Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации способствуют самореализации личности в любой сфере деятельности, создают условия для социальной адаптации человека к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» является и объектом изучения, и средством познания действительности. Овладение языком обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей человека, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки творческой деятельности, способствует самообразованию и самосовершенствованию.
Общий объем времени, отводимый на изучение русского языка в 5-9 классах согласно Основной образовательной программе и учебному плану КОУ ВО «Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус » на 2018-2019 учебный год, составляет 802 часа. В девятом классе – 102 часа в год ( 3 учебных часа в неделю, 34 рабочих недели )
Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения. Виды предложений по наличию главных членов. Виды односоставных предложений. Предложения с однородными членами и знаки препинания при них.
Предложения с обособленными второстепенными членами.
Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами вставными конструкциями.
Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения.
Виды сложных предложений Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях.
Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП. Средства связи частей ССП. Смысловые отношения между частями ССП.
Союзы и значение ССП. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем.
Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. Знаки препинания в ССП.
Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП. Средства связи простых предложений в составе ССП. Смысловые отношения в ССП.
Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП. Средства связи его частей.
Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.
Роль указательных слов в СПП. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.
Виды придаточных предложений, способы их различения. Однозначные и многозначные придаточные.
Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные.
Придаточные определительные. Придаточные обстоятельственные. Придаточные дополнительные.
Отличие СПП с придаточным сравнительным от простого предложения со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи.
Строение СПП. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП.
Понятие о сложном бессоюзном предложении. Смысловые отношения между частями СБП. Интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. Запятая и точка с запятой в СБП.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Значение СБП, знаки препинания в них. Синтаксический и пунктуационный разбор
Структурные особенности сложных предложений с разными видами связи. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях в тексте в зависимости от сочетания видов связи.
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Сочетание знаков препинания. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи. Смысловые отношения между частями сложного предложения.
Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
Строение предложений с прямой речью.
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.
Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании. Использование различных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
Употребление слов в речи в зависимости от его лексического значения. Основные способы толкования лексического значения. Прямое и переносное значение слов.
Употребление частей речи. Соблюдение орфографических, синтаксических и пунктуационных норм русского языка.
№ п\п | Дата план/ факт | Тема | Тип урока, форма проведения | Виды деятельности учащихся | Планируемые предметные результаты |
Общие сведения о языке (1час) |
1 | | Международное значение русского языка | Урок открытия «нового» знания беседа с элементами исследования (интеграция с литературой, географией) | Работа с учебником, беседа, составление плана пересказа текста, анализ текста, запись под диктовку. | Знать роль русского языка как мирового, о его международном статусе в современном мире; Уметь осознавать значение русского языка в мире, создавать творческие работы |
Повторение (11 часов) |
2 | | Комплексное повторение. Разделы науки о языке. Морфология и синтаксис, орфография и пунктуация. | Урок общеметодологической направленности практикум | . Работа с учебником, беседа, составление структурной таблицы, выполнение упражнений, Объяснительный диктант | Знать основные разделы науки о языке, изученные орфограммы и пунктограммы, порядок морфемного разбора слов, образование частей речи. формы языка и их основные признаки, отличительные особенности устной и письменной речи; Уметь выявлять две формы языка и их основные признаки, определять отличительные особенности устной письменной речи |
3 | | Р.Р. Язык и речь. Текст и слово. Речь устная и письменная. Монолог и диалог | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская (интеграция с литературой) | Информационная переработка устного и письменного текста: составление тезисов; комплексный анализ текста | Знать признаки текста, отличительные особенности устной и письменной речи; взаимосвязь монолога и диалога, нормы речевого поведения; Уметь анализировать текст, выявлять отличительные особенности устной и письменной речи, характеризовать тексты с точки зрения формы и содержания |
4 | | Р.Р.Стили речи | Урок общеметодологической направленности проект | Работа с учебником, беседа, анализ текста, творческая работа | Знать основные стили речи русого языка; Уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; определять их жанры, тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи |
5 | | Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами | Урок общеметодологической направленности практикум (интеграция с литературой) | Повторение правил и способов их применения, вычерчивание таблиц и алгоритмов. Работа с таблицами. Тренировочные упражнения. | Знать виды простых предложений, правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, алгоритм синтаксического разбора простого предложения; Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, применять правила постановки знаков препинания с однородными членами |
6 7 | | Предложения с обособленными членами | Урок общеметодологической направленности практикум | Практикум: синтаксический разбор простого предложения. Практикум: работа по карточкам, разбор словосочетаний | Знать основные правила обособления второстепенных членов предложения; Уметь опознавать предложения с обособленными членами, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами |
8 9 | | Р.Р. Описание по воображению и памяти | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская (интеграция с музыкой и изобразительным искусством) | Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского и К.Сен-Санса, рассматривание картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Участие в дискуссии. Сочинение | Уметь основные композиционные формы сочинения, знать понятия «тема», «основная мысль»; Знать основные композиционные формы сочинения, создавать текст по воображению и памяти на основе впечатлений от репродукции картины, от прослушанной музыки, использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания |
10 | | Предложения обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | Урок общеметодологической направленности практикум | Тренировочные упражнения. Предупредительный диктант. Тест. | Уметь объяснять постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами и обращениями и их значение в предложении, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи; Знать понятия «вводное слово», «обращение»; правила постановки знаков препинания |
11 | | Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного в 5-8 классах» | Урок развивающего контроля | диктант | Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации |
12 | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | Урок развивающего контроля | анализ диктанта | Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации |
Сложное предложение (4 часа) |
13 | | Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений | Урок общеметодологической направленности исследование | Лексико-орфографическая работа; анализ и разбор предложений; запись под диктовку. | Знать классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи, виды и их особенности, отличительные признаки простого и сложного предложений, алгоритм синтаксического и пунктуационного разбора; Уметь классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи, отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, СБП, соблюдать пунктуационные нормы на письме |
14 | | Союзные и бессоюзные предложения | Урок общеметодологической направленности практикум (интеграция с литературой) | Практикум: анализ простых и сложных предложений с союзом И; запись под диктовку; объяснительный диктант. | Знать виды и особенности сложных предложений, алгоритм интонационного и пунктуационного оформления сложных предложений; Уметь конструировать сложные предложения, разграничивать их по видам и особенностям образования, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные предложения, строить сложные предложения по заданной конструкции |
15 16 | | Р.Р.Сжатое изложение. Приёмы сжатия текста ( исключение, обобщение, упрощение) | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Практикум: составление тезисов лекции учителя, творческая работа с использованием приёмов сжатия (компрессии) текста | Знать основные композиционные особенности сжатого изложения; Уметь проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме при помощи средств самодиагностики результатов |
Сложносочиненное предложение (11 часов) |
17 | | Понятие о ССП. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП | Урок общеметодологической направленности исследование | Изучение теоретического материала, проблемное исследование, составление схем предложений, анализ предложений; анализ текста. | Знать грамматические признаки ССП, его строение, интонационное и пунктуационное оформление ССП с разными типами смысловых отношений между частями; Уметь определять грамматические признаки ССП, его строение, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать их по схеме |
18 19 | | Союзы и значения ССП. Знаки препинания в нем. | Урок открытия «нового» знания практикум (интеграция с литературой) | Практикум: работа с текстом, разбор предложений, схематический диктант; комплексный анализ текста по теме. | Знать грамматические признаки ССП, его строение, интонационное и пунктуационное оформление ССП с разными типами смысловых отношений между частями; Уметь определять грамматические признаки ССП, его строение, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать их по схеме |
20 | | Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения | Урок открытия «нового» знания практикум | Практикум: анализ простых и сложных предложений с союзом И; запись под диктовку; объяснительный диктант. | Знать грамматические признаки ССП, его строение, интонационное и пунктуационное оформление ССП с разными типами смысловых отношений между частями; Уметь определять грамматические признаки ССП, его строение, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать их по схеме |
21 | | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | Урок открытия «нового» знания исследование | Практикум: орфографическая работа; пунктуационный анализ, схематический диктант; рассуждение на лингвистическую тему. | Знать грамматические признаки ССП, его строение, интонационное и пунктуационное оформление ССП с разными типами смысловых отношений между частями; Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения, находить и исправлять ошибки в построении ССП, наблюдать за использованием СПП в текстах разных стилей |
22 23 | | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП | Урок общеметодологической направленности викторина (интеграция с литературой) | Практикум: комплексная работа с текстом, синтаксический разбор предложений, составление предложений по схемам | Знать грамматические признаки ССП, его строение, интонационное и пунктуационное оформление ССП с разными типами смысловых отношений между частями; Уметь опознавать ССП, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, конструировать предложения, находить и исправлять ошибки в построении ССП, наблюдать за использованием СПП в текстах разных стилей |
24 | | Контрольная работа по теме: «Сложносочиненное предложение» | Урок развивающего контроля | Выполнение контрольных тестовых заданий | Знать грамматические признаки ССП, его строение, интонационное и пунктуационное оформление ССП с разными типами смысловых отношений между частями; Уметь опознавать ССП, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений |
25 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Урок развивающего контроля | Работа над ошибками | Знать грамматические признаки ССП, его строение, интонационное и пунктуационное оформление ССП с разными типами смысловых отношений между частями; Уметь опознавать ССП, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений |
26 27 | | Р.Р. Рассказ | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская (интеграция с литературой) | Работа над композицией рассказов А.П.Чехова, выявление признаков повествования в статье В.А.Жуковского «Сикстинская Мадонна Рафаэля», сочинение | Знать основные композиционные особенности рассказа; Уметь воспринимать письменный текст и производить его информационную переработку; выражать свою точку зрения и аргументировать её; строить логически непротиворечивое высказывание повествовательного типа речи (в жанре рассказа), точно, выразительно и грамотно выражать собственные мысли. |
Сложноподчиненное предложение (29 час) |
28 | | Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей | Урок общеметодологической направленности исследование (интеграция с географией) | Изучение теоретического материала, проблемное исследование, составление схем предложений; конструирование предложений. | Знать структуру СПП, средства связи его частей, место придаточного по отношению к главному, алгоритм пунктуационного оформления СПП; Уметь распознавать структуру СПП, средства связи его частей; поясняют, в чем различие главного и придаточного предложений; определяют место придаточного по отношению к главному, формулируют пунктуационное правило, опираясь на схемы |
29 | | Подчинительные союзы и союзные слова в СПП | Урок открытия «нового» знания исследование | Аналитическое чтение параграфа учебника, составление плана и опорного конспекта; анализ предложений с союзами и союзными словами. | Знать различие союзов и союзных слов, границы придаточных предложений, синтаксическую роль союзных слов в СПП; Уметь отличать союзы от союзных слов, использовать союзы и союзные слова при конструировании СПП; определять средства связи частей в СПП; определять синтаксическую роль союзных слов в СПП |
30 31 | | Роль указательных слов в СПП. Особенности присоединения придаточных предложений к главному | Урок открытия «нового» знания практикум | Аргументированное высказывание на лингвистическую тему, анализ предложений с союзными словами и союзами, с указательными словами. | Знать роль указательных слов в СПП; правило «Запятая при составном подчинительном союзе»; особенности присоединения придаточных предложений к главному; Уметь понимать роль указательных слов в СПП; применять правило «Запятая при составном подчинительном союзе», особенности присоединения придаточных предложений к главному; отличать СПП с указательными словами от СПП с дойными союзами |
32 33 | | Р.Р. Сочинение-рассуждение на основе исходного текста | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Информационная переработка текста, выявление позиции автора, аргументация собственной позиции | Знать основные композиционные особенности сочинения-рассуждения; Уметь проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме при помощи средств самодиагностики результатов |
34 35 36 | | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них | Урок открытия «нового» знания исследование | Записи тезисов теоретического материала, составление алгоритма рассуждения для выбора знака препинания, синтаксический разбор предложений | Знать строение горизонтальных и вертикальных схем СПП с несколькими придаточными, знать условие выбора пунктограммы «Отсутствие запятой между однородными придаточными»; Уметь строить горизонтальные и вертикальные схемы СПП с несколькими придаточными, понимать условия выбора пунктограммы «Отсутствие запятой между однородными придаточными»; производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, составлять их схемы и конструировать их по ним |
37 | | Виды придаточных предложений | Урок открытия «нового» знания практикум | Практикум: синтаксический разбор предложений; составление схем предложений. | Знать строение горизонтальных и вертикальных схем СПП с несколькими придаточными; виды придаточных предложений Уметь классифицировать виды придаточных предложений, определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова |
38 | | Придаточные подлежащные. | Урок открытия «нового» знания исследование | Работа с учебником, синтаксический разбор предложений; составление схем предложений. | Знать строение горизонтальных и вертикальных схем СПП с несколькими придаточными; виды придаточных предложений Уметь классифицировать виды придаточных предложений, определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова |
39 | | Придаточные подлежащные | Урок общеметодологической направленности практикум | синтаксический разбор предложений; составление схем предложений, синонимическая замена предложений разных типов | Знать строение горизонтальных и вертикальных схем СПП с несколькими придаточными; виды придаточных предложений Уметь классифицировать виды придаточных предложений, определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова |
40 | | Придаточные сказуемные | Урок открытия «нового» знания исследование | синтаксический разбор предложений; составление схем предложений, словарный диктант | Знать строение горизонтальных и вертикальных схем СПП с несколькими придаточными; виды придаточных предложений Уметь классифицировать виды придаточных предложений, определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова |
41 | | Придаточные сказуемные | Урок общеметодологической направленности практикум | Аргументированное высказывание на лингвистическую тему, синтаксический разбор предложений; составление схем предложений. Диктант «Проверь себя». | Знать строение горизонтальных и вертикальных схем СПП с несколькими придаточными; виды придаточных предложений Уметь классифицировать виды придаточных предложений, определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова |
42 43 | | Придаточные определительные | Урок открытия «нового» знания проект | Практикум: индивидуальная работа по карточкам; синтаксический разбор предложений; составление предложений по схемам, интонирование периода | Знать строение горизонтальных и вертикальных схем СПП с несколькими придаточными; виды придаточных предложений Уметь классифицировать виды придаточных предложений, определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова |
44 45 | | Придаточные дополнительные. Придаточные обстоятельственные | Урок открытия «нового» знания исследование | Аналитическое чтение параграфа учебника, составление опорного конспекта, исследование структуры предложений, составление схем, синтаксический разбор | Знать строение горизонтальных и вертикальных схем СПП с несколькими придаточными; виды придаточных предложений Уметь классифицировать виды придаточных предложений, определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова |
46 47 | | Р.Р. Рецензия на книгу | Урок открытия «нового» знания творческая мастерская (интеграция с литературой) | Анализ рецензий на повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…», сочинение | Знать общее и различное в типах текстах: текст-повествование, текст-рассуждение, особенности языка данных типов; Уметь сопоставлять исходные тексты воспоминания о книге, выделять общее и различное в типах текстах: текст-повествование, текст-рассуждение; писать рецензию на книгу научно-популярного характера или художественное произведение |
48 49 50 | | Обобщение и систематизация изученного по теме: «Сложноподчиненное предложение» | Урок общеметодологической направленности проект | составление схем предложений, конструирование предложений по схемам, тесты | Знать структуру СПП, средства связи его частей, место придаточного по отношению к главному, алгоритм пунктуационного оформления СПП; Уметь распознавать структуру СПП, средства связи его частей; поясняют, в чем различие главного и придаточного предложений; определяют место придаточного по отношению к главному, формулируют пунктуационное правило, опираясь на схемы |
51 | | Контрольная работа по теме: «Сложноподчиненное предложение» | Урок развивающего контроля | Контрольная работа | Знать структуру СПП, средства связи его частей, место придаточного по отношению к главному, алгоритм пунктуационного оформления СПП; Уметь распознавать структуру СПП, средства связи его частей; поясняют, в чем различие главного и придаточного предложений; определяют место придаточного по отношению к главному, формулируют пунктуационное правило, опираясь на схемы |
52 | | Анализ контрольной работы | Урок развивающего контроля | Работа над ошибками | Знать структуру СПП, средства связи его частей, место придаточного по отношению к главному, алгоритм пунктуационного оформления СПП; Уметь распознавать структуру СПП, средства связи его частей; поясняют, в чем различие главного и придаточного предложений; определяют место придаточного по отношению к главному, формулируют пунктуационное правило, опираясь на схемы |
53 54 | | Р.Р. Аннотация | Урок открытия «нового» знания творческая мастерская | Сопоставление текстов разных стилей и типов, сочинение: составление аннотации на книгу | Знать жанровое своеобразие аннотации как вторичного текста, аннотации разных типов и стилей; Уметь сравнивать тексты аннотаций разных стилей и типов; определять общее и различное, анализировать аннотации на книги научно-популярного характера и научное произведение, определять читательский адрес |
55 56 | | Р.Р. Портретный очерк. Портретная зарисовка | Урок открытия «нового» знания творческая мастерская (интеграция с изобразительным искусством) | Анализ образцов жанра, составление сложного плана очерка, сочинение в жанре портретного очерка | Знать своеобразие жанра портретного очерка; алгоритм составления сложного плана очерка, основные средства выразительности; Уметь понимать своеобразие жанра портретного очерка; составлять сложный план очерка; писать сочинение в жанре портретного очерка, сочетая в нем следующие компоненты: портрет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, о взаимоотношениях с окружающими; использовать на письме средства выразительности |
Бессоюзное сложное предложение (14 часов) |
57 58 | | Понятие о СБП. Интонация в СБП. Запятая и точка запятая в них | Урок открытия «нового» знания исследование | Практикум: анализ предложений; объяснительный диктант, тренировочные предложения. | Знать особенности строения СБП; грамматические признаки СБП; пунктограмму «Запятая и точка с запятой в СБП»; Уметь выделяют грамматические признаки СБП; применять пунктограмму «Запятая и точка с запятой в СБП»; выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания, обосновывая их выбор, сопоставлять бессоюзные и союзные предложения |
59 60 | | Тире в СБП | Урок открытия «нового» знания практикум | Практикум: разбор БСП, составление схем, аргументация выбора знака препинания; тренировочные предложения | Знать условия постановки тире между частями СБП; Уметь применять условия постановки тире между частями СБП; выявлять смысловые отношения между частями, наблюдать за интонацией со значением противопоставления, времени, условия, следствия; конструировать данные предложения, интонационно и пунктуационно оформлять предложения данного вида |
61 62 | | Двоеточие в СБП | Урок открытия «нового» знания практикум | Практикум: тренировочные упражнения, разбор БСП, составление схем; тренировочные предложения | Знать условия постановки двоеточия между частями СБП; Уметь применять условия постановки двоеточия между частями СБП; выявлять смысловые отношения между частями, наблюдать за интонацией со значением причины, пояснения, дополнения; конструировать данные предложения, интонационно и пунктуационно оформлять предложения данного вида |
63 64 | | Систематизация и обобщение изученного по теме: «Бессоюзное предложение» | Урок общеметодологической направленности конференция (интеграция с литературой) | Подготовка вопросов по теме, ответы на вопросы, оценивание устных и письменных высказываний, взаиморецензирование; аргументация выбора знака препинания, подбор примеров из произведений художественной литературы. | Знать смысловые отношения между частями СБП, условия постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в данных предложениях; Уметь выбирать знаки препинания, определять смысловые отношения между частями СБП, составлять схемы, конструировать предложения по схемам |
65 66 | | Р.Р. Сжатое изложение Приёмы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Содержательно-языковой анализ текста, изложение с использованием приёмов сжатия (компрессии) текста | Знать основные композиционные особенности сжатого изложения; Уметь воспринимать письменный текст и производить его информационную переработку; выражать свою точку зрения и аргументировать её; строить логически непротиворечивое высказывание; точно, выразительно и грамотно выражать собственные мысли. |
67 | | Контрольный диктант по теме: «Сложные бессоюзные предложения» | Урок развивающего контроля | диктант | Знать смысловые отношения между частями СБП, условия постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в данных предложениях; Уметь выбирать знаки препинания, определять смысловые отношения между частями СБП, составлять схемы, конструировать предложения по схемам |
68 | | Анализ контрольного диктанта. | Урок развивающего контроля | работа над ошибками | Знать смысловые отношения между частями СБП, условия постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в данных предложениях; Уметь выбирать знаки препинания, определять смысловые отношения между частями СБП, составлять схемы, конструировать предложения по схемам |
69 70 | | Р.Р. Сочинение-рассуждение на основе исходного текста | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Содержательно-языковой анализ текста, определение тезисов, аргументов, композиционных частей сочинения | Знать алгоритм написания сочинения-рассуждения, композиционные особенности, критерии оценивания; Уметь воспринимать письменный текст и производить его информационную переработку; выражать свою точку зрения и аргументировать её; строить логически непротиворечивое высказывание; точно, выразительно и грамотно выражать собственные мысли. |
Сложные предложения с разными видами связи (9часов) |
71 72 73 | | Сложные предложения с разными видами связи | Урок открытия «нового» знания практикум | Практикум: разбор предложений, составление схем, тренировочные упражнения по отработке навыков | Знать разные виды сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях; структурные особенности сложных предложений с разными видами связи; Уметь выделять структурные особенности сложных предложений с разными видами связи, опознавать сложные синтаксические конструкции в тесте в зависимости от сочетания видов связи; составлять схемы таких предложений, моделировать предложения по заданным схемам; производить синтаксический и пунктуационный разбор, находить сложные синтаксические конструкции в текстах |
74 | | Контрольная работа по теме: «Сложные предложения с разными видами связи» | Урок развивающего контроля | Выполнение контрольных тестовых заданий | Знать разные виды сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях; структурные особенности сложных предложений с разными видами связи; Уметь выделять структурные особенности сложных предложений с разными видами связи, опознавать сложные синтаксические конструкции в тесте в зависимости от сочетания видов связи; составлять схемы таких предложений, моделировать предложения по заданным схемам; производить синтаксический и пунктуационный разбор, находить сложные синтаксические конструкции в текстах |
75 | | Анализ контрольной работы | Урок развивающего контроля | Работа над ошибками | Знать разные виды сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях; структурные особенности сложных предложений с разными видами связи; Уметь выделять структурные особенности сложных предложений с разными видами связи, опознавать сложные синтаксические конструкции в тесте в зависимости от сочетания видов связи; составлять схемы таких предложений, моделировать предложения по заданным схемам; производить синтаксический и пунктуационный разбор, находить сложные синтаксические конструкции в текстах |
76 77 | | Р.Р. Разговорный стиль речи | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Лингвистический анализ текста разговорного стиля речи, выявление признаков разговорного стиля, написание сочинения – письма другу | Знать основные признаки разговорной речи, стили речи, особенности разговорного стиля; Уметь понимать основные признаки разговорной речи; определять особенности разговорного стиля, анализировать тексты данного стиля, производить стилистический разбор по плану |
78 79 | | Р.Р. Научный и официально-деловой стили речи | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Анализ текстов официально-делового стили речи, написание автобиографии | Знать основные признаки научной и деловой речи, стили речи, особенности научного и официально-делового стилей; Уметь воспринимать письменный текст и производить его информационную переработку; выразительно и грамотно выражать свою точку зрения и аргументировать её |
Предложения с чужой речью ( 9 часов) |
80 | | Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Урок открытия «нового» знания исследование (интеграция с литературой) | Аналитическое чтение теоретического материала, составление опорного конспекта, анализ предложений разной структуры с опорой на художественную литературу; работа в парах, объяснительный диктант | Знать основные способы передачи чужой речи, условия постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; Уметь определять основные способы передачи чужой речи, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью |
81 | | Предложения с прямой речью | Урок открытия «нового» знания практикум | Практикум: анализ предложений; объяснительный диктант, тренировочные предложения. | Знать основные способы передачи чужой речи, условия постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; Уметь определять основные способы передачи чужой речи, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью |
82 | | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | Урок открытия «нового» знания исследование | Анализ предложений, синонимическая замена предложений разных типов, тренировочные упражнения, творческая работа | Знать отличия прямой речи от косвенной; Уметь отличать прямую речь от косвенной, заменять прямую речь косвенной и наоборот; правильно расставлять знаки препинания; использовать предложения с прямой и косвенной речью в текстах разных стилей и типов речи |
83 | | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании | Урок открытия «нового» знания практикум | Практикум: анализ предложений; объяснительный диктант, тренировочные упражнения | Знать понятие «цитата», основные способы цитирования, правила оформления цитаты; Уметь применять основные способы цитирования, правила оформления цитаты, редактировать тест с точки зрения уместности, точности и оформления включенных в них цитат |
84 | | Систематизация и обобщение изученного по теме: «Способы передачи чужой речи» | Урок общеметодологической направленности проект (интеграция с литературой) | Презентация проектов, взаиморецензирование, анализ предложений; объяснительный диктант, тренировочные предложения. | Знать основные способы передачи чужой речи, условия постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; Уметь определять основные способы передачи чужой речи, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью |
85 | | Контрольная работа по теме: «Предложения с чужой речью» | Урок развивающего контроля | Выполнение контрольных тестовых заданий | Знать основные способы передачи чужой речи, условия постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; Уметь определять основные способы передачи чужой речи, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью |
86 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Урок развивающего контроля | Работа над ошибками | Знать основные способы передачи чужой речи, условия постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; Уметь определять основные способы передачи чужой речи, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью |
87 88 | | Р.Р. Публицистический и художественный стили речи | Урок общеметодологической направленности творческая мастерская | Работа с жанрами публицистики, анализ статьи Д.А.Гранина «О милосердии», творческая работа: сочинение-рецензия | Знать основные признаки публицистического и художественного стилей речи, стили речи, особенности данных стилей; Уметь выражать свою точку зрения и аргументировать её; строить логически непротиворечивое высказывание; точно, выразительно и грамотно выражать собственные мысли. |
Общие сведения о языке ( 3 часа) |
89 | | Русский язык в современном мире | Урок открытия «нового» знания беседа с элементами исследования | Запись основных положений лекции учителя, анализ и информационная переработка письменного текста | Знать функции русского языка в мире и в современной России, разновидности русского общенародного языка, мирового, о его международном статусе в современном мире; Уметь осознавать национально-культурную ценность русского языка, строить связное монологическое высказывание по теме. |
90 | | Роль языка в жизни общества. Общие сведения о языке. | Урок открытия «нового» знания исследование | Рассуждение на лингвистическую тему, комментирование и конспектирование содержания опорного материала | Знать роль языка в жизни общества, начальные сведения о теориях происхождения и сущности языка, о славянской семье языков; Уметь осознавать роль языка в жизни человека и общества; создавать исследовательские проекты по теме. |
91 | | Язык как развивающееся явление. | Урок открытия «нового» знания практикум | Составление грамматического рассказа, взаимопроверка по алгоритму, объяснительный диктант, контроль и самоконтроль изученных понятий. | Знать нормы современного русского языка и факторы, приводящие к их изменению, развитию; основные тенденции современного состояния русского языка, причины защиты и поддержки русского языка на государственном уровне; Уметь пользоваться современными нормами русского литературного языка и нормами речевого этикета. |
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах 9 (11 часов) |
92 | | Лексикология. Лексика и фразеология | Урок общеметодологической направленности Проект | Комплексное повторение ранее изученного, проектирование домашнего задания, комментирование оценок, составление конспекта статьи | Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации |
93 | | Морфология и орфография | Урок общеметодологической направленности практикум | Повторение правил и способов их применения, вычерчивание таблиц и алгоритмов. Работа с таблицами. Тренировочные упражнения. | Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации |
94 | | Синтаксис. Словосочетание | Урок общеметодологической направленности конференция | Комплексное повторение ранее изученного, тренировочные упражнения. | Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации |
95 | | Синтаксис простого предложения | Урок общеметодологической направленности практикум | Комплексное повторение ранее изученного, тренировочные упражнения. | Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации |
96 97 | | Синтаксис сложного предложения. ССП и СПП | Урок общеметодологической направленности проект | Комплексное повторение ранее изученного, тренировочные упражнения. Тест. | Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации |
98 99 | | Синтаксис сложного предложения. СБП | Урок общеметодологической направленности практикум | Комплексное повторение ранее изученного, тренировочные упражнения. Предупредительный диктант. | Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации |
100 101 | | Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ | Урок развивающего контроля | Выполнение контрольной работы | Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации |
102 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Урок развивающего контроля | Анализ контрольной работы. | Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации |
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
3) языковое оформление ответа.
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Сочинения и изложения – основные формы проверки уровня речевой подготовки учащихся.
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений: