Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по технологии А.Т. Тищенко, Н.В. Синица (М.: Вентана–Граф, 2016
Программа адресована обучающимся 7 класса МБОУ «Супоневская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Н. И. Чувина» Брянского района Брянской области, которые осваивают курс технологии на уровне основного общего образования.
Технология как учебный предмет входит в предметную область «Технология».
В учебном плане школы на изучение предмета «Технология» выделено 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебные недели).
Срок реализации данной программы - 1 год.
Общие цели изучения учебного предмета:
- формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно-значимых продуктов труда;
-о владение необходимыми базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями , необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
- развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- формирование опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда, воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
- профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование социально-обоснованных ценностных ориентаций;
- воспитание патриотизма, мотивов учения и труда, гуманности и коллективизма, дисциплинированности, эстетических взглядов, трудолюбия предприимчивости.
Изучение технологии (индустриальная технология) на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда.
- ОВЛАДЕНИЕ ОБЩЕТРУДОВЫМИ И СПЕЦИАЛЬНЫМИ УМЕНИЯМИ, НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ ПОИСКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ ПРОДУКТОВ ТРУДА, ( ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), САМОСТОЯТЕЛЬНОГО И ОСОЗНАННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ, ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ, ТВОРЧЕСКИХ , КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
- ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, БЕРЕЖЛИВОСТИ, АККУРАТНОСТИ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ И РЕЗУЛЬТАТАМ ИХ ТРУДА;
- ПОЛУЧЕНИЕ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Итак, основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их развития;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами пользования распространёнными инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники;
овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда;
развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере;
формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимися направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «Технология» индустриальная технология решаются следующие задачи:
- формирование политехнических знаний и экологической культуры;
- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
- ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательные задачи
- обеспечение учащимися возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения
- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения
- овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга, умением применять их при реализации собственной продукции и услуг.
- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно- прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка;
- формировать навыки агротехнических приемов ухода за культурными растениями;
- сформировать представление о рациональном ведении домашнего огорода;
- формирование эстетических представлений размещения и выращивания культурных растений;
Базовыми для программы по направлению «Технология (Индустриальные технологии)» являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и «Кулинария». Программа включает также разделы «Черчение и графика», «Технология ведения дома», кроме того программой предусмотрены вводный урок и раздел «Проектирование и изготовление изделий».
Содержание учебного предмета «Технология»индустриальная технология
Программа курса «Технология» (индустриальная технология) предусматривает освоение материала по следующим основным образовательным линиям:
- технологическая культура производства;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики;
- знакомство с миром профессий
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- методы технической, творческой, проектной деятельности.
Базовыми в данной программе являются разделы: «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов», «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов», «Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов», «Технологии художественно-прикладной обработки материалов», «Технологии домашнего хозяйства», «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
Одним из ведущих разделов программы является
«Технологии обработки конструкционных материалов», который включает в себя получение знаний по заготовке древесины, свойствах древесины профессиях, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов, соединении брусков из древесины, изготовлении цилиндрических и конических деталей ручным инструментом, как осуществить отделку деталей изделий окрашиванием. Ученики учатся осуществлять контроль качества изделий, выявляют дефекты, учатся их \ устранению.
При изучении раздела «Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов»» ученики знакомятся со свойствами чёрных и цветных металлов. Свойствами искусственных материалов. Учатся читать сборочные чертежи, измеряют размеры деталей с помощью штангенциркуля. Осуществляют технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание, рубка, опиливание, отделка; выясняют, какие необходимы инструменты и приспособления для данных операций. Знакомятся с профессиями, связанными с обработкой металлов различными видами художественных ремесел.
При изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» ученики изучают виды резьбы по дереву, знакомятся с оборудованием и инструментами , выясняют технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву. Эстетические и эргономические требования к изделию. Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной. Профессии, связанные с художественной обработкой древесины.
При изучении раздела «Исследовательская и созидательная деятельность» ученики рассматривают понятия: творческий проект, понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Применение ПК при проектировании изделий. Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Основные виды проектной документации. Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов.
При изучении курса технологии 70% времени отводится на практическую деятельность, 30% - на теоретическую.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В качестве приоритетных методов обучения используются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы и метод проектов.
Тематическое планирование
по технологии
предмет
Класс 7 «А»
Количество часов – 70 часов, в неделю 2 часа
Тестирований -3
Проектов - 1
Планирование составлено на основе: А.Т. Тищенко. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н. В. Синица. – М.: Вентана –Граф, 2016
Учебник: Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии: 7 класс. - М.: Вентана – Граф, 2017
название, автор, издательство, год издания
Изменения в программе: Т.к. урок № 64 и 65 приходятся на 9 мая, который является выходным днем, то эти уроки проводятся за счет резервного времени 2 ч. Общее количество уроков изменяется с 70 до 68.
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Дата | Коррек-тировка | Планируемые предметные результаты обучения |
1-2 | Введение. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология». Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 6.09.17 6.09.17 | | Выяснить значение понятия «технология», познакомить с современными технологиями, учебниками, условными обозначениями в учебнике, правилами поведения в кабинете, научить ориентироваться в учебнике. |
3-4 | Конструкторская и технологическая документация. использование ПК для подготовки конструкторской и технологической документации. | 2 | 13.09.17 13.09.17 | | Учатся использовать ПК для подготовки конструкторской и технологической документации. |
5-6 | Заточка и настройка дереворежущих инструментов. Точность измерений и допуски при обработке. Отклонения и допуски на размеры детали. | 2 | 20.09.17 20.09.17 | | Настраивать дереворежущие инструменты. Рассчитывать отклонения и допуски на размеры деталей. |
7-9 | Столярные шиповые соединения технология Выдалбливание проушин и гнезд. Технология шипового соединения деталей. Выдалбливание проушин и гнезд. | 3 | 27.09.17 27.09.17 4.10. 17 | | Изготовлять изделия из древесины с шиповым соединением брусков. Соединять детали из древесины шкантами и шурупами в нагель. Изготовлять детали и изделия различных геометрических форм по чертежам и технологическим картам Учатся осознавать познавательную задачу Ученики научатся читать и оформлять графическую документацию, Прочитать чертёж, технический рисунок и эскиз, составлять последовательность выполнения работ по изготовлению изделия. Ученики учатся соблюдать правила безопасного труда . |
10-13 | Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель. Правила безопасного труда Рациональные приемы работы ручными инструментами при подготовке деталей и сборке изделий. | 4 | 4.10.17 11.10. 17 11.10. 17 18.10.17 | | Учатся осознавать познавательную задачу. Научиться приёмам строгания. Ученики учатся приёмам разметки деталей из дерева, изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соблюдать правила безопасного труда. |
14-18 | Изготовление деталей и изделий различных геометрических форм по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами. Тестирование №1 по теме «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов». | 5 | 18.10.17 25.10.17 25.10.17 15.11.17 15.11.17 | | Научиться приёмам сверления. Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соблюдать правила безопасного труда. |
19-20 | Конструкторская и технологическая документация для деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке. Использование ПК для подготовки конструкторской и технологической документации. | 2 | 22.11.17 22.11.17 | | Учатся точить детали из древесины по чертежам, технологическим картам. Применять разметочные и контрольно-измерительные инструменты при изготовлении деталей с фасонными поверхностями. Соблюдать правила безопасного труда при работе на станках. Учатся выполнять технологические операции по сборке и отделке изделий из древесины, выявлению дефектов в детали, соблюдая правила безопасного труда.
|
21-22 | Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины. Обработка вогнутой и выпуклой криволинейной поверхности. Точение шаров и дисков. | 2 | 29.11.17 29.11.17 | | Учатся точить детали из древесины по чертежам, технологическим картам. Применять разметочные и контрольно-измерительные инструменты при изготовлении деталей с фасонными поверхностями. Соблюдать правила безопасного труда при работе на станках. Учатся выполнять технологические операции по сборке и отделке изделий из древесины, выявлению дефектов в детали, соблюдая правила безопасного труда.
|
23-24 | Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости. Контроль качества деталей. | 2 | 6.12.17 6.12.17 | | Учатся точить детали из древесины по чертежам, технологическим картам. Применять разметочные и контрольно-измерительные инструменты при изготовлении деталей с фасонными поверхностями. Соблюдать правила безопасного труда при работе на станках. Учатся выполнять технологические операции по сборке и отделке изделий из древесины, выявлению дефектов в детали, соблюдая правила безопасного труда. |
25-26 | Шлифовка и отделка изделий. Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов. | 2 | 13.12.17 13.12.17 | | Учатся точить детали из древесины по чертежам, технологическим картам. Применять разметочные и контрольно-измерительные инструменты при изготовлении деталей с фасонными поверхностями. Соблюдать правила безопасного труда при работе на станках. Учатся выполнять технологические операции по сборке и отделке изделий из древесины, выявлению дефектов в детали, соблюдая правила безопасного труда. |
27 | Металлы и их сплавы. Классификация сталей. Термическая обработка сталей. | 1 | 20.12.17 | | Знакомятся с металлами и их сплавами, учатся классифицировать сталь. Знакомиться с термической обработкой стали. |
28 -29 | Резьбовые соединения. Технология нарезания наружной и внутренней резьбы вручную в металлах и искусственных материалах. | 2 | 20.12.17 27.12.17 | | Получают навыки нарезания резьбы в металлах и искусственных материалах. |
30 | Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, термической обработкой материалов Тестирование №2 по теме «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов и древесных материалов». | 1 | 27.12.17. | | Выявляют дефекты и учатся устранять их, изготовлять детали из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по чертежам и технологическим картам. |
31-36 | Токарно-винторезный и фрезерный станки: устройство, назначение, приёмы подготовки к работе, приёмы управления и выполнения операций. Инструменты и приспособления для работы на станках. Основные операции токарной и фрезерной обработки, особенности их выполнения. | 6 | 10.01.18 10.01.18 17.01.18 17.01.18 24.01.18 24.01.18 | | Изучают устройство токарного и фрезерного станков. Знакомятся с инструментами для токарных и фрезерных работ. Учатся управлять токарно-винторезным и фрезерным станками. Налаживать и настраивать станки. Соблюдать правила безопасного труда. Разрабатывать операционные карты для изготовления деталей вращения и деталей, получаемых фрезерованием. |
37-39 | Графическая документация для изготовления изделий на токарном и фрезерном станках, Операционная карта. | 3 | 31.01.18 31.01.18 7.02.18 | | Учатся изготовлять детали из металла и искусственных материалов на токарном и фрезерном станках по чертежам и технологическим картам. |
40-42 | Перспективные технологии производства деталей из металлов и искусственных материалов. Экологические проблемы производства, применение и утилизация изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с обслуживанием, наладкой и ремонтом токарных и фрезерных станков. Правила безопасной работы на фрезерном станке. | 3 | 7.02.18 14.02.18 14.02.18 | | Рассматривают экологические проблемы производства, применение и утилизация изделий из металлов и искусственных материалов. Знакомятся с профессиями, связанными с обслуживанием, наладкой и ремонтом токарных и фрезерных станков. Изучают правила безопасной работы на фрезерном станке. |
4344 | Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Виды мозаики (инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри). | 2 | 21.02.18 21.02.18 | | Изготовлять мозаику из шпона. Разрабатывать эскизы и изготовляют декоративные изделия из проволоки. Учатся изготовлять изделия в технике просечного металла. |
4546 4748 | Мозаика с металлическим контуром (филигрань, скань). Художественное ручное тиснение по фольге. Технология получения рельефных рисунков на фольге в технике басмы. | 2 2 | 28.02.18 28.02.18. 7.03.18 7.03.18 | | Учатся изготовлять мозаику из шпона. Осваивают технологию изготовления изделия тиснением по фольге. Разрабатывать эскизы и изготовлять декоративные изделия из проволоки. Изготовлять изделия в технике просечного металла. |
49-52 | Технология изготовления декоративных изделий из проволоки (ажурная скульптура из металла). Технология художественной обработки изделий в технике просечного металла (просечное железо). Чеканка. Тестирование №3 по теме «Технология художественно – прикладной обработки материалов». | 4 | 14.03.18 14.03.18 21.03.18 21.03.18 | | Знакомиться с технологией изготовления металлических рельефов методом чеканки. Соблюдать правила безопасного труда. |
53-54 | Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной и металлом. Профессии, связанные с художественной обработкой металла. | 2 | 4.04.18 4.04.18 | | Учатся соблюдать правила безопасного труда, знакомятся с профессиями, связанными с художественной обработкой металла. |
5556 | Виды ремонтно-отделочных работ. Основы технологии малярных работ; инструменты и приспособления. Основы технологии плиточных работ. Виды плитки, применяемой для облицовки стен и полов. Материалы для наклейки плитки. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Правила безопасного труда. | 2 | 11.04.18 11.04.18 | | Изучают виды ремонтно-отделочных работ. Основы технологии малярных работ; инструменты и приспособления. Основы технологии плиточных работ. Виды плитки, применяемой для облицовки стен и полов. Материалы для наклейки плитки. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Правила безопасного труда. |
5758 59-60 6162 | Творческий проект. Этапы проектирования и конструирования. Проектирование изделий на предприятии (конструкторская и технологическая подготовка). Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). | 2 2 2 | 18.04.18 18.04.18 25.04.18 25.04.18 2.05.18 2.05.18 | | Продолжают знакомится с понятием» творческий проект», повторяют этапы проектирования и конструирования. Проектирование изделий на предприятии (конструкторская и технологическая подготовка). Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). |
63-64 6566 | Основные технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. Применение ПК при проектировании. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. | 2 2 | 16.05.18 16..05.18 23.05.18 23.05.18 | т.к. урок №64 и 65 приходятся на 9 мая, который является выходным днем, то эти уроки проводятся за счет резервного времени 2 ч. | Разбирают основные технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. Применение ПК при проектировании. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. |
6768 | Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание). Защита проектного изделия. | 2 | 30.05.18 30.05.18 | | Изучают методику проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание). |
69-70 | Резерв учителя | 2 | ----------- | | |
| Итого | 70 | 68 | | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Индустриальные технологии
Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии; • читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы; • выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов; • осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов. | • грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов; • осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы. |
Электротехника
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей; • осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с учётом необходимости экономии электрической энергии. | • составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет); • осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики. |
Сельскохозяйственные технологии
Технологии растениеводства
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• самостоятельно выращивать наиболее распространённые в регионе виды сельскохозяйственных растений в условиях личного подсобного хозяйства и школьного учебно-опытного участка с использованием ручных инструментов и малогабаритной техники, соблюдая правила безопасного труда и охраны окружающей среды; • планировать размещение культур на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве с учётом севооборотов. | • самостоятельно составлять простейшую технологическую карту выращивания новых видов сельскохозяйственных растений в условиях личного подсобного хозяйства и школьного учебно-опытного участка на основе справочной литературы и других источников информации, в том числе Интернета; • планировать объём продукции растениеводства в личном подсобном хозяйстве или на учебно-опытном участке на основе потребностей семьи или школы, рассчитывать основные экономические показатели (себестоимость, доход, прибыль), оценивать возможности предпринимательской деятельности на этой основе; • находить и анализировать информацию о проблемах сельскохозяйственного производства в своём селе, формулировать на её основе темы исследовательских работ и проектов социальной направленности. |
Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта; • представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. | • организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий; • осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда. |
Современное производство и профессиональное самоопределение
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
построению 2—3 вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на рынке труда. | • планировать профессиональную карьеру; • рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства; • ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования; • оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности. |
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий»
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпати и как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения целии выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе аргументации.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
Обращение с устройствами ИКТ
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы; • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание); • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами. | • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятияинформации человеком. |
Фиксация изображений и звуков
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности; • учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов; • выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; • проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей; • осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. | • различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений; • использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством; • осуществлять трёхмерное сканирование. |
Создание письменных сообщений
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма; • сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста; • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; • создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения; • использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке. | • создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма; • использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей. |
Создание графических объектов
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами; • создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические; • создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств. | • создавать мультипликационные фильмы; • создавать виртуальные модели трёхмерных объектов. |
Создание музыкальных и звуковых сообщений
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• использовать звуковые и музыкальные редакторы; • использовать клавишные и кинестетические синтезаторы; • использовать программы звукозаписи и микрофоны. | • использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинестетические синтезаторы для решения творческих задач. |
Создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер; • работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмическими, концептуальными, классификационными, организационными, родства и др.), картами (географическими, хронологическими) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования; • проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов; • использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки; • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения; • избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации. | • проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки; • понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные). |
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• выступать с аудиовидео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; • участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета; • использовать возможности электронной почты для информационного обмена; • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета; • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. | • взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики); • участвовать в форумах в социальных образовательных сетях; • взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие). |
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. | • создавать и заполнять различные определители; • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности. |
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации; • строить математические модели; | • проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации; • анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов. |
Моделирование и проектирование, управление
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• моделировать с использованием виртуальных конструкторов; • конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; • моделировать с использованием средств программирования; • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ. | • проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования. |
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста; — выделять главную и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. | • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. | • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). |
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• откликаться на содержание текста: — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения; • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). | • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. |
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. | • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; • использовать догадку, озарение, интуицию; • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность; • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения по технологии:
А.Т. Тищенко. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М: Вентана – Граф, 2016
Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии: 7 класс. - М.: Вентана – Граф, 2017
Дополнительная литература для учителя
Учебно- методическое обеспечение
Рекомендуемая литература(основная):
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2013.
Технология. 5-9 классы (вариант для мальчиков) : развёрнутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко / авт.-сост. О. В. Павлова [и др.].- 2-е изд.- Волгоград : Учитель, 2011.- 105с.
Рекомендуемая литература (дополнительная):
Муравьев Е.М. - Технология обработки древесины: Учеб. Для учащихся 5-9 кл. общеобразовательных учреждений.- 3-е изд. – М.: Просвещение,2000. – 246 с.
Муравьев Е.М. - Технология обработки металлов: Учеб. Для учащихся 5-9 кл. общеобразовательных учреждений.- 3-е изд. – М.: Просвещение,2000. – 223с.
Литература для учащихся
Рекомендуемая литература (основная):
Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии: 7 класс. - М.: Вентана – Граф, 2017
Рекомендуемая литература (дополнительная):
Муравьев Е.М. - Технология обработки древесины: Учеб. Для учащихся 5-9 кл. общеобразовательных учреждений.- 3-е изд. – М.: Просвещение,2000. – 246 с.