СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса к УМК В.В.Бабайцевой. 102 часа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса к УМК  В.В.Бабайцевой  соответствует требованиям Государственного стандарта общего образования, предусматривает изучение  русского языка на базовом уровне в объёме 3 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 9 класса к УМК В.В.Бабайцевой. 102 часа»


КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус »




« РАССМОТРЕНО»

на заседании МО КОУ ВО

«Верхнемамонский

Матвея Платова

казачий кадетский корпус»


Протокол № _________

от « » 2018г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по учебно-

воспитательной работе

КОУ ВО « Верхнемамонский

Матвея Платова казачий кадетский

корпус»


Е.А.Шасалимова


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор КОУ ВО

«Верхнемамонский Матвея

Платова казачий кадетский

корпус»


В.Н.Ковалёв


Приказ № _____

от «____»__________ 2018г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

« РУССКИЙ ЯЗЫК»


9 КЛАСС




«ПРИНЯТО»

педагогическим советом КОУ ВО « Верхнемамонский

Матвея Платова казачий кадетский корпус»


Протокол № _________

от «__»__________ 2018 г.



Учитель АВДЕЕВА НИНА ГРИГОРЬЕВНА


2018 / 2019 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов:


  1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

  2. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов);

  3. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (В редакции приказов Министерства образования Российской Федерации от 16.03.2001 г. N 1022; от 25.06.2002 г. N 2398; от 21.01.2003 г. N 135; Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»);

  4. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

  5. Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 г. № 760 (с изменениями приказом ДОНМП ВО от 30.08.2013 № 840);

  6. Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. № 629 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”);

  7.  Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

  8. Авторская учебная программа по русскому языку. 5-9 классы. (Авторы: В.В.Бабайцева – редактор, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Л.Д.Чеснокова.  М., «Дрофа», 2015);

  9. Учебный план  и образовательная программа основного общего образования КОУ ВО «Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус » на 2018-2019 учебный год.



Рабочая программа реализуется в адресованном учащимся 5—9 классов учебном комплексе, обеспечивающем необходимую теоретическую и практическую подготовку:

  • «Русский язык. Теория» // Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы. М., «Дрофа», 2016;

  • «Русский язык. Практика» // Русский язык. Практика. 9 класс. / под ред. Ю.С. Пичугова. М., «Дрофа», 2016;

  • «Русский язык. Русская речь» // Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 9 класс. М., «Дрофа», 2016.


Все компоненты учебного комплекса тесно связа­ны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют реше­нию задач обучения русскому языку в школе.

  1. Основной принцип, определяющий содержание книги «Русский язык. Теория», — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков яв­ляется более прочной базой, чем раздробленные све­дения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и спра­вочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формирова­нию у учащихся познавательной самостоятельнос­ти, умений работать с учебной литературой, пользо­ваться разными видами чтения.

  2. Книга «Русский язык. Практика» (для 9 класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесооб­разно пользоваться ресурсами родного языка в уст­ной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, пред­полагающими репродуктивную деятельность, при­дается задачам, вызывающим активизацию позна­вательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению род­ного языка и совершенствованию речи.

  3. Третий компонент учебного комплекса — «Русский язык. Рус­ская речь» (для 9 класса) предлагает систе­му работы по развитию связной речи: задачи и уп­ражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осоз­нанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого об­щения.

Учебно-методический комплекс по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой соответствует требованиям Государственного стандарта общего образования, рекомендован к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации при реализации программ общего образования и призван обеспечить гарантии в получении обучающимися обязательного минимума содержания образования.



Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации способствуют самореализации личности в любой сфере деятельности, создают условия для социальной адаптации человека к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» является и объектом изучения, и средством познания действительности. Овладение языком обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей человека, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки творческой деятельности, способствует самообразованию и самосовершенствованию.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.


  • Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.


  • Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.


  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  • Применение знаний и умений в жизни.


Задачи обучения русскому языку:

  • Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.

  • Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.

  • Формирование у детей чувства языка.

  • Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.

  • Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых, правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно, выразительно говорить, читать и писать на родном языке.


Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык» учащимися 9 класса

  • Понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа; представления о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



  • владение всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение):

  • понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информацией);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета);

  • свободно пользоваться словарями различных видов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способствовать использованию родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого – либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;




Формы обучения, используемые в учебном процессе: комбинированный урок; урок – беседа, повторительно – обобщающий урок, урок – исследование, урок – лекция, урок – семинар, урок – практикум, урок развития речи и др.


Методы и приемы обучения, используемые в учебном процессе: обобщающая беседа по изученному материалу, различные виды разбора (фонетический, лексический, орфографический, грамматический, словообразовательный, лексико – фразеологический, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий); виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта); составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа); наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; письмо под диктовку; комментарии орфограмм и пунктограмм.


Виды деятельности учащихся на уроке:

  • оценивание устных и письменных высказываний / текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • взаиморецензирование;

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • разные виды разбора (фонетический, лексический, орфографический, грамматический, словообразовательный, лексико – фразеологический, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий);

  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей зыка;

  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста (просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно – изучающее, ознакомительно – реферативное и др.);

  • аудирование;

  • информационная переработка устного и письменного текста (составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста, составление тезисов, редактирование);

  • создание текстов разных функционально – смысловых типов, стилей, жанров (реферирование; докладирование; рецензирование, аннотирование);

  • создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно – научной, социально – культурной и деловой сферах общения, с учетом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

  • участие в дискуссии;

  • создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учетом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

  • составление орфографических, пунктуационных упражнений, словарных диктантов самими учащимися;

  • работа с различными информационными источниками (учебно – научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленной в электронном виде, конспектирование);

  • составление в электронном виде таблиц, тренажеров, тестов под руководством учителя.



Для оценки достижений обучающихся используются следующие формы и средства контроля:

  • диктант;

  • тест;

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • комплексный анализ текста;

  • подробное и выборочное изложение;

  • изложение с элементами сочинения-рассуждения;

  • сочинение - описание;

  • сочинение на морально-этическую тему;

  • публичное выступление по общественно-важным проблемам;

  • сочинение-рассказ на свободную тему;

  • устное высказывание на лингвистическую тему.

Обязательным средством диагностики успешности освоения выпускниками 9 класса программ основного общего образования является Государственная (итоговая) аттестация, проводимая в формате ОГЭ. Основная работа с контрольно-измерительными материалами будет вестись в рамках специально разработанного элективного курса «Подготовка к ОГЭ» ( 1 час в неделю)



Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Общий объем времени, отводимый на изучение русского языка в 5-9 классах согласно Основной образовательной программе и учебному плану КОУ ВО «Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус » на 2018-2019 учебный год, составляет 802 часа. В девятом классе – 102 часа в год ( 3 учебных часа в неделю, 34 рабочих недели )




Содержание учебного предмета «Русский язык» в 9 классе



Международное значение русского языка (1час)

Повторение (11 часов)

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения. Виды предложений по наличию главных членов. Виды односоставных предложений. Предложения с однородными членами и знаки препинания при них.

Предложения с обособленными второстепенными членами.

Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами вставными конструкциями.

Развитие речи: Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Стили речи.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: « Повторение изученного в 5-8 классах».

Сложное предложение (4 часа)

Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения.

Виды сложных предложений Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях.

Развитие речи: Сжатое изложение

Сложносочиненное предложение (11 часов)

Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП. Средства связи частей ССП. Смысловые отношения между частями ССП.

Союзы и значение ССП. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем.

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. Знаки препинания в ССП.

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП. Средства связи простых предложений в составе ССП. Смысловые отношения в ССП.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Сложносочиненное предложение».

Развитие речи: Рассказ

Сложноподчиненное предложение (29 часов)

Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП. Средства связи его частей.

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Роль указательных слов в СПП. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

Виды придаточных предложений, способы их различения. Однозначные и многозначные придаточные.

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные.

Придаточные определительные. Придаточные обстоятельственные. Придаточные дополнительные.

Отличие СПП с придаточным сравнительным от простого предложения со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи.

Строение СПП. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП.

Контрольная работа по теме: «Сложноподчиненное предложение».

Развитие речи: Сочинение-рассуждение на основе исходного текста. Воспоминание о книге. Рецензия на книгу. Аннотация. Портретный очерк. Портретная зарисовка.

Бессоюзное сложное предложение (14 часов)

Понятие о сложном бессоюзном предложении. Смысловые отношения между частями СБП. Интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. Запятая и точка с запятой в СБП.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Значение СБП, знаки препинания в них. Синтаксический и пунктуационный разбор

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Сложные бессоюзные предложения».

Развитие речи: Сжатое изложение. Сочинение-рассуждение на основе исходного текста

Сложные предложения с разными видами связи (9 часов)

Структурные особенности сложных предложений с разными видами связи. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях в тексте в зависимости от сочетания видов связи.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Сочетание знаков препинания. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи. Смысловые отношения между частями сложного предложения.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложные предложения с разными видами связи».

Развитие речи: Разговорный стиль речи. Научный и официально-деловой стили речи.

Предложения с чужой речью (12 часов)

Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

Строение предложений с прямой речью.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании. Использование различных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

Контрольная работа по теме: «Способы передачи чужой речи».

Развитие речи: Публицистический и художественный стили речи.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (11 часов)

Употребление слов в речи в зависимости от его лексического значения. Основные способы толкования лексического значения. Прямое и переносное значение слов.

Употребление частей речи. Соблюдение орфографических, синтаксических и пунктуационных норм русского языка.

Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ.




Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

развитие речи

контрольные работы

1.

Введение

1



2.

Повторение изученного в 5-8 классах

11

4

1

3.

Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение

Сложносочиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

Сложное бессоюзное предложение

Сложное предложение с разными видами связи

Предложения с чужой речью


4

11

29

14

9

9


2

2

8

4

4

2



1

1

1

1

1

4.

Общие сведения о языке

3



5.

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.

11


2

Итого

102

26

8




Календарно-тематическое планирование


п\п

Дата

план/

факт

Тема


Тип урока,

форма проведения

Виды деятельности учащихся

Планируемые предметные результаты


Общие сведения о языке (1час)

1

Международное значение русского языка

Урок открытия «нового» знания

беседа с элементами исследования

(интеграция с литературой, географией)

Работа с учебником, беседа, составление плана пересказа текста, анализ текста, запись под диктовку.

Знать роль русского языка как мирового, о его международном статусе в современном мире;

Уметь осознавать значение русского языка в мире, создавать творческие работы

Повторение (11 часов)

2

Комплексное повторение. Разделы науки о языке. Морфология и синтаксис, орфография и пунктуация.


Урок общеметодологической направленности

практикум


.

Работа с учебником, беседа, составление структурной таблицы, выполнение упражнений,

Объяснительный диктант

Знать основные разделы науки о языке, изученные орфограммы и пунктограммы, порядок морфемного разбора слов, образование частей речи. формы языка и их основные признаки, отличительные особенности устной и письменной речи;

Уметь выявлять две формы языка и их основные признаки, определять отличительные особенности устной письменной речи

3


Р.Р. Язык и речь. Текст и слово. Речь устная и письменная. Монолог и диалог


Урок общеметодологической направленности

творческая мастерская

(интеграция с литературой)

Информационная переработка устного и письменного текста: составление тезисов;

комплексный анализ текста


Знать признаки текста, отличительные особенности устной и письменной речи; взаимосвязь монолога и диалога, нормы речевого поведения;

Уметь анализировать текст, выявлять отличительные особенности устной и письменной речи, характеризовать тексты с точки зрения формы и содержания

4






Р.Р.Стили речи

Урок общеметодологической направленности

проект


Работа с учебником, беседа, анализ текста,

творческая работа

Знать основные стили речи русого языка;

Уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; определять их жанры, тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи

5





Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами

Урок общеметодологической направленности

практикум

(интеграция с литературой)


Повторение правил и способов их применения, вычерчивание таблиц и алгоритмов. Работа с таблицами. Тренировочные упражнения.


Знать виды простых предложений, правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, алгоритм синтаксического разбора простого предложения;

Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, применять правила постановки знаков препинания с однородными членами

6

7






Предложения с обособленными членами

Урок общеметодологической направленности

практикум

Практикум: синтаксический разбор простого предложения.

Практикум: работа по карточкам, разбор словосочетаний

Знать основные правила обособления второстепенных членов предложения;

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами

8

9




Р.Р. Описание по воображению и памяти


Урок общеметодологической направленности

творческая мастерская

(интеграция с музыкой и изобразительным искусством)

Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского и К.Сен-Санса, рассматривание картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Участие в дискуссии.

Сочинение

Уметь основные композиционные формы сочинения, знать понятия «тема», «основная мысль»;

Знать основные композиционные формы сочинения, создавать текст по воображению и памяти на основе впечатлений от репродукции картины, от прослушанной музыки, использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания

10


Предложения обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

Урок общеметодологической направленности

практикум


Тренировочные упражнения.

Предупредительный диктант. Тест.

Уметь объяснять постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами и обращениями и их значение в предложении, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

Знать понятия «вводное слово», «обращение»; правила постановки знаков препинания

11


Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного в 5-8 классах»

Урок развивающего контроля


диктант

Знать основные нормы русского литературного языка;

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации

12


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Урок развивающего контроля


анализ диктанта

Знать основные нормы русского литературного языка;

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации

Сложное предложение (4 часа)

13


Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений

Урок общеметодологической направленности

исследование


Лексико-орфографическая работа; анализ и разбор предложений; запись под диктовку.


Знать классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи, виды и их особенности, отличительные признаки простого и сложного предложений, алгоритм синтаксического и пунктуационного разбора;

Уметь классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи, отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, СБП, соблюдать пунктуационные нормы на письме

14


Союзные и бессоюзные предложения

Урок общеметодологической направленности

практикум

(интеграция с литературой)

Практикум: анализ простых и сложных предложений с союзом И; запись под диктовку; объяснительный диктант.


Знать виды и особенности сложных предложений, алгоритм интонационного и пунктуационного оформления сложных предложений;

Уметь конструировать сложные предложения, разграничивать их по видам и особенностям образования, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные предложения, строить сложные предложения по заданной конструкции

15

16




Р.Р.Сжатое изложение.

Приёмы сжатия текста ( исключение, обобщение, упрощение)

Урок общеметодологической направленности

творческая мастерская

Практикум: составление тезисов лекции учителя, творческая работа с использованием приёмов сжатия (компрессии) текста


Знать основные композиционные особенности сжатого изложения;

Уметь проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме при помощи средств самодиагностики результатов

Сложносочиненное предложение (11 часов)

17


Понятие о ССП. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП

Урок общеметодологической направленности

исследование


Изучение теоретического материала, проблемное исследование, составление схем предложений,

анализ предложений; анализ текста.


Знать грамматические признаки ССП, его строение, интонационное и пунктуационное оформление ССП с разными типами смысловых отношений между частями;

Уметь определять грамматические признаки ССП, его строение, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать их по схеме

18

19



Союзы и значения ССП. Знаки препинания в нем.

Урок открытия «нового» знания

практикум

(интеграция с литературой)

Практикум: работа с текстом, разбор предложений, схематический диктант;

комплексный анализ текста по теме.


Знать грамматические признаки ССП, его строение, интонационное и пунктуационное оформление ССП с разными типами смысловых отношений между частями;

Уметь определять грамматические признаки ССП, его строение, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать их по схеме

20


Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

Урок открытия «нового» знания

практикум

Практикум: анализ простых и сложных предложений с союзом И; запись под диктовку; объяснительный диктант.

Знать грамматические признаки ССП, его строение, интонационное и пунктуационное оформление ССП с разными типами смысловых отношений между частями;

Уметь определять грамматические признаки ССП, его строение, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать их по схеме

21


Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

Урок открытия «нового» знания

исследование


Практикум: орфографическая работа;

пунктуационный анализ,

схематический диктант; рассуждение на лингвистическую тему.

Знать грамматические признаки ССП, его строение, интонационное и пунктуационное оформление ССП с разными типами смысловых отношений между частями;

Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения, находить и исправлять ошибки в построении ССП, наблюдать за использованием СПП в текстах разных стилей

22

23




Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП

Урок общеметодологической направленности

викторина

(интеграция с литературой)

Практикум: комплексная работа с текстом, синтаксический разбор предложений, составление предложений по схемам


Знать грамматические признаки ССП, его строение, интонационное и пунктуационное оформление ССП с разными типами смысловых отношений между частями;

Уметь опознавать ССП, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, конструировать предложения, находить и исправлять ошибки в построении ССП, наблюдать за использованием СПП в текстах разных стилей

24


Контрольная работа по теме: «Сложносочиненное предложение»

Урок развивающего контроля

Выполнение контрольных тестовых заданий

Знать грамматические признаки ССП, его строение, интонационное и пунктуационное оформление ССП с разными типами смысловых отношений между частями;

Уметь опознавать ССП, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений

25


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок развивающего контроля


Работа над ошибками

Знать грамматические признаки ССП, его строение, интонационное и пунктуационное оформление ССП с разными типами смысловых отношений между частями;

Уметь опознавать ССП, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений

26

27



Р.Р. Рассказ

Урок общеметодологической направленности

творческая мастерская (интеграция с литературой)

Работа над композицией рассказов А.П.Чехова, выявление признаков повествования в статье В.А.Жуковского «Сикстинская Мадонна Рафаэля», сочинение

Знать основные композиционные особенности рассказа;

Уметь воспринимать письменный текст и производить его информационную переработку; выражать свою точку зрения и аргументировать её; строить логически непротиворечивое высказывание повествовательного типа речи (в жанре рассказа), точно, выразительно и грамотно выражать собственные мысли.


Сложноподчиненное предложение (29 час)

28


Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей

Урок общеметодологической направленности исследование

(интеграция с географией)

Изучение теоретического материала, проблемное исследование, составление схем предложений; конструирование предложений.


Знать структуру СПП, средства связи его частей, место придаточного по отношению к главному, алгоритм пунктуационного оформления СПП;

Уметь распознавать структуру СПП, средства связи его частей; поясняют, в чем различие главного и придаточного предложений; определяют место придаточного по отношению к главному, формулируют пунктуационное правило, опираясь на схемы

29


Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

Урок открытия «нового» знания

исследование


Аналитическое чтение параграфа учебника, составление плана и опорного конспекта; анализ предложений с союзами и союзными словами.


Знать различие союзов и союзных слов, границы придаточных предложений, синтаксическую роль союзных слов в СПП;

Уметь отличать союзы от союзных слов, использовать союзы и союзные слова при конструировании СПП; определять средства связи частей в СПП; определять синтаксическую роль союзных слов в СПП

30

31



Роль указательных слов в СПП. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Урок открытия «нового» знания

практикум

Аргументированное высказывание на лингвистическую тему, анализ

предложений с союзными словами и союзами, с указательными словами.

Знать роль указательных слов в СПП; правило «Запятая при составном подчинительном союзе»; особенности присоединения придаточных предложений к главному;

Уметь понимать роль указательных слов в СПП; применять правило «Запятая при составном подчинительном союзе», особенности присоединения придаточных предложений к главному; отличать СПП с указательными словами от СПП с дойными союзами

32

33



Р.Р. Сочинение-рассуждение на основе исходного текста

Урок общеметодологической направленности

творческая мастерская

Информационная переработка текста, выявление позиции автора, аргументация собственной позиции

Знать основные композиционные особенности сочинения-рассуждения;

Уметь проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме при помощи средств самодиагностики результатов

34

35

36




СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

Урок открытия «нового» знания

исследование


Записи тезисов теоретического материала, составление алгоритма рассуждения для выбора знака препинания, синтаксический разбор предложений

Знать строение горизонтальных и вертикальных схем СПП с несколькими придаточными, знать условие выбора пунктограммы «Отсутствие запятой между однородными придаточными»;

Уметь строить горизонтальные и вертикальные схемы СПП с несколькими придаточными, понимать условия выбора пунктограммы «Отсутствие запятой между однородными придаточными»; производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, составлять их схемы и конструировать их по ним

37


Виды придаточных предложений

Урок открытия «нового» знания

практикум


Практикум: синтаксический разбор предложений; составление схем предложений.

Знать строение горизонтальных и вертикальных схем СПП с несколькими придаточными; виды придаточных предложений

Уметь классифицировать виды придаточных предложений, определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова

38


Придаточные подлежащные.

Урок открытия «нового» знания

исследование


Работа с учебником, синтаксический разбор предложений; составление схем предложений.

Знать строение горизонтальных и вертикальных схем СПП с несколькими придаточными; виды придаточных предложений

Уметь классифицировать виды придаточных предложений, определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова

39


Придаточные подлежащные

Урок общеметодологической направленности

практикум

синтаксический разбор предложений; составление схем предложений, синонимическая замена предложений разных типов

Знать строение горизонтальных и вертикальных схем СПП с несколькими придаточными; виды придаточных предложений

Уметь классифицировать виды придаточных предложений, определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова

40


Придаточные сказуемные

Урок открытия «нового» знания

исследование

синтаксический разбор предложений; составление схем предложений, словарный диктант

Знать строение горизонтальных и вертикальных схем СПП с несколькими придаточными; виды придаточных предложений

Уметь классифицировать виды придаточных предложений, определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова

41


Придаточные сказуемные

Урок общеметодологической направленности

практикум

Аргументированное высказывание на лингвистическую тему, синтаксический разбор предложений; составление схем предложений. Диктант «Проверь себя».


Знать строение горизонтальных и вертикальных схем СПП с несколькими придаточными; виды придаточных предложений

Уметь классифицировать виды придаточных предложений, определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова

42

43




Придаточные определительные

Урок открытия «нового» знания

проект

Практикум: индивидуальная работа по карточкам; синтаксический разбор предложений; составление предложений по схемам, интонирование периода

Знать строение горизонтальных и вертикальных схем СПП с несколькими придаточными; виды придаточных предложений

Уметь классифицировать виды придаточных предложений, определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова

44

45








Придаточные дополнительные. Придаточные обстоятельственные

Урок открытия «нового» знания

исследование

Аналитическое чтение параграфа учебника, составление опорного конспекта, исследование структуры предложений, составление схем, синтаксический разбор

Знать строение горизонтальных и вертикальных схем СПП с несколькими придаточными; виды придаточных предложений

Уметь классифицировать виды придаточных предложений, определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова

46

47




Р.Р.

Рецензия на книгу

Урок открытия «нового» знания

творческая мастерская

(интеграция с литературой)

Анализ рецензий на повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…», сочинение


Знать общее и различное в типах текстах: текст-повествование, текст-рассуждение, особенности языка данных типов;

Уметь сопоставлять исходные тексты воспоминания о книге, выделять общее и различное в типах текстах: текст-повествование, текст-рассуждение; писать рецензию на книгу научно-популярного характера или художественное произведение

48

49

50




Обобщение и систематизация изученного по теме: «Сложноподчиненное предложение»

Урок общеметодологической направленности

проект


составление схем предложений, конструирование предложений по схемам, тесты

Знать структуру СПП, средства связи его частей, место придаточного по отношению к главному, алгоритм пунктуационного оформления СПП;

Уметь распознавать структуру СПП, средства связи его частей; поясняют, в чем различие главного и придаточного предложений; определяют место придаточного по отношению к главному, формулируют пунктуационное правило, опираясь на схемы

51


Контрольная работа по теме: «Сложноподчиненное предложение»

Урок развивающего контроля

Контрольная работа

Знать структуру СПП, средства связи его частей, место придаточного по отношению к главному, алгоритм пунктуационного оформления СПП;

Уметь распознавать структуру СПП, средства связи его частей; поясняют, в чем различие главного и придаточного предложений; определяют место придаточного по отношению к главному, формулируют пунктуационное правило, опираясь на схемы

52


Анализ контрольной работы

Урок развивающего контроля


Работа над ошибками

Знать структуру СПП, средства связи его частей, место придаточного по отношению к главному, алгоритм пунктуационного оформления СПП;

Уметь распознавать структуру СПП, средства связи его частей; поясняют, в чем различие главного и придаточного предложений; определяют место придаточного по отношению к главному, формулируют пунктуационное правило, опираясь на схемы

53

54



Р.Р. Аннотация

Урок открытия «нового» знания

творческая мастерская


Сопоставление текстов разных стилей и типов, сочинение: составление аннотации на книгу

Знать жанровое своеобразие аннотации как вторичного текста, аннотации разных типов и стилей;

Уметь сравнивать тексты аннотаций разных стилей и типов; определять общее и различное, анализировать аннотации на книги научно-популярного характера и научное произведение, определять читательский адрес

55

56


Р.Р. Портретный очерк. Портретная зарисовка

Урок открытия «нового» знания

творческая мастерская

(интеграция с изобразительным искусством)

Анализ образцов жанра, составление сложного плана очерка,

сочинение в жанре портретного очерка


Знать своеобразие жанра портретного очерка; алгоритм составления сложного плана очерка, основные средства выразительности;

Уметь понимать своеобразие жанра портретного очерка; составлять сложный план очерка; писать сочинение в жанре портретного очерка, сочетая в нем следующие компоненты: портрет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, о взаимоотношениях с окружающими; использовать на письме средства выразительности

Бессоюзное сложное предложение (14 часов)

57

58




Понятие о СБП. Интонация в СБП. Запятая и точка запятая в них

Урок открытия «нового» знания

исследование


Практикум: анализ предложений; объяснительный диктант, тренировочные предложения.

Знать особенности строения СБП; грамматические признаки СБП; пунктограмму «Запятая и точка с запятой в СБП»;

Уметь выделяют грамматические признаки СБП; применять пунктограмму «Запятая и точка с запятой в СБП»; выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания, обосновывая их выбор, сопоставлять бессоюзные и союзные предложения

59

60



Тире в СБП

Урок открытия «нового» знания

практикум


Практикум:

разбор БСП, составление схем, аргументация выбора знака препинания; тренировочные предложения

Знать условия постановки тире между частями СБП;

Уметь применять условия постановки тире между частями СБП; выявлять смысловые отношения между частями, наблюдать за интонацией со значением противопоставления, времени, условия, следствия; конструировать данные предложения, интонационно и пунктуационно оформлять предложения данного вида

61

62



Двоеточие в СБП

Урок открытия «нового» знания

практикум


Практикум: тренировочные упражнения, разбор БСП, составление схем; тренировочные предложения


Знать условия постановки двоеточия между частями СБП;

Уметь применять условия постановки двоеточия между частями СБП; выявлять смысловые отношения между частями, наблюдать за интонацией со значением причины, пояснения, дополнения; конструировать данные предложения, интонационно и пунктуационно оформлять предложения данного вида

63

64





Систематизация и обобщение изученного по теме: «Бессоюзное предложение»


Урок общеметодологической направленности

конференция

(интеграция с литературой)

Подготовка вопросов по теме, ответы на вопросы, оценивание устных и письменных высказываний,

взаиморецензирование;

аргументация выбора знака препинания, подбор примеров из произведений художественной литературы.


Знать смысловые отношения между частями СБП, условия постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в данных предложениях;

Уметь выбирать знаки препинания, определять смысловые отношения между частями СБП, составлять схемы, конструировать предложения по схемам

65

66


Р.Р. Сжатое изложение

Приёмы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение)


Урок общеметодологической направленности

творческая мастерская

Содержательно-языковой анализ текста, изложение с использованием приёмов сжатия (компрессии) текста

Знать основные композиционные особенности сжатого изложения;

Уметь воспринимать письменный текст и производить его информационную переработку; выражать свою точку зрения и аргументировать её; строить логически непротиворечивое высказывание; точно, выразительно и грамотно выражать собственные мысли.


67


Контрольный диктант по теме: «Сложные бессоюзные предложения»

Урок развивающего контроля

диктант

Знать смысловые отношения между частями СБП, условия постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в данных предложениях;

Уметь выбирать знаки препинания, определять смысловые отношения между частями СБП, составлять схемы, конструировать предложения по схемам

68


Анализ контрольного диктанта.

Урок развивающего контроля

работа над ошибками

Знать смысловые отношения между частями СБП, условия постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в данных предложениях;

Уметь выбирать знаки препинания, определять смысловые отношения между частями СБП, составлять схемы, конструировать предложения по схемам

69

70



Р.Р. Сочинение-рассуждение на основе исходного текста

Урок общеметодологической направленности

творческая мастерская

Содержательно-языковой анализ текста, определение тезисов, аргументов, композиционных частей сочинения

Знать алгоритм написания сочинения-рассуждения, композиционные особенности, критерии оценивания;

Уметь воспринимать письменный текст и производить его информационную переработку; выражать свою точку зрения и аргументировать её; строить логически непротиворечивое высказывание; точно, выразительно и грамотно выражать собственные мысли.

Сложные предложения с разными видами связи (9часов)

71

72

73


Сложные предложения с разными видами связи

Урок открытия «нового» знания

практикум

Практикум: разбор предложений, составление схем, тренировочные упражнения по отработке навыков

Знать разные виды сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях; структурные особенности сложных предложений с разными видами связи;

Уметь выделять структурные особенности сложных предложений с разными видами связи, опознавать сложные синтаксические конструкции в тесте в зависимости от сочетания видов связи; составлять схемы таких предложений, моделировать предложения по заданным схемам; производить синтаксический и пунктуационный разбор, находить сложные синтаксические конструкции в текстах

74


Контрольная работа по теме: «Сложные предложения с разными видами связи»

Урок развивающего контроля


Выполнение контрольных тестовых заданий

Знать разные виды сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях; структурные особенности сложных предложений с разными видами связи;

Уметь выделять структурные особенности сложных предложений с разными видами связи, опознавать сложные синтаксические конструкции в тесте в зависимости от сочетания видов связи; составлять схемы таких предложений, моделировать предложения по заданным схемам; производить синтаксический и пунктуационный разбор, находить сложные синтаксические конструкции в текстах

75


Анализ контрольной работы

Урок развивающего контроля


Работа над ошибками

Знать разные виды сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях; структурные особенности сложных предложений с разными видами связи;

Уметь выделять структурные особенности сложных предложений с разными видами связи, опознавать сложные синтаксические конструкции в тесте в зависимости от сочетания видов связи; составлять схемы таких предложений, моделировать предложения по заданным схемам; производить синтаксический и пунктуационный разбор, находить сложные синтаксические конструкции в текстах

76

77


Р.Р. Разговорный стиль речи

Урок общеметодологической направленности

творческая мастерская


Лингвистический анализ текста разговорного стиля речи,

выявление признаков разговорного стиля, написание сочинения – письма другу

Знать основные признаки разговорной речи, стили речи, особенности разговорного стиля;

Уметь понимать основные признаки разговорной речи; определять особенности разговорного стиля, анализировать тексты данного стиля, производить стилистический разбор по плану

78

79


Р.Р. Научный и официально-деловой стили речи

Урок общеметодологической направленности

творческая мастерская

Анализ текстов официально-делового стили речи, написание автобиографии

Знать основные признаки научной и деловой речи, стили речи, особенности научного и официально-делового стилей;

Уметь воспринимать письменный текст и производить его информационную переработку; выразительно и грамотно выражать свою точку зрения и аргументировать её

Предложения с чужой речью ( 9 часов)

80



Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

Урок открытия «нового» знания

исследование

(интеграция с литературой)

Аналитическое чтение теоретического материала, составление опорного конспекта, анализ предложений разной структуры с опорой на художественную литературу; работа в парах, объяснительный диктант

Знать основные способы передачи чужой речи, условия постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

Уметь определять основные способы передачи чужой речи, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью

81


Предложения с прямой речью

Урок открытия «нового» знания

практикум


Практикум: анализ предложений; объяснительный диктант, тренировочные предложения.

Знать основные способы передачи чужой речи, условия постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

Уметь определять основные способы передачи чужой речи, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью

82



Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

Урок открытия «нового» знания

исследование

Анализ предложений, синонимическая замена предложений разных типов, тренировочные упражнения, творческая работа

Знать отличия прямой речи от косвенной;

Уметь отличать прямую речь от косвенной, заменять прямую речь косвенной и наоборот; правильно расставлять знаки препинания; использовать предложения с прямой и косвенной речью в текстах разных стилей и типов речи

83


Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании

Урок открытия «нового» знания

практикум

Практикум: анализ предложений; объяснительный диктант, тренировочные упражнения

Знать понятие «цитата», основные способы цитирования, правила оформления цитаты;

Уметь применять основные способы цитирования, правила оформления цитаты, редактировать тест с точки зрения уместности, точности и оформления включенных в них цитат

84




Систематизация и обобщение изученного по теме: «Способы передачи чужой речи»

Урок общеметодологической направленности

проект

(интеграция с литературой)

Презентация проектов, взаиморецензирование, анализ предложений; объяснительный диктант, тренировочные предложения.

Знать основные способы передачи чужой речи, условия постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

Уметь определять основные способы передачи чужой речи, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью

85


Контрольная работа по теме: «Предложения с чужой речью»

Урок развивающего контроля

Выполнение контрольных тестовых заданий

Знать основные способы передачи чужой речи, условия постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

Уметь определять основные способы передачи чужой речи, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью

86


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок развивающего контроля

Работа над ошибками

Знать основные способы передачи чужой речи, условия постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

Уметь определять основные способы передачи чужой речи, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью


87

88



Р.Р. Публицистический и художественный стили речи

Урок общеметодологической направленности

творческая мастерская

Работа с жанрами публицистики, анализ статьи Д.А.Гранина «О милосердии», творческая работа: сочинение-рецензия

Знать основные признаки публицистического и художественного стилей речи, стили речи, особенности данных стилей;

Уметь выражать свою точку зрения и аргументировать её; строить логически непротиворечивое высказывание; точно, выразительно и грамотно выражать собственные мысли.


Общие сведения о языке ( 3 часа)

89


Русский язык в современном мире


Урок открытия «нового» знания

беседа с элементами исследования

Запись основных положений лекции учителя, анализ и

информационная переработка письменного текста

Знать функции русского языка в мире и в современной России, разновидности русского общенародного языка, мирового, о его международном статусе в современном мире;

Уметь осознавать национально-культурную ценность русского языка, строить связное монологическое высказывание по теме.

90


Роль языка в жизни общества. Общие сведения о языке.


Урок открытия «нового» знания

исследование


Рассуждение на лингвистическую тему, комментирование и конспектирование содержания опорного материала

Знать роль языка в жизни общества, начальные сведения о теориях происхождения и сущности языка, о славянской семье языков;

Уметь осознавать роль языка в жизни человека и общества; создавать исследовательские проекты по теме.

91


Язык как развивающееся явление.

Урок открытия «нового» знания

практикум

Составление грамматического рассказа, взаимопроверка по алгоритму, объяснительный диктант, контроль и самоконтроль изученных понятий.

Знать нормы современного русского языка и факторы, приводящие к их изменению, развитию; основные тенденции современного состояния русского языка, причины защиты и поддержки русского языка на государственном уровне;

Уметь пользоваться современными нормами русского литературного языка и нормами речевого этикета.

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах 9 (11 часов)

92


Лексикология. Лексика и фразеология

Урок общеметодологической направленности

Проект

Комплексное повторение ранее изученного, проектирование домашнего задания, комментирование оценок, составление конспекта статьи

Знать основные нормы русского литературного языка;

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации

93


Морфология и орфография

Урок общеметодологической направленности практикум

Повторение правил и способов их применения, вычерчивание таблиц и алгоритмов. Работа с таблицами. Тренировочные упражнения.


Знать основные нормы русского литературного языка;

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации

94


Синтаксис. Словосочетание

Урок общеметодологической направленности

конференция


Комплексное повторение ранее изученного, тренировочные упражнения.

Знать основные нормы русского литературного языка;

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации

95


Синтаксис простого предложения

Урок общеметодологической направленности

практикум

Комплексное повторение ранее изученного, тренировочные упражнения.

Знать основные нормы русского литературного языка;

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации

96

97


Синтаксис сложного предложения. ССП и СПП


Урок общеметодологической направленности

проект

Комплексное повторение ранее изученного, тренировочные упражнения. Тест.

Знать основные нормы русского литературного языка;

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации

98

99


Синтаксис сложного предложения. СБП

Урок общеметодологической направленности

практикум


Комплексное повторение ранее изученного, тренировочные упражнения. Предупредительный диктант.

Знать основные нормы русского литературного языка;

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации

100

101



Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ

Урок развивающего контроля


Выполнение контрольной работы

Знать основные нормы русского литературного языка;

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации

102


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок развивающего контроля


Анализ контрольной работы.

Знать основные нормы русского литературного языка;

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, синтаксиса и пунктуации




НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

(Критерии оценивания предметных результатов)

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ уче­ника должен представлять собой связное, логически последо­вательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных слу­чаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться сле­дующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) сте­пень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформ­ление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обос­новать свои суждения, применить знания на практике, при­вести необходимые примеры не только по учебнику, но и са­мостоятельно составленные;

3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного язы­ка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетво­ряющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) изла­гает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и до­пускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого мате­риала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке уче­ника, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протя­жении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка письменных работ учащихся

Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографи­ческой и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Требования к тексту диктанта


Класс

Количество в контрольном диктанте

Кол-во слов в словарном диктанте

слов (самостоятельных и служебных)1

орфограмм2

пунктограмм

слов с непроверяемыми орфограммами3

5

90-100

12

2-3

5

15-20

6

100-110

16

3-4

7

20-25

7

110-120

20

4-5

10

25-30

8

120-150

24

10

10

30-35

9

150-170

24

15

10

35-40


1До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунк­тограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основ­ные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.

3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).


Нормы оценивания диктанта

Вид

диктанта

оценка/количество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка.



2 орф. - 2 пункт.

или

1 орф.- 3 пункт.

или

0 орф. – 4 пункт.


*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные.

4 орф. - 4 пункт.

или

3 орф. - 5 пункт.

или

0 орф. - 7 пункт.


*в 5 классе допуск. при 5 орф. и 4 пункт.


*при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.


7 орф.- 7 пункт.

или

6 орф. - 8 пункт.

или

5 орф.- 9 пункт.

или

8 орф.- 6 пункт.

Словарный

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

до 7 ошибок

Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную програм­му;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамот­ности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания по­ставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотип­ность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лекси­ческого, орфографического, грамматического) задания, выстав­ляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомен­дуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполне­но более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учи­тываются при выведении отметки за диктант.


Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки уровня речевой подготовки учащихся.

Примерный объем текста изложений и сочинений


Класс

Объем текста

подробного изложения

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 – 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 – 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 – 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 – 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 – 4,0 страницы




С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуа­ционных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оцен­кой по литературе.


Содержание сочинения и изложения оценивается по сле­дующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником оши­бок — орфографических, пунктуационных и грамматических.


оценка

Основные критерии отметки

содержание и речь

грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует

теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических кон­струкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и вырази­тельность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматиче­ская ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незна­чительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном досто­верно, но имеются единичные факти­ческие неточности.

3. Имеются незначительные нару­шения последовательности в изло­жении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен

5. Стиль работы отличается един­ством и достаточной выразитель­ностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографи­ческие и 2 пунктуационные ошибки, или

1 орфографичес­кая и 3 пунктуационные ошиб­ки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфо­графических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки


«3»

1. В работе допущены существен­ные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные факти­ческие неточности.

3. Допущены отдельные наруше­ния последовательности изложения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конст­рукции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выра­зительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографи­ческие и 4 пунктуационные ошибки,

или

3 орфографи­ческие ошибки и 5 пунктуа­ционных ошибок,

или

7 пунк­туационных при отсутствии орфографических ошибок

(в 5 классе - 5 орфографиче­ских ошибок и 4 пунктуа­ционные ошибки), а также 4 грамматические ошибки


«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребле­ния.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 не­дочетов в содержании и до 7 рече­вых недочетов.

Допускаются:

7 орфографи­ческих и 7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографи­ческих и 8 пунктуационных ошибок, или

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок.


Примечания.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реали­зация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, уве­личенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Напри­мер, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунк­туационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положитель­ной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправле­ниях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».


Форма контроля – тестирование.

Правила при оценивании:

  • за каждый правильный ответ начисляется 1 балл

  • за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл

  • за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

50-70% — «3»

71-85% — «4»

86-100% — «5»

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Учебно-методическая литература:


  • В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И.Никитина, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Л.Д. Чеснокова. Программа по русскому языку. 5-9 классы. М., «Дрофа», 2015

  • Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы. М., «Дрофа», 2016

  • Русский язык. Практика. 9 класс. / под ред. Ю.С. Пичугова. М., «Дрофа», 2016

  • Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 9 класс. М., «Дрофа», 2016.

  • Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс/ под ред. Ю.С. Пичугова М.: Дрофа, 2016

  • Методическое пособие к УМК В.В.Бабайцевой. Русский язык. 5 – классы. Углублённое изучение / В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, И.Н.Политова, О.А.Сальникова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015

  • Никитина Е.И. Русская речь. 9 класс. Методическое пособие к учебнику «Русская речь» М.: «Дрофа», 2013

  • Уроки русского языка с применением информационных технологий. 9 класс. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост.: Т.А.Захарова, Л.Н.Чурсина, Е.С.Юрьева. – М.: Планета, 2011. – 160 с. – ( Современная школа ).

  • В.Н.Александров, О.И. Александрова, Е.Н. Зверева, Л.С. Степанова, И.П. Цыбулько, 2018

  • Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом / Авт.-сост.: В.Н.Александров, О.И. Александрова, Е.Н. Зверева, Л.С. Степанова, И.П. Цыбулько. Под редакцией И.П. Цыбулько. Федеральный институт педагогических измерений. Москва, 2018

  • Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2000.

  • Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2004.

  • Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости // Русская словесность. — 2000. — № 1.

  • Бабайцева В.В. Актуальное членение односоставных предложений // Проблемы изучения односоставных предложений. — М., 2005.

  • Бабайцева В.В. Принципы русской орфографии // РЯШ.—2009. — № 3.

  • Беднарская Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку // РЯШ.—2009. — № 9—10.

  • Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002.

  • Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.

  • Николина Н.А. Филологический анализ текста. — М., 2003.

  • Хисамова Г.Г. Диалог как компонент художественного текста. — М., 2008.

  • Русский язык. 9 класс : поурочные планы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной / авт.-сост. Т. И. Ермоленко. – 2-е изд., испр. – Волгоград : Учитель, 2007.


Словари:


  • Жуков А.В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. — М., 2010.

  • Карпюк Г.В., Харитонова Е.И. Школьный словарь употребления буквы ё в русском языке. — М., 2010.

  • Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.

  • Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997. (Любое последующее издание.)

  • Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

  • Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 1998.

  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992. (Любое последующее издание.)

  • Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. — М., 2008.

  • Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 2005.

  • Скворцов Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи. — М., 2010.

  • Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. — М., 1996.

  • Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. Ред. Н.Ю. Шведова. — М., 2008.

  • Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. — М., 2005.

  • Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 2000.

  • Шипов Я.А. Православный словарь. — М., 1998.

  • Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984.

  • Энциклопедия для детей. — Т. 10: Языкознание. Русский язык. — М., 1998.


Электронное сопровождение УМК:


  • Уроки русского языка с применением информационных технологий. 9 класс. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост.: Т.А.Захарова, Л.Н.Чурсина, Е.С.Юрьева. – М.: Планета, 2011. – 160 с. – ( Современная школа ).

  • Электронное приложение к учебнику «Русский язык. Практика. 9 класс»


Электронные Интернет-ресурсы:

  • Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2018 год http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory

  • Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык». http://www.gramota.ru

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

  • Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками http://edu.of.ru/zaoch/

  • Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения http://edu.of.ru/profil/default.asp


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!