СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому родному языку 6 класс УМК О.М.Александровой

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федрального государственного образовательного стандарта основного общего о бразования, авторской программы по русскому родному языку для 5,6, 9 классов (авторы Александрова О.М., Загоровская О.В., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.) .М.:Просвещение, 2018 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому родному языку 6 класс УМК О.М.Александровой»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» создана на основе:

  • Федерального закона № 273 – ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Образовательной программы МБОУ СОШ№4 г.Гусиноозерска имени Героя социалистического труда Г.Д.Тучинова;

  • Учебного плана школы на 2020-2021 учебный год;

  • Федерального перечня учебников, утверждённого в соответствии с Приказом Министерства образования № 249 от 18. 05. 2020 года «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 09. 2013 года № 1047».

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по русскому родному языку для 5, 6, 9 классов (авторы Александрова О.М., Загоровская О.В., Вербицкая Л.А., Богданов С. И.). - М.: Просвещение, 2018г.


Цель изучения в современной школе

Курс родного (русского) языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с литературным текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


Основные задачи содержания предметной области:

  • воспитывать ценностное отношение к родному языку, как хранителю культуры, включать в культурно-языковое поле своего народа, формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • обогащать активный потенциальный словарный запас, развивать у обучающихся культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • формировать знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах.


Место предмета

Согласно учебному плану школы на год, на изучение предмета в 5 и 6 классах отводится 0,5 час в неделю, итого за год 17 часов, в 9 классе 1 час в неделю, итого в год 33 часа.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык»

Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.



Предметные результаты

Общие:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Учащийся научится:

1. понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; уместное употребление их в ситуациях речевого общения;

2. понимать роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из других языков;

3.определять различия между литературным языком и диалектами;

4.использовать словари: толковый словарь, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь, словарь пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебный этимологический словарь; словарь синонимов, антонимов;

5.употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

6.употреблять синонимы, антонимы‚ омонимы с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

7.правильно употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с  учётом вариантов грамматической нормы;

8.соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы  этикетного  общения, лежащие в основе национального речевого этикета;

9.создавать устные и письменные тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;

10.владеть различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

Учащийся получит возможность научиться:

1.понимать роли заимствованной лексики в современном русском языке; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

2.комментировать истории происхождения фразеологических оборотов;

3.осознавать диалекты как части народной культуры; понимать национально-культурное своеобразие диалектизмов;

4.определять типичные грамматические ошибки в речи;

5.соблюдать русские этикетные вербальные и невербальные манеры общения;

6.уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;  определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;


6 класс

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Раздел 1. Язык и культура (4 ч., 1 к. р.)

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).

Контрольная работа № 1

Раздел 2. Культура речи (7 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Речевой этикет

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч.)

Язык и речь. Виды речевой деятельности        

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Текст как единица языка и речи

Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.



Планируемые результаты освоения программы 6 класса

Изучение предмета «Русский родной язык» в 6 классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями ,навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 6 классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце второго года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.

«Язык и культура»:


- приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

- распознавать диалектизмы; объяснять национально-культурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного);

- понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи(в рамках изученного);

- приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка(в рамках изученного);

- понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать (в рамках изученного) историю происхождения таких фразеологических оборотов; уместно употреблять их;

-правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения;

- характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах);

- целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы;

- объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

- регулярно использовать словари, в том числе толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов.




«Культура речи»:

- соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных; глаголов (в рамках изученного);

- различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

- корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в изученного рамках);

- употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного);

- анализировать и различать типичные речевые ошибки;

- редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

- редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;

- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

- корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

- соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

- использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

- использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

- использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

- использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

- использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; впроцессе редактирования текста;

- использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.


«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

- владеть основными правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

- владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;

- создавать тексты в жанре ответов разных видов;

- уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;

- строить устные учебно-научные сообщения (ответы на роке) различных видов.


Тематическое планирование

по предмету «Русский родной язык»

6 класс 17 часов

Учебник: русский родной язык для 6 классов (авторы Александрова О.М., Загоровская О.В., Вербицкая Л.А., Богданов С. И.)


Раздел

Тема

Колич-во

часов

1

Раздел 1. Язык и культура - Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка. Диалекты.

2

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.

3

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой.

4

Национально-культурная специфика русской фразеологии.

5

Контрольная работа №1

6

Раздел 2. Культура речи - 7 ч.Основные орфоэпические нормы

Особенности произношения и ударения

в русском языке

7- 8

Основные лексические нормы современного русского литературного языка

Синонимы, антонимы, лексические омонимы и точность речи.

9

Контрольная работа № 1

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

10

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (3 ч.)

Категория склонения. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения.

11

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени.

12

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных.

13

Речевой этикет

Национальные особенности речевого этикета.

14

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч., 1 к.р.)

Язык и речь. Виды речевой деятельности         

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

15

Текст как единица языка и речи

Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа.

16

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь.  Учебно-научный стиль.

Публицистический стиль.  Язык художественной литературы.

17

Итоговая промежуточная аттестация (контрольная работа)



Примерные темы проектных и исследовательских работ

1. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

2. Города-герои России.

3. Русизмы в языках народов России и в иностранных языках.

4. Русские пословицы и поговорки о характере, качествах человека.

5. Героические страницы русской истории в творчестве Н.К. Рериха.

6. Мы живём в мире знаков.

7. Этимология обозначений имён числительных в русском языке.

8.Диалектизмы как средство выразительности в языке художественной литературы.

9. Словарь одного слова.

10. Словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.

11. Подготовка сборника бывальщин.

12. Поэтический орфоэпический словарь: что подсказывает рифма.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!