Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО учителей приказом МАОУ
русского языка и литературы "Первомайская СШ"
Протокол от 31.08.2018 г. № 1 от 31.08.2018 г. №….
Председатель ШМО_______________
(И. Л. Гущина)
Согласована
Заместитель директора по УР_______________
(С. Ю. Минькова)
Рабочая программа
Русский язык
11 класс
Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А.И.Власенковой, Л.М.Рыбченковой к уч-кам Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык.10-11 классы. Базовый уровень. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. – М.: «Просвещение», 2013.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и
грамматической синонимии;
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
проводить разные виды языкового разбора;
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы в речи;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.
2.Содержание учебного предмета
11 класс.
Речь,функциональные стили речи.
Текст, его строение, виды преобразования. Типы речи. Абзац. Сокращение текста. Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.Оценка текста. Рецензия.Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Функциональные стили.
Научный стиль речи.
Особенности научного стиля речи.
Публицистический стиль.
Особенности публицистического стиля. Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности.
Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. Устное выступление. Доклад. Дискуссия.
Дискуссия на тему «Патриотизм: знак вопроса»
Контрольная работа
Изложение публицистического стиля с элементами сочинения
Разговорный стиль.
Разговорный стиль речи.
Художественный стиль.
Общая характеристика художественного стиля. Виды тропов и стилистических фигур
Анализ лирического произведения.
Орфография.
Орфограммы корня. Правописание самостоятельных частей речи. Правописание приставок.
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. Правописание причастий и деепричастий. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.Правописание служебных частей речи. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Пунктуация Тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении.
Знаки препинания при однородных членах. Знаки препинания при обособленных членах предложения.Вводные слова и вставные конструкции.
Сложное предложение.
Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП. Пунктуация в ССП. Пунктуация в предложениях с союзоми. Основные группы СПП. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СППКонтрольный диктант.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
Тема 1 | Введение.(19ч.) | |
1 | Функциональные стили. | 1 |
2 | Научный стиль речи. | 1 |
3 | Публицистический стиль. | 1 |
4 | Диагностический тест. | 1 |
5 | Основные признаки публицистического стиля. | 1 |
6 | Особенности публичной речи. | 1 |
7 | Жанры публицистики. | 1 |
8 | Путевой очерк. | 1 |
9 | Жанры публицистического стиля речи. | 1 |
10 | Портретный, проблемный очерк. | 1 |
11 | Устное выступление. | 1 |
12 | Р.р. Сочинение - рассуждение по прочитанному тексту. | 1 |
13 | Дискуссия, доклад. | 1 |
14 | Официально-деловой стиль речи. | 1 |
15 | Контрольный диктант за 1 полугодие. | 1 |
16 | Основные признаки официально-делового стиля. | 1 |
17 | Разговорная речь. | 1 |
18 19 | Язык художественной литературы. | 2 |
Тема 2 | Речевое общение. Культура речи. (4ч.) | |
20 | Р.р. Сочинение по прочитанному тексту. | 1 |
21 | Речевая ситуация. | 1 |
22 | 3 компонента культуры речи. Языковая норма. | 1 |
23 | Тренировочный тест. | 1 |
Тема 3 | Повторение. (11ч.) | |
24 | Орфография.Орфограммы корня. | 1 |
25 | Правописание самостоятельных частей речи. Правописание приставок. | 1 |
26 | Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. | 1 |
27 | Правописание причастий и деепричастий. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. | 1 |
28 | Правописание служебных частей речи.Слитное, раздельное и дефисное написание слов. | 1 |
29 | Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении. | 1 |
30 | Знаки препинания при однородных членах. | 1 |
31 | Знаки препинания при обособленных членах предложения. | 1 |
32 | Контрольный диктант за 2 полугодие. | 1 |
33 | Вводные слова и вставные конструкции. | 1 |
34 | Знаки препинания в сложных предложениях, в предложениях с прямой речью, при диалогах и цитатах. | 1 |