Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Веретенинская основная общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО учителей гуманитарного цикла ___________/Л.Г. Горшкова/ Протокол №___от « - » ______ 201 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________ /Н.М. Якушенкова/ от «___» _______ 201 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Веретенинская основная общеобразовательная школа» ___________ /В.В. Козловская/ Приказ №_____от « » ________ 201 г. |
Принято
на заседании Педагогического совета
Протокол № ____
от « » _______201 г.
Рабочая программа
Предмет (количество часов за год) | Русский язык (140 часов) |
Класс | 7 |
УМК, автор | М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская |
Учебник (название) | «Русский язык, 7 класс» |
Издательство | «Просвещение», 2016г. |
Учитель (Ф.И.О., квалификация) | Якушенкова Наталья Матвеевна, I категория |
С. Веретенино
2017г.
Результаты освоения курса русского языка
Личностные результаты:
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1)владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили,язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Cодержание программы ( по разделам)
Введение
Повторение изученного в 5-6 классах
Морфология и орфография. Культура речи.
Причастие. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот, выделение запятыми ПО, Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Н и нн в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных. Одна буква н в кратких причастиях.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографиям.
Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов. Дефисное написание предлогов. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные. Употребление сочини тельных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, чтобы, тоже от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Из них на развитие речи |
1 | Введение | 1 | Сочинения | Изложения |
2 | Повторение пройденного в 5-6-ых классах | 11 | 1 | 1 |
3 | Причастие | 33 | 5 | 1 |
4 | Деепричастие | 11 | 2 | |
5 | Наречие | 21 | 1 | |
6 | Категория состояния | 4 | | 2 |
7 | Предлог | 10 | 2 | 3 |
8 | Союз | 8 | 1 | |
9 | Частица | 19 | 2 | |
10 | Междометие. Звукоподражательные слова | 2 | | |
11 | Повторение и систематизация пройденного в 7 классе | 10 | 1 | 2 |
12 | Резерв | 10 | | |
13 | Итого | 140 | 15 | 9 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата планируе-мая | Дата Факти-ческая | Примечания |
| РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1 Ч) | | | |
1 | Язык как развивающееся явление | 03. 09. | | |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-6 КЛАССАХ ( 10ч) | | | |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 04. 09. | | |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 05. 09. | | |
4 | Лексика и фразеология. | 06.09. | | |
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 10. 09. | | |
| Орфография . Орфографический разбор слова | 11. 09. | | |
6 | Словообразование и орфография. Морфемный разбор | 12. 09. | | |
7 | Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор | 13. 09. | | |
8 | Морфология и орфография. | 17. 09. | | |
9 | Морфологический разбор. | 18. 09. | | |
10 | Морфологический разбор. | 19. 09. | | |
11 | Р/Р Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» | 20. 09. | | |
12 | Контрольный диктант. Повторение изученного в 5-6 классах | 24. 09. | | |
13 | Анализ контрольного диктанта. Стили литературного языка. | 25.09 | | |
| МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ( 76 часов) | | | |
| ПРИЧАСТИЕ (40 часов) | | | |
14 | Стили речи. Публицистический стиль. | 26. 09. | | |
15 | Причастие как часть речи. | 27. 09. | | |
16 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 01. 10. | | |
17 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 02. 10. | | |
18 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 03. 10 | | |
19 | Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении. | 04. 10. | | |
20 | Портрет в литературном произведении. | 08. 10. | | |
21 | Действительные и страдательные причастия. | 09.10 | | |
22 | Краткие и полные страдательные причастия. | 10. 10. | | |
23 | Действительные причастия настоящего времени. | 11.10 | | |
24 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 15. 10. | | |
25 | Действительные причастия прошедшего времени. | 16. 10. | | |
26 | Р/Р Изложение от 3-го лица | 17. 10 | | |
27 | Страдательные причастия настоящего времени. | 18. 10. | | |
28 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 22. 10. | | |
29 | Сжатое изложение | 24. 10 | | |
30 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 25. 10 | | |
31 | Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. | 06.11. | | |
32 | Полные и краткие страдательные причастия. Словарный диктант. | 07. 11. | | |
33 | Контрольный диктант. «Правописание суффиксов причастий» | 08.. 11. | | |
34 | Анализ диктанта. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. | 12. 11. | | |
35 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 13. 11. | | |
36 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 14.11. | | |
37 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 15. 11. | | |
38 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Условия выбора. | 19. 11. | | |
39 | Подготовка к выборочному изложению. | 20. 11. | | |
40 | Выборочное изложение. | 21. 11. | | |
41 | Анализ изложения. Работа над ошибками. | 22. 11. | | |
42 | Морфологический разбор причастия. | 26. 11. | | |
43 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 27. 11. | | |
44 | Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. | 28. 11. | | |
45 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями и другими частями речи. | 29. 11. | | |
46 | Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 03. 12. | | |
47 | Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 04. 12. | | |
48 | Сочинение – описание внешности человека. | 05. 12. | | |
49 | Повторение изученного материала о причастии. | 06.12 | | |
50 | Контроль ная работа по теме « Правописание причастий. Пунктуация при Причастном обороте» или тестовая работа | 10.12 | | |
51 | Анализ контроль ной работы | 11.12 | | |
| ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10 часов) | | | |
52 | Понятие о деепричастии. | 12.12 | | |
53 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 13.12 | | |
54 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 17.12 | | |
55 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | 18.12 | | |
56 | Деепричастия несовершенного вида. | 19.12 | | |
57 | Деепричастия совершенного вида. | 20.12 | | |
58 | Деепричастия совершенного вида. | 24.12 | | |
59 | Сочинение с описанием действия. | 25.12 | | |
60 | Повторение изученного о деепричастии. Морфологический разбор деепричастия. | 26.12 | | |
61 | Контрольная работа по теме «Деепричастие» | 27.12 | | |
| НАРЕЧИЕ(23 ЧАСА) | | | |
62 | Наречие как часть речи. | 09.01 | | |
63 | Употребление наречий в речи. | 10.01 | | |
64 | Смысловые группы наречий. | 14.01 | | |
65 | Степени сравнения наречий. | 15.01 | | |
66 | Морфологический разбор наречия. | 16.01 | | |
67 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. | 17.01 | | |
68 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. | 21.01 | | |
69 | Урок – практикум по теме «Употребление НЕ с разными частями речи» | 22.01 | | |
70 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | 23.01 | | |
71 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | 24.01 | | |
72 | Н и НН в наречиях на –О и –Е. | 28.01 | | |
73 | Урок – практикум по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи» | 29.01 | | |
74 | Описание действий. | 30.01 | | |
75 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 31.01 | | |
76 | Буквы О и А на конце наречий | 04.02 | | |
77 | Изложение текста с описанием действия (упр. 248) | 05.02 | | |
78 | Дефис между частями слова в наречиях. | 06.02 | | |
79 | Дефис между частями слова в наречиях. | 07.02 | | |
80 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 11.02 | | |
81 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 12.02 | | |
82 | Повторение изученного о наречии. | 13.02 | | |
83 | Контроль ная работа по теме « Наречие» или тестовая работа | 14.02 | | |
84 | Анализ контроль ной работы | 18.02 | | |
| КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (3 часа) | | | |
85 | Категория состояния как часть речи. | 19.02 | | |
86 | Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор слов категории состояния. | 20.02 | | |
87 | Сжатое изложение упр. 281 | 21.02 | | |
| СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ( 37 ЧАСОВ) | | | |
| ПРЕДЛОГ (9 ЧАСОВ) | | | |
88 | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. | 25.02 | | |
89 | Употребление предлогов. | 26.02 | | |
90 | Непроизводные и производные предлоги. | 27.02 | | |
91 | Непроизводные и производные предлоги. | 28.02 | | |
92 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. | 04.03 | | |
93 | Подробное изложение | 05.03 | | |
94 | Слитное и раздельное написание предлогов. | 06.03 | | |
95 | Слитное и раздельное написание предлогов. | 07.03 | | |
96 | Обобщающе-повторительный урок по теме «Предлог». Тест. | 11.03 | | |
| СОЮЗ ( 12часов) | | | |
97 | Союз как часть речи. Простые и составные союзы. | 12.03 | | |
98 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 13.03 | | |
99 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 14.03 | | |
100 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 18.03 | | |
101 | Проверочная работа по теме «Пунктуация в простом и сложном предложении» | 19.03 | | |
102 | Сочинение «Я сижу на берегу…» ( по упр. 335) | 20.03 | | |
103 | Сочинительные союзы. | 21.03 | | |
104 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. | 01.04 | | |
105 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. | 02.04 | | |
106 | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. | 03.04 | | |
107 | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. | 04.04 | | |
108 | Повторение сведений о предлогах и союзах. Тест. | 08.04 | | |
| ЧАСТИЦА (15 часов). МЕЖДОМЕТИЕ (1 ЧАС) | | | |
109 | Частица как часть речи. | 09.04 | | |
110 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 10.04 | | |
111 | Смысловые частицы. | 11.04 | | |
112 | Смысловые частицы. | 15.04 | | |
113 | Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. | 16.04 | | |
114 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | 17.04 | | |
115 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | 18.04 | | |
116 | Различение частицы и приставки НЕ-. | 22.04 | | |
117 | Различение частицы и приставки НЕ-. | 23.04 | | |
118 | Сочинение - рассказ по данному сюжету (по упр.402) | 24.04 | | |
119 | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ. | 25.04 | | |
120 | Повторение изученного материала о частицах. | 29.04 | | |
121 | Подробное изложение с элементами сочинения | 30.04 | | |
122 | Подробное изложение с элементами сочинения | 02.05 | | |
123 | Тест по теме «Служебные части речи» | 06.05 | | |
124 | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 07.05 | | |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-7 КЛАССАХ(16 часов) | | | |
125 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | 08.05 | | |
126 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | 13.05 | | |
127 | Фонетика и графика. | 14.05 | | |
128 | Лексика и фразеология. | 15.05 | | |
129 | Лексика и фразеология. | 16.05 | | |
130 | Морфемика. Словообразование. | 20.05 | | |
131 | Промежуточная аттестация в формате ЕГЭ. | 21.05 | | |
132 | Морфология | 22.05 | | |
133 | Морфология. | 23.05 | | |
134 | Орфография. | 27.05 | | |
135 | Синтаксис. Пунктуация. | 28.05 | | |
136 | Синтаксис. Пунктуация. | 29.05 | | |
137 | Итоговый контрольный диктант | 30.05 | | |
138 | Анализ диктанта | | | |
139 | Тест за курс 7 класса | | | |
140 | Викторина по русскому языку | | | |
11