Раскрой и соединение подошвы с каблуком из резинового полотна. | |
33 | | 2 | | Обработка верхней части тапочек (соединение верха с подкладом) | |
34 | | 2 | | Обработка нижней части тапочек (соединение всех слоёв подошвы). | |
35 | | 4 | | Соединение верха и нижней части тапочек. Обработка края косой бейкой. | |
36 | | 2 | | Соединение методом склеивания готовой основы с резиновой подошвой. | |
37 | | 2 | | Обработка готового изделия на станке. Декорирование. | |
38 | | 4 | | Защита проекта | |