Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 имени В.А. Джанибекова
Щелковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №13
им. В.А. Джанибекова ЩМР МО
__________ О.В.Хлопкова
29 августа 2017 г.
Рабочая программа по технологии
(базовый уровень)
1 «В» класс
Составитель:
Мельникова Светлана Диментьевна,
учитель начальных классов
высшей категории
2017 год
Рабочая программа по технологии для 1 класса составлена на основе:
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 13 имени В.А. Джанибекова;
Авторской программы «Технология» Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П., являющейся составной частью Образовательной системы «Школа России». (С.В. Анащенкова, Г.В. Бельтюкова, М.А. Бантова и др. Сборник рабочих программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2011.)
Преподавание ведется по учебнику Технология, 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева – М.: Просвещение, 2014.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
Предметные результаты
1. Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира;
профессиях близких и окружающих людей.
Учащийся будет уметь:
обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно практической деятельности.
Учащийся будет знать:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
последовательность изготовления несложных изделий (разметка, резание, сборка, отделка);
способы разметки («на глаз», по шаблону);
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Учащийся будет уметь:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий:
экономно размечать по шаблону, сгибанием;
точно резать ножницами;
соединять изделия с помощью клея;
эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);
с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать о:
детали как составной части изделия;
конструкциях разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Учащийся будет уметь:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
принимать цель деятельности на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
Учащийся научится с помощью учителя:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;
принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
Раздел I. Природная мастерская (7 ч)
Рукотворный и природный мир города. Рукотворный и природный мир села. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии. Семена и фантазии. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить?
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Учащиеся с помощью учителя слушают, понимают и выполняют предлагаемые задания; наблюдают предметы окружающего мира, связи человека с природой и предметным миром; сравнивают и классифицируют предметы окружающего мира по их происхождению (природное или рукотворное); проводят количественное сравнение наблюдаемых предметов (в учебнике, в реальности); объясняют свой выбор предметов (по классификации) окружающего мира; делают выводы о наблюдаемых явлениях; осмысливают необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству; исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют природные материалы – их виды и свойства. Осваивают первичные навыки работы над проектом под руководством учителя ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку.
Раздел II. Пластилиновая мастерская (4 ч)
Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?
Проект «Аквариум».
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Учащиеся исследуют свойства различных материалов; осваивают способы и правила работы с пластичными материалами. Анализируют изделие, планируют последовательность его изготовления под руководством учителя, корректируют изготовление изделия. Осваивают приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Организуют рабочее место для работы. Осваивают умение работать в группе – изготавливать детали и объединять их в единую композицию. Оценивают результат своей деятельности.
Раздел III. Бумажная мастерская (16 ч)
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Бумага. Какие у нее есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Наша родная армия. Ножницы. Что ты о них знаешь? Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок-портрет? Шаблон. Для чего он нужен? Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Весна. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники весны и традиции. Какие они?
Проект «Скоро Новый год!»
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Учащиеся исследуют (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) свойства бумаги (состав, цвет, прочность). Определяют виды бумаги по цвету и толщине. Осваивают приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Выполняют на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги. Анализируют образцы изделий, понимая поставленную цель, отделяют известное от неизвестного. Изготавливают изделие с опорой на рисунки и план. Наблюдают и сравнивают образцы орнаментов, выполненных в разных техниках, из разных материалов. Осознают необходимость уважительного и бережного отношения к природе и культуре своего народа. Оценивают результат своей деятельности.
Раздел IV. Текстильная мастерская (6 ч)
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Проверь себя.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Учащиеся исследуют (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) текстильные и волокнистые материалы. Определяют под руководством учителя виды ткани и нити, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Осуществляют подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделия. Осваивают правила работы с иглой при изготовлении изделий. Осваивают виды стежков и используют их для оформления изделий. Сравнивают различные способы выполнения стежков на основе прямых стежков. Осмысливают способы изготовления одежды и ее назначение. Осваивают правила экономного расходования тканей и ниток при изготовлении изделия.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по технологии в 1 «В» классе на 2017-2018 учебный год (33 часа)
№ урока | Тема урока | Плановые сроки | Скорректи- рованные сроки |
Природная мастерская (7 часов) |
1 | Рукотворный и природный мир города и села. Урок-путешествие. | 04.09-08.09 | |
2 | На земле, на воде и в воздухе. Урок-игра. | 11.09-16.09 | |
3 | Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии. Урок-путешествие. | 18.09-22.09 | |
4 | Семена и фантазии. Урок-игра. | 25.09-29.09 | |
5 | Композиция из листьев. Что такое композиция? Урок-исследование. | 02.10-06.10 | |
6 | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Урок-игра. | 09.10-13.10 | |
7 | Природные материалы. Как их соединить? Урок-игра. | 16.10-20.10 | |
Пластилиновая мастерская (4 часа) |
8 | Материалы для лепки. Что может пластилин? Урок-исследование. | 23.10-27.10 | |
9 | В мастерской кондитера. Как работает мастер? Урок-игра. | 07.11-10.11 | |
10 | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | 13.11-17.11 | |
11 | Наши проекты. Аквариум. | 20.11-24.11 | |
Бумажная мастерская (16 часов) |
12 | Мастерская Деда мороза и Снегурочки. | 27.11-01.12 | |
13 | Наши проекты. Скоро Новый год и Рождество. | 04.12-08.12 | |
14 | Бумага. Какие у неё есть секреты? | 11.12-15.12 | |
15 | Бумага и картон. Какие свойства бумаги и секреты картона? | 18.12-22.12 | |
16 | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | 08.01-12.01 | |
17 | Обитатели пруда. Как изготовить аппликации? | 15.01-19.01 | |
18 | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | 22.01-26.01 | |
19 | Ножницы. Что ты о них знаешь? | 29.01-02.02 | |
20 | Шаблон. Для чего он нужен? | 05.02-09.02 | |
21 | Наша армия родная. | 12.02-16.02 | |
22 | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | 26.02-02.03 | |
23 | Весенний праздник . Как сделать подарок –портрет? | 05.03-09.03 | |
24 | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | 12.03-16.03 | |
25 | Образы весны. Какие краски у весны? | 19.03-23.03 | |
26 | Настроение весны. Что такое колорит? | 02.04-06.04 | |
27 | Праздники и традиции весны. Какие они? | 09.04-13.04 | |
Текстильная мастерская (6 часов) |
28 | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | 16.04-20.04 | |
29 | Игла труженица. Что умеет игла? | 23.04-27.04 | |
30 | Вышивка. Для чего она нужна? | 30.04-04.05 | |
31 | Вышивка. Прямая строчка и перевивы. | 07.05-11.05 | |
32 | Вышивка. Прямая строчка и перевивы. | 14.05-18.05 | |
33 | Проверь себя. | 21.05-25.05 | |
| Итого: | 33 часа | |