СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса. Календарно-тематическое планирование составлено на 3 часа в неделю, 102 часа в год.Авторы учебника: Разумовская М.М., Львова С.И. и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 9 класса»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Вагинская средняя общеобразовательная школа





СОГЛАСОВАНО: Утверждаю:

Заместитель директора по УВР Директор школы

Тимохина Т.В. _______________Никифорова Н.В.

«______ » ______________ 2019 г. Приказ № _________________

от "______" ___________2019г.





Рабочая программа

учебного предмета Русский язык

для 9 класса

на 2019 – 2020 учебный год










Составитель:

Тимохина Татьяна Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории













Вагино, 2019г.



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета Русский язык для 9 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:

1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» Приказ №273 от 29.12.2012 года.

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями 31 декабря 2015 года)

3 Программы по русскому (родному) языку, 5—9 классы, авторы программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова. («Рабочие программы. Русский язык. 5–9 классы», сост. Е. И. Харитонова , М.: «Дрофа».-2012).

4.Учебного плана МКОУ Вагинской СОШ на 2019-2020 учебный год.

УМК:

Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК следующих авторов: Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. Русский язык. 9 класс: учебник.- М.: Дрофа, 2019. -236с.

Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования. Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

Цели обучения русскому языку:

- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.

Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания. Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Структура: 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. На всех этапах обучения реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом:

- введение понятия

- осмысление лингвистической сути понятия

- овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала

- формулирование теоретических выводов

- углубление знаний.

Рабочая программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения. В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:

1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;

2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий. Умения связной речи отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности.

Данная программа отражает не только обязательное содержание обучения русскому языку, но и дополнительное, углубляющее и расширяющее.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Данная программа рассчитана на 102 часа, предусмотренных учебным планом МКОУ Вагинской СОШ. Обязательное изучение русского языка осуществляется в объёме:

9 класс — 102 часа в год, (3 часа в неделю). Учебный предмет Русский язык относится к предметной области "Русский язык и литература" и входит в обязательную часть учебного плана. Рабочая программа составлена для обучающихся 9 класса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка.

Личностные результаты освоения русского языка:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание программы направлено на достижение указанных результатов обучения. Они конкретизированы по классам в разделе «Планируемые результаты изучения учебного предмета» в подразделах «Коммуникативные умения» и «Предметные результаты обучения».


Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»

Личностные результаты освоения русского языка:

Ученик научится:

  1. - Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.

  2. - Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

  3. - Проявлять готовность к самообразованию.

Ученик получит возможность научиться:

  1. - Использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

  2. - Оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью.

  1. - Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.

  2. Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  1. - Основам прогнозирования.

Ученик получит возможность научиться:

  1. - Основам саморегуляции эмоциональных состояний.

  2. - Волевым усилиям и преодолению трудностей в достижении цели.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  1. - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

  2. - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  3. - понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

  4. - обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

  5. - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

  6. - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

  7. - использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;

Ученик получит возможность научиться:

  1. - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  2. - записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

  3. - создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

  4. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  5. - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

  6. - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  7. - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

  8. - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  9. - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  1. - Восприятие высказывания.

При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в речи собеседников, выступающих по радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые недочёты), исправлять ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.

  1. - Анализ текста.

Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.

  1. - Воспроизведение текста.

Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).

  1. - Создание текста.

Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы, как правило морально-этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные учащимися: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учётом замысла стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи). Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи). Создавать высказывания научного стиля: готовить развёрнутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачётов, кружковых занятий.

  1. - Совершенствование написанного.

Находить и исправлять недочёты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности, завершённости текста (отсутствие в нём начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправлять речевые недочёты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.


Предметные планируемые результаты обучения

Выпускник научится:

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

использовать знание алфавита при поиске информации;

различать значимые и незначимые единицы языка;

проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

членить слова на слоги и правильно их переносить;

определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

проводить лексический анализ слова;

опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

проводить морфологический анализ слова;

применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

находить грамматическую основу предложения;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

опознавать различные выразительные средства языка;

писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


Содержание учебного предмета «Русский язык»

9 КЛАСС

О ЯЗЫКЕ – 1 ч.

Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

РЕЧЬ – 17 ч.

Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

С т и л и р е ч и. Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения.

Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Д е л о в ы е б у м а г и: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—8 КЛАССАХ – 13 ч.

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 60 ч.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 ч.) Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Овсянико-Куликовский.

СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 ч.)

Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Запятая между частями сложносочинённого предложения. Интонация сложносочинённого предложения. Культура речи. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых предложений.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (31 ч.)

Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные виды сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Интонация сложноподчинённого предложения. Выдающиеся лингвисты: С.И. Абакумов, Л.Ю. Максимов, А. А. Потебня. Культура речи. Устранение и предупреждение ошибок, связанных с построением сложных союзных предложений. Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчинённого и простого предложений. Наблюдение за использованием сложноподчинённых предложений разного вида в разных типах речи.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (10 ч.)

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (11 ч.)

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём. Период. Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи.

Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) – 13 ч.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Название раздела, темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Форма организации учебных занятий

1.

О языке

1

Осознавать роль русского

языка в жизни общества, го-

сударства, в мире.


1.Беседа, лекция, опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, дискуссия, теоретическое и практическое занятие.

Нетрадиционные формы организации урока:

2. Уроки в форме соревнования и игр: путешествие, конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.


2.

Повторение изученного в 5-8 классах


8 (5)


Науки ,изучающие систему языка, фонетика, морфологи, лексика, синтаксис и пунктуация


Повторить и закрепить знания, полученные в 5-8 классах



3.

Речь




Разновидности речевого общения, их особенности.

Литературный язык как основа национального русского языка, основа русской художественной литературы.

Языковые средства, характерные для каждого стиля.

Жанры стилей. Сфера употребления стилей

Анализировать и характеризовать текст с точки зренияединства темы, смысловой

цельности, последовательности изложения, целесообразности использования языковых средств. Делить текст на смысловые части. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого и сложного плана, тезисов, конспекта, реферата. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.

Создавать письменные выска-

зывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста


4.

Язык. Правописание. Культура речи

(закрепление и углубление изученного)


5.

Синтаксис и пунктуация

73


6.

Синтаксис сложного предложения

73


7.

Сложное предложени

4

Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями. Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений (бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные), определять (находить) средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

Группировать сложные предложения по заданным при-

знакам. Освоить правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении, и применять их на письме.


8.

Сложносочинённое предложение

6+2

Понимать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочиненных предложений. Моделировать сложносочиненные предложения по заданным схемам и употреблять их в речи. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочиненных предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений. Оценивать правильность построения сложносочиненных предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений


9.

Сложноподчинённое предложение

32+7

Определять (находить) главную и придаточную части. сложноподчиненного предложения. Понимать смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, определять средства

их выражения, составлять

схемы сложноподчиненных предложений с одной и не-

сколькими придаточными частями. Разграничивать союзы и союзные слова.

Распознавать и разграничивать виды сложноподчиненных предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места,

образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, причины, следствия, цели). Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчиненные предложения разных видов. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными

частями, смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения.

Оценивать правильность построения сложноподчиненных предложений разных видов,

исправлять нарушения построения сложноподчиненных

предложений


10.

Бессоюзное сложное предложение

13+2

Определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов и выражать их с помощью интонации.

Освоить правила постановки

знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях и применять их на практике.

Моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру бессоюзных сложных предложений, смысловые отношения

между частями бессоюзного

предложения.


11.

Сложное предложение с разными видами связи

7

Опознавать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить их схемы. Определять смысловые отношения между частями сложного предложения с разными

видами союзной и бессоюзной связи. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, смысловые

отношения между частями сложных предложений с раз-

ными видами союзной и бессоюзной связи. Наблюдать за использованием в речи сложных предложений


12.

Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки)

12+3

Общие сведения о языке ,фонетика и графика ,лексика и фразеология,синтаксис и пунктуация


Закрепить знания, полученные в 9 классе


Всего

102



Уроки контроля

7





Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Раздел, тема

Количество часов

Дата планируемая

Дата фактическая

О языке

1



1

Русский язык - национальный язык русского народа

1



Язык и речь. Правописание. Культура речи

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

8ч + 5



2

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

1



3

Лексика. Лексическое значение слова

1



4

Морфемика и словообразование

1



5

Р.Р. Стили речи

1



6

Р.р. Типы речи

1



7

Морфология и синтаксис

1



8

Орфография и пунктуация

1



9

Орфография и пунктуация. Правописание гласных в корнях слов.

1



10

Р.р.Создаём текст. Сжатое изложение по материалам Упр.56.

1



11

Р.р.Составление плана собственного монологического высказывания (описание фотографии). По материалам итогового собеседования по русскому языку. Задание 3.

1



12

Р.р.Написание собственного монологического высказывания (описание фотографии). По материалам итогового собеседования по русскому языку. Задание 3.

1



13

Обобщение по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах». Анализ изложений и монологических высказываний.

1



14

Контрольный диктант по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах».

1



СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Сложное предложение


4



15

Анализ контрольного диктанта.

Понятие о сложном предложении

1



16

Типы сложных предложений

1



17

Средства связи между частями сложного предложения.

1



18

Синтаксический анализ сложного предложения.

1



Сложносочиненное предложение

6ч.+2



19

Понятие о сложносочиненном предложении.

1



20

Виды сложносочинённых предложений.

1



21

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

1



22

Сочинительные союзы. Средства связи в сложных предложениях

1



23

Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

1



Функциональные разновидности языка




24

Р.р. Художественная речь и язык художественной литературы.

1



25

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложносочиненное предложение».

1



26

Р.р.Сжатое изложение текста упражнения 91.

1



Сложноподчиненное предложение

8+2



27

Понятие о сложноподчинённом предложении

1



28

Строение сложноподчинённых предложений, средства связи его частей.

1



29

Виды сложноподчинённых предложений.

1



30

Виды придаточных предложений, способы их различения.

1



31

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

1



32

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1



33

Придаточные определительные, их синтаксические синонимы.


1



34

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1



35

РР. Сочинение на нравственную тему 15.2 (по материалам ОГЭ)

1



36

Р.р.Текст. Строение текста. Анализ сочинений

1



Сложноподчинённое предложение (продолжение)

6+3




37

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Указательные слова при них.

1



38

Сложноподчиненные предложения с придаточным обстоятельственным.

1



39

Сложноподчиненные предложения с придаточными места.

1



40

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени.

1



41

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.

1



42

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.

1



43

Р.Р.Публицистический стиль.

1



РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ




44

РР. Речевые жанры. Понятие о жанре Путевые заметки

1



45

РР. Использование различных стилей в художественных произведениях.

1



Сложноподчинённое предложение (продолжение)

11+1




46

Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1



47

Сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1



48

Сложноподчинённое предложение с придаточными причины.

1



49

Сложноподчинённое предложение с придаточными следствия.

1



50

Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

1



51

Место придаточного предложения по отношению к главному.

1



52

Практикум по теме: «Сложноподчинённое предложение».

1



53

Систематизация и обобщение изученного по теме: «Сложноподчинённое предложение».

1



54

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

1



55

Анализ контрольной работы

1



РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (продолжение)




РР Рецензия




56

РР Создаём текст. Рецензия на рассказ, газетную статью. Сочинение-рецензия. Упр. 254.

1



57

Анализ рецензий, Работа над ошибками.

1



Сложноподчинённое предложение (продолжение)


7+1



58

Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными


1



59

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

1



60

Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении

1



61

Анализ сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.

1



62

Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»

1



63

Диктант по теме: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»

1



54

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1



РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (продолжение)




65

РР Эссе

1



Бессоюзное сложное предложение

13+2



66

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

1



67

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.

1



68

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

1



69

Бессоюзные сложные предложения со значением причины.

1



70

Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения.

1



71

Бессоюзные сложные предложения со значением дополнения

1



72

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления

1



73

Бессоюзные сложные предложения со значением времени

1



74

Бессоюзные сложные предложения со значением условия.

1



75

Бессоюзные сложные предложения со значением следствия

1



76

Бессоюзные сложные предложения со значением сравнения

1



77

Закрепление и обобщение темы «Бессоюзные сложные предложения»

1



78

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1



СТИЛИ РЕЧИ




79

Р.Р. Письменная деловая речь.

1



80

РР Написание деловых бумаг по образцу

1



Сложные предложения с различными видами связи

7



81

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

1



82

Знаки препинания

в сложных предложениях с разными видами связи


1



83

Построение сложных предложений с различными видами связи.

1



84

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с союзом И и общим второстепенным членом

1



85

Диктант с грамматическим заданием по теме: «Сложные предложения с различными видами связи»


1



86

Промежуточная аттестация. Тестирование.

1



87

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

1



Итоговое повторение

12+3



88

Фонетика. Графика. Фонетический анализ слова.

1



89

Орфография. Орфоэпия.

1




90

Морфемный и словообразовательный разбор слова

1



91

Морфология и орфография. Морфологический анализ слова


1



92

рР/Простые и сложные предложения.

1




93

Предложение с прямой речью.

1



94

Морфология и синтаксис. Сложносочинённые предложения

1



95

Орфография и пунктуация. Сложноподчинённые предложения.

1



96

РР Стили и типы речи

1



97

Тестирование в формате ОГЭ

1



98

Работа над ошибками.

1



99

РР Итоговая контрольная работа. Сжатое изложение .

1



100

Анализ изложений. Работа над ошибками.

1



101

РР Сочинение в формате ОГЭ

1



102

Анализ сочинений, работа над ошибками.

1





Инструментарий для оценивания результатов

Для оценивания результатов работы обучающихся предполагается устный индивидуальный и фронтальный опрос почти на каждом уроке, использование тестовых заданий (как в течение всего урока, так и в качестве элемента урока), проверочных работ (на знание грамматики, лексики, проверку умения работать с текстом и т.п.) В конце каждого раздела учебника имеются задания для самоконтроля учащихся. Контроль сформированности лексической стороны речи, грамматических и произносительных навыков осуществляется на каждом уроке при выполнении упражнений подготовительного и речевого характера. Формы промежуточного и итогового контроля: лексико-грамматические тесты, письменные контрольные работы, проектная деятельность, устный опрос.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Русский язык. 5-9 классы: рабочие программы по учебником под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта / авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2011.

2. Разумовская М.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М.М.Разумовская, В. И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В. Львов // Программнометодические материалы. Русский язык, 5-9 классы / сост. Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2015.

3. Русский язык. 9 кл.: методические рекомендации к учебнику / под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа, 2009.

4. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская [и др.]; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2017.

5. Соколова Г.П. Русский язык. 9 класс: учебно-методическое пособие к учебнику под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2011.

6. Русский язык. 9 класс: система уроков по учебнику под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта / сост. О.А.Финистова. – Волгоград: Учитель, 2012.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!